Затруднения, которые находит духовенство для возрождения приходов. Борьба с пьянством и общества трезвости — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Затруднения, которые находит духовенство для возрождения приходов. Борьба с пьянством и общества трезвости

2021-03-17 63
Затруднения, которые находит духовенство для возрождения приходов. Борьба с пьянством и общества трезвости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы дорогие братья пастыри избежали разных споров в будущих первых своих пастырских собраниях, я хочу ответить вперед на те причины, которые выставляются обыкновенно многими священниками как препятствия для возрождения приходской жизни. Духовенство Орловской епархии находило сперва дело возрождения приходов трудно осуществимым из-за зависимости пастырей от прихожан, от их копеек, которых они не додают за требы, т.е. из-за материального вопроса. Хотя в этом мнении сказалась справедливая нужда русского духовенства и действительно необходимо употребить все меры к скорейшему разрешению давно назревшего вопроса о выдаче жалованья духовенству и освобождении его от сборов по приходу, но ввиду того, что Отечество переживало такие испытания, казалось непатриотичным основывать свои ответы только на материальном вопросе; психология момента требовала большее. Мое убеждение, что священники, живущие молитвенным подвигом, развитые духовно, имеют другой кругозор и никогда не будут выставлять в качестве препятствия своей духовной деятельности материальные вопросы, оправдалось на одном собрании, когда вышел известный пастырь в Волховском уезде о. Георгий Косов и сказал: «Необходимо сознаться, что мы, пастыри, живем не по-пастырски, что для успеха дела пастырям надо отвергнуть себя и идти за Христом, а не так, как теперь, что Христос за нами идет, а не мы за Ним». В Петрограде на моем сообщении «О приходской реформе» членам Г. Думы и Г. Совета и высшему обществу я говорил по этому же поводу следующее: «Духовенство вначале находило дело возрождения приходов трудно осуществимым по разным причинам, и главным образом из-за зависимости пастырей от прихожан: отсутствия жалованья и необходимости ходить за сборами по приходу. Они с глубокой скорбью и оскорбленным чувством передавали свои страдания, как они находятся также в плену у местных кулаков, с которыми непосильно им бороться. Пастырская ревность заставляет вступиться за своих духовных детей, обижаемых кулаком, местным земледельцем или торговцем, но с этим чувством борется сознание о собственной нужде и о требованиях семьи, и что если он скажет этому кулаку хоть слово упрека или обличения, то лишится трех рублей за молебен на праздник. Вот главное препятствие для возрождения приходов! Больной, страшный вопрос! Сколько раз он поднимался и все еще не пришел к разрешению. Ныне духовенство возлагает все свои надежды на Г. Совет и Г. Думу, что они в сознании величайшего значения этого вопроса для возрождения жизни духовенства и народа окончат его и найдут возможным дать и средства к справедливому решению. Мое глубочайшее убеждение, господа, выведенное из зоркого наблюдения за настроением, жизнью, деятельностью и психологией духовенства, что без обеспечения и придания ему самостоятельности мы не можем рассчитывать на возрождение пастырей, чтобы они были в силах в настоящем положении подняться, сбросить с себя приниженное и оскорбительное положение и стать во главе своих паств учителями, обличителями безнравственности и просветителями среди темноты и невежества! Нужда давит, слишком мало духовенству дается для воспитания, учения, а затем и жизни, чтобы можно было по праву и справедливости столько с них спрашивать! Многие думают и говорят, что если обеспечить пастырей жалованьем, то они превратятся в чиновников. При этом невольно напрашивается другой вопрос: в кого бы превратились чиновники, если бы им прекратили выдачу жалованья? Однако священники вообще люди нравственные и не менее полезные для государства. Вся беда, что за недостатком средств, за предоставлением права получать образование на собственные средства и на свечные огарки, они вовсе не получают воспитания, и как только государство по справедливости даст средства на эту вопиющую нужду, то боязнь, чтобы духовно подготовленные пастыри могли в самостоятельной жизни превратиться в бюрократов-чиновников, не должна иметь места. На обязанности членов Г. Думы лежит, несомненно, великая забота об ограждении государства от посягательства на него соседей, о вооружении войска, о постройке броненосцев и флота, об укреплении границ крепостями Но вот, взглянем, плывут три броненосца. Это сила, опора народная! Стоимость их куда превосходит число миллионов, потребных на удовлетворение всего русского духовенства жалованьем. Однако можно ли сравнивать их силу и могущество с целым сонмом русских священников, с 50-ю тысячами пастырей, раскинутых на громадном пространстве всей России, могущественно держащих в своих руках 180 миллионов православного населения? Конечно, нужны и крепости, и броненосцы, но еще нужнее крепость и духовная сила бойцам, сидящим на них, для самопожертвования, исполнения своего долга и защиты государства! А кто их дает людям, как не вера, Церковь и отцы пастыри? Что бы ответили рабочие, призванные к постройке крепостей и броненосцев, если бы вместо платы за труд было постановлено предоставить им только право пользоваться вознаграждением соотечественников по их сознанию и чувству признательности? Именно в такое положение поставлено наше духовенство, и оно терпит, ради Христа, свою бедность, приниженность, не переставая работать, исполняя все требования и лишь взывая по временам к справедливости соотечественников Признайтесь же, господа, что эти бедные сельские пастыри — истинные герои русского народа, что они — действительно мученики, которые в настоящее тревожное время терпят не только нужду, но выдерживают на себе главный натиск революции, выносят первыми все оскорбления, разорения и издевательства! Сейчас за мной выступит со своим сообщением раненый священник, у которого жена была тоже ранена при нападении на их дом. Но пастыри не покинули своих приходов, несмотря на претерпеваемые бедствия, они продолжают работать, делают великое, культурное, творческое, народное и духовное дело в глуши. Необходимо позаботиться об обеспечении духовенства и школы. Духовная крепость государства вся покоится на Церкви и духовенстве!» Вторым препятствием к возрождению приходской жизни пастыре считали базары и волостные суды, которые отвлекают народ в праздничные дни. Как часто у нас, русских людей, чувства не сходятся с мыслями! Народ наш любит храмы, истовое служение, церковные праздники, но одновременно старается устраивать базары и ярмарки по праздникам; чем больше праздник, тем важнее и обширнее базар или ярмарка. Уже накануне праздника начинается подторжье, и во время всенощной мужики еще стоят на ногах, а храмы наполняются бабами и детьми… Для борьбы с этим убийственным порядком я решился сам поехать в губернское Орловское земское собрание. Действительно, в докладах были помещены новые просьбы о ярмарках в двунадесятые и другие почитаемые праздники. Когда секретарь начал читать доклад о базарах и ярмарках, я удвоил внимание, но смотрю, тотчас же все депутаты стали разговаривать между собою, некоторые пошли в буфет, ясно показывая, что этот вопрос никого не интересует… По окончании чтения я попросил слова, чтобы обратить внимание депутатов на громадную важность этого доклада, на греховность обычая устраивать базары и ярмарки в двунадесятые праздники, чтобы нарисовать картину сельской ярмарки, знакомую им как помещикам, когда во время обедни мужики, совершенно пьяные, бродят, как одурманенные и отравленные мухи, кругом своего храма, и молятся в нем больше старухи, дети да бабы, а священник, ожидавший с нетерпением большого праздника, чтобы сказать им необходимые поучение и наставление, лишен этой возможности, Наконец, я передал депутатам, что при моем стремлении возродить приходскую жизнь пастыри прямо указывали на непреодолимые затруднения вследствие праздничных базаров и ярмарок. Земцы выслушали меня удивленно и даже испугались, что я требую прекращения всех праздничных ярмарок! Нельзя же, мол, переменить этот обычай! Тогда я успокоил их, говоря, что вовсе не требую прекращения всех ярмарок, разрешенных прежде, но прошу, чтобы сейчас постановили: — не разрешать впредь новых базаров и ярмарок в такие дни, а затем старые ярмарки постепенно переводить на следующий день после праздника, дабы подторжье начиналось после 12 часов в самый праздник, и через это крестьяне могли молитвенно встречать праздники за всенощной и покойно отстоять обедню. Третье затруднение для возрождения приходской жизни орловские пастыри находили в существующем там распределении приходов в городах, где они территориально не отделены один от другого. Действительно, каких только беспорядков и нестроений не встречается еще в России! Есть уездные города, в которых прихожане делятся на приходы по начальным буквам фамилий; один приход на букву А, другой на Б и т.д. Так что если в одной семье есть замужние дочери или вдовы, некоторые из них принадлежат к разным, отдаленным приходам, и в праздник приезжают и встречаются между собою священники разных приходов, дабы служить молебны и кропить святою водою. Это весьма затрудняет пастырей посещать своих прихожан. Вообще -же невозможно насильно привязывать прихожан к той или другой церкви и заставлять ходить непременно в своей приходской храм. Есть люди, которые с детства привыкают к известному храму по дорогим воспоминаниям в своей жизни; здесь, молясь перед тою или другою иконою, они получали сердечные утешения или чудесную помощь. Нужно так вести пастырское дело, чтобы привлекать молящихся, чтобы они шли не по принуждению, а добровольно, и кто в каком храме всегда молится, тот и действительный прихожанин его, а потому охотно будет участвовать в общих приходских делах. Тот пастырь привлекает к себе мирян, который работает над собой. Территориальные неудобства не могут служить препятствием к единению пастырей с пасомыми. Четвертое затруднение — это благотворительность в сельских приходах; трудно собрать жертвы ввиду вообще бедности народа. Существуют целые приходы из людей, нуждающихся в благотворительности. Кто же им будет благотворить? Но во-первых, приходы в 500 — 1000 душ, как бы ни были бедны, могут собрать по 5 коп. с души, и это уже составит некоторую сумму, достаточную для призрения в деревне 2 — 3 сирот; а во-вторых, надо добывать средства для благотворения в таких монастырях не сборами, а отдачей небольшой части общественной земли в пользу бедных, продажею урожая с подобной общественной земли в пользу благотворительности и т.д. Наконец, благотворительность неверно понимается, когда на нее смотрят как на сбор или ассигновку денег. Такая благотворительность — низшего разряда. Высшая, христианская благотворительность не в сборе денег, а в любви созидающей, которая сумеет восполнить всякую нужду. Самообложение войдет в силу со временем, когда в общее сознание всего прихода войдет мысль, что приход есть община живая. Что выгоднее избрать: добровольные пожертвования или обложение? Наука экономии давно доказала, что лучший способ обеспечения — принудительное обложение, хотя бы самое ничтожное; его преимущество в регулярности. Но это впереди; при самом начале было бы неосторожно прилагать самообложение; это могло бы оттолкнуть некоторых. Пятым затруднением к возрождению приходов за эти четыре года пастыри выставляли стихийно развившееся и увеличившееся в России пьянство и тайную продажу вина, сделавшуюся самым легким и выгодным предметом торговли. Благодаря повелению возлюбленнейшего Государя Императора величайшее народное бедствие — пьянство — прекращено, народный грех приостановлен Самодержавным Царем. Теперь на обязанности пастырей и приходских советов осталась борьба с тайною продажею вина и изготовлением крепких напитков. В селах и деревнях нет таких тайных продавцев и фабрикантов крепких напитков, которые были бы неизвестны крестьянам. Торгующих по бедности надо вразумлять и устраивать на места, позаботясь об их нужде, что нетрудно, и вообще, борьба с ними не замысловата; но особенно упорны местные кулаки и крестьяне, обладающие и без того достатком, одержимые духом сребролюбия и наживы. Эти беззаконники устрашают духовенство и односельчан безумною местью, излюбленным ими средством борьбы — поджогами, и поэтому многие священники и крестьяне избегают вступать в какие-либо пререкания с ними и действовать решительно. Но надо помнить, что в переживаемое время единичными силами нельзя совершенно бороться со злом и всеми мерами и средствами следует добиваться объединения, а затем совместного воздействия на трезвых членов общества Я не упоминаю о тайной продаже вина евреями, против которых должны действовать исключительно закон и общество, предавая их власти и ответственности. Ввиду вышеизложенного, прошу всех пастырей держаться следующего порядка: 1) сперва прочесть мои обращения и распоряжения прихожанам (кружкам миссионеров, когда они будут, затем и приходским советам) и изложить им, до какого нравственного падения доходит русский народ благодаря усилившемуся потреблению вина. Годины тяжких испытаний требуют трезвого, умственного труда, духовного подъема и величайшего проявления любви к родине, чтобы бороться со всеми ухищрениями врагов России и отстоять права и интересы своего государства, и поэтому с особою осторожностью надо переживать такое время, исправляясь во всех недостатках и призывая себе в молитвах помощь Божию. Но мы видим совершенно обратное: народ забывал Бога, свои семьи, терял сознание, совесть и сам себя направлял к гибели, принимая своих развратителей за друзей, а врагов за благодетелей. Каждый благомыслящий человек должен воспротивиться такому разрушению народной нравственности, и все трезвые верующие, соединяясь между собою во имя Бога, православной веры, своего царя — помазанника Божия и возлюбленной родины, обязаны положить конец этой беде, угрожающей благосостоянию всей России и крепости государства; 2) заняться подготовлением этого объединения со всеми благомыслящими прихожанами в будущих приходских советах и с такою целью устраивать собрания. Большую помощь могут оказать женщины, жены, страдающие с детьми от пьянства их мужей, и надо прибегнуть к их содействию; 3) вначале, пока полное объединение еще не произошло, нужно постараться с миссионерским кружком или приходским советом подействовать на тех тайных продавцов, которые менее опасны и упорны, как вдовы, и добрым христианским словом вразумить их. Если же эти женщины торгуют по бедности, взять их на приходское попечение или определить на места. Священнику следует тайно и миролюбиво, если не любовно, влиять на опасных торговцев, пользуясь возможностью беседовать глаз на глаз и в особенности на исповеди доказывая им, что тайная продаже вина такой же грабеж; 4) когда наступит единение в приходе между всеми благомыслящими, можно приступить к вразумлению виновных всем сходом. Тайным продавцам вина надо объяснить сперва, что сход желает к ним обратиться по-братски, по христиански, с усердною просьбою бросить это занятие как недостойное и преступное, но если они не примут братского внушения и сердечной любви, то пусть считают себя чужими, отступниками от прихода; 5) при нежелании тайных продавцов вразумиться, чрез некоторое время собрать опять единомышленный сход и уже после вторичного внушения составить приговор, определив срок для прекращения торговли под угрозою предания виновных властям для законного суда. Изложенный порядок, основанный на евангельском учении, должен, несомненно, увенчаться успехом, а если и придется упорствующих подвергнуть наказанию после сделанных попыток в духе мира и любви, то это послужит острасткою и спасением для остальных. Но, несомненно, от мудрости пастырей будет зависеть проведение в жизнь этого моего предначертания. Для влияния на пьянствующих необходимо открывать в селах и городах общества трезвости и добиваться уменьшения праздничных разгулов во время свадеб и поминок умерших. Обращаю особенное внимание пастырей на это святое дело. При помощи будущих приходских советов это осуществимо.

Основные понятия и положения о приходе

Православным приходом именуется союз православных христиан, составляющий часть паствы местного епископа и чрез сие принадлежащий к единой святой Соборной и Апостольской Церкви, находящийся в известной местности, объединенный в общину при своем храме и врученный епископом ближайшему пастырскому руководству одного или нескольких священников для достижения членами оного вечного спасения посредством общей молитвы, благодатных Таинств, церковного назидания и дел христианского благотворения. Все лица, входящие в состав прихода и именуемые прихожанами, а также члены их семейств, вносятся приходским причтом в особые приходские списки с показанием фамилии, имени, отчества, звания и рода занятий каждого, времени его рождения и крещения, бытия у исповеди и святого причастия и вступления в брак, времени смерти, времени переселения в приход или из прихода и места, откуда кто водворился и куда выселился, а также сведений о том, кто какие проходил должности приходские и чем содействовал благосостоянию прихода. Форма этих списков утверждается высшею церковною властью, а самые списки выдаются на 5 лет от епархиального начальства или от тех учреждений и лиц, которым это поручено будет. Приходские списки однажды в год свидетельствуются благочинным или его помощником. Законченные приходские списки сдаются в церковный архив для хранения. В случае переселения кого-либо из одного прихода на постоянное жительство в другой, переселяющиеся лица могут испрашивать от настоятеля прежнего прихода переходное свидетельство на переселение с прописанием в нем всех сведений, имеющихся в приходских списках. Православные лица, проживающие в пределах какого-либо прихода и числящиеся в списках его прихожан, могут одновременно, по своему желанию, быть приписанными к составу другого прихода, если на сие последует согласие приходского собрания этого прихода. Таковое причисление не освобождает этих лиц от связи с их приходским храмом и приходскими учреждениями. Участие прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез приходское собрание и приходской совет. Приходское собрание составляют все лица, платящие приходские сборы, а также и другие прихожане, коих приходское собрание признает полезным пригласить к участию в своих занятиях. Церковный староста есть непременный член приходского собрания. Не имеют права участия в приходских собраниях: 1) не достигшие гражданского совершеннолетия; 2) не исполняющие христианского долга исповеди и святого причастия по крайней мере в течение трех лет сряду; 3) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы; 4) отрешенные по судебным приговорам от должности в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью; 5) состояние под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в п. 3 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности; 6) лишенные права участия в приходском собрании по постановлению оного; 7) лица, состоящие под епитимиею, наложенной по церковному суду. Приходское собрание может лишить права участия в своих заседаниях и права быть избранными на какие-либо приходские должности лиц, неоднократно нарушавших своими поступками благочиние в приходских собраниях, а также постоянно уклоняющихся от взноса общеприходских сборов, устанавливаемых согласно сим правилам. Приходские собрания происходят в существующих в местности удобных для сего помещениях. При отсутствии таких помещений они в исключительных случаях с разрешения каждый раз местного архиерея могут быть созываемы в храме, в свободное от богослужения время. Приходское собрание созывается по постановлениям приходского совета не менее двух раз в год — в начале гражданского года и осенью. В случаях нужды может быть созываемо чрезвычайное приходское собрание или по распоряжению епархиальной власти, или по постановлению приходского совета, основанному на заявлении приходского священника, либо на ходатайстве прихожан (не менее 15 лиц из числа имеющих право участвовать в собрании). Объявление о созыве приходского собрания делается настоятелем в церкви после богослужения в три предшествующие собранию воскресные дня, а также вывешивается на церковных дверях; кроме того, в потребных случаях доводятся до сведения прихожан иными какими-либо способами, указанными приходским собранием. По делам, не терпящим отлагательства, приходское собрание может быть созвано и в семидневный срок, но на таком собрании не могут быть постановляемы решения о каких-либо общеприходских денежных сборах. В объявлении о созыве приходского собрания точно обозначаются время и место собрания и предметы, подлежащие обсуждению. Дело, не обозначенное в объявлении о созыве, не может быть решаемо на собрании. В случае возбуждения какого-либо нового вопроса на самом собрании, последний может быть предметом обсуждения, но окончательному решению он подлежит на следующем приходском собрании. Приходское собрание считается состоявшимся, если присутствует председатель и явилась хотя бы одна десятая часть (в сельских приходах) или одна двадцатая часть (в городских приходах) из имеющих право участвовать в собрании прихожан. Для действительности решения о выборах в члены приходского совета, об установлении сборов на нужды прихода и по другим денежным вопросам, касающимся прихода, о приобретении и отчуждении приходского недвижимого имущества, о возбуждении судебного дела, касающегося прихода, достаточно присутствие половины общего числа прихожан, фактически проживающих в приходе. Если собрание не состоится по неприбытию указанного числа прихожан, то оно созывается вновь через неделю и считается состоявшимся при всяком количестве собравшихся. На приходском собрании председательствует священник настоятель; в случае его болезни или отсутствия, а также если подлежащее обсуждению дело касается его личных выгод или интересов, председательствует другой священник, по назначению благочинного. Если епархиальное начальство признает необходимым участие благочинного в приходском собрании, то он и председательствует в собрании. Предметами обсуждения приходских собраний служат: а) сооружение, ремонт и содержание в надлежащем благолепии храма и других церковных зданий; б) приобретение ризницы, церковной утвари, богослужебных книг и других принадлежностей храма и богослужения; в) устройство домов для церковного причта и ремонт их; улучшение содержания причту; г) оказание пособий по страхованию церковных и причтовых зданий; д) содержание собственных приходских благотворительных и просветительных учреждений; е) избрание церковного старосты согласно действующей инструкции церковным старостам, членов приходского совета и лиц для заведывания учреждениями прихода и его имуществом; ж) вопросы, касающиеся религиозно-нравственной жизни прихода (об учреждении в приходе миссионерских, просветительных и благотворительных братств, кружков и союзов, а также обществ трезвости, хоругвеносцев, певческих хоров, об устройстве школ и вспоможении им, об учреждении стипендий в духовно-учебных заведениях для окончивших учение в начальных школах прихода); з) содействие к охранению приходского храма и его имущества от посягательств со стороны злонамеренных людей; содержание в порядке приходского кладбища; и) приобретение и отчуждение приходского имущества; принятие пожертвований в пользу прихода; к) изыскание средств на нужды прихода посредством сборов, подписки и другими способами, допускаемыми духовною властью; л) в случае недостатка приходских средств — ходатайство перед епархиальным начальством об оказании пособия из церковных сумм на благоукрашение приходского храма и нужды приходских учреждений; м) оказание пособий на общие епархиальные нужды; н) рассмотрение годичного отчета приходского совета о приходе и расходе приходских сумм и о других предметах; о) избрание лиц для рассмотрения и ревизии отчета приходских сумм и имущества и для подписания постановлений приходского собрания; п) выделение из состава прихода части его или изменение границ прихода и могущие возникать при этом вопросы о разделе или выделении приходского имущества, а также вопросы о причислении к приходу лиц, состоящих прихожанами другого прихода; р) ходатайство пред епархиальным начальством о присвоении храмоздателям и лицам, особенно потрудившимся в деле сооружения, благоустроения и содержания приходского храма — пожизненного звания попечителя (попечительницы) храма. Постановления приходского собрания, касающиеся вопросов: а) сооружения и капитального ремонта храма и других церковных зданий; б) устройства домов для церковного причта и ремонта их, если на этот предмет предполагается израсходовать церковные средства, в) избрания церковного старосты; г) учреждения миссионерских, просветительных и благотворительных братств, кружков и союзов, а также обществ трезвости, хоругвеносцев, стипендий; д) изыскания средств на нужды прихода посредством сборов, подписки и т.п., если означенные сборы, подписки и т.п. выходят за пределы прихода, е) ходатайства пред епархиальным начальством об оказании пособия из церковных сумм на благоукрашение приходского храма и приходских учреждений, а также о присвоении известным лицам звания попечителя (попечительницы) храма, ж) выделения из состава прихода части его или изменения границ прихода и раздела приходского имущества — представляются чрез благочинного на утверждение епархиального начальства. Руководство занятиями приходских собраний принадлежит председателю. Он вносит дела и вопросы на обсуждение собрания, направляет прения по возможности к общему соглашению и формулирует принятые решения, устраняя из предметов обсуждения все выходящие за пределы круга ведения собрания. Он же наблюдает и за внешним порядком в собрании и принимает меры к удалению из него лиц, явившихся в нетрезвом виде. Если, несмотря на принятые меры, порядок среди присутствующих не восстанавливается, то председатель закрывает собрание. Решение приходского собрания принимается открытым и общим соглашением, если же такового не последует, то простым большинством голосов, причем в случае равенства голосов голос председателя дает перевес. О постановлениях собрания, явно нарушающих законы или признаваемых священником неполезными для прихода, председатель собрания не позднее семи дней представляет на усмотрение епархиального начальства. О принятых решениях председатель приходского собрания заносит в шнуровую книгу; решение подписывается председателем собрания и лицами, уполномоченными на то собранием. Присутствовавшие на собрании прихода, в числе не менее 1/5, считающие постановление неправильным могут в течение двух недель после собрания принести жалобу епархиальному начальству. Жалоба приносится через приходской совет и представляется с его объяснением в семидневный срок. Копия с решения приходского собрания, заверенная председателем собрания, сообщается в недельный срок благочинному. Решения приходского собрания, не опротестованные ни председателем собрания, ни благочинным, ни прихожанами в течение двух недель, приводятся в исполнение. Постановления приходского собрания, требующие разрешения епархиальной или иной власти, приводятся в исполнение не прежде, как по получении надлежащего разрешения. Ближайшее ведение приходских дел и заведывание приходским имуществом в каждом приходе возлагается на приходской совет. В состав совета входят: настоятель приходского храма, члены причта, церковный староста, попечитель (попечительница) храма, если лица, имеющие такое звание, есть в приходе, и представители от прихода, избираемые в приходском собрании на три года, в числе от 6 до 12 лиц. Примечания. 1. В приходах, где число членов причта превышает 6, выборных представителей от прихода может быть и более 12-ти, но с тем условием, чтобы общее число их не превышало 2/3 всего состава совета. 2. Отдельные селения, входящие в состав прихода, каждое само по себе, или соединенные в группы, могут избирать в приходской совет своих кандидатов пропорционально количеству лиц, имеющих право участвовать в приходском собрании. 3. Все члены приходского совета свои обязанности по званию членов исполняют безвозмездно. К участию в заседаниях приходского совета приглашаются с правом голоса заведующие разными приходскими учреждениями, по делам их ведения. В приходском совете председательствует настоятель приходского храма. В случае его отсутствия или болезни, а также если подлежащее обсуждению дело касается его личных выгод или интересов, председательствует другой священник, по назначению благочинного. В многоклирных приходах один из священников может быть назначен епархиального властью товарищем председателя. На приходской совет возлагается: а) созыв приходского собрания; б) приискание помещения для оного; в) подготовка дел, вносимых в приходское собрание; г) обсуждение способов исполнения постановлений приходского собрания и самое исполнение оных; д) попечение об увеличении средств прихода; е) заведывание имуществом прихода и его капиталами; ж) принятие сборов, установленных приходским собранием, наблюдение и контроль за своевременным поступлением приходских сумм; з) выдача полномочий на совершение имущественных актов и на хождение в судебных и других местах и у должностных лиц по делам прихода; и) ежемесячное свидетельствование приходских сумм и приходо-расходных документов; к) попечение о приходском кладбище и об устройстве похорон бедных лиц, умерших в приходе; л) содействие приходскому священнику в деле ограждения прихода от проникающих в оный лжеучений; м) принятие мер к утверждению и возвышению религиозно-нравственной жизни прихожан; н) искоренение в приходе пьянства, сквернословия и других пороков; о) изыскание способов к устройству школ и других приходских учреждений; п) оказание бедным людям прихода помощи в размере действительной надобности; р) ведение списка прихожан, имеющих право участия в приходских собраниях и участвующих в уплате различных общеприходских сборов; с) общий надзор за правильною деятельностью приходских учреждений; т) сношение по делам прихода с подлежащими местами и лицами; у) составление и представление приходскому собранию отчета о своей деятельности и о движении приходских сумм за истекший год и сметных расписаний на будущий; ф) избрание сроком на 1 год из числа членов приходского совета двух представителей для присутствования при ежемесячном освидетельствовании причтом и церковным старостою церковных сумм; х) избрание уполномоченных для участия по приглашению на окружных благочиннических и уездных пастырских собраниях для совместного обсуждения вопросов приходской жизни. Председатель приходского совета созывает членов оного на заседания, руководит совещаниями, ведет от имени совета письменные сношения и вообще наблюдает за правильностью делопроизводства. В случае упорного противодействия со стороны большинства совета руководственным указаниям духовной власти, епархиальный архиерей может сделать распоряжение об устранении таковых членов и о выборе на ближайшем приходском собрании под руководством благочинного новых членов приходского совета. Заседания приходского совета созываются председателем по мере надобности или вследствие заявления не менее одной трети его членов, но во всяком случае не менее одного раза в месяц, и признаются состоявшимися при наличности не менее половины его членов. Если за неприбытием установленного числа членов заседание приходского совета не состоится, то председатель назначает новое заседание не ранее следующего дня, и оно считается состоявшимся при всяком количестве собравшихся членов. Обязанности делопроизводителя и казначея приходского совета налагаются на членов совета, по избранию оного. На членов приходского совета возлагаются обязанности: 1) помогать во всем своему председателю-священнику в устроении приходской жизни и исполнять по общему соглашению поручаемые им дела; 2) иметь смотрение за тем участком прихода, который им будет поручен, при разделении его с этой целью на части; 3) стараться прекращать домашними средствами вражду между прихожанами в самом зародыше как недопустимую в христианском обществе и вносить умиротворяющее начало в семейную и общественную жизнь прихожан; 4) наблюдать в селах за подрастающим поколением и его нравственностью и препровождением дней праздников, богослужений, общественных молебствий и крестных ходов; 5) бороться с распространением среди прихожан изданий и учений, вредных в религиозном и нравственном отношении; 6) помогать церковному старосте в наблюдении за порядком во время совершения богослужений; 7) являться по уполномочию совета на благочиннические и уездные пастырские собрания для совместного обсуждения вопросов приходской жизни; 8) заботиться об устроении постоянной библиотеки при храме или школе и передвижных библиотек из брошюр и листков для сел и деревень, входящих в состав прихода; 9) по возможности помогать во всех письменных и отчетных работах председателю и церковному старосте. Имущество, принадлежащее приходу, именуется приходским имуществом, в отличие от церковного. Имущество, принадлежащее церкви, именуется церковным имуществом и на основании св. канонов (пр. св. Апост. 38, 40 и 41; Ант. соб. 25) состоит в исключительном ведении церковной власти. Управление и распоряжение приходским имуществом принадлежит приходскому собранию и совету, по принадлежности. Средства прихода составляют: а) сборы с прихожан по постановлениям приходского собрания; б) общие сборы в церквах, производимые по соглашению приходского совета со священником настоятелем и церковным старостою; в) сборы вне пределов прихода по сборным книжкам, выдаваемым епархиальным начальством; г) доходы от приходского недвижимого имущества и приходских учреждений; д) пожертвования от прихожан и от посторонних лиц в нужды прихода; е) пособия от казны или от духовного и других ведомств, а равно от земств, городских, сельских и иных обществ и установлений, единовременные и постоянные. В каждом приходе могут быть учреждаемы по постановлениям приходского собрания в соответствии с религиозно-нравственными потребностями приходской жизни различного рода общеполезные заведения, как-то: школы, приюты для сирот, богадельни, больницы, ясли для малолетних, библиотеки и т.п. Общеполезным заведениям, существующим или вновь возникающим в пределах прихода не по постановлениям приходского собрания, а учреждаемых правительством, церковною властью, земством, городом и т.п., приход может по своим средствам и по мере надобности оказывать денежные и иные вспомоществования. Для большей успешности в деле достижения религиозно-нравственных целей соседние приходы той же епархии могут объединяться и устраивать для нескольких приходов общие приходские учреждения, заведывание сими учреждениями возлагается на один из приходских советов по взаимному соглашению приходов и с утверждения епархиального начальства. Приход заботится об устройстве своих школьных помещений или об улучшении существующих, об обеспечении школ отоплением, освещением, прислугой, о страховании от огня школьных зданий, снабжения школ учебными книгами и пособиями и книгами для внеклассного чтения, об устройстве ночлежных приютов и о доставлении подвод для детей, живущих на дальнем расстоянии от школы, о снабжении неимущих детей пищею и теплою одеждой. Приход может иметь одну или несколько библиотек. В этих библиотеках кроме книг религиозно-просветительного и исторического содержания, могут быть и книги, полезные в житейском быту. Библиотеки приходские организуются и пополняются под ближайшим наблюдением, руководством и ответственностью приходского священника. Лица, заведующие приходскими учреждениями по избранию приходского собрания, руководствуются в своей деятельности указаниями приходск


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.