Ото, идя по улице, он вдруг останавливался — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ото, идя по улице, он вдруг останавливался

2021-03-17 104
Ото, идя по улице, он вдруг останавливался 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И оставался в застывшей позе,

Размышляя. Народу он должен был

Казаться чудаком или маньяком. Аристофан

Собрал все внешние черты облика

Сократа и довел их до гротеска, как

Это обычно делала древняя комедия.

Интересно отметить, что самим софистам

Учение Сократа казалось иногда

Чересчур тонким, слишком софистическим.

Понятно, что народ должен был

Считать Сократа также софистом, и притом

Трудно понимаемым, хотя и очень

Искусным. Поэтому рядовой афинянин

Смотрел на Сократа как на вредного

Человека. Ему приписывали мысли,

Которые обычно приписывали всем

Софистам: из него сделали безбожника

И опасного подрывателя основ. Обвинение

В занятиях физическими науками,

Поданное в «Облаках» в сатирической

Заостренной форме, имеет под собой

Известное основание. Хотя не эти науки

Составляли главный предмет исследований

Сократа, но Ксенофонт сообщает,

Что философ занимался геометрией

И астрономией в таком объеме, в каком

Они могут быть полезны на практике.

Между тем на занятия астрономией

В народе смотрели как на вредное дело.

Исследующий небесные явления мог

Навлечь гнев богов не только на себя,

Но и на всю общину, так как стремился

Узнать то, чего боги не пожелали

Открыть человеку. К тому же проникновение

В тайны богов могло повести, по

Мнению народа, к неверию, а оно могло

Подорвать в обществе всякое понятие

О справедливости и нравственности.

Так смотрели в народе на Сократа,

Л это ходячее представление о философе

Аристофан взял за основу образа Сократа

В своих «Облаках». При этом ряд

Исследователей подчеркивает тот факт,

Что вовсе не личная неприязнь толкнула

Аристофана на изображение Сократа

В виде софиста, губительно влияющего

На нравы общества. Он был искренне

Убежден, что новые течения и в философии,

И в области общественного воспитания,

И в литературе несут величайшее

Зло Афинам. Вот почему ко всем представителям

Таких новшеств он относился

С нескрываемой враждебностью.

Следует отметить две особенности,

Касающиеся агона и роли хора в этой

Комедии. В агоне «Облаков» принимают

Участие персонажи, введенные только

в эту часть пьесы. В плане моральных

Принципов Кривда высказывает, в сущности,

То же, что звучало в устах Сократа.

Но при сходстве есть и разница.

В комедии Сократ говорит о высоких

Философских материях или о «тонкостях

» диалектики (в античном смысле

этого слова) и эристики. Высказываемые

Же Кривдой мысли и моральные

принципы являются приложением философии

Сократа к жизненной практике,

В том числе к воспитанию юношества.

Введение Правды вызывалось необходимостью

Противопоставить ложному

Принципу воспитания определенный

Положительный идеал, но никто из действующих

Лиц комедии не мог быть

Носителем такого положительного

Идеала. Поэтому и понадобилось введение

Еще одного действующего лица,

Принимающего участие только в агоне

И представляющего защиту истинных

Моральных устоев.

Противоречивую роль в этой комедии

Играет хор. По словам Сократа,

Облака являются новыми богами, которым

Надо поклоняться вместо Зевса

И других богов. Облака, следовательно,

Ложные боги. И, как бы оправдывая

Такую характеристику, они поощряют

Стрепсиада в его рвении усвоить лож-

Древняя аттическая комедия 219

Ную науку, обещая ему в будущем

Громкую славу. Но в конце пьесы оказывается,

Что Облака сознательно толкали

В беду сошедшего с правильного

Пути человека, чтобы он научился

Бояться богов. Если взять конец пролога

И начало парода, то существует

Определенное несоответствие между

Тем, что ожидает зритель услышать

От Облаков, и тем, что он потом от них

Слышит. Зритель ожидает, что перед

Ним появятся ложные божества, которые

Выступят с ложным словом. Между

Тем вступительная песнь хора поражает

Своей красотой и силой. Она может дать

Представление о серьезных лирических

Партиях, встречающихся в комедиях

Аристофана. Вот ее стихотворный

перевод:

Комедия была поставлена, вероятно,

От имени Филонида на Ленеях в феврале

Г. до н. э. и получила первую

Награду. В пьесе содержатся нападки

на одно из важнейших учреждений

Афинской демократии — на суд присяжных

(гелиэю). В начале каждого года

Из всего числа полноправных граждан

(приблизительно двадцать тысяч человек)

Составляли посредством жеребьевки


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.