Раздел I. Учение об эволюции органического мира — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Раздел I. Учение об эволюции органического мира

2021-02-01 92
Раздел I. Учение об эволюции органического мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г // На изучение биологии на профильном уровне отводится 204 часа, в том числе в 10 классе – 102 часа, в 11 классе - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

□ освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся со­ставной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдаю­щихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

□ овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблю­дение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные резуль­таты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологиче­ской терминологией и символикой;

□ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и про­цессов;

□ воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необ­ходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологи­ческих исследований;

□ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения обра­зования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биоло­гических исследований, значимых для будущего биолога.

Приоритетами для учебного предмета«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Требование к уровню подготовки обучающихся 11 класса -

объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

· выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

· определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

· отличать научные методы, используемые в биологии;

· определять место биологии в системе естественных наук.

· доказывать, что организм - единое целое;

· объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

· обосновывать единство органического мира;

· выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

· отличать теорию от гипотезы.

            Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические, исследовательские, проектные работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. (П.Р. – 5 Л.Р.- 1 Контрольных работ – 8 Итоговое тестирование - 1  Семинаров – 7)

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

В 11 классе:

· уменьшено количество часов по темам: «Происхождение человека» - на 1 час; «Взаимоотношения организма и среды» - на 1 час; «Биосфера и человек» - на 2часа, так как часть материала рассматривается при изучении предмета "Экология» в 9 классе;

· увеличено количество часов на изучение темы: «Бионика» - на 1 час;

· отведён 1 час для проведения итогового тестирования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1.  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный  уровень  М.: Дрофа, 2009;

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный М.: Дрофа, 2009;

рабочей тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1.  Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология – М.: Дрофа, 2006;

2. Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова. С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с;

3. Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2005. - 224с;

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2010

5. Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии. М.: «Раумб Цитадель»,1997г

дополнительной литературы для учителя:

1. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986

2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; Саратовский медицинский университет,2000г

3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;        

4. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 20024

5. Крестьянинов В.Ю. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов Издательство «Лицей», 1998г

6. Малахов В.В. Биология в вопросах и ответах. М.:Из-во «Международные отношения»,1993

7. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блццопросы!0-11классы. М.: «Вако», 2006

8. Пименов А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

9. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про­свещение, 1997;

для учащихся:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А. Биология. Большой справочник для школьников поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Бондаренко И.А. Тесты по общей биологии. Саратов «Лицей», 1999

3 Максимова Т.И. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы.М.: Эксмо, 2008.

4 Калинова Г.С.Биология. ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ, 2010

5 Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии М.:»Интеллект-Центр», 2000

6 Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Цифровые образовательные ресурсы

· Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учеб­нику Н.И.Сонина Дрофа, Физикон, 2006

· Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

· Лаборатория КЛЕТКА

· Лаборатория ГЕНЕТИКА

· Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

· Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон,2006

 

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

1. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии"

2. bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии".

3. bril2002.narod.ru - Биология для школьников.

4. nsu.ru Биология в вопросах и ответах

5. www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

6. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

7. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

9. http://www.uchportal.ru/search?tex Учительский портал


Календарно-тематическое планирование

Тема курса Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающегося Вид контроля. Измерители Элементы допол нительного содержания Д.З. ЦОР Дата план Дата факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Жизнь в сообществах (4 ч.).

51 История формирования сообществ живых организмов 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
15
Биомы. Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.

Приводить примеры, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. Описывать биомы суши. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников   § 17.1, вопросы на стр. 504 ИКТ   14.01 14.01 52 Основные биомы суши 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Биомы Палеоарктической области: тундра, хвойные леса, степи, лиственные леса, пустыни. Растительный и животный мир. Фактор, определяющий тип биомассы – климат. Климатические условия. Приводить примеры, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. Описывать биомы суши.   Неоарктическая, восточная, австралийская, эфиопская, области. Растительный и животный мир. § 17.2, вопросы на стр. 513-514 ИКТ   20.01 20.01 53 Лабораторная работа №1 «Описание экосистемы своей местности» 1 Урок закрепления знаний Лиственные леса и степи – основные биомы Республики Тыва. Растительный и животный мир. Описывать биомы Тандинского района. Объяснять влияние климатических условий.     Составить описание экосистем   21.01 21.01 54 Семинар № 4 «Основные биомы суши» 1 Урок обобщения и систематизации знаний Широтная зональность. Основные биомы: тундра, хвойный лес, лиственный лес, степь, пустыня. Характеризовать биомы. Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий. Творческая работа «Характеристика биома»     Характеристика биома   ИКТ        

Бионика (4 ч.)

89 Бионика 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Бионика. развития техники. Эхолокация и электролокация. Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемые человеком в строительстве, промышленности.     Глава 19 ИКТ   22.04 22.04 90 Роль биологических знаний в XXI веке. Достижения биологических наук 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Перспективы развития биологических знаний. Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии. Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии.     Глава 19 ИКТ   28.04 28.04 91 Биологическая безопасность человечества 1 Урок обобщения и систематизации знаний Обобщение по курсу биология Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.     Глава 19 ИКТ   29.04 29.04 92 Повторение темы «Бионика» 1 Урок обобщения и систематизации знаний Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач развития техники. Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии.     Глава 19 ИКТ 29.04 29.04  

Повторение (10 ч.).

93 Повторение темы «Развитие представлений об эволюции живой природы».   1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 12   5.05 5.05 94 Повторение темы «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция». 1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 13   6.05 6.05 95 Повторение темы «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений». 1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 13   06.05 6.05 96 Повторение темы «Основные черты эволюции животного и растительного мира». 1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 14   12.05 12.05 97 Повторение темы «Происхождение человека».    1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 15   13.05 13.05 98 Повторение темы «Биосфера, ее структура и функции».     1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 16   13.05 13.05 99 Повторение темы «Жизнь в сообществах». 1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 17   19.05 19.05 100 Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды». 1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 17   20.05 20.05 101 Повторение темы «Взаимоотношения между организмами». 1 Урок обобщения и систематизации знаний         Глава 17   20.05 20.05 102 Итоговое тестирование 1 Урок контроля и оценки знаний             26.05 26.05

 

        

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

        


Календарно-тематическое планирование

Тема Кол-во часов Дата
  Раздел I. Учение об эволюции органического мира.    
  Развитие представлений об эволюции живой природы (9 ч.).    
1 Введение. Учение об эволюции органического мира 1 03.9
2 История развития представлений о развитии жизни на Земле 1 03.9
3 Система органической природы К.Линнея 1 04.9
4 Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка 1 10.9
5 Естественно научные предпосылки  теории Ч.Дарвина 1 10.9
6 Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе 1 11.9
7 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование. 1 17.9
8 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов 1 17.9
9 Контрольная работа №1 по теме «Эволюция» 1 18.9
  Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (10 ч.).    
10 Эволюционная роль мутаций. 1 24.9
11 Эволюционная роль мутаций. 1 24.9
12 Генетические процессы в популяциях 1 25.9
13 Формы естественного отбора 1 1.10
14 Адаптация организмов к среде обитания и их относительность 1 1.10
15 Адаптация организмов к среде обитания и их относительность 1 2.10
16 Вид. Критерии вида. 1 8.10
17 Видообразование как результат микроэволюции. Аллотропическое видообразование. 1 8.10
18 Видообразование как результат микроэволюции. Симпатрическое видообразование. 1 8.10
19 Контрольная работа № 2 по теме «Микроэволюция». 1 15.10
  Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (5 ч.).    
20 Макроэволюция. Направления эволюции 1 15.10
21 Пути достижения биологического прогресса 1 16.10
22 Пути достижения биологического прогресса 1 22.10
23 Основные закономерности эволюции 1 22.10
24 Правила эволюции 1 23.10
  Основные черты эволюции животного и растительного мира (7 ч.)    
25 Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах 1 29.10
26 Развитие жизни в раннем палеозое 1 29.10
27 Развитие жизни в позднем палеозое 1 30.10
28 Развитие жизни в мезозое 1 12.11
29 Развитие жизни в кайнозое 1 13.11
30 Семинар №1 по теме «Основные черты эволюций животного растительного мира» 1 18.11
31 Семинар №2 по теме «Основные черты эволюций животного растительного мира» 1 18.11
31 Контрольная работа №3. «Макроэволюция». 1 19.11
  Происхождение человека (10ч.).    
32 Положение человека в системе животного мира 1 19.11
33 Эволюция приматов 1 25.11
34 Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. 1 26.11
35. Стадии эволюции человека. Древние люди. 1 26.11
36 Стадии эволюции человека. Первые современные люди. 1 02.12
37 Современный этап эволюции человека. 1 03.12
38 Практическая работа №1. «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» 1 03.12
39 Семинар №3 по теме «Происхождение человека» 1 09.12
40 Семинар №4 по теме «Происхождение человека» 1 10.12
41 Контрольная работа №4 по теме «Происхождение человека». 1 10.12
  Раздел II. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии    
  Биосфера, ее структура и функции (8 ч.)    
42 Биосфера – живая оболочка планеты. 1 16.12
43 Структура биосферы. Живые организмы. 1 17.12
44 Круговорот воды в природе 1 17.12
45 Круговорот углерода 1 23.12
46 Круговорот фосфора и серы 1 24.12
48 Круговорот азота 1 24.12
49 Практическая работа №2 «Составление схем круговорота углерода, азота» 1 13.01
50 Контрольная работа № 5 по теме «Понятие о биосфере» 1 14.01
  Жизнь в сообществах (4 ч.).    
51 История формирования сообществ живых организмов 1 14.01
52 Основные биомы суши 1 20.01
53 Лабораторная работа №1 «Описание экосистемы своей местности» 1 21.01
54 Семинар № 5 «Основные биомы суши» 1 21.01
  Взаимоотношения организма и среды (16 ч.)    
55 Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. 1 27.01
56 Абиотические факторы среды. Температура. 1 28.01
57 Абиотические факторы среды. Свет. 1 28.01
58 Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение. 1 03.02
59 Интенсивность действия фактора. 1 04.02
60 Взаимодействие факторов 1 04.02
61 Семинар №6 «Воздействие абиотических факторов на организмы» 1 10.02
62 Биотические факторы среды.   1 11.02
63 Цепи питания. Правила экологических пирамид. 1 11.02
64 Практическая работа №3 «Составление схем пищевых цепей и сетей» 1 17.02
65 Саморегуляция экосистем 1 18.02
66 Смена экосистем 1 18.02
67 Практическая работа №4 «Решение экологических задач» 1 24.02
68 Агроэкосистемы. 1 25.02
69 Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем». 1 25.02
70 Контрольная работа №6 по теме «Взаимоотношения среды и организма». 1 03.03
  Взаимоотношения между организмами (6 ч.)    
71 Формы взаимоотношений. Позитивные отношения - симбиоз 1 04.03
72 Антибиотические отношения. Хищничество. 1 04.03
73 Паразитизм 1 11.03
74 Конкуренция 1 11.03
75 Семинар №7 по теме «Взаимоотношения между организмами» 1 17.03
76 Контрольная работа № 7 по теме «Взаимоотношения между организмами» 1 18.03
  Биосфера и человек. Ноосфера (12 ч.).    
77 Воздействие человека на природу в процессе становления общества 1 18.03
78 Воздействие человека на природу в процессе становления общества 1 31.03
79 Природные ресурсы и их использование. 1 01.04
80 Загрязнение воздуха 1 01.04
81 Загрязнения пресных и морских вод 1 07.04
82 Антропогенные изменения почвы 1 08.04
83 Влияние человека на растительный и животный мир 1 08.04
84 Радиоактивное загрязнение биосферы 1 14.04
85 Охрана природы и перспективы рационального природопользования. 1 15.04
86 Охрана природы и перспективы рационального природопользования. 1 15.04
87 Семинар №7 «Биосфера и человек» 1 21.04
88 Контрольная работа № 8. «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».  1 22.04
  Бионика (4 ч.).    
89 Бионика 1 22.04
90 Роль биологических знаний в XXI веке. Достижения биологических наук 1 28.04
91 Биологическая безопасность человечества 1 29.04
92 Повторение темы «Бионика» 1 29.04
  Повторение (10 ч.)    
93 Повторение темы «Развитие представлений об эволюции живой природы».   1 5.05
94 Повторение темы «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция». 1 6.05
95 Повторение темы «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений». 1 6.05
96 Повторение темы «Основные черты эволюции животного и растительного мира». 1 12.05
97 Повторение темы «Происхождение человека».    1 13.05
98 Повторение темы «Биосфера, ее структура и функции».     1 13.05
99 Повторение темы «Жизнь в сообществах». 1 19.05
100 Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды».   1 20.05
101 Повторение темы «Взаимоотношения между организмами». 1 20.05
102 Итоговое тестирование 1 26.05

 

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г // На изучение биологии на профильном уровне отводится 204 часа, в том числе в 10 классе – 102 часа, в 11 классе - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

□ освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся со­ставной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдаю­щихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

□ овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблю­дение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные резуль­таты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологиче­ской терминологией и символикой;

□ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и про­цессов;

□ воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необ­ходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологи­ческих исследований;

□ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения обра­зования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биоло­гических исследований, значимых для будущего биолога.

Приоритетами для учебного предмета«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Требование к уровню подготовки обучающихся 11 класса -

объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

· выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

· определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

· отличать научные методы, используемые в биологии;

· определять место биологии в системе естественных наук.

· доказывать, что организм - единое целое;

· объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

· обосновывать единство органического мира;

· выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

· отличать теорию от гипотезы.

            Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические, исследовательские, проектные работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. (П.Р. – 5 Л.Р.- 1 Контрольных работ – 8 Итоговое тестирование - 1  Семинаров – 7)

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

В 11 классе:

· уменьшено количество часов по темам: «Происхождение человека» - на 1 час; «Взаимоотношения организма и среды» - на 1 час; «Биосфера и человек» - на 2часа, так как часть материала рассматривается при изучении предмета "Экология» в 9 классе;

· увеличено количество часов на изучение темы: «Бионика» - на 1 час;

· отведён 1 час для проведения итогового тестирования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1.  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный  уровень  М.: Дрофа, 2009;

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный М.: Дрофа, 2009;

рабочей тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1.  Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология – М.: Дрофа, 2006;

2. Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова. С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с;

3. Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2005. - 224с;

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2010

5. Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии. М.: «Раумб Цитадель»,1997г

дополнительной литературы для учителя:

1. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986

2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; Саратовский медицинский университет,2000г

3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;        

4. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 20024

5. Крестьянинов В.Ю. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов Издательство «Лицей», 1998г

6. Малахов В.В. Биология в вопросах и ответах. М.:Из-во «Международные отношения»,1993

7. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блццопросы!0-11классы. М.: «Вако», 2006

8. Пименов А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

9. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про­свещение, 1997;

для учащихся:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А. Биология. Большой справочник для школьников поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Бондаренко И.А. Тесты по общей биологии. Саратов «Лицей», 1999

3 Максимова Т.И. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы.М.: Эксмо, 2008.

4 Калинова Г.С.Биология. ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ, 2010

5 Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии М.:»Интеллект-Центр», 2000

6 Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Цифровые образовательные ресурсы

· Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учеб­нику Н.И.Сонина Дрофа, Физикон, 2006

· Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

· Лаборатория КЛЕТКА

· Лаборатория ГЕНЕТИКА

· Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

· Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон,2006

 

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

1. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии"

2. bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии".

3. bril2002.narod.ru - Биология для школьников.

4. nsu.ru Биология в вопросах и ответах

5. www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

6. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

7. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - Учебные материалы и слова


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.