Формы организации музыкальной деятельности дошкольников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

2021-02-05 135
Формы организации музыкальной деятельности дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного и нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Все они имеют свои разновидности.

Слушание музыки - является одним из основных видов музыкальной деятельности. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Этот вид деятельности имеет свои задачи: знакомит детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию; развивает способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; даёт первоначальные сведения о музыке, знакомит с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводит к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж». Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, развития волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Так. у детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно рано развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти… После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.

Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Пение как вид музыкальной деятельности, имеет в жизни ребенка огромное значение. Голос – это первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок. Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Процесс совершенствования слуха и интонирования начинается с 2 – 3 лет с простейшего «подравнивания» вокальной интонации к образцу и зависим от развития и созревания голосового аппарата ребенка.

Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него; развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям: развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей).

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры. Включение в занятие игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

1) стимулировать исполнительскую деятельность детей;

2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;

4) активизировать развитие музыкальных способностей;

5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности

Все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Овладение всеми видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень - ступень к овладению творческой деятельностью.

 

        ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Примерная схема традиционного учебно-воспитательного процесса на занятии выглядит так: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Смена музыкальной деятельности (а этих видов 4) на занятии создает определенные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание детей, настроить их на другое эмоциональное состояние (переживание), связанное со сменой характера музыки (). Вместе с тем, сочетание различной эмоциональной и физической нагрузки помогает муз руководителю динамично и разнообразно проводить занятие. Смена видов музыкальной деятельности на занятии отвечает и психофизиологическим особенностям дошкольного возраста (быстрая утомляемость ребенка, непроизвольность внимания детей раннего и младшего дошкольн возраста), что требует переключения на другой вид муз деятельности.

Организация занятий определяется возрастными возможностями детей. Планомерно усложняя задачи, варьируя методические приемы, педагог организует занятия так, чтобы уже в старших группах дети научились действовать активнее, самостоятельнее. Так, например, основными методами музыкального воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста являются: метод выразительного показа, игровой метод. В средней и старшей возрастной группах - + метод практический, сравнения, проблемный метод.

 

Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам,    фронтальные – в зависимости от числа участвующих в них детей.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей.

Рекомендуется с детьми раннего и младшего дошкольного возраста проводить занятия по подгруппам и индивидуально, поскольку малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Эти виды занятий применяются и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применять форму индивидуальных занятий, если ребенок:

- долго отсутствовал

- отстает в музыкальном развитии.

В таких случаях целесообразны кратковременные индивидуальные занятия (2-3-5 минут), которые проводятся после общего занятия. Иногда бывает достаточно позаниматься с отстающими детьми несколько раз, и ребенок уже начинает активно действовать в коллективе, или начинает делать успехи. В дальнейшем педагог продолжает наблюдать за этими детьми и по мере необходимости опять привлекает ребенка на некоторое время к индивидуальным занятиям.

Или, например, обучение игре на музыкальных инструментах (или при освоении некоторых музыкально-ритмических движений) предполагает контакт с каждым ребенком в отдельности. В этом случае педагог также может проводить индивидуальные занятия с детьми.

Могут иметь место занятия с небольшой группой детей, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на муз инстр (или музыкально-ритмическим движением), разучить какое-либо произведение к празднику (может быть по секрету от остальной группы) и др. Иногда, как, например, с гудошниками, кратковременные индивидуальные занятия проводятся регулярно, до появления позитивных сдвигов.

Индивидуальные занятия с отстающими детьми помогают найти причину отставания в музыкальном развитии. Иногда индивидуальные качества ребенка могут быть причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет петь чисто в более высоком регистре. Причиной нечистого интонирования может быть неразвитость звуковысотного слуха. В этом случае педагог подбирает специальные музыкально-дидактические игры и упражнения. Помогает правильно различать и воспроизводить высоту звуков игра на мелодических музыкальных инструментах (металлофоне, например).

Выяснив в процессе занятий склонности детей к различным видам музыкальной деятельности, педагог может рекомендовать родителям дополнительные занятия в кружке, студии, музыкальной школе.

В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и дети, опережающие в музыкальном развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих их сверстников.

Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные. Разновидности их те же.

По содержанию такие занятия (индивидуальные и по подгруппам) бывают преимущественно доминантными, (но в старших группах занятия по подгруппам могут быть и тематические). Обучать игре на музыкальном  инструменте можно также и по подгруппам.

В большинстве случаев занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер и проводятся по мере необходимости.

По содержанию занятия могут быть:

Типовые (комплексные)

Доминантные

Тематические

Интегративные

в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на занятиях по 15-30 мин зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида муз. деятельности не было постоянным. Исследования выявили, что реже всего применяются на занятиях слушание музыки и игра на муз инструментах. По признанию муз руководителя редко встречаются и творческая деятельность. Преобладают пение и музыкаьно-ритмические движения. Обучение игре на муз инструментах и детское творчество требует на занятиях много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальный руководитель редко обращается к таким видам муз деятельности. Раздел «Слушание музыки» также часто заменяется прослушиванием новой песни. Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения, а в процессе игры на муз инструментах (также, как и в певческой деятельности) формируется одна из основных музыкальных способностей – звуковысотный (мелодический) слух. Качество пения также зависит от этой способности. Таким образом, не следует пренебрегать некоторыми видами муз деятельности дошкольников. Разработкой программы дошкольного музыкального воспитания занималась АПН СССР, проводились многочисленные исследования и апробация программы, а уже затем ее повсеместное внедрение.

Фронтальные типовые занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру: певческая деятельность, слушание музыки, муз-ритмические движения, игровая деятельность или, например: муз-ритмические упражнения – слушание – пение – игра на муз инструментах, включая творческие задания. Музыкально-образовательная деятельность не выделена в отдельный вид деятельности в структуре муз занятия. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Педагоги-исследователи, методисты рекомендуют постоянно варьировать структуру типового занятия. Любое однообразие притупляет интерес детей, в том числе одно и то же построение занятия. (Р., 160). Или, например, вход детей в музыкальный зал. Если для детей раннего и мл. дошкольного возраста не рекомендуется часто менять музыку и приветствие, то для детей старшего дошкольного возраста тот же марш через некоторое время нужно заменять, так как одна и та же музыка со временем притупляет эмоциональную реакцию детей.

Каждый из перечисленных разделов типового муз занятия также может варьироваться.

В разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а 2-3 муз произв. Дети слушают уже знакомые им произведения и знакомятся с новыми.

Раздел «Пение» обычно включает в себя распевание (с элементами творческих заданий), пение 1-2-х или 3-х песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие только разучиваются. Этот раздел также может содержать творческие задания.

Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из муз-ритмических упражнений, игр, хороводов, повторения знакомых и разучивания новых танцев, творческих заданий. Музыкально-ритмическая деятельность может быть в начале занятия, если у детей перед муз занятием не было двигательной активности, может быть в середине, если необходимо дать детям возможность подвигаться.

Вариативность структуры муз занятия может проявляться и в объединении 2-х видов муз. деятельности.

Например, раздел «Слушание муз» соединяется с разделом «Муз-ритмические движения», если движения используются для передачи характера прослушанного произведения (пластическое моделирование, например), или с разделом «Игра на муз инструментах», если детям предлагается оркестровать (придумать аккомпанемент, подобрать выразительные тембры к муз произв.).

Раздел «Пение» может быть соединен с разделом «Муз-ритмические движения», если нужно инсценировать песню (одни дети поют, другие двигаются). Такие варианты помогают уйти от стереотипной структуры, повышают интерес детей к занятиям.

Необходимо также тщательно продумывать очередность заданий: так, например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями иди другими видами деятельности.

Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности (слушание музыки, творческие задания, музыкальная грамота) лучше давать в начале занятия. Детям трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Также важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучащей музыки. Педагог должен уметь изменить запланированную им структуру занятия, перестроиться, если он чувствует, что интерес детей угасает или дети перевозбуждены, или, напротив, пассивны.

Доминантные занятия. Варианты.

В доминантном занятии какой-либо вид деятельности преобладает. Этот вид занятия используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам (например, для отстающих по каким-либо параметрам детей).

Если доминирующим (преобладающим) видом муз деятельности является «Слушание музыки», это не значит, что нельзя использовать другие виды муз деятельности, но они в случае доминантного занятия должны быть подчинены основному ее виду. Например, дети могут передать характер музыкального произведения разными способами: движениями, подобрать соответствующие характеру выразительные тембры музыкальных инструментов, оркестровать пьесу, исполнить ее на муз инструментах в сопровождении ф-но. В этом случае все внимание детей привлечено к звучанию музыки, к тому, чтобы выразить ее характер различными способами, а значит лучше понять ее эмоциональное содержание.

Скорее всего пение не может быть доминирующим занятием в детском саду, поскольку детям не рекомендуется петь долго, это противоречит правилам охраны детского голоса. Это может быть доминантное занятие, если дети слушают эту же песню в разных исполнениях (детский хор, женский хор), детям даются творческие задания, связанные с этой или другой песней. Это может быть подборка песен, связанная с определенным временем года. Здесь могут звучать песни, романсы, может быть беседа, разъясняющая или подготавливающая детей к восприятию или пению песен и др.

Если доминируют муз-ритмические движения, такое занятие тоже может сопровождаться слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движении. Можно также инсценировать или оркестровать хороводы с пением. Можно включить и творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (образные упражнения), можно предложить детям импровизировать танцевальные движения, коллективно придумать композицию танца и др.

В доминантное занятие с преобладанием детского творчества можно включить его разновидности – песенное твор-во, творчество в муз-ритмических движениях, музицирование на муз инструментах.

Если доминантное занятие посвящено развитию какой-либо способности, то подбираются соответствующие игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Их рекомендуется проводить, начиная со 2-й мл гр. от 3-х до 12 в квартал.

На доминантных занятиях нужно использовать те виды муз деятельности, которые помогают выполнить поставленные задачи.

 

На тематическом занятии выбирается одна тема и согласно ей выстраивается все содержание занятия и виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам (Р, стр. 154).

Выделяют 3 разновидности этих занятий: собственно тематические, муз-тематические и сюжетные – в зависимости от характера выбранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой: «Природа и музыка» и др.

Тема занятия может быть связана с праздничной датой: «День рождения детского сада», «День защитников отечества», «День матери». Такие занятия можно проводить вместо традиционного концерта к дате.

На занятии педагог рассказывает об интересном событии (дате), сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на ф-но, и в грамзаписи. Дети могут исполнить свои любимые песни, танцы, необязательно посвященные именно этой дате. Такие свободные занятия могут иметь гораздо больший эмоциональный и нравственный эффект, чем заученное мероприятие.

На тематическом занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объяснять учебный материал. Здесь главное – связать музыку с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать новый выразит муз репертуар, использовать уже знакомые детям муз произведения. Детям раскрывают изобразительные и выразит возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное природе (утро, вечер).

Музыкально-тематические занятия – как разновидность тематических занятий. Темы их связаны с музыкой, позволяют дать детям наиболее полно представление о муз искусстве, выразительных возможностях муз языка, познакомить с инструментами и т.д. Темы м быть различными: «Народные муз инструменты», «Русская нар песня», «Темп в музыке и его выразит значение».

Сюжетное музыкальное занятие имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям могут предлагаться творческие задания: «сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку, которая поможет их разогнать». Игровые и сказочные ситуации могут использоваться в виде фрагментов. «Выглянуло солнышко – погреем ручки. А сейчас полежим на солнышке на теплом песочке. Поиски образных движений подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Интегрированные занятия. Цель таких занятий – дать детям представление о специфике видов искусства (муз, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их худ средств. На комплексном занятии важно не формально, а продуманно объединять виды худ деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого искусства. Через сравнение, сопоставление дать возможность детям приблизиться к пониманию специфики каждого вида искусства, глубже прочувствовать музыкальные, художественные, литературные произведения. Комплексные занятия имеют те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, темой может быть само искусство.

Интегрированное занятие чаще всего - фронтальное и проводится со всей группой.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста и 1-й мл гр является слитность всех его разделов, объединение, синкретизм музыкальной деятельности (ребенок подпевает, помахивая игрушкой, делает пружинки и др. – в этом проявляется синкретизм). Педагог следит за музыкальными проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него ответную эмоциональную реакцию, желание включаться в совместную со взрослым музыкальную деятельность.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.