Административная ответственность специальных субъектов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Административная ответственность специальных субъектов

2021-02-05 94
Административная ответственность специальных субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Административная ответственность судей. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей в десятидневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Привлечение к административной ответственности сотрудников прокуратуры. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Особенности административно-юрисдикционной деятельности в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регламентируются Конституцией РФ и ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 133-Ф3) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Названные лица обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, а также подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность этих лиц распространяется и на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке в отношении этих лиц, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий этих лиц, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок обязан внести в соответствующую палату представление о лишении лица неприкосновенности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» гарантии депутатской деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией (Уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами. 

Аналогичные гарантии прав депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления установлены в ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальныезвания. В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, в случаях совершения ими административных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность.

За административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1–5.26, 5.45–5.52, 5.56, 6.3, 7.29–7.32, 7.32.1, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), 

гл. 12, ст. 14.9, ч. 3, ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. 17.3, 17.7–17.9, ч. 1 и 3, ст. 17.14, ст. 17.15, 18.1–18.4, ч. 2.1, 2.6, ст. 19.5, ст. 19.5.7, 19.7.2, ч. 5, ст. 19.8 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях.

В случае привлечения к административной ответственности сотрудников правоохранительной службы, военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, к ним не может быть применено наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), а к военнослужащим – сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, и к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Кроме того, административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административная ответственность должностных лиц. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Определение должностного лица как субъекта административной ответственности нормативно закреплено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ: «... должностным лицом... признается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».

Административная ответственность иностранных граждан,лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Особенности юрисдикционной деятельности в отношениинесовершеннолетних лиц. Законодательство предусматривает множество особенностей юрисдикционной деятельности в отношении несовершеннолетних (не достигших 18 лет до момента совершения правонарушения). 

Часть 1 ст. 23.2 КоАП РФ закрепляет общее правило: дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). Такой подход обусловлен необходимостью учета несовершеннолетних правонарушителей, их родителей для организации профилактической, воспитательной работы с ними. Применение таких мер предусмотрено Федеральным законом от 26 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 

Из общего правила есть исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ: дела о нарушениях ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела о нарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о правонарушении, передает его комиссии. Следовательно, дела об указанных правонарушениях могут быть рассмотрены в соответствующих органах юрисдикции, в том числе и в органах внутренних дел, органах ГИБДД.

Особенность ответственности несовершеннолетних предусмотрена и ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ: с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (объявление замечания, обязанность принести извинение потерпевшему, направление в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение).

Действующее законодательство запрещает применение к несовершеннолетним административного наказания в виде административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего лица осуществляют его законные представители, которыми являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела о правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего. О месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, уведомляется прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Часть 4 ст. 25.1 КоАП РФ устанавливает, что несовершеннолетний, в отношении которого ведется дело, может быть удален на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на него.

Особенности административного задержания несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, состоят в том, что, во-первых, при задержании незамедлительно уведомляются родители или иные законные представители; во-вторых, при доставлении и регистрации в книге доставленных в дежурной части ОВД такое лицо передается для разбиратель- ства сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних; в-третьих, задержанные несовершеннолетние размещаются в специальном помещении отдельно от других лиц.

Действующий КоАП РФ впервые ввел норму, согласно которой при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2).

Особенности административной ответственности беременныхженщин и женщин, имеющих детей. Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ к беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, не может быть применен административный арест. В соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627, беременные женщины не могут помещаться в специальные помещения для административно задержанных.

Особенности привлечения к административной ответственности инвалидов. В административно-юрисдикционной деятельности состояние здоровья иногда имеет юридическое значение. Так, ст. 3.9 КоАП РФ запрещает применение административного ареста к инвалидам I и II групп. Статья 3.8 КоАП РФ запрещает применение наказания в виде лишения права управления транспортным средством к лицу, пользующемуся этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления им в состоянии опьянения, невыполнения законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В случаях, когда лицо, являющееся инвалидом I или II группы, не имеет права управления транспортным средством (или лишено такого права) и управляет транспортным средством в состоянии опьянения в нарушение ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, то к нему не применяется административный арест, а налагается административный штраф. 

 

Тема № 15. Рассмотрение обращений граждан в правоохранительных органах.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.