Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-02-05 | 66 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГОРЕ В СРЕДЕ САМЫХ МЛАДШИХ
Смерть — реальность, сопровождающая нас в нашей жизни. С момента рождения мы все знаем, что умрем. Это естественный факт, но очень трудно относиться к нему естественно. Поэтому нужно готовить почву, чтобы начать разговор на эту тему с нашими детьми.
Прежде, чем дети столкнутся с реальностью смерти близких и дорогих людей, в повседневной жизни возникают ситуации и поведение, которые могут помочь ребенку с самого раннего возраста постепенно приблизиться к факту смерти. Поломка игрушки, смерть домашнего любимца или рассказ о гибели исторического персонажа способствуют объяснению феномена окончательной потери.
Не следует опасаться, что ребенок увидит нас грустными или плачущими, наоборот, он почувствует себя ближе к взрослым, когда они разделят с ним свои чувства. Если он наблюдает, как взрослые пытаются скрыть свои чувства и притворяются, то вскоре также научится не выражать свои и будет чувствовать себя одиноким в своем горе. Хотя дети не всегда выражают свои эмоции, они могут быть интенсивными и дестабилизирующими, в особенности, если нет возможности их выразить. Если же они ощущают, что их чувства (ярость, страх, грусть...) поняты семьей, им легче будет выводить их наружу, что в большой степени поможет им.
Фразы типа «не плачь», «не будь таким унылым», «нужно быть храбрым», «плохо, что ты так думаешь» могут прекратить свободное изъявление эмоций и вызвать хроническое блокирование выражения боли.
Когда мы показываем свои чувства, как дети, так и подростки ощущают себя ближе к нам, тогда им самим легче рассказать нам, что с ними происходит. Это одна из основных причин, по которой не стоит бояться показывать свои собственные чувства. В любом случае исключением должны быть моменты, когда взрослые теряют над собой контроль, желательно, чтобы и самые маленькие дети, и подростки не присутствовали при этом.
|
ГОРЕ РЕБЕНКА
Находясь рядом с ребенком, испытывающим горе, прежде всего ни в коем случае нельзя впадать в искушение изолировать его от реальности под предлогом уменьшения страданий.
Хотя, возможно, он еще не в состоянии понять, что такое смерть (а понимаем ли мы сами?), он весьма отзывчив на реакцию окружающих взрослых, которые плачут и страдают, он отдает себе отчет в переменах, происходящих в доме, и наверняка ощущает отсутствие физического контакта с умершим человеком и огорчен этим... Иными словами, любой ребенок, даже самый маленький, ощущает, что что-то происходит, и это что-то задевает также и его.
По этой причине, как бы ни было больно и трудно говорить о смерти с ребенком, лучше сделать это как можно раньше. Важно не только найти благоприятный момент и подходящее место, но и подобрать слова, соответствующие его возрасту, чтобы рассказать без излишнего драматизма и расплывчатых намеков. Важно вызвать его вопросы о том, что непонятно, и попытаться ответить на них. Если у вас нет ответа, то нужно искренне и доброжелательно сказать: «Не знаю».
Самым маленьким труднее понять, что означает смерть. Нужно терпение, чтобы снова и снова объяснять значение чего-то окончательного и необратимого. Следует помнить, что необходимо соответствующее начало процесса горя, каждый должен осознать, что больше не нужно ждать дорогого человека, поэтому ребенок также должен понять, что ушедший уже никогда не вернется.
В религиозных семьях, соблюдающих предписания, это момент для разговора о духовной связи или, более конкретно, о связи человека с Богом, который не покидает нас никогда, ни в жизни, ни в смерти.
Некоторые фразы, которые бабушки использовали, чтобы защитить самых маленьких от боли, зачастую приводили к более катастрофическим последствиям, чем ожидаемая боль, связанная со смертью любимого дедушки или дяди.
|
Фраза типа «Он уснул навсегда» может вызвать у ребенка страх перед сном (заснуть и никогда не проснуться)...
«Он отправился в поездку» — может вызывать панику каждый раз, когда нужно сесть в машину или поезд...
«Он очень далеко и не может вернуться» — может привести к тому, что, несмотря ни на что, ребенок будет ждать.
Возможно, лучше всего использовать метафоры из сказок или примеры из явлений природы, таких, как опадание листьев, смерть животных или жизненный цикл некоторых насекомых (моим детям очень нравились рассказы о бабочках и тот факт, что их жизнь продолжается всего один день). Порой полезно объяснить, что все, и врачи, и медсестры, сделали все возможное, чтобы вылечить больного, но что иногда организм так поражен или болен, что лекарства уже не помогают[29].
Многие родители очень тревожатся в связи с необходимостью обсуждать с детьми покойника, похороны и т.п.
Мое личное мнение, как психотерапевта, состоит в том, что детей следует подготавливать и позволять им присутствовать и участвовать в том, что происходит вокруг них. Предварительное объяснение того, что ребенок увидит, услышит и почему, поможет ему присутствовать при ритуале, понять, что такое смерть, и лучшим образом начать процесс горя. Можно позволить ребенку видеть покойника (только если он не обезображен или неузнаваем).
Для развития ребенка важно дать ему понять, что покойник перестает двигаться, не дышит, не ест, не говорит, не испражняется и уже не чувствует ни боли, ни холода, ни голода...
Если же ребенок не хочет смотреть на труп или участвовать в каком-либо акте, не следует заставлять его ни под каким предлогом.
ЗАБОТА О ДЕТЯХ
Если родители или один из оставшихся родителей слишком поражен горем и не в состоянии заниматься ребенком, возможно, будет целесообразнее, чтобы в первое время другой человек взял на себя эту ответственность. Конечно, лучше всего, чтобы это был человек близкий ребенку, который позволит ему выражать свои эмоции и будет способен ответить на его вопросы. Если ребенку два года и умер его дедушка, ему так и нужно сказать — «Дедушка умер»: и продолжать поддерживать эту идею. Думаю, на самом деле это мы сами боимся правдивых ответов. Когда умирает дорогой человек, мы все нуждаемся в утешении, в надежной атмосфере доверия, а она возникает, когда говорят правду.
|
В основном существует четыре или пять основных вопросов, которые порождают в ребенке столько страхов перед лицом смерти, например, одного из его родителей:
Почему он умер?
Это моя вина?
Со мной будет то же самое?
Кто будет обо мне заботиться?
Кто теперь будет играть со мной?
Поскольку некоторые дети верят, что смерть «заразна», они могут думать, что после смерти их отца есть опасность, что мать также покинет их.
В таком случае необходимо уверить их, что, хотя мать и опечалена, но чувствует себя хорошо и не собирается их покидать. Им нужна уверенность, что мать будет рядом с ними и как прежде будет о них заботиться. В такие моменты очень важно усилить физический контакт. Приблизить к себе, сесть рядом, взять на руки, обнять, выслушать, поплакать вместе... Кроме того, важно, чтобы это событие не послужило причиной запрета оставаться одному в своей комнате или выйти поиграть с друзьями.
В этих ситуациях наиболее частым чувством является злость на того, кто нас покинул. Оно выражается тысячей способов: раздражимость, кошмары, шумные игры, проказы, а иногда в таких симптомах, как рвота, горячка, потеря сознания...
Если подобное происходит, необходимо искать способы, чтобы ребенок имел возможность выразить свое раздражение, прыгая, бегая, издавая крики, нанося удары...[30] и одновременно быть начеку, поскольку могут появиться следующие опасные симптомы:
Потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились.
Трудности со сном.
Потеря аппетита или обратная реакция.
Боязнь оставаться одному.
Регрессивное поведение (произвольное мочеиспускание, ухудшение речи)
Чрезмерное подражание умершему человеку
Выражение настоятельного желания встретиться с умершим человеком.
Обособленность.
Резкое ухудшение успеваемости в школе или отказ посещать школу.
Отказы, тревожное состояние, частые слезы.
Замена умершего другим членом семьи (называть дядю папой).
Навязчивые идеи.
|
Физические симптомы, сохраняющиеся продолжительное время.
И даже враждебные реакции.
УВАЖАТЬ ЕГО СПОСОБ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПОТЕРЕ
Основное различие страдания ребенка и взрослого состоит в том, что у ребенка оно может проявляться перемежающимся образом, а сам процесс оказывается более продолжительным. Следует проводить неоднократный анализ процесса горя, если ребенок в детстве переживает частые потери (поездка в лагерь, экзамены), а также в наиболее важные моменты его взрослой жизни (вступление в брак, рождение собственного ребенка и т.п.).
Реакции детей на потери выражаются иным образом, чем у взрослых, проявление чувств у них не такое открытое. Их поведение красноречивее, чем их слова. К ужасу родителей, ребенок может в своей игре изображать мертвеца, таким образом он дает выход своим самым сокровенным чувствам, или же в процессе игры он ведет диалог с умершим, словно тот реально находится с ним рядом. Следует относиться с уважением к этим воображаемым отцам, матерям иди братьям, если ребенок легко соглашается, что это игра, и она не продолжается чрезмерно долго.
Обычно ребенок работает со своей болью, чередуя фазы вопросов и выражения эмоций с интервалами, когда он совсем не вспоминает об этом событии.
ПРОЦЕСС ГОРЯ У ПОДРОСТКА
Принимая во внимание, что подростковый возраст сам по себе является трудным этапом, грубое вторжение смерти в его мир обычно осложняет и без того нелегкое столкновение со всеми переменами, трудностями и конфликтами, присущими этому возрасту.
Как и ребенок, подросток также не проявляет того, что чувствует, но в данном случае из-за убежденности в том, что он сам должен разбираться со своими проблемами.
Зачастую подросток, скажем лет пятнадцати, потерявший отца, может получить совет от какой-нибудь тети оказать моральную поддержку своей матери, которой совсем плохо...
Бедняга!
Он сам еще не в состоянии преодолеть свою тоску и неуверенность, а от него требуют, чтобы он постарался утешить и смягчить горе матери.
Большую опасность представляет отрицание или откладывание горя, поскольку со временем это может привести к чувству досады, страха, бессилия или депрессии... это преддверие возникновения вопросов о том, почему и зачем я живу.
Кроме признаков депрессии, у некоторых подростков могут проявляться некоторые из следующих настораживающих типов поведения,
• Трудности со сном, нервозность, заниженная самооценка.
• Плохие оценки в школе и равнодушие к внешнему виду.
• Ухудшение отношений с родными и друзьями.
• Злоупотребление алкоголем и другими наркотиками, уличные драки, беспорядочные сексуальные связи.
|
• Отрицание боли, демонстрирование силы и взросления или увлечение экстремальными видами спорта.
• Изменение привычек, подруги/друга и социальной группы (всегда в худшую сторону).
В любом из указанных случаев рекомендована консультация профессионала.
Несмотря на почти взрослую внешность, эмоциональная незрелость молодых людей требует повышенной поддержки во время их трудного и болезненного пути слез.
Очень часто молодые люди полагают (как и многие их родители), что настоящее утешение они получат от своего молодого человека или девушки, а надежная помощь придет от ближайших друзей. Но когда речь идет о смерти, то, если только кто-либо из друзей уже не прошел через подобную ситуацию, молодые люди чувствуют себя беспомощными и испуганными и чаще всего просто отдаляются от своего приятеля, находящегося в состоянии горя.
Моя память до сих пор хранит один из самых позорных эпизодов моей жизни — мое поведение в момент смерти матери моего школьного друга Сальвадора. Для меня она была как вторая мама, так же, как и моя была для моего друга «Луме». Однако, услышав известие о ее смерти, единственное, что я почувствовал, это ощущение паралича. Я помню охватившее меня желание убежать как можно дальше. После похорон я взял билет на поезд в Мар дель Плата и исчез на десять дней. Сегодня я знаю, что это было бегство, и понимаю, что именно со мной происходило. Но в тот момент я думал только об одном: убежать как можно дальше от невыносимой боли, сдавившей мою грудь и не дававшей вздохнуть. Я не умел сдерживать свое воображение, думал о разбитом сердце своего друга и не мог совместить образ этой прекрасной женщины с мертвым неподвижным телом.
Через много лет я сумел внутренне восстановить свое поведение и пройти до конца весь путь и уже позднее не покинул своего другого товарища, чья мать умирала от мучительной болезни.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!