Особенности изучения социальных наук — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности изучения социальных наук

2021-03-17 93
Особенности изучения социальных наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обычно психология воспринимается как одна из базовых научных дисциплин для подготовки социального работника, который в будущем будет иметь дело с людьми, страдающими от каких-либо социальных проблем, социальной дезадаптации, что в итоге может привести к психосоматическим явлениям или деструктивным процессам по отношению к личности клиента. Несмотря на то, что социальные работники не могут быть практикующими психологами, знание особенностей личности для выстраивания конструктивного взаимодействия при общении с клиентами, безусловно, необходимо. Социальные науки (экономика, социология, право) являются не менее важной составляющей общепрофессиональной подготовки социальных работников. Так, социология позволяет определить источники проблем клиента, связанные с его социальным окружением, но для этого необходимо совершенствовать методологию ее преподавания как общепрофессиональной дисциплины.

Выделяют три основные модели социальной работы – проблемную, личностно-ориентированную и инвайронментальную (Т.Черняева). Проблемная модель, когда социальный работник ориентирован, прежде всего, на ликвидацию или минимизацию проблемы клиента, например, его неспособность справиться с различными зависимостями, решить такие жизненные проблемы как обеспечение семьи, поиск работы и т. д., является малоэффективной. Она может решить проблему, но не устраняет причины, приведшие к ее возникновению. Личностно-ориентированная модель в этом случае имеет больше шансов для поиска и устранения причин, поскольку предполагает исследование особенностей личности и определение возможной психологической поддержки для устранения каких-либо деструкций. Цель – помочь личности обрести собственный потенциал противостояния различным вызовам современной реальности.

Если исходить из того, что вызовы современного общества все в большей и большей степени становятся непредсказуемыми, человек может проявлять собственную субъектность, например, пытаться контролировать в той степени, насколько это возможно, изменение обстоятельств своей жизни или добиваться оптимального эффекта от тех или иных взаимодействий с окружающими людьми. Оптимальный эффект в данном случае рассматривается не как получение исключительно личной выгоды, а как выстраивание взаимовыгодных отношений. Индивидуализированное общество с его практиками заставляет человека более внимательно относиться к происходящему вокруг него. Это касается большого спектра возможных рисков, от глобальных проблем до повседневных решений, в том числе связанных с процессом индивидуализации. Но у индивида всегда остается альтернатива – «закрыть» глаза и положиться на волю случая. В социологии это называется «уходом в частную жизнь», но таким образом человек остается практически без защиты и у него больше шансов оказаться в рядах клиентов социальной работы.

Поддержка клиента силами сообщества, ближайшего социального окружения в современном обществе может оказаться решающей, и акцент на мобилизации всех возможных ресурсов осуществляется в рамках инвайронментальной модели. Как наиболее перспективная рассматривается именно эта модель, социальная работа при этом осуществляется не только с самим клиентом, но и с его социальным окружением. Кейс-менеджмент – достаточно распространенный метод на Западе, его используют в индивидуальной социальной работе с различными клиентами: бездомными, пациентами больниц, людьми, живущими с ВИЧ, неблагополучными семьями, людьми, освобождающимися из заключения, пожилыми, эмигрантами, в сфере восстановительного правосудия, зависимыми людьми и т. п. [3] Кейс-менеджмент позволяет организовать работу вокруг проблемы клиента, комплексно использовать ресурсы реабилитационного пространства на уровне местного сообщества [1].

«Традиционные» стадии кейс-менеджмента таковы:

1. Вхождение в контакт – например, аутрич; определение, подходит ли программа клиенту; вовлечение в программу.

2. Оценка – определение возможностей и потребностей клиента.

3. Планирование, определение целей – разработка совместно с клиентом ясного плана, содержащего цели, соответствующие потребностям, и использующего возможности, выявленные при оценке. План должен состоять из объективных целей, быть привязан ко времени и регулярно обновляться.

4. Интервенция – определение подходящих под этап плана услуг и видов помощи; направление клиента туда, где он может получить эти услуги и помощь.

5. Мониторинг/оценка – проверка того, работает ли план и приносит ли его выполнение ожидаемые результаты.

6. Завершение – закрытие случая после того, как план выполнен и с помощью выполнения плана достигнут желаемый эффект в удовлетворении потребностей, выявленных на стадии оценки» [3].

На первый взгляд, технология кейс-менеджмента в большей степени соответствует проблемной модели социальной работы. Но это не так, суть кейс-менеджмента состоит как раз в организации усилий окружения, в концентрации ресурсов на решение проблемы. Чтобы организовать усилия местного сообщества, нужно сначала изучить социальное окружение клиента и определить возможные ресурсы. Кейс-менеджер с привлечением других специалистов системы профилактики изучает ситуацию в семье, ближайшее окружение, анализирует имеющиеся ресурсы, составляет заключение, которое прилагается к уголовному делу (описывается опыт Архангельской области, социальное сопровождение несовершеннолетних преступников) [1]. Для этого социальному работнику необходимо знание, понимание социальной среды, в том числе и для организации способов мобилизации данных ресурсов.

Еще один важный аспект социальной работы определяется могущественной силой стереотипов, что, безусловно, касается каждого специалиста, но в рамках рассматриваемого вопроса клише наиболее опасны. Каждый клиент, по сути, подпадает под то или иное клише, например, этому следует помогать, а этому – практически бесполезно. Более того, такие клише рассматриваются как вполне уместные в практике социальной работы, поскольку часто организация деятельности работника не предполагает такой возможности, как обращение к личному опыту, выяснение причин проблем каждого клиента. Социальная служба часто работает по принципу массовости: чем больше клиентов обслужили, тем лучше. В итоге, мы получаем классический вариант бюрократической организации – ограниченное время на прием каждого клиента, сам прием при этом происходит в общей комнате, где сидит несколько работников и т. д. [2] Такая форма работы уже заранее предопределяет – кому помогать и каким образом, вне зависимости от конкретных обстоятельств. В итоге, социальному работнику, если конечно его не устраивает подобный вариант деятельности, чтобы изменить существующую ситуацию, приходится не только выполнять свою непосредственную работу, но и заниматься поиском дополнительных ресурсов для ее оптимизации. Субъектность – активность социального работника проявляется в том, что он практически вынужден выступать с различными инициативами, участвовать в разработке социальных проектов и добиваться их реализации.

Субъектность (по Н.В.Веселковой) существует в виде установки (это первый ракурс субъектности) – как готовность действовать по осуществлению своих интересов (так, как субъект их понимает, как считает нужным). Второй важный ракурс субъектности – это субъективирующие практики, так, например, в рамках обучения или профессиональной деятельности такие практики развиваются в процессе исследовательской деятельности. Третий ракурс – сотворение смыслов, способность уже знакомые известные вещи видеть по-новому, пересматривать свои собственные представления. Важна готовность осмысленно подходить к любой информации – соотносить ее со своим опытом или опытом других людей, искать иные источники подобных сведений, ставить мысленные эксперименты. Субъектность может быть и деструктивной, но тогда человек действует вразрез со своим социальным окружением, фактически разрушая свои социальные связи. Конструктивная субъектность, которая направлена на укрепление и развитие связей со своим ближайшим окружением неразрывно связана с социальной компетентностью и социально-критическим мышлением, или, можно сказать и так, требует образовательной «поддержки», особенно в том, что касается сотворения смыслов.

Социальная компетентность в таком случае рассматривается через призму понимания реальности и конструирования межличностных отношений, как способность человека анализировать происходящее вокруг него, адекватно оценивать свои возможности и выстраивать стратегии взаимодействия с окружающим миром. Социальная компетентность может развиваться и без участия социальных наук. У каждого человека есть свое представление, свое видение социального пространства.Повседневное мышление человека, которое мы называем социальным, направлено на познание собственной жизни и создает устойчивую смысловую картину мира, чтобы индивид мог упорядочивать, объяснять события, происходящие в его жизни. Подобные смыслы касаются не только и не столько обозначений чего-либо, они становятся основой для всех отношений человека, пронизывают все пространство его жизни.Жизненный опыт объединяет, интегрирует в единое целое освоенные человеком смыслы, действия, способы решения проблем. Именно в таком случае реализуется принцип «естественности» социальной среды, которая не требует специального изучения, а постигается в процессе повседневной практики. Жизненный опыт человека может стать основой для интеграции или отсеивания поступающей к индивиду информации, но социология знания демонстрирует нам огромную зависимость представлений человека, его жизненных практик от социального контекста, от близкого круга общения, от референтной группы. При этом человек далеко не всегда понимает, отслеживает влияние этой зависимости.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.