Психологические особенности студенческого возраста. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психологические особенности студенческого возраста.

2021-03-17 486
Психологические особенности студенческого возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника.

Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи. [18]

Студенческий период является центральным периодом преобразо­вания и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации.

В исследованиях, посвященных студенческому возрасту, отме­чается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования неповторимой, творческой индивидуальности [11].

Главная социальная задача студенческого возраста — профес­сиональный выбор. Специальное образование является следующим этапом по отношению к общему образованию. Профессиональный выбор и выбор специального учебного заведения приводит к тому, что жизненные пути юношей и девушек разграничиваются. Расши­ряется диапазон общественно-политических интересов и степень ответственности.

Некоторые особенности психики студенческого возраста опреде­ляются промежуточностью общественного положения и статуса. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и опреде­ление своего места в мире взрослых людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути.

Студенческий возраст характеризуется развитием интеллекту­альных и физических возможностей. Однако здесь кроются противоречия, касающиеся этих возможностей и действительной их реализацией. Рост творческих возможностей, развитие интеллек­туальных, технических, художественных и научных достижений не может продолжаться вечно, ибо имеет свой логический предел.[16]

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленности, реши­тельности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой.

Само поступление в ВУЗ создает у молодого человека ощущение веры в собственные возможности и определяет его дальнейшую жизнь. Однако дальнейшая учеба в ВУЗе раскрывает и изменения в настро­ении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др.

Однако необходимо констатировать и тот факт, что способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. И в основе такого поведения зачастую лежат немотивированный риск, неумение ставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков. Это возраст проявления альтруистических чувств и полной самоотдачи.

Успешность учебной деятельности молодого человека опреде­ляется освоением новых для него особенностей учебы в ВУЗе. В процессе учебы складывается студенческий коллектив, вырабаты­ваются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности.[18]

Нередко на выбор профессии влияют случайные факторы или целенаправленное влияние родителей. В своем выборе родители руководствуются зачастую теми факторами, которые, по их мнению, в настоящее время являются более значимыми и актуальными: материальное благосостояние, престижность положения, получение определенной выгоды при выборе той или иной профессии.

Знание индивидуальных особенностей молодого человека позво­ляет сделать процесс адаптации к новым видам деятельности более гладким и ровным.

Комплекс интеллектуального потенциала молодого человека, а также личностные особенности, которые включают в себя адаптив­ность, мотивацию, пластичность личности, определяют успешность обучения разным видам деятельности, особенно учебной.

Наличие определенных мотивов и интересов, индивидуально-типологических особенностей, направленности личности, ее самосоз­нания способствуют более успешному обучению студентов.

Направленность личности молодого человека предполагает использование целого комплекса потребностей, которые в свою очередь предполагают свое дальнейшее удовлетворение. При этом, несомненно, важна активность молодого человека, которая проявляется через стремления, влечения, желания и эмоциональные состояния.

Выражение ясно осознанных духовных и материальных потреб­ностей молодого человека проявляется в стремлении стать профес­сиональным и эрудированным специалистом.[18]

В формировании деятельности важную роль играет система представлений, убеждений и взглядов на окружающую действи­тельность. Данная система проявляется в анализе и оценке событий действительности, в социальном поведении, его реакциях и поступках.

Деятельность студенческого возраста предполагает наличие и использование способностей, которые позволяют успешно овладеть системой знаний и умений. Здесь характерна зависимость способ­ностей от развития психических способностей, в частности внимания, памяти, воображения и мышления.

При этом необходимо отметить, что на начальном этапе обучения не все молодые люди успешно осваивают программу обучения и воспитания в ВУЗе. И связано это не с тем уровнем подготовки в средней школе, которую они получили. Налицо такой факт, как несформированность готовности к обучению, проявлять самостоя­тельность, уметь произвольно контролировать свое поведение и деятельность, оценивать себя и окружающих людей, уметь правильно распределять свое рабочее время, чередуя его с отдыхом.

Многие проблемы молодых людей на первых порах обучения связаны с отсутствием у них навыков самостоятельной работы, в первую очередь, неумение конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, ясно и логично излагать свои мысли.

Определенная форма контроля над самостоятельной деятель­ностью молодых людей предполагает проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. Также необходимой формой контроля, применяемой в ВУЗе, является написание рефератов, докладов, проведение конференций и форумов, которые позволяют студенческой молодежи раскрыть свои потенциальные творческие возможности и достижения.[11]

Общественная работа, выполняемая молодыми людьми, способ­ствует их интеллектуальному развитию, развивает организаторские способности и индивидуальное самостоятельное решение проблем.

Постоянное повышение требований к способностям молодых людей способствует формированию волевой направленности и регуляции учебной деятельности.

Психологическое развитие и становление студенчества имеет свои периоды подъема и спада, что обусловлено определенными противоречиями, взаимопереходами, самовыражением, самодвиже­нием, активной жизненной позицией.

Студенческий возраст — это возраст объединения молодых людей, которые заняты общим видом деятельности — учением, предусмат­ривающим специальное образование. Это возраст, характеризующийся определенными отличительными особенностями: характер их труда, раскрывающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятель­ности, а также в самостоятельном приобретении знаний.

 

 

 

 

 

1.3. Пути формирования психологической культуры у студентов.

 

Одной из основных задач реформирования системы образования является целенаправленное развитие личности учащихся, студентов в соответствии с их интересами, потребностями и индивидуальными особенностями, а также требованиями социума. Для решения этой задачи необходимо обеспечение успешной социализации учащейся молодежи, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и условий для проявления активной жизненной позиции, инициативы, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни.

Студент – это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к профессиональному труду, высококвалифицированному выполнению функций специалиста в той или иной области деятельности. [13]

Сложность, неопределённость и противоречивость современной социально-культурной жизни вызывает значительное психическое, личностное и межличностное напряжение, особенно в сфере общения и совместной деятельности людей. В этих условиях особую роль играет психологическая культура, стимулирующая субъективную готовность использовать имеющиеся у личности и социальной общности возможности для совершенствования себя, своей жизненной и профессиональной среды, образа и стиля жизни и профессиональной деятельности.

Психологическая культура в качестве предмета прикладных и теоретических исследований проблематизировалась сравнительно недавно, хотя термин «психологическая культура» относительно часто и давно встречается в специальной литературе. К настоящему времени существуют различные концептуальные модели психологической культуры. Психологическая культура рассматривается, и как готовность личности эффективно решать широкий круг повседневных задач и выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к виду и особенностям деятельности (Л.С. Колмогорова), и как актуализированный культурно – психологический потенциал вместе с соответствующей технологией его реализации (О.И. Мотков), и как совокупность специфических психологических средств, способов и норм личностного развития и взаимодействия людей друг с другом и со средой (Е.В. Бурмистрова).

В специальной литературе достаточно широко представлен и формально-научный подход, в рамках которого авторы трактуют психологическую культуру, опираясь на научные определения психики, сознания, самосознания, личности и деятельности.[10]

Формирование психологической культуры студента происходит через несколько категорий, таких как: социализация, образование, ценности. Я хочу рассмотреть, как формируется психологическая культура через данные категории.

1. Социализация.

Социализация – главный компонент в развитии личности. Она имеет большую роль в усвоении индивидом социального опыта, связей и ценностей.

В современных исследованиях достаточно часто отмечается что, высшее образование – является неотъемлемой частью современного государства, стремящегося сохранить независимость, социальный генофонд, конкурентоспособную экономику, культуру. Так, по мнению П.С. Фёдоровой миссия современного вуза заключается в том, чтобы за счет фундаментальной образовательной подготовки и успешной социализации молодежи осуществлять последовательные и эффективные инновации в окружающем мире [21]. В контексте данного подхода мы считаем, что основными целями вуза являются формирование профессиональных и общекультурных компетенций и развитие социально-ориентированной личности.

В настоящее время государство ставит перед образованием следующие задачи:

· реализация потребностей каждого человека в образовательной сфере;

· постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

· приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

· подготовка обучающихся к жизнедеятельности в условиях современного общества;

· формирование разностороннее развитой личности, способной успешно взаимодействовать с окружающим ее обществом [22].

Следовательно, на наш взгляд, одной из главных задач вуза, наряду с профессиональной подготовкой будущего специалиста, является обеспечение оптимального процесса социализации студента. Понятие «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный. Термин «социализация» появился в конце XIX в., когда в книге «Теория социализации» (1887) американский социолог Ф.Г. Гиддингс употребил его в следующем значении –«развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [14]

В вузе человек знакомится со своей будущей профессией, приобретает определённые профессиональные навыки, учится взаимодействовать и вести коммуникацию с широким кругом лиц различной статусной направленности [24]. На этом фоне углубляется самосознание, самопонимание, происходит самоидентификация человека, принадлежащего к определённой культуре, обществу.

На процесс «вхождения» студента в общество оказывают влияние различные факторы. В ходе исследования мы выделили следующие основные факторы, которые влияют на особенности социализации студентов:

· учебное заведение;

· культурные, политические, экономические аспекты окружающей среды;

· организация, в которой студент проходит производственные практики;

· личностные особенности студентов.

Таким образом, учебные заведения являются одним из основных факторов, которые влияют на процесс социализации и формированию психологической культуры личности современного студента. Как мы уже отмечали выше, период обучения в университете является очень важным этапом социализации молодой личности. Именно студенческий возраст является сенситивным для процесса активного формирования социальной зрелости человека.

2. Образование.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Это соответствует исходному пониманию термина "культура", принятому еще в Древней Греции

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.

Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания общего среднего психологического образования, в свою очередь входящего в человекознание, является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного "багажа", накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению. Нами определен (пока ориентировочно) перечень типовых задач, приемов и способов деятельности, которые должны быть сформированы на каждом возрастном этапе в курсе "Человековедение".

Процессуально-деятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, "открытие" истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через "инсайты", в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях. Используя в работе оба пути, мы приоритет отдаем второму. Опираясь на достижения деятельностной теории учения, нами организуется процесс освоения фундаментальных знаний о человеке. Вместе с тем, деятельность по присвоению культуры имеет черты воспитательного процесса, который организуется в рамках широкого круга деятельностей (домашние задания и поручения, совместная деятельность детей с привлечением членов семьи, праздники, тренинги и т.д.), стержнем и организующим началом которых являются занятия по человековедению.

Несмотря на принципиальные различия в организации и содержании этих двух путей, в своем исходном и конечном пункте они обязательно предполагают рефлексию по поводу выполненной деятельности, достигнутых успехов, трудностей, отношений, себя как субъекта деятельности.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Многочисленные исследования посвящены изучению отдельных перечисленных компонентов культуры личности, однако вне связи с особенностями педагогического процесса.

Следует отметить, что становление указанных составляющих культуры личности является эффектом всей системы воздействий, и чрезвычайно сложно определить, какое влияние окажет введение такого компонента образования, как человекознание. Вместе с тем, считаем, что с разработкой и введением специальных учебных курсов необходима проработка, конкретное наполнение содержанием таких понятий как параметры, критерии, уровни, этапы освоения и становления базовой психологической культуры личности.

Несмотря на широкое использование понятий "коммуникативная культура", "культура поведения", "культура мышления", анализ определений показывает, что нет единства в их понимании, далеко не всегда эти и подобные им понятия раскрываются достаточно полно. Так, например, в работе В.В. Соколовой предлагается такое определение: "... коммуникативная культура, определяемая как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения, представляется как важное средство образования и как результат развития личности" (20, С.76).

Не останавливаясь более на анализе содержания, вкладываемого в эти понятия различными авторами, отметим, что нами выделены следующие составляющие психологической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

Наше представление о психологической грамотности в целом согласуется с характеристикой, данной Е.А. Климовым [9]: "Минимальнный необходимый уровень развития психологической культуры - психологическая грамотность".

В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" [22].

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

На наш взгляд, выделенные составляющие психологической культуры личности универсальны и могут быть отнесены к нравственной, валеологической, экологической и другими компонентам общей культуры. Выделенные составляющие психологической культуры не существуют изолированно друг от друга. Они были положены в основу построения экспериментальной программы интегрированного курса "Человековедение", а также системы диагностики по изучению процесса становления базисной психологической культуры личности.

3. Ценности.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет

основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

      Направленность личности  выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят  свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [2-4, 6].

В работе куратора важнейшую роль следует отводить формированию системы профессиональных ценностей студентов младших курсов. Отличительными характеристиками ценностных ориентации студентов младших курсов являются следующие: студенты часто идеализируют свое будущее, свои возможности и стремятся к самостоятельности и самоутверждению; считают важным иметь собственные взгляды, убеждения, позиции. В процессе обучения на «не престижной» специальности, не связывают свое будущее именно с той профессией, которую получают, и не  стремятся достичь вершин профессионального мастерства. Полагают, что здоровье дороже всего, в то же время многие ничего не предпринимают для того, чтобы его сохранить; в большей степени интересуются беззаботной, праздной жизнью и в меньшей степени - ее сложностями; свои личные желания они ставят выше общественных. Студенты младших курсов более ориентированы на горизонтальную карьеру, чем на вертикальную (вертикальная карьера – служебный рост, горизонтальная карьера – совершенствование навыков в профессии). Для них в выборе будущей работы ценности профессионального роста и профессиональной самореализации не являются приоритетными. Стремление к материальному благополучию и комфортным условиям труда является одним из определяющих факторов выбора будущей работы. Педагогическими условиями формирования ценностных ориентаций студентов являются: разработка и реализация педагогической модели формирования ценностных ориентации студентов; использование форм и методов формирования ценностных ориентации студентов в учебном процессе; осуществление внеаудиторной деятельности по формированию ценностных ориентации студентов.

Вывод по первой главе.

 

Итак, подводя итоги, мы можем сказать, что психологическая культура – это продукт социализации, образования и воспитания. Закономерности ее становления мало изучены, хотя предполагается, что одной из задач школы является формирование общей культуры и, следовательно, имплицитно ее внутренней составляющей, то есть психологической культуры, что в определенной мере отражено в Государственных стандартах. Ее рассматриваю в разных контекстах и с разных точек зрения.

Таким образом, психологическая культура в таком понимании предстает в совокупности следующих компонентов: убеждения, переживания, представления о самом себе (рефлексия), педагогические влияния.

Что касается особенностей студенческого возраста, то тут все гораздо сложнее. Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника. Это возраст объединения молодых людей, которые заняты общим видом деятельности — учением, предусмат­ривающим специальное образование. Это возраст, характеризующийся определенными отличительными особенностями: характер их труда, раскрывающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятель­ности, а также в самостоятельном приобретении знаний.

Формирование психологической культуры студента происходит через несколько категорий, таких как: социализация, образование, ценности. Я хочу рассмотреть, как формируется психологическая культура через данные категории.

 

 

Профилактика наркомании.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.