Тема 2. Совершенствование вокальных навыков. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.

2021-03-17 134
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. Особое внимание уделяется вибрато.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром. Пение в дуэте, трио, ансамбле.

3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой   интонации и средствами музыкальной выразительности в эстрадной песне.Пение соло, в дуэте, в трио, в ансамбле.Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента и под фонограмму.Для продвинутых обучающихся - самостоятельный подбор сценических движений к песне.

3.2. Работа с произведениями русских эстрадных композиторов. Работа над чистотой и сложностью интонирования, строем и ансамблем в произведениях. Пение соло, дуэте, трио, и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) и вокально-исполнительских приемов (вибрато, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано) и под фонограмму. Для продвинутых обучающихся - работа по овладению элементами стилизации, самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в Школе и подбор сценических движений (элементов акробатики) к изучаемому произведению. Творческие задания для самостоятельной работы.

Тема 4. Выступления. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

Анализ музыкальных произведений.

Методическое обеспечение

 

Работа по формированию вокальных навыков ведется в опоре на следующие методические требования:

 - развитие слуха, слухового контроля, умение оценивать правильность выполнения каждого вокально-технического задания;

 - пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокальному слуха и выработке чистоты интонирования;

 - связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, которая обеспечивается пением упражнений по нотам;

 - предварительный показ и объяснение руководителем, демонстрация наглядных пособий;

 - сознательное усвоение исполнителями правил и способов выполнения упражнений;

 - чередование коллективного пения вокальных упражнений с индивидуальным.

 В вокальной работе с исполнителями можно выделить такие основные направления:

 - формирование индивидуальных певческих навыков;

 - сольная работа;

 - ансамблевая работа (а` капелла в унисон, двухголосие);

 - пение под различный аккомпанемент;

 - импровизированное пение.

 Работа по формированию певческих навыков проводится комплексно: например, при отработке чёткой дикции одновременно уделяется внимание и чистоте интонирования, певческому дыханию и силе звука и др. Постепенно усложняются способы исполнения, техника, выразительные средства.

 Вокальные упражнения и распевки подбираются полезные в музыкальном и обучающем плане, тесситура рассчитана на обучающихся с самым широким диапазоном. Это даёт возможность всем участвующим петь в удобном для каждого диапазоне (раньше или позже вступать и заканчивать).

Очень важным является закрепление вокальных навыков каждого обучающегося в сольном и ансамблевом пении, уравновешивания силы своего голоса с силой других исполнителей. Это значит, что ансамбль в отличие от соло предполагает общую певческую установку для всех исполнителей, четкость дикции, чистоту строя. Исполнители должны уметь одновременно вступать и заканчивать музыкальные фразы, держать равновесие голосов по силе звука, не заглушая и не выделяясь, а при поочередном проведении темы в различных вокальных партиях уступать свою тему другому голосу, ослабив звучание своей партии, слушать и ощущать красоту слияния голосов в гармоническом или полифоническом звучании.

 Музыкально-исполнительское творчество воспитанников развивается в определенной последовательности:

 - овладение вокальной партией (ознакомление с вокальной партией и ее пропевание с текстом, анализ фразировки, обозначение моментов вступления и взятия дыхания);

- самостоятельное изучение музыкального произведения и анализ работы над ним;

 - пение под аккомпанемент;

 - пение под фонограмму с микрофоном и без него.

 Репетиционные задания - разные типы аккомпанемента - выполняются в определенной последовательности:

 - гармоническая поддержка;

 - унисон с вокальной партией;

 - чередование баса и аккорда;

 - аккордовая пульсация;

 - гармоническая фигурация;

 - аккомпанементы смешанного типа.

 Совмещение вокальной партии и аккомпанемента требует автоматизации исполнительских действий. Известно, что одной из главных причин нечистого интонирования является слабая координация между слуховыми представлениями и воспроизведением звука. В ансамбле значение чистоты интонирования еще больше возрастает. На это нужно обращать внимание на протяжении всего обучения с тем, чтобы научить певцов чувствовать малейшую интонационную неточность.

 Необходимым условием формирования вокальных навыков является целенаправленный отбор упражнений в различных стилях. Это способствует не только закреплению технических приемов, но и расширяет познания обучающихся о мировой музыкальной культуре в целом.

 Особое внимание в вокальной подготовке следует уделять развитию навыков правильного исполнения штрихов и акцентов, имеющих важное значение в эстрадном вокале. Обучающиеся  должны овладеть не только основными динамическими оттенками, но и уметь сопоставлять звучание различной силы, постепенно и быстро ослабить или усилить его в соответствии с художественными задачами.

Без нюансировки исполнение кажется холодным, безликим, скучным, а при слишком обильном количестве штрихов и оттенков - безвкусным, вульгарным.

 Руководитель должен хорошо знать особенности развития голосов разных возрастных групп. Это необходимо для того, чтобы предъявляемые им требования соответствовали психофизиологическим возможностям детей.

В связи с тем, что в подростковом возрасте наступает мутация и затем послемутационный период, следует бережно относиться к голосам обучающихся, соблюдать гигиенические правила и режим работы.

 У мальчиков 13-15 лет в связи с ростом гортани значительно увеличивается длина связок. Вследствие неравномерного роста резонаторных полостей происходит дискоординация работы голосового аппарата. Голос резко изменяется, отличается снижением диапазона. К концу мутации он понижается на октаву. Если процесс мутации происходит постепенно, занятие пением следует продолжать. При признаках сипоты, охриплости в разговоре или пении необходима консультация врача-отоларинголога.

 У девочек мутационный период проходит мягче, наблюдается увеличение гортани примерно на одну треть по сравнению с мальчиками. Резких изменений в певческом голосе не происходит, зато приобретается грудное звучание, и он становится сильным, увеличивается диапазон.

 У 17-и летних формирование голоса еще не заканчивается, однако по силе и диапазону он приближается к голосу взрослых. Задача руководителя в этот период состоит в том, чтобы развить навыки переключения головного естественного звучания голоса на низкий, грудной регистр.

 Для сохранения голосового аппарата в здоровом состоянии обучающимся необходимо придерживаться определенных правил:

- после репетиции или концерта надо некоторое время выждать в помещении, не выходить сразу на холодный воздух;

- на улице рекомендуется дышать через нос (это предохраняет связки от переохлаждения), громко не разговаривать и не петь, лучше всего помолчать.

- оберегать дыхательные пути не только от переохлаждения, но и от пыли, вредных запахов (дыма, краски), так как они могут вызвать раздражение слизистой оболочки дыхательных путей.

- целесообразно объяснить причины запрета курения, употребления алкогольных напитков.

- соблюдение определенного режима предохраняет голос от переутомления. Громкое и напряженное пение на слишком высоких или низких звуках также крайне вредно для юных исполнителей.

     - нерациональная певческая нагрузка, как и завышенной трудности певческий репертуар, разрушительным образом действует на неокрепшие голоса.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.