На современную ей общественн- — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

На современную ей общественн-

2021-03-17 88
На современную ей общественн- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ную и политическую жизнь, на религиозные,

этические и другие вопросы.

Поэтому, чтобы лучше понять «Антигону

», следует принять во внимание

Круг понятий, мыслей и чувств греков

V в. до н. э.

Полиник совершил преступление —

Он изменил своему городу, и поэтому,

Когда он был убит, Креонт запретил

Похоронить его. Одна только мысль

О том, что его тело после смерти будет

Лишено погребения, приводила древнего

Грека в отчаяние. Греки верили, что

Душа непогребенного человека осуждена

На печальные скитания, так как

У нее нет «жилища». Но душа в этом

Случае не только печалится, она может

Принести зло людям: истребить

Их жатву, послать болезни, мучить

Их страшными видениями, требуя своего

Погребения. Поэтому хоронить мертвых

Или по крайней мере не препятствовать

Похоронам с древних времен признавалось

Общеэллинским обычаем. Антигона

Прямо заявляет Креонту, что, похоронив

Своего брата, она исполнила «неписа-

Саный божеский» закон. Человеческий

Закон Креонта не представлял для нее

Какого значения, чтобы она могла забыть

Ради него этот «божеский» закон. Хор

Держится в общем робко, но из слов

Антигоны и особенно Гемона ясно, что

Народ стоит за Антигону; ее поступок

Он называет славным подвигом. И, наконец,

В качестве высшего судьи выступает

Тиресий: как прорицатель, он

Прямо заявляет Креонту, что боги

Разгневались на него за этот приказ.

Какая доблесть, спрашивает Тиресий,

Казнить второй смертью мертвого?

Да и сам хор после вещаний Тиресия

Делается смелее и прямо требует от царя

Освобождения Антигоны и погребения

Полиника. Устами решительно всех

Персонажей трагедии Софокл оправдывает

Антигону. Ее любви, твердости

И непреклонности в исполнении долга,

Смелости перед лицом смерти Софокл

Противопоставляет ненужную уже после

Гибели Полиника жестокость Креонта.

Но эта неправота Креонта выявляется

Софоклом не сразу. В первом своем

Выступлении Креонт предстает перед

Зрителями хотя и суровым, но в то же

Время справедливым правителем. Он

Думает только о благе родного города,

Он желает, чтобы ему говорили

Правду, и собирается возвышать людей,

Преданных родине. И в разговоре с Гемо-

Ном он также высказывает справедливые

Мысли. Долг приказывает ему казнить

Антигону. Если он даст зародиться

Измене в своем доме, она еще пышнее

Расцветет в народе. Однако с дальней-

I 1 Можно предполагать, что позади слуги несли труп Антигоны, хотя в тексте на это и нет

Указаний.

Глава VII

Шим развитием трагедии поэт все больше

И больше убеждает зрителей в неправоте

Креонта. Выявляются вместе с тем

И его стремление к самовластию и его

Нетерпимость. На слева сына о том,

Что ни он сам, ни всенародный голос

Фиванцев не причисляют Антигону

К дурным людям, Креонт отвечает

Вопросом: «Народ ли мне свою навяжет

Волю?» (ст. 734). Раздраженный словами

Сына, Креонт желает совершить страшную

Жестокость: он приказывает предать

Смерти Антигону на глазах Гемона.

И эта казнь, вероятно, совершилась бы,

Если бы Гемон не удалился. Отталкивающую

Жестокость, соединенную

С издевательством, проявляет Креонт

По отношению к Антигоне в тот момент,

Когда ее ведут на казнь. Он иронически

Замечает, что ему не будет осквернения

От смерти Антигоны, так как он не проливает

Родственной крови, а только

Отлучает виновную от мира жизни.

В ответ на увещания Тиресия Креонт

Высказывает неоправданную подозрительность

Г: он называет прорицателя бесчестным

И продажным. В итоге Креонт

Оказывается виновником смерти трех

Человек: Антигоны, сына и жены. Это

Наказание постигает Креонта за презрение

«божеского», «неписаного» закона,

За несправедливость и жестокость

По отношению к Антигоне. По греческим

Понятиям, он не имел права

Отказывать в погребении даже своему

Врагу. Самое большее, что он мог сделать,—

Это запретить хоронить Поли-

Ника в городе, который тот оскорбил

Своей изменой. Но он мог похоронить

Его где-нибудь вне города.

В «Антигоне» Софокл показал столкновение

«божеских» законов, то есть

требований старозаветной народно-религиозной

Традиции, с законами

•и постановлениями государственной

Власти. Последняя за свое пренебрежение

К законам религии оказывается

В этом столкновении побежденной, хотя

Защитница неписанных «божеских» законов

И хранительница священных семейных


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.