Структура земельного фонда Ковернинского района — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Структура земельного фонда Ковернинского района

2021-01-31 97
Структура земельного фонда Ковернинского района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наименование земель Всего, га В % к общей площади
Пашня 43051 18,4
Многолетние насаждения 29 0,01
Сенокосы 5730 2,4
Пастбища 10239 4,4
Залежи 944 0,4
Итого сельскохозяйственных угодий 59993 25,6
Коллективное и индивидуальное садоводство и огородничество 245 0,1
Земли личных подсобных хозяйств 2815 1,2
Леса 165141 70,6
Кустарники 1361 0,6
Болота 1807 0,8
Под водой 499 0,2
Под строениями 635 0,3
Нарушенные земли 208 0,1
Прочие 483 0,2
Всего 233978 100

Технология изготовления изделия

Лужение
«Белье»
Баклуши

Лужение
Баклуши
«Белье»
 

Художницы за работой

Виды письма:

Фоновое письмо

 

Верховое письмо

Виды орнамента:

 

     Пряник

Травка

    Кудрина

Опыт

Мои работы:

 

 

Работы моей бабушки:

 

 

Источники и литература

 

1. ru. Wikipedia org Ковернинский район

2. goldenhohloma.com. Золотая хохлома. История.

3. ru. Wikipedia org Хохлома

4. Списки населенных мест Российской империи. Нижегородская губерния. С- Петербург. 1863 год. Стр. 128

5. Архив семьи Нечаевых

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу

1 Фамилия, имя, отчество рецензента

Салаева Елена Владимировна

2 Должность, место работы: преподаватель ГБПОУ «ЗАМТ»

3 Фамилия, имя, отчество автора: Нечаева Елена Александровна

4.Тема исследовательской работы, проекта:

  Золотая хохлома – русский национальный промысел  

Работа студентки Нечаевой Е. А. посвящена истории возникновения и развития промысла хохломской росписи. Автор умело определила цели, задачи и наметила маршрут исследования.

 Тема изложена полно, материал логично выстроен. По каждой главе сделаны небольшие выводы, подтверждающиеся фактами, источниками, результатами опыта.

Работа глубоко личностна, т. к. автор использует в ней сведения, полученные от родственников, односельчан, а также результаты собственного творческого труда.

Рассмотрение проблемы строится на основе информации, полученной различными методами и из разных источников- от интернет – ресурса Википедия до анализа архивных данных о списках населенных мест Нижегородской губернии 1863 года. Прибегает также к проведению химического опыта. Для иллюстрации работы Нечаева Е. А. использует таблицы, рисунки, фотографии.

Поставленные цели соответствуют конечному результату. Автор доказала народный характер ремесла Золотой хохломской росписи, его связь с природой родного края и чертами русского национального характера, а также востребованность изделий данного промысла в России и во всем мире.

 

"10"октября 2019 года

 

 

1 слайд.

Здравствуйте. Меня зовут Нечаева Елена. Я студентка 1 курса Заволжского автомоторного техникума, специальность – «программирование…………………………………..».

Моя работа посвящена развитию народного промысла изготовления деревянной посуды и хохломской росписи в моем родном селе Сёмино.

Я живу на родине Золотой хохломы"- эти слова с гордостью произносят все мои односельчане. Издавна каждая семья у нас к хохломе имела самое прямое отношение - "писать" её умеют здесь все! Мастерство передавалось из поколения в поколение. Выросли уже целые династии мастеров. Думаю, что такого количества Народных и Заслуженных художников на одно село, мало где еще встретишь.

Значит, плоды их труда – без золота созданные, но по-царски красивые расписные эти изделия – и по сей день пользуются огромным спросом!

 

Слайд 2.

 

Неоднократно в средствах массовой информации я встречалась с громким высказыванием, что хохлома сегодня является мега брендом России.

В процессе работы я планирую установить справедливость  или опровергнуть истинность данной фразы. Для достижения этой цели буду изучать географические, экономические, исторические условия возникновения промысла, проанализирую легенды, связанные с «золотой хохломой», исследую технологию производства и технику «письма» на примере умельцев из моей семьи. Думаю, что будет важно узнать и о том, насколько безопасно для здоровья использование данной посуды и почему изделия наших сёминских мастериц вызывают чувства умиления, восхищения, гордости у моих соотечественников и иностранцев.

 

Слайд 3.

 

Возникновение и название промысла хохломской росписи связывают с историей с. Хохлома и находящихся рядом с. Сёмино и Новопокровское.

До 1929 г. они были частью Хохломской волости Семеновского уезда Нижегородской губернии, а сейчас их можно найти на карте Ковернинского района.

 

Слайд 4.

Изучив архивные данные 1863 г. я пришла к выводу, что село Хохлома и в старину являлось достаточно развитым центром: в нем более шестисот жителей, 128 дворов, имеется церковь, правление, 2 училища и что особенно важно! Ярмарка и базар!

Село Сёмино находится в км от Хохломы.

Слайд 5.

Проанализировав климатические условия нашего края, его почвы и растительность, я поняла, что они были благоприятны для развития хохломского промысла: обилие лесов, что видно из таблицы; близость торговых путей, а вместе с тем невысокие урожаи с быстро истощаемых почв заставляли жителей искать себе подспорье. Народ, живущий в нашей местности, очень трудолюбив и предприимчив. Люди не любят сидеть без дела, поэтому летом занимались сельским хозяйством, а как только сезон заканчивался, и наступали холода, во всех домах точили и расписывали изделия. Изготовление деревянной посуды не только позволяло производить ее для себя, не тратя деньги, а, наоборот, честно зарабатывать их, пополняя бюджет семьи.

 

Слайд 6.

В процессе своего исследования я изучила много былей и небылиц о возникновении нашего промысла. Наиболее правдоподобны сведения о том, что Хохломская волость ранее принадлежала Троице – Сергиевскому монастырю и некоторых жителей окрестных деревень забирали туда на обучение ремеслу иконописи. Во время церковного раскола же многие утеклецы бежали в родные леса под Хохломой и Сёмино. Оттуда, говорят, и пришла технология обработки, позволявшая создавать золотую посуду, не использовав при этом ни одного грамма драгоценного металла.

Легенды записал местный краевед Красильников.

Слайд 7.

 

В нашем селе стараются сохранить традиции хохломской росписи и в настоящее время. О.П.Лушина была инициатором обучения азам хохломской росписи учениц Семинской школы. На уроках и во время экскурсий на предприятие мы своими глазами видели как рождаются ложки и плошки, шкатулки и братины, как потом из безликого «белья» они превращаются в великолепные изделия, выражающие так близкую русским людям любовь к природе.

А технология производства изделия такова:

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок, которые проходят сушку в печах и шлифование.

2. Высушенное и слегка обработанное дерево поступает в токарный цех, где происходит его чудесное превращение в задуманную вещь.

Слайд 8.

«Белье», т. е белая, неокрашенная деревянная заготовка, готово, но оно должно еще провести семь дней в сушильной камере, чтобы совершенно освободиться от влаги.

После этого начинаются манипуляции, подготавливающие предмет к росписи.

Слайд 9.

 Необходимо заделать все поры, чтобы ни краска, ни лак в дальнейшем не пожухли, - начинается грунтовка изделий. Раньше она производилась особой глиной – «вапом», теперь специальным грунтом.

Опять изделия сушатся.А затем шпаклюются и шлифуется, чтобы поверхность была абсолютно гладкой, и не было бы никаких изъянов.

Затем на деревянную поверхность три-четыре раза наносится олифа, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его, т. е. «на отлип».

Теперь на изделие наносится алюминиевый порошок. Это процесс называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.. В прежние времена вместо алюминия использовали олово. Но стоило оно дорого, и обеспечить его привоз мог только состоятельный заказчик, что серьезно тормозило развитие промысла.

Затем «серебро» поступает в руки художника, который и расписывает изделие.

После росписи вещь покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся поистине «золотыми».

Во время экскурсий на предприятие нам рассказывали, что секрет кроется в том, что при высокой температуре олифа «закаливается», приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в «благородное золото», но и надежно защищает роспись и поверхность дерева.

Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

 

Слайд10 -11.

Смотреть, как работают мастера, - большое удовольствие. Мастера (теперь почти на сто процентов женщины) сидят за низенькими столами на низеньких табуретках, заложив ногу на ногу, и колено служит опорой для предмета, который они держат левой рукой, а правой расписывают. Такое положение при процессе росписи облегчает необходимый и легкий поворот вещи в любую сторону, с любым наклоном. Стол нужен только для того, чтобы держать на нем краски, кисти, своеобразную палитру, вещи, уже расписанные или ждущие своей очереди.

Слайд 12 -13

Хохломские мастера не пишут, что попало. В хохломской росписи существует вполне определенный круг «писем». Их всего два: это «верховое письмо» и «фоновое письмо». Отчасти они определяются уже по своим названиям.

На серебряную после лужения поверхность наносится кистью орнамент, и в данном случае в окончательном виде в росписи преобладает золотой фон, а орнамент действительно будто идет поверх этого фона. Это и есть «верховое письмо».

 При «фоновом письме» золотой фон исчезает под слоем краски, золото блестит лишь в орнаменте.

Слайд 14.

Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, его любовь к природе, наблюдательность, теплую и немного наивную жизненную философию людей.

Существуют разнообразные виды орнаментов:

«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

«травка» — узор из крупных и мелких травинок, осочек, капелек; Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

 «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Слайд 15 -16.

Наши мастера любят придумывать свои сюжеты. Например, если вы увидите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не семёновская, а сёминская роспись.

Все эти черты прекрасно прослеживаются в работах моей бабушки, которые мы бережно храним дома.

На уроках хохломской росписи нам показывали элементы традиционного письма. Но, наряду с этим, учитель предлагал и импровизировать, использовать в рисунке приглянувшиеся «сюжеты» из окружающей нас природы. Ведь именно оттуда черпали русские кустари свое творчество и, наверное, поэтому невозможно найти даже двух одинаковых изделий хохломского промысла.

Я пыталась включить в свои работы даже изображения животных.

Слайд 17.

На размышление о том, можно ли использовать современную посуду с хохломской росписью по ее прямому назначению, меня натолкнуло изучение химии, а также статья в журнале «Экология и жизнь», в которой приводятся сведения о токсичности алюминия, вредном его воздействии на организм человека из-за способности окислять окружающую его среду. Для устранения сомнений я обратилась с вопросами к технологу производства, а также провела опыт по определению уровня PH воды в чашке с хохломской росписью.

На основе проведенного в кабинете химии опыта, состоящего в измерении кислотности воды, помещенной в посуду с хохломской росписью сроком в 1 сутки, я пришла к выводу, опасности для организма с этой точки зрения, она не представляет, т. к. уровень PH составлял от 6,7 до7,3единиц.

Технолог же обратила внимание на то, что в наше время, поскольку изделия используются чаще всего как сувениры, применяется экспресс – лак, который вместо длительной сушки затвердевает всего за 5 минут.

Слайд 18.

В настоящее время мы можем встретить не только деревянную посуду и другие деревянные изделия, но и одежду, обувь, чехлы на телефоны, холодильники, телевизоры, машины и мотоциклы, расписанные хохломой. Официальным сувениром Олимпиады в Сочи стала хохломская матрешка.

Слайд 19.

Обратившись к справочному материалу интернет – ресурсов, я нашла определение термина «бренд» и поняла, что Золотая хохлома вполне может носить это гордое название, т. к., в ее декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. В этих огненных всплесках киновари — щедрость и богатство души русского человека, в них — живое чувство природы и мечта крестьянина о прекрасном, его желание превратить скромную былинку в диковинное растение, вьющееся причудливыми завитками. Именно поэтому хохлома рассматривается как символ русского искусства, она настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме.

 Русский народ всегда был и будет, гостеприимным – посуды требуется большое количество. Хохлому везут во все уголки мира в качестве сувениров и подарков.

Данный вид росписи стал одним из символов России на международном уровне наравне с матрёшкой, балалайкой и медведями.

Слайд 20.

А Семино по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Затерялся в заволжских просторах

                                Средь узольских лесов и полей

                                Наш единственный в мире посёлок -

                                Нет дороже его и родней!

 

                                Наше Сёмино славится песней

                                И огнём "Золотой хохломы"

                                И нигде не найти интересней

                                Деревянной резной старины.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.