Объемно-пространственная композиция — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Объемно-пространственная композиция

2021-03-17 116
Объемно-пространственная композиция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

 

 

Объемно-пространственная композиция школьных зданий формируется на основе многих составляющих:

 

- общественных и функциональных процессов, проходящих в здании;

- нормативной вместимости объема;

- района строительства и требований, предъявляемых к генеральному плану;

- особенностей конструктивных систем.

 

Основой композиции школьных зданий часто выступают такие факторы, как ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению. В школьном здании происходит сочетание нескольких функциональных процессов, протекающих параллельно и раздельно с последующим пересечением в общешкольных помещениях. Примеры планировочной композиции школьных зданий различных типов показаны на рис. 1. в приложении.

 

По приемам композиции школьные здания бывают линейными, блокированными, периметральными и компактными.

 

Основным элементом школы является класс (рис.6). Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4-6 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации и туалетные.

 

Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными помещениями, а также достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. Учебные секции объединяются в блоки помещений для учащихся младшего, среднего и старшего возраста.

 

Планировка и взаиморасположение учебных секций влияют на композицию школьных зданий.

 

Односторонняя ориентация классов создает линейную композицию, которая чрезмерно удлиняет коммуникации в малоэтажных зданиях.

 

Для достижения компактности здания применяются двух- и трех- сторонняя ориентация классных секций.

 

Блокированные школьные здания состоят из отдельных корпусов-блоков, связанных между собой переходами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция применяется при проектировании зданий большой вместимости, а также в сейсмических районах с сильно пересеченным рельефом местности. При такой композиции возможно хорошо рассредоточить коллективы учащихся при сохранении коротких связей между отдельными группами помещений и добиться сочетания расчлененности объемов и компактности здания в целом.

 

Централизованные композиции применяются для зданий небольшой вместимости, а также для зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Такие здания экономичны в строительстве и эксплуатации. У них минимальная площадь охлаждения, небольшая площадь застройки и короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

 

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных и зальных корпусов, не связанных переходами, распространены в южных сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, а также удлиняет взаимосвязи между ними.

 

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно проектируются от одного до трех этажей. В жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных зданий.

 

Школьные здания и комплексы большой вместимости могут иметь смешанную этажность: учебные блоки младших классов – двухэтажные; средних классов –трехэтажные; старших – четырехэтажные. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, обеспечит связи с участком. Однако при этом коммуникации в малоэтажных зданиях большой вместимости могут чрезмерно удлиняться. Нахождение оптимального решения во взаимосвязи всех этих факторов и является задачей создания объемно-пространственной композиции в курсовом проекте.

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

 

 

По функциональному зонированию все школьные помещения подразделяются на 4 групп:

 

1. Общешкольные вспомогательные и служебные помещения: вестибюль, гардероб, канцелярия, учительская, медицинский пункт, санузлы;

2. Общешкольные зальные помещения: универсальное пространство (типа форума), актовый зал, спортивный зал, столовая и подсобные помещения при них;

3. Учебные секции, состоящие из классов и рекреаций;

4. Учебно-производственные помещения: лаборатории, мастерские, кабинеты труда, рекреации при них.

 

 

6.1 Общешкольные вспомогательные и служебные помещения

 

Вестибюль проектируется из расчета 0,1 м2 на 1 уч. При входе в вестибюль предусматривается тамбур с двумя дверями. Гардеробная (помещение или площадь за барьером) при вестибюле проектируется из расчета 0,15 м2 на 1 уч. В зависимости от принятого планировочного решения вестибюли и гардеробы проектируются централизованными или раздельными для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Возможно устройство гардеробов поэтажных при рекреации или даже по классам.

 

Санитарные узлы для учащихся целесообразно располагать друг над другом, не менее двух на этаже из расчета 1 унитаз и 1 писуар на 40 мальчиков, 1 унитаз на 30 девочек.

 

Санитарные узлы для персонала необходимо проектировать в первом этаже, где расположена учительская. Для технического персонала возможно использование санузлов при актовом зале. Входы в санузлы не допускается устраивать из лестничных клеток и напротив входов в учебные классы.

 

В группу учебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия, комната технического персонала и хозяйственная кладовая. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи от вестибюля, комната технического персонала – у входа в школу.

 

Медицинский пункт в школе состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача.

 

 

6.2 Общешкольные зальные помещения

 

Рекреации являются основным местом отдыха школьников. Их размеры и характер пространства способны повысить эффективность учебного процесса и улучшить условия для проведения внешкольной работы, обеспечить нормальное развитие детей, снизить заболеваемость, удовлетворить потребность детей в двигательной активности, расширить и обогатить их эстетическое пространственное восприятие.

 

Развитая пространственная структура рекреаций сочетает в себе закрытые и открытые пространства холодного и теплого режимов использования.

 

Теплые внутренние рекреации школ - это универсальные залы, двусветные дворики с антресолями, пассажи-рекреации.

 

Необходимо отделение рекреаций от коммуникаций, т.е. проектирование их в виде самостоятельных залов, используемых для учебных и внеклассных занятий с учащимися, где проходят:

 

- лекции с показом кинофильмов;

 

- уроки гимнастики и ритмики;

 

- кружковая работа;

 

- групповые занятия.

 

Универсальное пространство проектируется на основе вестибюльной группы или объединением с фойе, актовым залом, бассейном и т.д., важно, чтобы была возможность их совместного использования, увеличивая этим, когда нужно, площади или, наоборот, отгораживая от общей площади изолированные участки.

 

В универсальном пространстве проводятся:

 

- организация подвижного и тихого отдыха учащихся во время перемены, при этом необходимо предусмотреть трансформацию его на отдельные зоны различного использования, мобильное игровое оборудование, переносные скамьи и подвесные формы озеленения;

 

- выставки, тематические экспозиции; для этого требуются открытые площади со свободным проходом для детей и посетителей, а также стационарные, передвижные или сборно-разборные информационные стенки;

 

- общешкольные собрания и торжества, для чего необходима свободная площадь, где устраиваются обходные галереи и балконы;

 

- музыкальные и танцевальные вечера, праздники, что также требует свободной площади с широкими возможностями трансформации: зрительские места, амфитеатр, эстрада с экраном и занавесом, подвесные акустические экраны;

 

- проведение кружковой работы; спортивные занятия, такие как настольный теннис, бадминтон, гимнастика, настольные игры (шахматы, шашки).

 

Таким образом, универсальное пространство – школьный форум является центром организации отдыха, общественных действий, местом общения, встреч. В одной из подзон универсального пространства допустимо устройство плескательно-плавательного бассейна размером 3 х 7 м и с небольшим искусственным пляжем.

 

Буферные рекреационные пространства - это холодные веранды, прогулочные помещения в уровне верхнего этажа, крытые дворы. Минимальная ширина рекреаций 2,8 м, а примыкающих к классам – не менее 4 м и не более 6 м.

 

Учебно-спортивные помещения состоят из спортивных залов размером 9х18 м,

12х24 м или 18х30 м в зависимости от вместимости школьных зданий. В их состав входят: снарядная, комната инструктора, раздевальные, душевые и уборные для мальчиков и девочек. Спортивные залы, как правило, размещаются на первом этаже. Снарядная соединяется со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м. Из спортзала предусматривается выход на участок школы. Высота от пола до потолка спортивного зала должна быть не менее 5,5 м (рис.5).

Если требуется спортивный бассейн в школе, его следует проектировать размером 16х16 или 25х(6-8) м при глубине от 0,8 м до 1,8 м (рис.4). Освещение бассейнов возможно верхним светом.

 

Столовые школ рассчитываются на обслуживание всех учащихся в четыре посадки (т.е. на 25% общей вместимости здания). Школьные столовые возможно размещать в первом или цокольном этажах. Во втором случае заглубление должно быть не более 1,5 м от уровня отмостки. Высота обеденного зала не менее 3,3 м.

 

Складские и бытовые помещения столовой допускается размещать в подвальных и цокольных этажах, с отдельным выходом на улицу в хозяйственную зону участка школы. Перед столовой в коридоре предусматриваются умывальники. Этот коридор должен быть светлым и иметь ширину до 3,5 – 4 м (рис.5).

 

Актовый зал – киноаудитория предназначена для культурно-массовой работы.

Он проектируется из расчета 0,6 м2 на одно зрительское место при вместимости 25% общего количества учащихся. В группу помещений актового зала входят: эстрада, киноаппаратная, радиоузел, инвентарная, а также комнаты для занятий кружков. Устройство амфитеатра в актовом зале не допускается. Глубина эстрады – не менее 3 м, при этом пол эстрады должен быть выше пола зала на 0,9 м. Высота актового зала – не менее 4,2 м (рис.5.).

 

 

6.3. Учебные помещения

 

 

К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В каждую такую секцию входят 4 – 6 классных комнат или учебных кабинетов с лаборантскими, рекреация, туалеты и, возможно, гардеробная. Учебная секция должна иметь хорошую связь с универсальным пространством, общешкольными вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп.

 

Число учащихся в одном классе определяется, исходя из многих социально-демографических факторов, и может меняться со временем на каждой конкретной территории. В настоящем проекте наполняемость учебных классов принимаем следующая:

- подготовительных – 25 учащихся,

- с 1 по 9 классы – до 30,

- 10 – 11 классы – до 25.

 

Наиболее распространенным типом классного помещения является «продольный» класс с трехрядной расстановкой двухместных парт или столов и односторонним естественным освещением (рис. 6). Чтобы приблизить учащихся к доске и повысить тем самым уровень естественной освещенности, применяется также «квадратный» класс с четырехрядной расстановкой парт и двусторонним естественным освещением (непосредственным или через рекреацию). Возможны также «поперечные», круглые и многоугольные классы с верхним светом и др. Во всех случаях при выборе конфигурации классного помещения, его вариантах освещения, оборудования и расстановки мебели необходимо исходить из той деятельности, которая там осуществляется.

 

Основные учебные помещения следует размещать в надземных этажах изолированно от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов. Лаборантские должны примыкать к соответствующим лабораториям со стороны демонстрационного стола.

 

Входы в классы предусматриваются со стороны передних столов (парт). Поток света должен быть с левой стороны от учащихся.

 

Учебные секции делятся на:

 

- секцию подготовительных классов с рекреацией, спальной комнатой, комнатой для игр, гардеробом и санузлами;

 

- секцию 1 – 4 – х классов с классами, рекреацией, гардеробом и санузлами;

 

- кабинеты и лаборатории 5 – 11-х классов с рекреацией и санузлами.

 

Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1,8 м, а прочих коридоров – не менее 1,5 м.

 

Площадь классов принимается из расчета 2 м2 на 1 ученика при наполняемости класса в 25 – 30 учеников.

 

Расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 2 м, а от доски до стула последнего ряда – не более 9 м. Высота классных комнат от пола нижнего этажа до пола верхнего этажа должна быть не менее 3,3 м и не более 3,6 м.

 

 

6.4. Учебно-производственные помещения

 

 

Учебно-производственные помещения состоят из комнаты ручного труда для учащихся 1 – 3-х классов, учебных мастерских по обработке дерева и металла для старших классов и примыкающих к ним инструментальной кладовой, кабинетов обслуживающих видов труда (кабинеты кулинарии и домоводства) и учебно-методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся. Мастерские оборудуются верстаками, станками и устройствами для столярных работ, шкафами для хранения инструмента и готовых изделий. Кабинеты обслуживающих видов труда оборудуются электроплитами и мойками, швейными машинами, столами и другими устройствами для обучения домоводству.

 

Мастерские должны находиться на первом этаже. Допускается их размещение в виде отдельного корпуса на участке. Из мастерской по обработке дерева следует предусмотреть дополнительный выход на улицу. Помещения для трудового обучения допускается располагать в цокольном этаже. Кабинет ручного труда следует размещать вблизи 1 – 3-х классов.

 

Кроме главного входа необходимо предусмотреть служебные входы в кухню и библиотеку.

 

Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м и не более 2 м с уклоном 1:2. Устройство забежных ступеней не допускается.

 

Из всех помещений школы должен быть обеспечен выход на лестничную клетку при расстоянии от двери помещения до лестницы не более 40 м. Тупиковый коридор должен быть не более 25 м.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.