Наступает еще до прихода фиванского — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наступает еще до прихода фиванского

2021-03-17 91
Наступает еще до прихода фиванского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пастуха. Когда опрашиваемый Эдипом

Коринфский гонец отвечает, что он принял

Младенца с проколотыми ножками

На Кифероне и передал его человек,

Называвший себя пастухом Лая, для

Нее все становится ясным: Эдип —

Ее сын, и он же ее муж. С сознанием

Этого жить невозможно. Но если она

Должна умереть, пусть живет хотя бы

Эдип. Отсюда ее просьба к Эдипу прекратить

Дальнейшие расспросы и ее реплики,

бросаемые, очевидно, в сторону:

Довольно, что страдаю я (ст. 1034).

Хоровые партии «Эдипа-царя» Софокла,

Изящные по своей словесной форме

И написанные разнообразными лирическими

Размерами, пронизаны глубокой

Верой в богов и надеждой на их помощь

Гибнущему городу. В стасиме втором

Выражена вера в нетленные вечные

Законы, которые в небесной выси взошли

Из лона Правды. Здесь же содержится

И мольба к Зевсу, навеянная

Непочтительным отзывом Иокасты

О Фебовых пророчествах,— обратить

Свой взор на дерзких смертных, переставших

Верить в пророчество Феба.

Кажется, что в этих словах выражена

И личная преданность поэта аполлонов-

Скому культу. Лирические партии дают

В то же время яркие картины, рисующие

Жизнь гибнущего от чумы города,

И картины, возникающие в воображении

Хора в связи с развивающимися событиями.

Софокл 129

Вот, например, вторая пара строф

(строфа 2 и антистрофа 2), где говорится

о страданиях города:

Горе! Меры нет напастям!

Наш народ истерзан мором,

А оружье для защиты

Мысль не в силах обрести.

Не взрастают плоды нашей матери Геи.

И не в силах родильницы вытерпеть

Мук.

Досмотри на людей,— как один за

За другим

Быстрокрылыми птицами мчатся они

Огненосного мора быстрей

На прибрежья закатного бога... х

Жертв по граду не исчислить,

Несхороненные трупы,

Смерти смрад распространяя,

Неоплаканы лежат.

Жены меж тем с матерями седыми

Молят, припав к алтарям и стеная,

Об избавленье от тягостных бед.

Смешаны вопли с пеанами светлыми.

О златая дочь Зевса 2, явись

Ясноликой защитой молящим! з

В первом стасиме хор поет о тайном

Убийце, который рыщет в глухом лесу

И скрывается подобно бесприютному

Зверю в пещерах угрюмых гор. Его

Гонит среди зарева молний Аполлон,

За ним мчится вслед рой неизбежных

Эриний (стр. 463 и следующие).

В четвертом стасиме, когда тайна

Эдипа уже раскрыта, хор высказывает

Мысли о ничтожности и скоротечности

Человеческого величия и счастья. Эдип

Стяжал у людей венец счастья, а где

Теперь чернее мрак погибели, глубже

Грех и сильней насмешка рока?

В древности трагедия Софокла «Эдип-

Царь» пользовалась громадной популярностью

И считалась образцом трагедии

Вообще. Такая оценка является совершенно

Естественной с точки зрения

Эстетических воззрений античной Греции.

Прежде всего в этой трагедии

Ярко показана власть рока над человеческой

Жизнью. Прихоть Рока губит

Эдица, который лично ни в чем не повинен.

Правда, род Эдипа был греховен,

И афинский зритель, который хорошо

Знал миф об Эдипе, не мог отделаться

От мысли об ответственности отдельных

Членов рода за грехи своих прародителей.

Однако об этом родовом грехе

В трагедии Софокла почти ничего не

Говорится. Поэтому идея рока, губящего

Ни в чем не повинного человека,

В этой трагедии Софокла проводится

Более резко, чем в «Орестее» Эсхила,

Где постоянно речь идет о родовом

Грехе, угнездившемся в доме Тантала,

И с этой точки зрения ответственность

Отдельных членов рода за совершенные

Их предками грехи становится более

Понятной. Не то у Софокла. Эдип

Делал все, чтобы избежать своей злой

Судьбы, предсказанной ему Аполлоном,

И не его вина, если ему не удалось

Этого достичь. Собственная же вина

Эдипа не очень велика. В трагедии

Несколько раз подчеркивается вспыльчивость

И необузданность Эдипа, его

Склонность к быстрым решениям без

предварительного обдумывания и к

Немедленным действиям. Последнее

Проявилось и в его роковой встрече

Со своим отцом. Но это лежит за пределами

Собственно пьесы. В самой же

Пьесе вспыльчивость Эдипа ярко показана

В сцене с Тиресием. Забыв о том,

Что перед ним прорицатель, которому,

Согласно общему убеждению, известно

Прошедшее, настоящее и будущее, и что

У Тиресия могли быть свои мотивы

К тому, чтобы ничего не говорить

То есть Аида, бога подземного царства, владыки умерших. 2 Артемида. 3 С о ф о к л, Трагедии, пер. С. Шервинского, М., Гослитиздат, 1958, стр. 11.

В. Головня

Глава VII


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.