Книга «Почему нельзя желать зла другим» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Книга «Почему нельзя желать зла другим»

2021-02-01 91
Книга «Почему нельзя желать зла другим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Книга «Почему нельзя желать зла другим»

Первая часть книги составлена по книге «Духовное врачевство в вопросах и ответах от Священного Писания и от писаний святых отцев для пользы обуреваемых страстями» (из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), носит название «Беседы о страстях в вопросах и ответах». Во второй части книги приведены некоторые беседы святителя Иоанна Златоустого о борьбе со страстями. Издательская группа «Кормчая», 2011

Беседы о страстях в вопросах и ответах

О злых страстях вообще

Почему Всевышний Творец мира, создав человека, не создал его свободным от страстей?

Человек был создан свободным от страстей, ибо был сотворён по образу Божию и одарён премудростью, святостью, свободной волей, бессмертием души и тела и господством над всей природой.

Всего этого он лишился и подвергся действию злых страстей от того, что не сохранил себя в первоначальном состоянии, а был обольщён лукавым: пожелал быть подобным Богу и вкусил от запрещённого древа познания добра и зла.

Что после этого случилось с человеком?

Увы! Человек впал в плачевное состояние. Он был изгнан из рая и отчуждён от древа жизни; земля, проклятая в делах рук его, стала родить волчцы и терние, а херувим своим пламенным оружием заградил ему путь в рай; тело человека подверглось тяжким трудам, болезням и, наконец, самой смерти, а душа его подверглась действию злых страстей.

Что такое страсти?

Страстями называют злые склонности человеческого сердца, которые влекут его к деланию того, что противно здравому разуму, чистой совести и Закону Божию. Страсти иначе называются душевными болезнями, страданиями, язвами и ранами по их сходству с телесными болезнями.

Например, тот, у кого болит нога, желал бы, но не может ходить не хромая. Таким же образом, душа, которая имеет свою рану, то есть - страсть, хотя и желала бы, но не может пребывать в Законе Божием.

Почему страсти ещё называют тернием?

Как терние препятствует прорастанию на земле доброго семени, так и страсти не дают прорастать в человеке добродетелям.

Всякий ли человек подвержен страстям?

Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что род человеческий, умножившись на земле от одного Адама, от него же воспринял одинаковую склонность к страстям.

Что такое грех?

Грех есть преступление Закона Божия – мыслью, желанием, чувством, словом или делом. К греху склоняют нас страсти, поэтому именно страсти бывают причиной греха.

От чего в нас появляются страсти?

От плохого воспитания; от собственного нерадения; от дурного примера людей, обуреваемых страстями; от плоти, воюющей с духом; от искушений лукавого врага рода человеческого.

Каким образом искушает нас лукавый?

Святой Иоанн Дамаскин учит, что лукавый враг уязвляет наши чувства посредством внешних предметов и воспламеняет наши сердца огнем страстей посредством внутренних желаний. Однако насильно на злое искуситель никого не влечёт, так что в нашей воле – принять или не принять искушение.

Что надо делать, чтобы не поддаться искушению?

Всегда бодрствуй умом и отражай злые помыслы в самом их начале. Сохраняй своё сердце от порочных желаний.

Имеет ли собственное наше сердце склонность к страстям?

Да! Оно очень склонно к ним. Слово Божие говорит: Помышление сердца человеческого – зло от юности его (Быт. 8,21).

До какой степени люди побеждаются своими страстями?

Некоторые люди побеждаются своими страстями до такой степени, что начинают их обоготворять. Например, язычники настолько обоготворили страсти, что похоть нарекли Венерой, ярость – Марсом, а пьянство – Бахусом.

Чем такие люди вредят себе?

Они лишаются благодати Божией, необходимой для соблюдения Его Закона и вообще для делания добрых дел.

Чем вредят они своим ближним?

Иных из ближних они озлобляют, гонят и убивают, а иных развращают своей растленной жизнью и злыми советами.

Каждому ли человеку нужно бороться со своими страстями?

Непременно каждому, потому что Небесный Творец всех нас создал для того, чтобы мы жили бесстрастно.

Что более всего необходимо человеку, чтобы бороться со страстями?

Присутствие благодати Божией, которая вразумляет и укрепляет его. Приобретается же благодать смирением и непрестанной молитвой. Но и при наличии благодати Божией человеку требуются свои собственные старания и труды.

О самолюбии

Что такое самолюбие?

Как воздать должное Богу?

Всякому человеку желай и твори добро, не разбирая – друг он тебе или враг. Никому не желай и не твори злого.

Чем опасно самолюбие?

Самолюбие ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые Бог наводит наказания и в земной нашей жизни. Если такой человек не исправится, то не избежит вечных мук, как о том учит Господь в притче о богатом и Лазаре.

О чревоугодии

Что такое чревоугодие?

Можно ли вообще пить вино?

Малое и благоразумное употребление вина никому не запрещается. Но помни, что даже малейшее излишество в употреблении вина – непозволительно.

Каков вред пресыщения?

Пресыщение вредит и душе и телу. В теле оно производит разные болезни, а часто и саму смерть. Отягощая чрево, пресыщение отягощает и душу, в которой теряется трезвость ума, ослабевает стремление к духовным подвигам, и сама она впадает во многие страсти и пороки.

По слову святителя Василия Великого, что подобно тому, как вода, разлившись на многие потоки, всякое место вокруг них делает цветущим, так и страсть чревоугодия, если разливается в сердце, то напоив все чувства, насаждает вокруг себя целую рощу зол и превращает душу в жилище зверям.

О блудодеянии

Что такое блудодеяние?

Что происходит от блуда?

Вред душе и телу и совершенная погибель человеку. Кто бы ни был заражён похотью, он лишается благодатного света, помрачается в своём разуме, развращается в воле, теряет стыд и совесть. Человек этот лишаясь божественной помощи, уловляется злобной хитростью лукавого, впадает во многие пороки, предается зависти, злобе, ревности и лести, производит ссоры и злодеяния, за что навлекает на себя мщение Божие ещё в земной жизни. Наконец, он ослабляет болезнями своё тело и умирает безвременно, а если к тому же без покаяния, то подвергается вечному осуждению.

О сребролюбии

  Что такое сребролюбие?

О гневе

Что такое гнев?

Бывает ли гнев безгрешным?

Да, бывает. Безгрешен наш гнев на воюющие против нас злые страсти – без такового гнева не бывает в человеке чистоты. Безгрешен наш гнев на искусителя диавола. Безгрешен наш гнев на врагов Божиих, растлевающих веру и попирающих Святой Закон Его.

Однако тех, кто согрешает от немощи своего естества и в ком есть надежда исправления, ненавидеть не следует.

О печали

Что такое печаль?

От чего происходит печаль?

От многих причин.

От несчастных случаев, бывающих с нами и с теми, кто нам дорог.

От обид и оскорблений, нанесённых нам словом или делом.

От благополучия ближних, когда мы сильно завидуем.

От всякой греховной страсти, когда кто-нибудь или что-нибудь ей противодействует.

От содеянных нами грехов. Но в последнем случае печаль бывает двоякая – одна, ввергающая в уныние и отчаяние, и другая, производящая покаяние и называющаяся печалью по Бозе. Об этой печали будет сказано ниже.

Об унынии

Что такое уныние?

Отчего происходит уныние?

От безумия или нерассудительности; от послаблений самому себе; от пресыщения, которое расслабляет душу и в итоге приводит её в уныние; от безмерной печали.

О тщеславии

Что такое тщеславие?

О гордости

Что такое гордость?

Отчего происходит гордость?

От незнания самого себя.

От забвения Бога.

От забвения своих грехопадений.

От общения с гордым.

Заключение

Что можно сказать в заключение?

Следует напомнить каждому христианину, что он обязан побеждать греховные страсти.

Да не царствует грех, но единая благодать в тебе! А для этого пусть твоё сердце всегда будет смиренным и сокрушенным. Тогда благодать Божия совершит в тебе подвиг против усилия злых страстей и вознесёт тебя на высоту добродетелей.

Кто укрощает буйство страстей, тот и при жизни вкушает блаженное спокойствие, неизъяснимую радость благодатных действий и сладость духовных плодов, а по смерти своей воспримет вечные блага, которые уготовил Бог любящим его.

Как бороться с завистью

(Из бесед на Евангелие от Иоанна)

Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От этой болезни судилища наполнены подсудимыми. От неё страсть к славе и стяжанию; от неё властолюбие и гордость. Отсюда на путях преступные разбойники и на морях грабители. Отсюда убийства во вселенной; отсюда разделение нашего рода. Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиною множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду. Она и свободных делает рабами. Об ней мы каждый день беседуем, но нет никакой пользы. Мы бываем хуже зверей, грабим сирот, обираем вдовиц, обижаем бедных, прилагаем к горю горе.

И нам теперь время плакать или, лучше, следует каждый день говорить эти слова. Ничего не достигаем мы мольбами, ничего – советами и увещаниями; поэтому остается только плакать. Так и Христос поступил: когда иерусалимляне, после многих Его увещаний, нисколько не воспользовались ими, Он плакал об их ослеплении.

Так поступают и пророки; так следует и нам ныне поступить. Теперь время плача, слез и сетования. Благовременно и нам теперь сказать: позовите плакальщиц, чтобы они пришли (Иер. 9, 17). Может быть, чрез это мы в состоянии будем исцелить от болезни тех, которые хищением строят светлые дома и приобретают поля.

Благовременно плакать; но и вы, ограбленные и обиженные, примите участие в моём плаче; присоедините к своему плачу и мои слезы. Но будем плакать не о себе самих, а об них: не вас они обидели, а себя погубили. Вы за обиду получите Царство Небесное, а они, за неправильное приобретение, геенну. Поэтому лучше быть обиженным, нежели обижать. Будем плакать об них, но не человеческим плачем, а Священного Писания, которым плакали и пророки. Будем плакать об них так, как Сам Христос о живших в то время, говоря: горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение (Лк. 6, 24)!

Так, умоляю, станем непрестанно плакать и мы. Не станем оплакивать того, кто уже умер, но будем оплакивать хищника, корыстолюбца, сребролюбца, ненасытного. Зачем плакать об умерших, которым нельзя уже принести никакой пользы? Будем плакать о тех, для которых ещё возможна перемена.

Но в то время, как мы плачем, они, может быть, смеются? И это достойно слёз, что они смеются над тем, о чём следовало бы сокрушаться. Если бы они сколько-нибудь тронулись нашими рыданиями, то следовало бы перестать рыдать, в надежде на их исправление. Но так как они остаются бесчувственными, то и мы будем продолжать плакать, не просто о богатых, но о сребролюбцах, лихоимцах и хищниках. Богатство не есть зло: его можно употреблять и с пользою, если, например, мы тратим его на нуждающихся. Но зло – любостяжание; оно приготовляет нескончаемые казни.

Итак, станем плакать. Может быть, от этого и будет какое-нибудь исправление. Если же впавшие в этот грех и не освободятся от него, то, может быть, другие не подвергнутся этому злу, но остерегутся от него. Но дай Бог, чтобы и те освободились от этой болезни, и никто из нас не подвергся ей, чтобы всем вообще сподобиться обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Как бороться с тщеславием

(Из 29-й беседы на Евангелие от Иоанна)

Причина всех зол – тщеславие. Оно довело учеников Иоанна до зависти; оно же возбудило их зависть и опять, когда они немного уже успокоились. Потому, пришедши к Иисусу, они говорят Ему: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся (Мф. 9, 14)? Будем же, возлюбленные, убегать этой страсти. А если будем избегать её, мы избавимся от геенны. Она-то наиболее возжигает огонь; она всюду простирает власть свою и мучительски обладает всяким возрастом и всяким званием; она ниспровергла целые церкви; она вредит делам гражданским; она разоряет целые дома, города, народы, племена. И что удивляешься этому? Она проникает и в пустыни и там показывает великую силу. Часто и те, которые оставляли большие стяжания и все обольщения мира, ни с кем не имели общения, овладевали самыми сильными плотскими пожеланиями, и те, будучи пленены пустою славою, теряли всё. За эту страсть фарисей, трудившийся много, поставлен ниже мытаря, который нисколько не трудился, но много совершил грехов.

Осуждать эту страсть не трудно, все во мнении о ней согласны. А надобно постараться, как бы одолеть её. Как же одолеть? Будем противопоставлять славе славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящею жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной. Здешняя слава – слава пустая и суетная, имеющая только имя, без дела, а та слава, небесная, есть слава истинная, в которой прославляют не люди, но Ангелы и Архангелы и сам Владыка Архангелов, а лучше сказать, вместе с Ним и люди.

Итак, зная малоценность человеческих вещей, будем всё собирать в безопасные сокровищницы и искать славы постоянной и неизменной, которой и да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Как бороться с гневом

(Из 48-й беседы на Евангелие от Иоанна)

Научимся уступчивости и кротости Спасителя: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29), - и отвергнем всякую гневливость. Восстанет ли кто против нас, - мы будем смиренны. Станет ли кто поступать с нами нагло, - мы будем услужливы. Будет ли кто язвить и терзать нас насмешками и ругательствами, - не будем отвечать тем же, чтобы мщением за себя не погубить себя.

Гнев есть зверь жестокий и лютый. Подлинно, нет ничего хуже, ничего безобразнее гневного лица; если же – лица, то тем более – души. Как тогда, когда разрывают грязь, обыкновенно бывает зловоние, так и тогда, когда душа возмущается гневом, появляется великое безобразие.

Но не могу, скажешь, вынести поношения от врагов. Отчего же, - скажи? Если враг сказал правду, то, ещё прежде его, тебе самому следовало бы укорить себя, и ты должен благодарить его за обличение; если же ложь, не обращай на то внимания. Он назвал тебя нищим, - посмейся этому. Назвал низким или бессмысленным, - по-жалей о нём, потому что, кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22).

Итак, когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, - и не только не будешь гневаться, но и прольёшь слёзы. Никто не сердится на одержимых лихорадкою или горячкою, но все жалеют о подобных людях и плачут. А такова и душа разгневанная.

Книга «Почему нельзя желать зла другим»

Первая часть книги составлена по книге «Духовное врачевство в вопросах и ответах от Священного Писания и от писаний святых отцев для пользы обуреваемых страстями» (из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), носит название «Беседы о страстях в вопросах и ответах». Во второй части книги приведены некоторые беседы святителя Иоанна Златоустого о борьбе со страстями. Издательская группа «Кормчая», 2011


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.