Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие признаки письменной речи

2021-03-17 151
Общие признаки письменной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Уровень владения письменной речью: высокий (логическая по-следовательность и глубина изложения мыслей, эрудиция, обширный словарный запас, высокий уровень грамотности), средний (недостаточная степень развития стилистического, лексического и грамматического навыков), низкий (отсутствие логической последовательности, неполная раскрываемость мысли, бедный словарный запас, низкий уровень грамотности)[71].

Степень развития стилистических навыков письма характеризуют язык текста и стиль изложения. Различают индивидуальный и функциональный стили.

Индивидуальный стиль – тема документа; общее построение предложений в рукописи; наличие или отсутствие абзацев; преобладающий тип предложений; наличие символов сокращений; способы акцентирования.

Функциональный стиль – научный; публицистический; производственно-технический; разговорно-бытовой; литературно-художественный; профессиональный; характерный для преступной среды и др.

Степень развития лексических навыков письма зависит от особенностей использования языковых средств письменной речи. В криминалистике под этим принято понимать общую характеристику словарного запаса. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который используется им при выполнении различных рукописных текстов. Специфику проявления словарного состава языка пишущего составляют слова ограниченного употребления, свойственные лишь конкретному человеку или определенной группе людей. К таким словам относятся архаизмы, профессионализмы, диалектизмы или провинциализмы, варваризмы, арготизмы, вульгаризмы, неологизмы, слова-паразиты.

Степень развития грамматических навыков письма отражает знание исполнителем грамматических правил письма. На развитие грамматических навыков влияют факторы объективного и субъективного характера, например определенные способности человека, продолжительность и специфика обучения. Общий уровень грамотности автора определяется как низкий, средний, высокий (зависит от орфографических, синтаксических, пунктуационных ошибок)[72].

Частные признаки письменной речи

Для каждого автора рукописного текста эти признаки качественно различны. Проявляются они в рукописях разных людей в виде устойчивых грамматических, лексико-фразеологических, стилистических навыков.

К грамматическим навыкам относятся неправильное употребление, смешение различных глагольных форм, местоимений, приводящее к двусмысленному толкованию предложения, деепричастного оборота, предлогов, союзов; смешение форм прямой и косвенной речи, пропуск слов и словосочетаний; устойчивое неправильное построение определенного предложения и др. Следует обращать внимание на однородные орфографические ошибки при написании одинаковых и различных слов, а также на повторяющиеся пунктуационные ошибки.

Лексико-фразеологические навыки характеризуютневерное употребление слов в силу непонимания их значения; повторение одних и тех же слов вследствие бедности словарного запаса; использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, варваризмов, элементов просторечия («алкаш», «тута», «че»), профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов, словосочетаний и т. д., употребление ненужных уточняющих слов; повтор однокоренных слов (тавтология); нарушение лексической сочетаемости слов и неправильное использование фразеологизмов (играет большое значение, имеет роль и др.).

К стилистическим навыкам относятся устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразная композиция изложения, особенности архитектоники и др.

Отмеченные признаки письменной речи отличаются устойчивостью и поэтому имеют определенное идентификационное значение для установления автора исследуемой рукописи.

Признаки почерка

Графическое запечатление мыслей на письме происходит с помощью письменных знаков. Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений и иных приемов, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык[73].

Под навыком в психологии понимается система регуляторных процессов, сложившаяся в индивидуальном опыте человека и позволяющая устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этой дефиниции видно, что навык формируется в результате целенаправленных действий человека, носящих целостный характер. Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий.

Основу привычной системы движений каждого пишущего составляет ее индивидуальность, т. е. неповторимость указанной системы в почерках других лиц, что делает возможным проведение идентификации исполнителя по почерку. Индивидуальность почерка проявляется в рукописи в виде признаков, выступающих в качестве элементов внешнего отражения этого свойства.

В то же время признаки, отражающие индивидуальность почерка, могут быть использованы для установления исполнителя, если они устойчивы, т. е. повторяются многократно в рукописи. Причем устойчивость, в основе которой лежит явление динамического стереотипа, в свою очередь, зависит от степени сформированности письменно-двигательного навыка. Чем выше степень выработанности почерка, тем более устойчив почерк к влиянию на него различных факторов. При идентификации исполнителя рукописного текста эксперт стремится выделить из множества признаков только те признаки, которые отличают почерк исполнителя от других почерков.

Система признаков почерка состоит из общих и частных признаков. В основе такого деления признаков почерка лежат степень их общности, соподчиненности, уровень их познания.

Общие признаки почерка характеризуют письменно-двигательный навык исполнителя рукописи в целом. Они, как правило, имеют групповое значение и подразделяются на признаки, характеризующие:

– пространственную ориентацию (размещение) движений и фрагментов рукописи[74];

– степень сформированности письменно-двигательного навыка;

– структуру движений по их траектории.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.