Осмотр места происшествия при расследовании дорожно-транспортных преступлений — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Осмотр места происшествия при расследовании дорожно-транспортных преступлений

2021-03-17 95
Осмотр места происшествия при расследовании дорожно-транспортных преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По прибытии на место происшествия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случившемся, определить методы проведения осмотра места происшествия и места вероятного нахождения различных следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра.

Перед началом осмотра следует провести ряд организационных и подготовительных мероприятий:

1) обеспечить безопасность лиц, участвующих в осмотре;

2) принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь, при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т.д.);

3) удалить с места происшествия посторонних, предварительно установив среди них лиц, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании дорожно-транспортного преступления;

4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников полиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;

5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра;

6) на основании результатов, полученных при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе визуального осмотра места происшествия: следователь при необходимости должен дать задания членам следственно-оперативной группы о проведении ими определенных действий или разыскных мероприятий.

В случаях, не терпящих отлагательства, когда следы могут быть утеряны из-за погодных или иных условий, осмотр проводится, по возможности, одновременно с вышеназванными мероприятиями.

Изучение обстановки на месте совершения дорожного события позволяет понять следователю сущность происшедшего, получить необходимую доказательственную информацию о виде, характере и обстоятельствах совершения конкретного ДТП, значительно облегчает реконструкцию всего события от момента возникновения опасной обстановки до конечного расположения транспортных средств и людей.

Рассмотрим более подробно первоначальный этап расследования, в типичной следственной ситуации, когда водитель и транспортное средство кмоменту прибытия следственно-оперативной группы находятся на месте происшествия.

Первоначальная информация нередко бывает краткой и неконкретной, из сообщения о ДТП обычно узнают лишь о времени и месте совершения происшествия. Поэтому вопрос о возбуждении уголовного дела решается, как правило, после осмотра места происшествия (срок проверки, в соответствии со ст. 144 УПК РФ, может быть продлен до 1 месяца). При осмотре места ДТП в состав следственно-оперативной группы кроме следователя, также должны входить: специалист-криминалист, специалист в области автотехники, участковый уполномоченный, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).

Необходимо тщательно зафиксировать расположение машин, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих следов; предметы, находящиеся на участке местности, где произошло ДТП (отделившиеся детали машин, осколки стекол, пятна различной жидкости, осыпавшееся частицы грунта, следы ног человека, повреждения и различные следы на транспортных средствах), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства дорожного события.

Фиксация обстановки на месте происшествия должна производиться как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушает его порядок, способствует образованию заторов и задержек. Иногда автомобиль, участвующий в дорожном событии, и оставшийся на месте происшествия, затрудняет движение, создает дополнительную аварийную обстановку. В ходе осмотра места происшествия обязательно составляется и прилагается к протоколу схема дорожно-транспортного преступления (происшествия).

Для оказания помощи лицам, находящимся в машине, ее нередко приходится переворачивать, выламывать двери, разбивать стекла и т.п. Все это приводит к тому, что к моменту прибытия следственно-оперативной группы обстановка места дорожного события претерпевает серьезные изменения, а это серьезно осложняет реконструкцию дорожного события.

Кроме того, срочность проведения осмотра места происшествия обусловлена тем, что заинтересованные лица умышленно могут изменить обстановку на месте ДТП, а очевидцы происшествия, не дождавшись работников полиции, покинуть его. Да и виновный водитель может покинуть место ДТП.

Практикой выработана определенная последовательность осмотра места ДТП. Осмотр начинают с выявления и фиксации быстро исчезающих следов на автомобилях, на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Необходимо описать размеры следов и характер их образования, замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Затем производят ориентирующую и обзорную фотосъемку, при необходимости - узловую и детальную.

В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части.

Устанавливается также наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарников, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т.д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств, иных объектов, потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т.д.).

Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии дать показания), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.

Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат.

Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия: автомобиль, потерпевшие, наиболее выраженные их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшейся с места происшествия автомашины), следует осмотреть обочины, тротуары и прилегающие участки.

Если виновник происшествия скрылся на своей автомашине, расследование надо начинать с допросов потерпевших и свидетелей-очевидцев, а когда из их показаний установлено место, где произошло данное событие, проводится осмотр места происшествия. При этом наряду со следственным действием проводят оперативно-разыскные мероприятия, направленные на розыск водителя. Предварительное исследование следов на месте происшествия носит разыскной характер. Во время осмотра места происшествия принимают меры к обнаружению следов, по которым можно определить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стекол, отделившиеся при ударе о препятствие и т.д.). Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, так как следы масел, различных жидкостей указывают на то, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние.

В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лицо, управлявшее транспортным средством, нужно установить и зафиксировать следы, которые позже могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, следы пальцев остаются на рулевом колесе, средствах управления, дверных ручках; на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки, коробки спичек, пачки из-под папирос и т.д. Кроме того, на сиденье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.

Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп (по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте происшествия). Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. На трупе могут быть выявлены повреждения, характерные для такого рода происшествий: обширные ссадины, скальпированные раны, большое количество кровоподтеков, многочисленные переломы костей. На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шин, частицы краски, пятна масел, осколки разбитых фар и пр.

Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах, грунта, изъятых с обуви пострадавшего, и грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижения и иных версий, в том числе об инсценировке происшествия.

В процессе осмотра места происшествия, необходимо осматривать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП).

Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов). Затем осматривают правую и левую стороны, при этом особое внимание обращают на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда надо искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и других выступах нижней части автомашины).

Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: положение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.