В своей «мыслильне» ((ppovTi(TTY;piov— — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В своей «мыслильне» ((ppovTi(TTY;piov—

2021-03-17 90
В своей «мыслильне» ((ppovTi(TTY;piov— 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Столь же диковинное словечко, как

И русское «мыслильня») учит выигрывать

Правые и неправые дела. Если сын

Научится этой неправой науке, отцу

Не надо будет платить долгов. Но Фидиппид

Наотрез отказывается идти

В «мыслильню», к этим босоногим и

Бледнолицым шарлатанам, и старик

«ОБЛАКА»

Греческое слово «уеукХц» («облако») женского рода.

Глава X

После некоторых колебаний сам решает

Поступить в обучение к Сократу. Спустившись

С крыльца, Стрепсиад стучится

В дверь «мыслилыш». Дверь раскрывается,

И старик видит внутри помещения

Учеников философа, бледных

И изнуренных. Виден и сам Сократ,

Висящий в воздухе в плетеной корзинке.

На вопрос Стрепсиада, что он там делает,

Сократ важно отвечает:

Бессильна мысль

Проникнуть в тайны мира запредельного,

В пространствах не повиснув и не будучи

Соединенной с однородным воздухом х.

Спустившись на землю, Сократ спрашивает

Стрепсиада, зачем тот пришел

К нему. Старик излагает свою просьбу

И клянется богами, что хорошо заплатит

За учение. Бросив замечание о богах,

Что эта монета здесь не в ходу, и получив

От старика заверение, что тот

Действительно желает познать божественные

Дела и беседовать с Облаками,

Богинями надо всеми, Сократ соглашается

Взять его в науку. Он сажает

Стрепсиада на священное ложе, надевает

Венок и сыплет на его голову муку.

Это — церемония посвящения в науку.

Сократ молится при этом светлому

Эфиру, окружающему со всех сторон

Землю, и богиням-Облакам, посылающим

Людям гром и молнии. После призыва

Сократа среди ударов грома слышится

Из-за сцены пение хора, а затем

На орхестру медленно вступают Облака.

Оказывается, что облака — это символ

Той выспренней беспредельности и утонченной

Пустоты, которые представляются

Аристофану общими чертами

Культуры.

Это вот кто питает ученых

И врачей, и гадателей, франтов в кудрях,

С перстеньками на крашеных пальцах,

Голосистых искусников в скучных хорах,

Описателей высей надзвездных,

Вот кто кормит бездельников праздных,

А те прославляют их в выспренних песнях 2.

Пока за сценой происходит обучение,

'хор выступает с парабасой. Обращаясь

К зрителям, корифей от имени хора

Упрекает их за то, что они не оценили

Комедии 3, которую сам поэт признает

Лучшим из всех своих произведений.

Но теперь он вновь хочет показать эту

Пьесу, стоившую ему так много труда.

Комедия отличается от тех грубоватых

Пьес, которые пишут соперники поэта.

Ее действующие лица не носят фалла,

В ней не смеются над исполнителями

кордака (танец с неприличными телодвижениями);

В ней нет старика, который,

Декламируя стихи, бьет палкой

Того, кто находится близ него, чтобы

Вызвать грубые шутки.

Комедия вышла на сцену, полагаясь

На заложенную в ней идею и на звучные

Стихи. И сам поэт не стремится

Обмануть зрителей, повторяя по два

И по три раза одни и те же сюжеты,

Но приносит им новые, придуманные

С большим искусством и ни в чем

Не похожие друг на друга. После

Парабасы обучение Стрепсиада продолжается

На глазах у публики. Но старик

Оказывается совершенно неспособным

К сократовскому лжеучению, он сразу

Же забывает все, чему его учат, и Сократ

Прогоняет Стрепсиада. Тогда по совету

Облаков Стрепсиад посылает учиться

К Сократу правой и неправой науке

Своего сына Фидиппида.

А р и с т о ф а н, Комедии, т. I, стр. 190. 2 Т а м же, стр. 197. 3 Имеется в виду провал «Облаков» при постановке в 423 г. до н. э. Совершенно очевидно,

Что эта парабаса (или по крайней мере часть ее) была составлена Аристофаном в расчете на новое

Представление пьесы.

Древняя аттическая комедия 215

Затем начинается обычный агон.

Из дома Сократа выходят Правда

И Кривда (точнее говоря, Справедливое

И Несправедливое слово; по-гречески

««логос» — слово — мужского рода). Они

Вступают в перебранку, и каждый

Старается перетянуть молодого человека

На свою сторону. Хор предлагает

Правде рассказать о том, как воспитывали

Молодых людей раньше, а Кривде

О том, каково новое учение.

Правда начинает похвалу прежнему

Воспитанию с оценки такого качества,

Как скромность. Прежде считалось

Неприличным, чтобы дети возвышали

Голос. Чинно шли мальчики к учителю

Музыки, легко одетые, даже если валил

Снег. Они пели старинные песни, завещанные

Еще от предков. Неприхотливость

И суровое воспитание дало воинов

Марафона. Правда зовет Фидиппида

к себе и обещает ему:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.