Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения)

2021-02-05 110
Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения)

Тема урока: Подробное изложение по тексту В.Я. Лакшина о книге.

Тип урока: формирование умений и навыков (урок обучающего изложения)

Цели урока: предметные:

познавательные:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

практические:

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков подробного пересказа текста на нравственную тематику,

личностные: формирование логического мышления, воспитание заинтересованного отношения к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формирование навыков работы с текстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст.

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (3 м.)

II. Вступительное слово учителя (1)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Комплексный анализ текста (25 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия

Беседа

- Сегодня мы посвятим два урока работе над подробным изложением. Вспомним, что значит - написать текст подробно (Ответы учащихся)

- Верно. В подробном изложении необходимо полно передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста. В подробном изложении нужно использовать авторские слова, выражения. Я буду читать два раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз (Необходимо определить тему и основную мысль текста, понять содержание текста.)

 

II. Вступительное слово учителя

Текст изложения представляет собой рассуждения Владимира Яковлевича Лакшина. В.Я. Лакшин – литературный критик, писатель. В тексте он рассуждает на тему «Не близка ли смерть книги», желая привлечь внимание к роли книги в жизни современного человека. Внимательно прослушайте текст.

III. Выразительное чтение текста учителем

Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.

Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам. И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней есть оттенок «ретро», сродни веку кринолинов и сюртуков. Не близка ли смерть книги?

Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. Книгу трудно заменить.

У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения. Настоящая книга — это огромный сгусток энергии. Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. Инымисловами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.

Нет, не думаю, что книге угрожает смерть! (211 слов)

В. Я. Лакшин

После чтения текст может быть роздан учащимся.

IV. Комплексный анализ текста

Работа над заголовком текста

- Озаглавлен ли текст?

- Как можно его озаглавить? Что отражает название: тему или основную мысль? (Например, Не близка ли смерть книги? Отражает основную мысль.)

Типологический анализ текста

- Определим, что представляет собой текст по типу речи. Прочитаем выделенные композиционные части и определим, какой тип речи или соединение каких типов речи представляет собой текст. (Это рассуждение).

Языковой анализ текста

Словарная работа

- Приведите примеры слов, которые вам непонятны. Выпишем эти слова и определим их значение. (Работа по толковому словарю)

Фавор, кринолин, возвышенно, духовная.

2) Орфографическая подготовка

Р о дившаяся, предшестве нн ик, манускрипт, о тт еснят, тенденция, о тт енок, кринолин, сюртук, в оо бражение, потенциал, в о сприятие, с о з и дается.

3) Пунктуационная подготовка

Повторяются сведения о тире, знаках препинания при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Проводится пунктуационный анализ предложений из текста.

Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам.

И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести.

У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог.

И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.

Настоящая книга — это огромный сгусток энергии.

Работа над синонимами

Чувство наслаждения, восхищения. Требует труда мысли, воображения. Книга хорошая, мудрая.

V. Повторное чтение текста

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание чернового и белового вариантов изложения)

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения)

Тема урока: Подробное изложение по тексту В.Я. Лакшина о книге.

Тип урока: формирование умений и навыков (урок обучающего изложения)

Цели урока: предметные:

познавательные:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

практические:

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков подробного пересказа текста на нравственную тематику,

личностные: формирование логического мышления, воспитание заинтересованного отношения к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формирование навыков работы с текстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст.

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (3 м.)

II. Вступительное слово учителя (1)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Комплексный анализ текста (25 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)

Ход урока:


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.