Градостроительные особенности размещения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Градостроительные особенности размещения

2021-03-17 197
Градостроительные особенности размещения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ ПРОЕКТА……………………..…… 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………… 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ……………………………………………… 4. УЧАСТОК ШКОЛЫ………………………………………………….. 5. ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ………………………………………….…… 6. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ………………………. а) общешкольные вспомогательные и служебные помещения. б) общешкольные зальные помещения…………………………... в) учебные помещения……………………………………………... г) учебно-производственные помещения………………………... 7. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ………. 8. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ….…… 9. ОБЗОР РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРИМЕРОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ……………………………………………….. 10. СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЫ НА 12 КЛАССОВ (500 УЧАЩИХСЯ)…………………………………………………..… 11. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…… 12. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………........…    

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ ПРОЕКТА

 

В процессе учебного проектирования на 3 куре студенты последовательно разрабатывают темы, связанные с градостроительным и объемно-пространственным моделированием. Наряду с жилым домом средней этажности (рядовое здание жилище), автомобильным гаражом (производственный комплекс), церковно-приходским комплексом (акцентное общественное здание) и высотным жилым домом (акцентное здание жилище) школа как общественное здание также включается в планировочную структуру микрорайона.

Размещение участка школы и пространственное окружение определяются студентом при разработке генерального плана микрорайона.

Целью проекта здания школы является ознакомление студентов с объектом сложной организации, с разветвленной системой многофункциональной пространственной среды, с множественностью процессов школьной жизнедеятельности: обучения, питания, отдыха, физической культуры, трудового воспитания. При этом необходимо комплексно решить следующие задачи:

 

o уточнить месторасположение школьного участка и постановку на нем здания;

 

o определить необходимую пространственную ориентацию здания удобные подходы и подъезды к нему;

 

o определить благоприятную ориентацию сторон здания, исходя из нормативных требований освещения различных помещений;

 

o определить функциональную структуру здания, исходя из принципа функционального зонирования и расчетных площадей;

 

o составить объемно-пространственную модель здания, приняв компактную или блокированную схемы организации объемов;

 

o выразить композиционно-художественными средствами материализованную форму здания и сущностный характер детского учреждения.

 

 В завершенном проекте должны быть представлены следующие чертежи:

 

1. ситуационный план размещения здания в планировке микрорайона (1:2000);

2. генеральный план участка (1:500);

3. планы этажей (1:200);

4. разрез (по основным помещениям) (1:200);

5. фасады (1:100, 1:200);

6. перспектива или аксонометрия;

7. пояснительная записка с кратким изложением: идеи архитектурно-планировочного и конструктивного решения; основных технико-экономических показателей.

Допускается представить второстепенные проекции планов, фасадов в масштабе 1: 400

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Общественное воспитание детей требует создания для них той среды, в которой они могли бы проводить значительную часть своего времени. При этом школьно-педагогический процесс со временем совершенствуется, и это оказывает влияние на архитектуру школьных зданий.

 

Существующие комплексные программы обучения и воспитания детей в школе, сочетающие умственное, трудовое и физическое воспитание, предъявляют требования не только к формообразованию не только внешнего архитектурного образа здания, но и к решению функциональной организации внутренних пространств самых разнообразных помещений: классов, рекреаций, залов различного назначения и т.д.

 

Введение дошкольного обучения с 6 лет требует разработки особой среды пребывания для этой возрастной группы. Трудовое обучение охватывает различные формы: занятия по труду в учебное время, труд во время каникул, профессиональная ориентация. Проблема повышения роли внеклассных мероприятий включает в себя организацию групп продленного дня, работу с родителями, связь школьных и внешкольных форм технического творчества, эстетического и физического воспитания.

 

При этом усложнении процессов обучения и воспитания детей необходимо найти новые планировочно-пространственные и композиционно-художественные решения школьных зданий. В разработке курсового проекта лучше руководствоваться архитектурными решениями функционально гибких, пригодных к различным трансформациям композиций, отвечающих многообразным моделям обучения. Гибкие решения примиряют противоречия педагогических концепций.

 

Основные вопросы, по которым ведутся поиски и исследования по определению оптимальных типов школьных зданий следующие:

 

- изменение форм и методов обучения, освоение новых информационных технологий, применение технических средств обучения;

 

- влияние прогрессивных форм и методов обучения на формирование новой и реорганизацию старой функциональной структуры зданий, на развитие функциональных групп помещений, состав помещений, их площади и оборудование;

 

- совершенствование инженерно-технического комплекса строительства школьных зданий, применение большепролетных конструкций для осуществления свободных, гибких планировочных решений с возможностью трансформаций помещений; создание оптимального микроклимата: применение кондиционирования, естественного верхнего освещения; применения средств связи, передачи информации и управления учебным процессом;

 

- расширение сферы деятельности школы в комплексе с общественными учреждениями жилых территорий (микрорайонов) при взаимном использовании этих зданий как учащимися, так и жителями микрорайона во вне учебного времени.

 

Исходя из вышеперечисленного можно наметить следующие перспективы в типологии школьных зданий:

 

- развитие подготовительных детских учреждений в структуре общеобразовательной школы;

- развитие профессионально подготовительных школ;

- развитие школ, делающих специальный уклон к техническому, экономическому, гуманитарному, экологическому или эстетическому образованию;

- школы-лицеи с разнообразным образованием; школы с углубленным изучением иностранных языков, математики, химии, физики; школы с художественным или архитектурным уклоном; с прямой связью с вузами;

- развитие системы сельских школ;

- создание школьных городков на базе укрупненных школьных зданий;

- создание малых специализированных школ типа ремесленных или семейных школ.

 

В настоящее время общеобразовательные школы делятся на три типа: начальные, неполные средние, средние.

Основным типом является одиннадцатилетняя школа в составе подготовительных и 1 – 11 классов.

Кроме обычных общеобразовательных школ существуют школы-интернаты, школы-клубы, а также музыкальные, спортивные, художественные.

 

 

ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

 

 

Тип школьного здания выбирают, исходя из размеров населенного места или микрорайона. Радиус обслуживания населения городскими школами нормируется в пределах 500 м. В сельской местности преобладание мелких населенных пунктов, расположенных на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания:

 

- начальных школ;

- неполных средних и средних школ,

- школ-интернатов в более крупных населенных местах и районных центрах.

 

Участок, отводимый для строительства школы, должен быть благоприятным в климатическом отношении, защищенным от запыления. Его следует выбирать в стороне от трамвайных и железнодорожных линий, автомобильных магистралей с оживленным движением, а также аэродромов. В некоторых случаях школы могут размещаться у границ жилых групп, вблизи от зеленого массива: парка, сада, сквера.

Школы необходимо удобно расположить в пределах зоны обслуживания учащихся, а также относительно трассы общественного транспорта. Пути, ведущие к школе, должны быть безопасными для пешеходного движения.

 

 

УЧАСТОК ШКОЛЫ

 

Размер земельного участка, включая площадь застройки здания, определяется из расчета 50 м2 на 1 ученика. Минимальная величина участка школы с 1 классом - не менее 1000 м2. Школа на 500 учащихся должна иметь от 2 до 2,5 га (рис. 2).

 

Школьные здания необходимо размещать на участках с отступом от красных линий на расстоянии не менее 25 м.

 

Расстояние между зданиями с окнами в учебных помещениях от других зданий, находящихся на том же участке, и от границ участка должно быть не менее 8 м.

Расстояние между наружными стенами учебных помещений при их освещении только через окна в стенах – не менее 12 м.

 

Площадь внутреннего двора должна быть не менее 400 м2 и иметь беспыльное покрытие (асфальт, плиточное мощение, бетон, кирпич). Во внутренний двор должен быть организован сквозной проезд для автомашины шириной не меньше 3,5 м и высотой 4,5 м.

 

На генеральном плане участка необходимо показать следующие зоны:

 

- спортивную –8800 м2;

- учебно-опытную – 1500 м2;

- отдыха – 1500 м2;

- хозяйственную, включая стоянку машин - 500м2.

 

В спортивной зоне следует предусмотреть следующие площадки:

 

- легкоатлетическую – 4900 м2;

- для гимнастики – 1950 м2;

- комбинированную для баскетбола и волейбола – 540 м2;

- для настольного тенниса – 160 м2;

 

В учебно-опытной зоне выделяются следующие участки:

 

- для парников – 40 м2;

- для теплиц с зоологическим уголком – 100 м2;

- метеорологическая и географическая площадки – 50 м2.

 

В зоне отдыха необходимо предусмотреть следующие площадки:

 

- для подвижных игр – 250 м2;

- для подготовительных классов – 400 м2;

- для 1-2 классов – 400 м2;

- для 3-4 классов – 400 м2;

- для 5-9 классов – 200 м2;

- для тихого отдыха – 150 м2.

 

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой.

 

Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений.

 

Площадь озеленения должна составлять 40 – 50% площади участка.

 

Ширина зеленой полосы по границам земельного участка школы должна составлять не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м.

 

На участке школы предусматриваются пожарные и хозяйственные подъезды к зданию шириной 3,5 м, имеющие также как и хоззона твердое покрытие.

 

ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

 

 

Объемно-пространственная композиция школьных зданий формируется на основе многих составляющих:

 

- общественных и функциональных процессов, проходящих в здании;

- нормативной вместимости объема;

- района строительства и требований, предъявляемых к генеральному плану;

- особенностей конструктивных систем.

 

Основой композиции школьных зданий часто выступают такие факторы, как ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению. В школьном здании происходит сочетание нескольких функциональных процессов, протекающих параллельно и раздельно с последующим пересечением в общешкольных помещениях. Примеры планировочной композиции школьных зданий различных типов показаны на рис. 1. в приложении.

 

По приемам композиции школьные здания бывают линейными, блокированными, периметральными и компактными.

 

Основным элементом школы является класс (рис.6). Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4-6 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации и туалетные.

 

Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными помещениями, а также достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. Учебные секции объединяются в блоки помещений для учащихся младшего, среднего и старшего возраста.

 

Планировка и взаиморасположение учебных секций влияют на композицию школьных зданий.

 

Односторонняя ориентация классов создает линейную композицию, которая чрезмерно удлиняет коммуникации в малоэтажных зданиях.

 

Для достижения компактности здания применяются двух- и трех- сторонняя ориентация классных секций.

 

Блокированные школьные здания состоят из отдельных корпусов-блоков, связанных между собой переходами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция применяется при проектировании зданий большой вместимости, а также в сейсмических районах с сильно пересеченным рельефом местности. При такой композиции возможно хорошо рассредоточить коллективы учащихся при сохранении коротких связей между отдельными группами помещений и добиться сочетания расчлененности объемов и компактности здания в целом.

 

Централизованные композиции применяются для зданий небольшой вместимости, а также для зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Такие здания экономичны в строительстве и эксплуатации. У них минимальная площадь охлаждения, небольшая площадь застройки и короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

 

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных и зальных корпусов, не связанных переходами, распространены в южных сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, а также удлиняет взаимосвязи между ними.

 

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно проектируются от одного до трех этажей. В жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных зданий.

 

Школьные здания и комплексы большой вместимости могут иметь смешанную этажность: учебные блоки младших классов – двухэтажные; средних классов –трехэтажные; старших – четырехэтажные. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, обеспечит связи с участком. Однако при этом коммуникации в малоэтажных зданиях большой вместимости могут чрезмерно удлиняться. Нахождение оптимального решения во взаимосвязи всех этих факторов и является задачей создания объемно-пространственной композиции в курсовом проекте.

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

 

 

По функциональному зонированию все школьные помещения подразделяются на 4 групп:

 

1. Общешкольные вспомогательные и служебные помещения: вестибюль, гардероб, канцелярия, учительская, медицинский пункт, санузлы;

2. Общешкольные зальные помещения: универсальное пространство (типа форума), актовый зал, спортивный зал, столовая и подсобные помещения при них;

3. Учебные секции, состоящие из классов и рекреаций;

4. Учебно-производственные помещения: лаборатории, мастерские, кабинеты труда, рекреации при них.

 

 

6.1 Общешкольные вспомогательные и служебные помещения

 

Вестибюль проектируется из расчета 0,1 м2 на 1 уч. При входе в вестибюль предусматривается тамбур с двумя дверями. Гардеробная (помещение или площадь за барьером) при вестибюле проектируется из расчета 0,15 м2 на 1 уч. В зависимости от принятого планировочного решения вестибюли и гардеробы проектируются централизованными или раздельными для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Возможно устройство гардеробов поэтажных при рекреации или даже по классам.

 

Санитарные узлы для учащихся целесообразно располагать друг над другом, не менее двух на этаже из расчета 1 унитаз и 1 писуар на 40 мальчиков, 1 унитаз на 30 девочек.

 

Санитарные узлы для персонала необходимо проектировать в первом этаже, где расположена учительская. Для технического персонала возможно использование санузлов при актовом зале. Входы в санузлы не допускается устраивать из лестничных клеток и напротив входов в учебные классы.

 

В группу учебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия, комната технического персонала и хозяйственная кладовая. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи от вестибюля, комната технического персонала – у входа в школу.

 

Медицинский пункт в школе состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача.

 

 

6.2 Общешкольные зальные помещения

 

Рекреации являются основным местом отдыха школьников. Их размеры и характер пространства способны повысить эффективность учебного процесса и улучшить условия для проведения внешкольной работы, обеспечить нормальное развитие детей, снизить заболеваемость, удовлетворить потребность детей в двигательной активности, расширить и обогатить их эстетическое пространственное восприятие.

 

Развитая пространственная структура рекреаций сочетает в себе закрытые и открытые пространства холодного и теплого режимов использования.

 

Теплые внутренние рекреации школ - это универсальные залы, двусветные дворики с антресолями, пассажи-рекреации.

 

Необходимо отделение рекреаций от коммуникаций, т.е. проектирование их в виде самостоятельных залов, используемых для учебных и внеклассных занятий с учащимися, где проходят:

 

- лекции с показом кинофильмов;

 

- уроки гимнастики и ритмики;

 

- кружковая работа;

 

- групповые занятия.

 

Универсальное пространство проектируется на основе вестибюльной группы или объединением с фойе, актовым залом, бассейном и т.д., важно, чтобы была возможность их совместного использования, увеличивая этим, когда нужно, площади или, наоборот, отгораживая от общей площади изолированные участки.

 

В универсальном пространстве проводятся:

 

- организация подвижного и тихого отдыха учащихся во время перемены, при этом необходимо предусмотреть трансформацию его на отдельные зоны различного использования, мобильное игровое оборудование, переносные скамьи и подвесные формы озеленения;

 

- выставки, тематические экспозиции; для этого требуются открытые площади со свободным проходом для детей и посетителей, а также стационарные, передвижные или сборно-разборные информационные стенки;

 

- общешкольные собрания и торжества, для чего необходима свободная площадь, где устраиваются обходные галереи и балконы;

 

- музыкальные и танцевальные вечера, праздники, что также требует свободной площади с широкими возможностями трансформации: зрительские места, амфитеатр, эстрада с экраном и занавесом, подвесные акустические экраны;

 

- проведение кружковой работы; спортивные занятия, такие как настольный теннис, бадминтон, гимнастика, настольные игры (шахматы, шашки).

 

Таким образом, универсальное пространство – школьный форум является центром организации отдыха, общественных действий, местом общения, встреч. В одной из подзон универсального пространства допустимо устройство плескательно-плавательного бассейна размером 3 х 7 м и с небольшим искусственным пляжем.

 

Буферные рекреационные пространства - это холодные веранды, прогулочные помещения в уровне верхнего этажа, крытые дворы. Минимальная ширина рекреаций 2,8 м, а примыкающих к классам – не менее 4 м и не более 6 м.

 

Учебно-спортивные помещения состоят из спортивных залов размером 9х18 м,

12х24 м или 18х30 м в зависимости от вместимости школьных зданий. В их состав входят: снарядная, комната инструктора, раздевальные, душевые и уборные для мальчиков и девочек. Спортивные залы, как правило, размещаются на первом этаже. Снарядная соединяется со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м. Из спортзала предусматривается выход на участок школы. Высота от пола до потолка спортивного зала должна быть не менее 5,5 м (рис.5).

Если требуется спортивный бассейн в школе, его следует проектировать размером 16х16 или 25х(6-8) м при глубине от 0,8 м до 1,8 м (рис.4). Освещение бассейнов возможно верхним светом.

 

Столовые школ рассчитываются на обслуживание всех учащихся в четыре посадки (т.е. на 25% общей вместимости здания). Школьные столовые возможно размещать в первом или цокольном этажах. Во втором случае заглубление должно быть не более 1,5 м от уровня отмостки. Высота обеденного зала не менее 3,3 м.

 

Складские и бытовые помещения столовой допускается размещать в подвальных и цокольных этажах, с отдельным выходом на улицу в хозяйственную зону участка школы. Перед столовой в коридоре предусматриваются умывальники. Этот коридор должен быть светлым и иметь ширину до 3,5 – 4 м (рис.5).

 

Актовый зал – киноаудитория предназначена для культурно-массовой работы.

Он проектируется из расчета 0,6 м2 на одно зрительское место при вместимости 25% общего количества учащихся. В группу помещений актового зала входят: эстрада, киноаппаратная, радиоузел, инвентарная, а также комнаты для занятий кружков. Устройство амфитеатра в актовом зале не допускается. Глубина эстрады – не менее 3 м, при этом пол эстрады должен быть выше пола зала на 0,9 м. Высота актового зала – не менее 4,2 м (рис.5.).

 

 

6.3. Учебные помещения

 

 

К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В каждую такую секцию входят 4 – 6 классных комнат или учебных кабинетов с лаборантскими, рекреация, туалеты и, возможно, гардеробная. Учебная секция должна иметь хорошую связь с универсальным пространством, общешкольными вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп.

 

Число учащихся в одном классе определяется, исходя из многих социально-демографических факторов, и может меняться со временем на каждой конкретной территории. В настоящем проекте наполняемость учебных классов принимаем следующая:

- подготовительных – 25 учащихся,

- с 1 по 9 классы – до 30,

- 10 – 11 классы – до 25.

 

Наиболее распространенным типом классного помещения является «продольный» класс с трехрядной расстановкой двухместных парт или столов и односторонним естественным освещением (рис. 6). Чтобы приблизить учащихся к доске и повысить тем самым уровень естественной освещенности, применяется также «квадратный» класс с четырехрядной расстановкой парт и двусторонним естественным освещением (непосредственным или через рекреацию). Возможны также «поперечные», круглые и многоугольные классы с верхним светом и др. Во всех случаях при выборе конфигурации классного помещения, его вариантах освещения, оборудования и расстановки мебели необходимо исходить из той деятельности, которая там осуществляется.

 

Основные учебные помещения следует размещать в надземных этажах изолированно от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов. Лаборантские должны примыкать к соответствующим лабораториям со стороны демонстрационного стола.

 

Входы в классы предусматриваются со стороны передних столов (парт). Поток света должен быть с левой стороны от учащихся.

 

Учебные секции делятся на:

 

- секцию подготовительных классов с рекреацией, спальной комнатой, комнатой для игр, гардеробом и санузлами;

 

- секцию 1 – 4 – х классов с классами, рекреацией, гардеробом и санузлами;

 

- кабинеты и лаборатории 5 – 11-х классов с рекреацией и санузлами.

 

Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1,8 м, а прочих коридоров – не менее 1,5 м.

 

Площадь классов принимается из расчета 2 м2 на 1 ученика при наполняемости класса в 25 – 30 учеников.

 

Расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 2 м, а от доски до стула последнего ряда – не более 9 м. Высота классных комнат от пола нижнего этажа до пола верхнего этажа должна быть не менее 3,3 м и не более 3,6 м.

 

 

6.4. Учебно-производственные помещения

 

 

Учебно-производственные помещения состоят из комнаты ручного труда для учащихся 1 – 3-х классов, учебных мастерских по обработке дерева и металла для старших классов и примыкающих к ним инструментальной кладовой, кабинетов обслуживающих видов труда (кабинеты кулинарии и домоводства) и учебно-методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся. Мастерские оборудуются верстаками, станками и устройствами для столярных работ, шкафами для хранения инструмента и готовых изделий. Кабинеты обслуживающих видов труда оборудуются электроплитами и мойками, швейными машинами, столами и другими устройствами для обучения домоводству.

 

Мастерские должны находиться на первом этаже. Допускается их размещение в виде отдельного корпуса на участке. Из мастерской по обработке дерева следует предусмотреть дополнительный выход на улицу. Помещения для трудового обучения допускается располагать в цокольном этаже. Кабинет ручного труда следует размещать вблизи 1 – 3-х классов.

 

Кроме главного входа необходимо предусмотреть служебные входы в кухню и библиотеку.

 

Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м и не более 2 м с уклоном 1:2. Устройство забежных ступеней не допускается.

 

Из всех помещений школы должен быть обеспечен выход на лестничную клетку при расстоянии от двери помещения до лестницы не более 40 м. Тупиковый коридор должен быть не более 25 м.

 

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРИМЕРОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

 

 

Различные композиционные схемы объемно-планировочных решений школьных зданий позволяют по-разному организовывать функциональные процессы и разделять различные возрастные группы.

Например, обособленные группы классных комнат (блочная схема) позволяют максимально разделить возрастные группы учащихся.

 

Периметральная система (классы – по внешнему контуру здания) дает возможность создания внутреннего школьного двора, защищенного от внешних неблагоприятных воздействий улицы.

 

Центрическая композиционная система (рис.11) акцентирует центральную часть здания и одновременно создает доминирующее положение всего объема в планировочной структуре застройки микрорайона.

 

При компактном решении композиции, состоящей из трех павильонов, связанных галереями, представлен примером музыкальной школы в Алма-Ате (рис.10). Здесь перед главным входом создана многоуровневая терраса, используемая и как рекреация, и как сцена для концертных выступлений на открытом воздухе.

 

Детская школа искусств в Петербурге (рис.12) служит примером решения, когда градостроительная ситуация требует изолированности от негативного внешнего окружения.

 

Комплекс педагогического института в Ваме (рис.14) является своеобразным примером сложной планировочной ситуации. Образность внутренних пространств здания создает впечатление театральной декорации средневекового города с улицами и площадями.

 

В зданиях со сверхкомпактной и гибкой планировкой малые пространства классов группируются вокруг актового или спортивного зала. Компактные решения зданий вообще уменьшают теплопотери в холодных климатических районах. В планировочную структуру школ в таких случаях включаются атриумные пространства, крытые пассажи, которые играют роль общей коммуникации здания.

 

В сельских школах прослеживается ячейковая обособленность классных комнат, их проектируют раскрытыми к природе и даже открытыми террасами на воздухе (рис.15).

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Адамович, В. В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / В. В. Адамович, Б. Г. Бархин, В. А. Варежкин [и др.]; под общ. ред. И. Е. Рожина, А. И. Урбаха. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1984. – 543 с.: ил.

 

2. Гельфонд, А. Л. Архитектурная типология общественных зданий и сооружений: учеб. пособие / А. Л. Гельфонд. – Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2003. – 201 с.: ил.

 

3. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие / А. Л. Гельфонд. – М.: Архитектура-С 2006. – 280 с.: ил.

 

4. Жиганов Б.В. Оборудование школьных интерьеров. – М., 1972.

 

5. Лущенко Э.О. О специфике цветового решения интерьера школьного здания. Техническая эстетика, 1971, №11.

 

6. Макарянц М.С. О формировании учебных секций школ. Жилищное строительство, 1992, №5, с. 15-17.

 

7. Нойферт Э. Строительное проектирование. – М., Архитектура-С, 2011.

 

8. Полуй Б.М. Архитектура и градостроительство в суровом климате. Ленинград, 

1989.

 

9. Смирнов В.В. Школьное строительство. – Ленинград, Стройиздат, 1982.

 

10. Степанов В.И, Организация сети школ, межшкольных учебно- производственных комбинатов и внешкольных учреждений. – М., Стройиздат, 1983.

 

11. СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения.

 

12. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

 


 


 


 

 

 


 

 


 

 


 

 


 

Галина Фёдоровна Горшкова

Владимир Владимирович Шилин

 

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА НА 500 МЕСТ

 

Учебно-методическое пособие

 

по выполнению курсового проекта;

для обучающихся по дисциплине «Архитектурное проектирование»

направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура»

профиль «Архитектурное проектирование»

 

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65

http:www.nngasu,[email protected]

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ ПРОЕКТА……………………..…… 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………… 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ……………………………………………… 4. УЧАСТОК ШКОЛЫ………………………………………………….. 5. ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ………………………………………….…… 6. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ………………………. а) общешкольные вспомогательные и служебные помещения. б) общешкольные зальные помещения…………………………... в) учебные помещения……………………………………………... г) учебно-производственные помещения………………………... 7. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ………. 8. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ….…… 9. ОБЗОР РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРИМЕРОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ……………………………………………….. 10. СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЫ НА 12 КЛАССОВ (500 УЧАЩИХСЯ)…………………………………………………..… 11. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…… 12. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………........…    

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ ПРОЕКТА

 

В процессе учебного проектирования на 3 куре студенты последовательно разрабатывают темы, связанные с градостроительным и объемно-пространственным моделированием. Наряду с жилым домом средней этажности (рядовое здание жилище), автомобильным гаражом (производственный комплекс), церковно-приходским комплексом (акцентное общественное здание) и высотным жилым домом (акцентное здание жилище) школа как общественное здание также включается в планировочную структуру микрорайона.

Размещение участка школы и пространственное окружение определяются студентом при разработке генерального плана микрорайона.

Целью проекта здания школы является ознакомление студентов с объектом сложной организации, с разветвленной системой многофункциональной пространственной среды, с множественностью процессов школьной жизнедеятельности: обучения, питания, отдыха, физической культуры, трудового воспитания. При этом необходимо комплексно решить следующие задачи:

 

o уточнить месторасположение школьного участка и постановку на нем здания;

 

o определить необходимую пространственную ориентацию здания удобные подходы и подъезды к нему;

 

o определить благоприятную ориентацию сторон здания, исходя из нормативных требований освещения различных помещений;

 

o определить функциональную структуру здания, исходя из принципа функционального зонирования и расчетных площадей;

 

o составить объемно-пространственную модель здания, приняв компактную или блокированную схемы организации объемов;

 

o выразить композиционно-художественными средствами материализованную форму здания и сущностный характер детского учреждения.

 

 В завершенном проекте должны быть представлены следующие чертежи:

 

1. ситуационный план размещения здания в планировке микрорайона (1:2000);

2. генеральный план участка (1:500);

3. планы этажей (1:200);

4. разрез (по основным помещениям) (1:200);

5. фасады (1:100, 1:200);

6. перспектива или аксонометрия;

7. пояснительная записка с кратким изложением: идеи архитектурно-планировочного и конструктивного решения; основных технико-экономических показателей.

Допускается представить второстепенные проекции планов, фасадов в масштабе 1: 400

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Общественное воспитание детей требует создания для них той среды, в которой они могли бы проводить значительную часть своего времени. При этом школьно-педагогический процесс со временем совершенствуется, и это оказывает влияние на архитектуру школьных зданий.

 

Существующие комплексные программы обучения и воспитания детей в школе, сочетающие умственное, трудовое и физическое воспитание, предъявляют требования не только к формообразованию не только внешнего архитектурного образа здания, но и к решению функциональной организации внутренних пространств самых разнообразных помещений: классов, рекреаций, залов различного назначения и т.д.

 

Введение дошкольного обучения с 6 лет требует разработки особой среды пребывания для этой возрастной группы. Трудовое обучение охватывает различные формы: занятия по труду в учебное время, труд во время каникул, профессиональная ориентация. Проблема повышения роли внеклассных мероприятий включает в себя организацию групп продленного дня, работу с родителями, связь школьных и внешкольных форм технического творчества, эстетического и физического воспитания.

 

При этом усложнении процессов обучения и воспитания детей необходимо найти новые планировочно-пространственные и композиционно-художе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.242 с.