Педагогические условия становления диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Педагогические условия становления диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе

2021-03-17 108
Педагогические условия становления диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок музыки располагает специфическими возможностями для создания духовной атмосферы во время занятия. Наряду с обучающимися и педагогом особым субъектом общения служит музыка.

Музыкально-педагогическое общение, являясь неотъемлемой составной частью целостного профессионального творчества педагога-музыканта, в то же время выступает как система с определенными функциями. Все многообразие функций общения между людьми современные исследователи сводят к следующим задачам:

1) сообщение информации (информационно-коммуникативная функция) - охватывает процессы приема и передачи информации о музыке обучающимися и педагогом. На музыкальных занятиях этот "обмен информацией" осуществляется в специфической художественно-коммуникативной форме, на основе особых межличностных отношений.

2) познание личности другого человека в процессе общения (регулятивная функция) обеспечивает управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности педагога и обучающихся.

3) установление творческих взаимоотношений в общении (аффективно-коммуникативная функция).  

Музыкально-педагогическое общение оказывает особое воздействие на аффективные стороны личности обучающихся и самого педагога. Важнейший путь развития сотруднического взаимодействия педагогов и обучающихся в детском творческом коллективе – организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

- сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный интерес;

- осуществляется совместное с обучающимися планирование, организация и подведение итогов деятельности.

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагога и обучающихся заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Это позволяет педагогу и обучающимся лучше узнать друг друга. Успешность деятельности её участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон.

Руководителю музыкального творческого коллектива необходимо знать возрастные особенности детей, их потребности и намерения; индивидуальные возможности, склонности и интересы; воспитательный потенциал деятельности, уровень подготовленности детей к участию в той или иной деятельности, уровень развития коллектива, характер взаимоотношений между обучающимися и педагогами; факторы, влияющие на взаимодействие членов коллектива; свои собственные возможности. Сведения по каждому вопросу важно получать от разных сторон (других педагогов, детей, родителей) и из разных источников (в общении, в деятельности со своими товарищами, педагогами, наедине с самим собой).

Отношение обучающихся к педагогу также определяется их информированностью об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, Мнение о нём очень трудно бывает опровергнуть, так как оно передаётся от старших к младшим обучающимся. Детям важно увидеть индивидуальные, сильные стороны руководителя, оценить его педагогическое и исполнительское (вокальное) мастерство. В ходе репетиционной музыкальной работы, в ситуации творческой деятельности обе стороны лучше узнают друг друга - музыкальные способности и личностные качества.

Понять другого человека – значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их, увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной музыкальной работе, а при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение. Такое взаимопонимание формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на музыкальном занятии и вне его, в репетиционной работе и сценическом выступлении. Для этого и педагогу и обучающимся необходимо научиться слушать собеседника, не перебивая и не возражая; реагировать на мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения вопроса; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, а терпеливо и уважительно выслушать позицию каждого. Руководитель музыкального творческого коллектива должен уметь активизировать музыкальную творческую деятельность детей, уметь выслушать их предложения, когда речь идёт о музыкальном репертуаре.

В настоящее время наблюдается отсутствие умения детей детского возраста общаться друг с другом, поэтому часто возникают конфликтные ситуации. Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность позволяет раскрыться нереализованным способностям их личности. Игры на сплочение в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе проводятся с целью привить обучающимся правила взаимоотношений человека с обществом, коллективом и с самим собой. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение и предвидеть его возможные последствия, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение, контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, поступки. Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных музыкальных ситуациях, могут значительно усилить мотивацию участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение музыкально-дидактических игр позволяет педагогу полнее реализовывать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства детей, отвечают их потребности в движении. Но самая главная роль игр это – атмосфера эмпатийной расположенности, отсутствие напряжённости, свобода. Это лучший из способов мотивации. Здесь энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – всё то, благодаря чему работа в коллективе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов.

Когда детский музыкальный творческий коллектив только начинает формироваться роль руководителя – педагога – музыканта мягко и ненавязчиво контролировать и направлять музыкально-педагогический игровой процесс.

Клаус Фопель выделяет шесть основополагающих элементов, влияющих на создание работоспособного и сплоченного коллектива: знакомство, доверие, общение, кооперация, готовность учиться, удовольствие [93].

На этапе знакомства каждый обучающийся коллектива имеет возможность запомнить имена других детей и начать непринуждённо общаться, представить себя, охарактеризовать свою личность с разных сторон. Руководить разновозрастным музыкальным творческим коллективом проще, так как каждый из участников проявляет любопытство и естественное желание расширить свои представления о себе и других.

Доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет обучающимся открыться, показать свои истинные мысли и чувства, преодолеть страх ошибок. Руководитель должен быть примером открытости, чуткости, готовности прийти на помощь и уделять внимание всем членам коллектива и участвовать во всех играх.

Общение тесно связано с доверием. Задача руководителя детского музыкального творческого коллектива помочь детям научиться общаться друг с другом и быть самому коммуникабельным, определить вместе с детьми цели и задачи совместной деятельности, познакомить их с процессом обучения и работы. Способ общения при этом должен быть свободным, с теплотой и юмором, с заинтересованностью со стороны всех участников. Постепенно педагог создаёт атмосферу сотрудничества, используя игры на выявление творческих способностей обучающихся, предлагающих свои варианты решения задач и проблем, высоко ценит инициативу детей. Открываются новые возможности и стремление обучающихся учиться друг у друга, а руководитель лишь направляет и помогает только тогда, когда это необходимо, помогает членам коллектива учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возможности, вырабатывать навыки и т.д. Выбранные игры всегда должны содержать долю сюрпризов и доставлять огромное удовольствие. 

Встречи – диалоги, встречи дискуссии между педагогом и обучающимися могут стать традицией в творческом коллективе. Руководитель становится на место детей и они его оценивают. Роль дублёра помогает обучающимся включиться в учебно-воспитательный процесс в качестве педагогов и воспитателей.

Необходимо обеспечивать доброжелательные отношения между руководителем, членами музыкального творческого коллектива, родителями и создавать ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Традицией в коллективе могут стать: день обучающегося, праздник родителей или праздник семьи. При планировании работы объединения, коллектива, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всем желающим, взрослым и детям, развивать сотруднические отношения между педагогом и обучающимися при проведении конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники. Руководителю всегда приятно внимание и признание своих воспитанников. В то же время проявление заботы и чуткого отношения к детям со стороны педагогом, форма проявления его внимания к обучающимся становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между педагогом и обучающимися способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения.

Сотрудничество педагога и обучающихся трудно осуществить, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из слабых сторон у педагогов является установление контакта с детьми.

Обучающийся дарит нам своё время – невосполнимый и удивительный отрезок жизненного пути, а его родители доверяют нам самое ценное, что у них есть.

Урок музыки как урок искусства - совершенно особенный. Педагог - музыкант должен быть личностью, способной увлечь воспитанников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать. Работа педагога – музыканта нацелена на реализацию цели музыкального образования - становление музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры. Педагог сам должен быть интеллигентом - человеком высокой духовной и музыкальной культуры.

Музыкальность как утверждает Г.М.Цыпин – одно из главных специфичных качеств педагога – музыканта. Это основа, на которой базируются все другие его профессиональные качества, наполненные глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого. Он должен быть эмпатийным – любить детей, проявлять терпимость и мудрость в процессе воспитания, обучения и развития обучающихся. С помощью музыки и любви к детям он способен развивать в них творческие способности, фантазию и интуицию, выявить талантливых, одарённых обучающихся, пробудить в них эстетическое восприятие мира, ощущение и осознание своего «личностного я» в этом мире. Умение общаться на диалогическом творческом уровне с коллективом в целом и с каждым обучающимся в отдельности – залог успеха музыкально педагогического процесса.

Педагог-музыкант должен обладать профессиональным мышлением педагога и музыканта. Творческий характер мышления даёт возможность педагогу вносить свои собственные идеи, определять личностное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач, исходя из возможностей конкретной группы, уровня её общей и музыкальной культуры, условий проведения занятий и т.д. Профессиональное самосознаниезаставляет педагога постоянно совершенствоваться. Обладание музыкально-педагогической интуицией и артистизмом как профессиональными качествами педагога – музыканта способствует умению увидеть и почувствовать настроение группы, внести необходимые коррективы в музыкальный процесс и укрепляют интерес к музыке и музыкальным занятиям у обучающихся. Эти качества проявляются в исполнительской, коммуникативной и музыкально-организаторской деятельности.

Личностная профессиональная позиция педагога – музыканта и владение методологической культурой помогает ему в выборе учебной программы, в расстановке акцентов в решении музыкально-образовательных задач и средств накопления собственного опыта педагога. В своем профессиональном совершенствовании каждому педагогу - музыканту необходимо учиться исследовать самого себя, анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать результаты конструирования содержания музыкального образования. Увлечённость, толерантность. эмпатийность, искренность, открытость по отношению к своим подопечным и коллегам, уважение к проявлению индивидуальности – педагогический такт создают атмосферу сотворчества в музыкально - педагогическом диалоге.

Обучение, воспитание и развитие обучающихся требует перестройки личностной позиции педагога. В условиях обновления общества и образования главным становится его самоопределение в личностном и межличностном аспектах. Современный педагог осознает, что его профессиональная деятельность будет успешной, только при наличии личностных контактов с воспитанниками. Ценным является влияние на детей, индивидуальность педагога, обладающего высоко развитыми духовными качествами и имеющего стремление постоянно самосовершенствоваться, повышать свою компетентность в той области знаний, специалистом в которой он является. Педагог овладевает новыми программами, ищем новые источники информации, осваивает новые технологии, стремимся расширить свой кругозор. Уделяет большое значение самовоспитанию личностных качеств, от которых зависит гуманное отношение к окружающим, удовлетворенность самим собой, благоприятное самоощущение в процессе педагогической деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.