Святые угодники Божии о неосуждении священников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Святые угодники Божии о неосуждении священников

2021-02-01 95
Святые угодники Божии о неосуждении священников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 «Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его» (Сир.7:31).

«Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» (Сир.7:33).

***

«Не надобно, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям против них, не стал грешить без страха.» блаженный Феодорит Кирский

***

«Иереев всех почитай, к добрым же прибегай» Свт. Нил Синайский

***

Один священник рассказывал своим прихожанам такую историю. Приходит к нему женщина и говорит: «В нашем приходе батюшка служит, а я точно знаю, что он не совсем благочестивый. Что мне делать? Перейти в другой храм, в другой приход?» А батюшка ей отвечает: «Вот скажи мне, если положить в кадило медное и в кадило золотое одинаковый ладан и одинаковые угли, то фимиам будет одинаковый?» «Одинаковый». «Вот так и батюшки. Благочестивы из них – это золотое кадило, а не совсем благочестивые – это медное кадило. А благодать Божия все равно через них идет…» Поэтому смущаться не надо, не ради батюшки вы к нему идете, а ради благодати священства, которая на каждом батюшке лежит, и через эту благодать получаете и помощь, и вразумление. И уж совсем негоже осуждать священника вслух, в разговорах!

***

«Если Господь говорит в Своем Евангелии: кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22), то как могут избежать суда Бога те, которые возводят клеветы не только на братьев, но и на священников, удостоенных этого сана по благодати Божьей». Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

***

«Если нам не позволено судить о жизни друг друга, то тем более о жизни отцов».

«Подлинно, велико достоинство священников! Кому, сказано, простите грехи, тому простятся. …Павел говорит: мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас (1Кор.5:20). Не видите ли, как все подчиняются властям мирским? …У нас страх, когда поставляет начальника человек! Но когда рукополагает Бог – мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем бесчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников! И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого с злобным старанием замечаем и сучец? Ужели не знаешь, что, когда судишь, таким образом, других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение?

Пусть жизнь священника будет самая порочная, но если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено. От Бога.…Ведь и чистый священник не своею собственною чистотою привлекает Духа Святаго, но все совершает благодать…

Ни ангел, ни архангел не могут оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все творит Отец и Сын и Святый Дух, а священник только выступает посредником и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, если бы по причине порочности другого лица терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасения. Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь…» Святитель Иоанн Златоуст

***

«Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин».

Преподобный Ефрем Сирин

***

«По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащии олтарю со олтарем делятся (1Кор.9:13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!» Преподобный Макарий Оптинский

***

«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов». Преподобный Серафим Вырицкий

***

Преподобному Иосифу Оптинскому рассказали про одну барыню, которая умерла без напутствия, потому что в ее приходе был священник, о котором она знала много нехорошего и не захотела у него приобщиться. Старец пожалел умершую и сказал, что не должно смущаться жизнью иерея, так как рука его только действует, а таинство совершает благодать. При этом он рассказал, как один преподобный, заболев к смерти, пожелал принять Святые Тайны. Ближайший иерей, которого нужно было позвать, был очень порочной жизни и, казалось, совсем недостоин носить священство. Преподобный несколько смутился, но затем, победив этот помысл, призвал его. Во время причащения Господь сподобил его такого видения: он видел, что его приобщили Ангелы.

***

«Святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати». Схиигумен Иоанн (Алексеев)

***

«Священника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи». Старец Михаил (Питкевич)

***

«Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.

Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.

К сожалению в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия.

Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф.18:17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.

Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.

Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).

Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в …

Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно». Преподобный Паисий Святогорец

***

1. Что плохо живет и не делает того, чему учит, ты за него не будешь отвечать пред Богом, и потому что тебе до того, что он худо живет? Он же за себя ответ даст и истязан будет.

2. Пастырь ту же немощь имеет, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек; а тебе должно о нем молиться, чтобы исправлен был, – что будет в общую пользу.

3. Если правильно учит, а неправедно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не подражай. Так и Христос сказал о книжниках и фарисеях: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 2-3).

4. Часто бывает, что пастырь много клеветы, злословия, поношения, хулы напрасно терпит. Никто более не подлежит злословию и оклеветанию, как пастырь.

Святитель Тихон Задонский

***

Из дневника религиоведа Юрия Максимова:

«Была в моей жизнни такая история. Как-то раз довелось вечером беседовать с другом, и зашёл разговор о некоторых архиереях, и я весьма нелестно отзывался о них. Я считал это нормальным, поскольку говорил о том, что знал доподлинно и, как мне казалось, был в своих пересудах об архиерейских грехах движим заботой о благе Церкви.

Той же ночью мне приснился сон. Как будто я должен лезть под купол старого храма, и поднялся уже очень высоко. И, оказавшись тут, стал карабкаться по балкам, которые были подгнившими. Если бы хоть одна обломилась, я бы погиб, но балки, хоть и подгнившие, держали хорошо. Внезапно я понял, что эти балки — и есть те самые архиереи, и в тот же момент будто кто-то вложил мне в голову мысль: «как же можешь ты осуждать их, если они тебя держат?»

При пересказе всё это, конечно, выглядит плоско, однако в самом сне всё было предельно ясно и сильно. Я ощутил ту живую связь с епископом, какую подразумевают слова св. Игнатия Богоносца о том, что «где епископ, там и кафолическая Церковь», — связь, которую я прежде воспринимал лишь умозрительно, как символ или как административное подчинение. Я ощутил то, что читал у св. Симеона о том, что епископ действует во всех таинствах, совершаемых его священниками, а значит, благодать Божия, которая поднимает меня через исповедь, обновляет и укрепляет через Евхаристию, подаётся именно через епископа.

Да, подгнившие. Грехи есть. Но — слава Богу, держат. А когда ты висишь под куполом, только это имеет значение».

- Источник: https://azbyka.ru/svyatye-ugodniki-bozhii-o-neosuzhdenii-svyashhennikov

*** *** ***

Чтобы не согрешать неведением и ересью, а следом не впадать и в другие грехи, необходимо изучать Закон Божий, читать наставления святых отцов и жития святых, читать Евангелие нужно каждый день по главе (или сколько сможете, стараясь понять прочитанное, а не упражняться в скорости чтения) – так наставляют священнослужители, так советовали святые и подвижники Церкви. Не всё прочитанное в Евангелии можно правильно понять, - поэтому нужно читать толкование Святого Евангелия от известных богословов и посещать курсы богословия. Кроме того, читать Евангелие нужно всю жизнь (!) - от начала до конца и начинать снова, - так, каждое следующее чтение Евангелия будет открывать вам что-то новое! – Скучно не будет! Будьте уверены!

v Быть с Богом не только на словах, а ещё и на деле! – И тогда никакая сила не сможет тебя сломить и согнуть!

v Подумай о том: дьявола победить можно, Бога – невозможно! Победа человека над дьяволом предопределена Богом! (от составителя)

v Когда все отказались тебе помочь и больше тебе не к кому обратиться за помощью, знай: пришло твоё время обратиться за помощью к Самому БОГУ!(от составителя)

*** *** ***

Из книги Схиигумена Саввы (Остапенко) «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения:

БОГООБЩЕНИЕ

 «Когда растение растет наиболее успешно? Когда корни его будут в земле и когда будет там достаточное количество питательных веществ, когда не будет вредителей. Имеется аналогия с этим и в процессе возрастания в душе Духа Божия.

v Господь говорил: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Евангелие от Матфея 4, 4).

Итак, истина – слова, идущие от Бога через Иисуса Христа, - и есть наша пища, соки, питающие нашу душу. Истину мы можем черпать из Священного Писания и затем из духовных книг. Поэтому духовное чтение является одним из важнейших условий роста в нас Духа Святого Божия. Отсюда читать книги, содержащие истину, надо так же регулярно, как питать пищей наше тело.

v Господь сказал: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Евангелие от Иоанна 6, 53).

Дыхание души нашей – это молитва, которая, по заповеди Господа, должна быть непрерывной.

Все добродетели будут развиваться лишь при постоянном упражнении в них.

Два периода в жизни духовной должен пройти человек: сначала период богообщения, а потом боговселения.

В первом случае неполное единение Духа Божия с духом человека. Постепенно с богообщением греховные навыки, привычки умаляются, теряют власть над человеком и вообще исчезают, уступая место добрым, святым мыслям.

Боговселение есть совершенный вид богообщения, когда Дух Святой совершенно вверяется человеку и поселяется в нем. Степени боговселения на земле могут быть различны, как различны и степени святости.

Чем больше будет вырастать в вас внутренний человек, тем больше вы будете видеть света и в окружающем, и в окружающих, пока не достигнете такой чистоты сердца, что все кругом будет вам казаться светлым и преображенным. Это есть пребывание в раю ещё до смерти.

В этом состоянии живут праведники и святые, которых много среди нас, но которых мы не видим по нечистоте своих глаз и сердец.

БОГОПОДОБИЕ

Богу уподобляется тот, кто прощает обиды ближнему. Перенесшие без ропота обиды причитываются по смерти к лику мучеников и становятся настолько близки к Богу, что молитвы их могут спасти даже и своих оскорбителей.

Кто злодея помянет добром, тот великий человек перед Богом.

БЛАГОДАТНАЯ ПОМОЩЬ

Благодать Божия не идет только к тому, кто ее не ищет. Ее нельзя домогаться, но ради неё надо трудиться. С первых же минут понуждения себя на тесный путь – благодать приходит на помощь. Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Евангелие от Иоанна 15, 10). Здесь как бы надо взойти на высоту пяти километров, а у человека силы только на один километр. Пусть он всё же дерзает идти. На все остальные четыре километра его вознесет Божия благодать. По существу, без промыслительной помощи Божией, человек вообще не может сделать ничего доброго.

Если небольшая благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем. Если благодать больше, то в душе свет и радость великая, а если еще больше, то и тело ощущает благодать Святого Духа.

Источник и непосредственное начало благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее в души верующие и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и подвигает к деятельности истинно благотворной и потому богоугодной и спасительной.

Магнит может быть приближаем ко всему, но притягивает к себе только железо; подобно этому благодать призывает всех, но привлекает к себе только сродное, только тех, которые сами хотят быть привлеченными. Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров.

Направляя уклоняющуюся от добра человеческую волю на путь истины, Бог никогда не делает насилия этой воле, но разными премудрыми и многочисленными путями располагает человека к свободному принятию воздействия на себя Духа Божия.

Как носящий ароматы не может скрыть благовонный запах, так имеющий в себе Духа Господня познается по словам своим и по смирению.

БЛАЖЕНСТВО И РАДОСТЬ

Понятие «блаженство» надо отличать от понятия «радость». Радость бывает трех видов: духовная, естественная и диавольская.

Диавольская радость – это услаждение грехом в момент совершения греха, или перед тем, или после того.

Духовная радость, особенно у праведников, до некоторой степени напоминает блаженство вечное.

Блаженство – это особое состояние души праведника в Царстве Небесном, это сугубая радость, которую выразить на человеческом языке невозможно. Блаженства вечного удостоились и удостоятся души тех христиан, которые очистились и очистятся от всякой скверны, от всякого греха.

ГОЛОС СОВЕСТИ

Надо всегда стараться слушать совесть, а если ослушались совести, то нападает тоска, уныние – это душа плачет: «Что я наделала!» Тоска, уныние – это Божие наказание!

ДЕНЬ СВЯТОЙ ЖИЗНИ

Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели.

Добродетельного жития и свободы от греха достигают только немногие усердные, и то не вдруг, а постепенно, продолжительными и многими скорбями, болезнями и трудами, бдением и молитвою, и то не своей силой, а благодатью Христовой. Спросишь: как мне жить свято? Предлагаю тебе краткий, но верный ответ на твой добрый и спасительный вопрос.

Проснувшись, прежде всего старайся обратить свои мысли ко Господу Богу с каким-нибудь сердечным воззванием, например: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Всемилостивый!»

Если в то время, когда проснешься, пора тебе вставать без всякого замедления, делая на себе крестное знамение, говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Потом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», и в то же время вставай с постели.

Вставши с постели, умойся и оденься, и тотчас же встань перед святыми иконами для совершения утренних молитв. Читай положенные Церковью утренние молитвы или выучи наизусть хотя бы начальные утренние молитвы, особенно молитву Господню «Отче наш».

Можешь молиться и своими молитвами, но в этих молитвах непременно и внимательно соблюдай следующее:

а) благодари Господа за то, что Он в прошедшую ночь сохранил твою жизнь;

б) благодари Бога за другие полученные тобою от Него благодеяния;

в) благодари Бога, что Он даровал тебе средство ко спасению;

г) благодари Его за укрепление твоих телесных сил для занятия нужными делами;

д) всею душою молись, чтобы Господь простил тебе твои бесчисленные грехи;

е) молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твердую волю постоянно и вполне принадлежать Ему.

Далее подумай, что ты будешь делать в продолжение наступающего дня. С кем будешь вместе? Какие, когда и где могут представиться тебе случаи ко греху или случаи к добру? Каждое утро нужно обдумать, как вооружиться против греха и как расположиться к добру.

Обдумавши всё нужное к охранению от греха и удержанию себя в богоугодной жизни, снова молись в своем сердце к Богу, чтобы Он укрепил твою волю, твои силы и не попустил тебе ослабеть, как ты весьма часто ослабевал прежде.

Всякое утро проводи в такой молитве. Всякое утро принимай такое намерение и проявляй такую предусмотрительность. Всякое утро занимайся святым направлением души своей. Крайне дорожи всяким утром! Будь умен, а поведение умного так описывает Дух Божий: Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться ко Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним (Библия. Сир. 39, 6).

ДУХ

… Что такое «дух»?

Епископ Феофан Затворник пишет: «Дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру горнему, небесному, вечному. Когда дух начинает возрастать и подчинять себе душу, то она сама, по словам преподобного Макария Великого, превращается в дух, становится сопричастницей Божества».

Есть первое рождение от отца, второе от Бога, а третье – человек сам себе родитель, чтобы явиться миру благим светом. Это таинственный процесс, как и зарождение физической жизни. Это начало отображения душой христианина Христа при вселении в душу Святого Духа Божия. Апостол Павел пишет: кто во Христе, тот новая тварь (Библия. 2Кор. 5, 17).

ДУША

Душа наша предназначена быть невестою Христовою и жилищем Божиим, поэтому ее нам нужно содержать в чистоте. Надо как можно скорее очистить ее от страстей, от грехов, чтобы достичь цели и назначения христианина – стяжания (обретения) Духа Святого.

Пока душа наша грязная, она не может быть невестой Христовой и храмом Духа Святого. Это ясно, как солнечный день. Какое может быть общение у тьмы со светом? А чтобы просветиться и встать на путь добродетели, нужен резкий толчок… Нужен как бы взрыв атомной бомбы в душе! Ты ведь знаешь, какое действие производит атомная бомба? Она всё вокруг испепеляет, ничего не остается, никаких следов даже от камней и металла…

Вот такое же действие в душе должно произвести и наше покаяние. Оно должно быть настолько искренним, настолько горячим, должно приноситься с таким сокрушением сердечным, с таким страхом Божиим и воплем к Богу о помиловании, что в душе не должно остаться ничего грязного, недостойного, греховного, чтобы появилось только единственно горячее стремление к Богу.

После Таинства Крещения душа человека делается светлой, ароматной, красивой, любвеобильной, но мы не жалеем ее и своими пороками омрачаем свою душу, покрываем ее мраком и смрадом. Такая душа уже Богу неприятна, а сатана радуется: «Ага! Я украл у Бога эту душу!» И тогда душа находится во власти злой силы, а Ангел Хранитель отступает от такой души, потому что он не может находиться при человеке, покрывшим душу свою мраком и смрадом. Скорбит и Матерь Божия, видя нашу нераскаянность. А лукавый всё больше навевает ей всякие пороки: гнев, осуждение, блуд, гордость и другие.

А когда мы покаемся и будем иметь твердое намерение больше не возвращаться ко греху, особенно к осуждению, тогда Господь сделает нашу душу опять светлой, красивой, ароматной и самое главное любвеобильной.

Господь радуется, а с Ним всё Небо радуется: и Матерь Божия, и Ангелы, и все святые радуются! И у нас внутри всё делается хорошо, светло и радостно.

Грехов у нас много, а милосердия у Господа — бездна! Когда душа освобождается от грехов, тогда она делается чистой, светлой, благородной.

*** *** ***

Ø У святых отцов есть такой пример: пришел человек в монастырь, какое-то время пожил, его спрашивают: «Как ты себя чувствовал, когда пришел в монастырь?» Он говорит: «Я смотрел на всех, как на Ангелов». – «Ну а теперь?» - «А теперь – как на демонов».

Это значит, что он перестал видеть свои грехи, поэтому перестал видеть в людях ангелов, вернее, образ Божий. Эта беда – когда человек начинает смотреть на грехи других людей – она, собственно, и является главной причиной того, что он не видит свои грехи. Если у человека есть покаянное чувство, то он, видя грех другого, прежде всего обращает взор на свои грехи. А если покаянного чувства нет, то человек видит грехи только у других, и еще их осуждает и другим рассказывает. Когда привели женщину, взятую в грехе, Господь сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8,7). Тогда многие задумались, что все не без греха, и никто камень в нее не бросил. А мы как раз начинаем «бросать камни»…

Что мы просим больше всего Великим постом? «Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего». И все. Начинаем: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Все это прекрасно, возвышенно, а дальше – даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего… Оказывается, это самое главное.

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником». Даже так!

Один из святых отцов прямо говорит: «Иже не мнит себя грешным, молитва его несть благоприятна пред Богом». То есть если ты не чувствуешь себя грешным, то ты, твоя молитва не благоприятны пред Богом. Примеры этой молитвы мы знаем: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего… А у двери стоит тот мытарь, не дерзая даже взирать на небо, и говорит: Боже, милостив буди мне грешнику. И сказано: сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (Лк. 18, 11 – 14).

- Источник: Протоиерей Валериан Кречетов. О самом важном. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 12 -13, 37 - 38.

*** *** ***

Ø Ересь – это: утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви; заблуждение относительно Православных догматов, поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине; намеренное искажение Православной догматики. В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.

Знаток церковного права епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш) писал, что ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, - достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».

Сектовед А.Л. Дворкин отмечает: «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того, чтобы стать еретиком в святоотеческои смысле этого слова, человек изначально должен пребывать в истине».

В аскетическом плане ересь является крайней степенью прелестного мнения, которая может периодически возобнавляться как типологически устойчивое пленение ума. В ереси соединяются воедино многие страстные состояния: мнения, самообольщение, гордыня, своеволие и т.д.

Главная опасность ереси:

Говорили об Авве Агафоне:

«Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его:

«Ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», - отвечал он.

Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?» «Я», - отвечал он.

И ещё говорят ему: «Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», - отвечал он.

Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на всё, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?»

Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».

Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание».

(Древний патерик. 1914. С. 27. № 4.) – Источник: www.azbyka.ru/eres

v Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. (Библия. Сир. 5: 13-15)

v Иисус Христос: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». (Евангелие от Матфея 12: 36-37). Здесь Господь устрашает нас, что мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден. (Толкование на Евангелие от Матфея блаженного Феофилакта Болгарского)

*** *** ***

Игумен Нектарий (Морозов):

(отрывки из статьи от 10 декабря 2012г.)

Праздное слово – это слово - хула на истину, и вообще всякое слово, которое можно назвать праздным, то есть пустое, бесцельно, необдуманно и потому безответственно сказанное. Сказанное в суе. (приб. - примечание составителя)

Человек, в отличие от всех живых существ, именуется у отцов «существом словесным». Словом Божиим сотворено все – видимое и незримое. И человек, созданный «по образу и подобию Божию» (Библия. Быт 1, 26), имеет дар слова как некоей творческой, созидательной силы, опять же – единственный из всех обитателей земли, чем решительным образом и отличается от них, способный к тому, чтобы стать некогда «богом по благодати». А за всякий дар, тем более за столь великий, необходимо перед Богом отвечать, как за полученные таланты в знакомой нам притче (Евангелие от Матфея 25: 14-30). Господь ведь ничего не дает нам напрасно, и если мы пользуемся чем-либо не в соответствии с его назначением, то это и само по себе уже небезгрешно.

Слово не созидающее обязательно будет разрушать, причем прежде всего – того, от кого оно исходит, а вслед за тем и жизнь, его окружающую. Невнимание к слову, неосторожное употребление его развращает человека, опустошает, выхолащивает внутренне. Призванное служить выражением нашей мысли, тех серьезных, глубоких процессов, которые происходят внутри нас, оно, будучи «употребляемо» рассеянно и безответственно, помрачает наш ум, лишает нас последних остатков внутренней цельности. Разве не свидетельствует об этом наш повседневный практический опыт? Ведь стоит хотя бы немного поддаться страсти празднословия, как крайне трудно становится молиться, внимать себе, отсекать недолжные, греховные, оскверняющие нас помыслы; в душу проникает выстуживающий ее тепло холод. Наверное, поэтому и наставлял учеников своих преподобный Антоний Великий: «Бог дотоле хранит тебя, доколе ты хранишь свои уста».

Не говорите ничего просто так – не подумав: что, кому и зачем мы говорим. Не говорите, не вспомнив об ответе в день суда за каждое сказанное слово. Это-то воспоминание и подскажет нам, как избежать тех слов, которые могли бы нас погубить.

  – Источник: wwwHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/57969.html".HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/57969.html"pravoslavieHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/57969.html".HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/57969.html"ruHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/57969.html"/57969.HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/57969.html"html

***  *** ***

v Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. Слово 30: 4.

Соверше́нно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда беседовать о Боге трудно. Слово 30:21.

- Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Лепта Книга, 2010. - 800 с. (Путь святости. Вып. 1)

Ø Ни на какие темы о Боге и Православной вере разговаривать (рассуждать, свободно высказываться) нельзя, если вы не владеете этой темой истинно! Особенно не позволяйте этого своим детям! – чтобы говорили только о том, что истинно и не более! (от составителя)

*** *** ***

Рассуждение

В одной народной сказке рассказывается следующий поучительный эпизод. Как-то собрали люди богатый урожай и носили его в амбар. Сообразительный нищий, случившийся поблизости, стал говорить им: «Носить вам — не переносить, таскать — не перетаскать», - за что получил от хозяев и благодарность, и подаяние. Увидел это дурень и запомнил. Случилось ему проходить мимо дома, из которого родственники выносили покойника. «Носить вам — не переносить, таскать — не перетаскать!» - поспешил он к ним с надеждой на вознаграждение. Однако вместо награды и благодарности ему достались только побои. Слова-то были те же, но ситуация другая.

Этот эпизод как нельзя лучше иллюстрирует недостаток рассудительности и его последствия.

Среди добродетелей рассудительность занимает место распорядителя, управляя всей вещественной деятельностью и духовной жизнью человека. Поэтому Святые Отцы иногда ставят ее выше всех других добродетелей.

И это справедливо, потому что любая добродетель без рассудительности может быть бесполезной или даже причинить зло. Добро, сделанное не в меру или не вовремя, часто приносит злые плоды и губит души людей так же верно, как очевидное зло. Рассудительность учит:

1. Все делать в свою меру и в пределах своих возможностей. Избегать крайностей. Не браться за подвиги выше своих сил, но в то же время и не впадать в нерадение.

2. Выбирать подходящее время для каждого дела.

3. Согласовывать свои поступки с конкретной ситуацией, людьми, обстановкой.

4. Отделять главное от второстепенного, правильно расставлять акценты.

5. Избирать правильную очередность выполнения сложных дел.

6. Направлять всю свою деятельность к главной цели.

7. Предвидеть последствия своих поступков. Бывают дела хорошие по виду и по намерениям, но плохие по результатам. Некоторые незначительные сами по себе действия могут иметь «спусковой эффект», т. е. вызвать целую цепь важных событий.

8. Выбирать лучший образ действия из возможных. Из двух неизбежных зол избирать меньшее, из двух возможных добродетелей — большую. Для этого надо знать иерархию грехов и добродетелей. В качестве примера выбора меньшего из двух зол приведем случай из «Древнего патерика».

Некоему послушнику демоны сказали: «Твой старец — лжец. Ибо пришел к нему брат, желая занять денег, и он, имея деньги, обманул его, говоря: у меня нет денег, и не дал ему». Брат, вставши, пошел к старцу и рассказал ему про это. Старец же сказал: «Правда, у меня были деньги. И когда пришел брат и просил у меня, я ему не дал, ибо знал, что если дам ему, то это будет вредно душе его. Посему я решил нарушить одну заповедь, а не десять». (Древний патерик. М., 2002. С. 143.)

Кроме добродетели рассудительности существует и мирская рассудительность, имеющая лишь внешнее подобие добродетели. Мирская рассудительность позволяет сынам века сего успешно соблюдать свои интересы, получать выгоду за счёт ближнего, вить интриги, избегать наказания. Ее аксиомы, зачастую противные Закону Божию, всем хорошо известны: не пойман — не вор, своя рубашка ближе к телу, не смажешь — не поедешь, не соврешь — не проживёшь, куда толкнут — туда и падай.

Духовная рассудительность не избавляет своего обладателя от жизненных скорбей, да и не может — ее предназначение другое. Рассудительность позволяет избегать греха и исполнять волю Божию в сложных ситуациях. Человек, достигший совершенства в духовной рассудительности, может безошибочно отличать добро от зла, «точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи» (Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1996. Гл. 26, 2.).

Лесенка восхождения

Многовековой опыт в той или иной области человеческой деятельности может аккумулироваться и сохраняться как в книгах, так и непосредственно передаваться от учителя к ученику. Учителю известны тонкости и секреты данного дела — как из собственного долголетнего опыта, так и из опыта предшествующих поколений. С помощью книг, собственного опыта проб и ошибок и наблюдения за опытом других можно овладеть делом на уровне ремесленничества, но отшлифовать его до уровня настоящего мастерства без опытного учителя невозможно.

Этому общему закону подчиняются не только светские науки, ремесла, искусства, но и духовное делание. Конечно, необход


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.622 с.