Тема 12. Государство и право средневековых стран Востока — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 12. Государство и право средневековых стран Востока

2021-03-17 93
Тема 12. Государство и право средневековых стран Востока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учебные вопросы:

1. Государственный строй Китайской империи.

2. Основные черты общественного развития средневекового Китая.

3. Танская империя: развитие государства и права.

4. Государство и право Арабского Халифата.

Вопрос 1. Государственный строй Китайской империи.  К III в. н.э., когда наступает так называемый период Троецарствия, который был отмечен борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился и на короткое время страна была объединена под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317-420 гг.). На севере государства к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. В 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан.

Танские императоры стремились подорвать влияние аристократии, постоянно создавали прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе любому человеку. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

Вопрос 2. Основные черты общественного развития средневекового Китая. В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы: «благородные люди», «добрые люди», «подлые люди». «Благородные люди» - это светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. «Добрый народ» («добрые люди») – это простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. Они составляли большинство населения средневекового Китая. «Дешевый народ» («подлые люди») - неполноправные свободные и рабы, как государственные, так и частные. К неполноправным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами.

Вопрос 3.Реформы и расцвет периода Танской империи. Главой данного государства был император – «Сын неба». Он обладал верховной законодательной и судебной властью, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств), которые наделялись определенными полномочиями (напр., ведомство чинов, ведомство финансов, военное ведомство и др.).

В уголовном праве средневекового Китая классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции так называемых «10-ти зол»: первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора, а также заговор о мятеже против государя, непокорство и измена; четвертой - преступления против близких родственников; пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка. Средневековый китайский судебный процесс носил инквизиционный характер.

Вопрос 4. Государство и право Арабского Халифата. Арабский Халифат сложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров. В начале VII в. Халиф Омар (634-644 гг.) завершил политическое объединение Аравии. В VII-VIII вв. другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя – Арабский халифат с центром в Дамаске, ее развитие проходило в два этапа: дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.).

Халифат можно назвать централизованным теократическим государством. Во главе находился халиф – преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. При халифе был везир (главный советник и высшее должностное лицо). Центральные органы управления назывались диванами и представляли собой специальные правительственные ведомства: диван военных дел, внутренних дел, почтовой службы.

Особое внимание следует обратить на источники права Арабского халифата. Коран – священная книга, состоящая из притч, молитв и проповедей Мухаммеда. Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). До 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, из них около 80 - правовые (в основном о браке и семье). Сунна (священное предание): рассказы о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В Сунне есть нормы процессуального, брачного и наследственного права, правила о рабах и т. д. Иджма – «общее согласие мусульманской общины». Этот источник складывался из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами. Кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс способствовал освобождению шариата от теологических наслоений. В качестве дополнительного источника права шариат допускал местные обычаи (урф, адаты).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.