Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-02-01 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Физически одаренные дети, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка.
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — физически не подготовленный ребенок. Другой же — говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием. Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого поведения. Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация с тем, чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.
|
Хорошие физические данные подразумевает спортивную одаренность. Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы).
Одаренные дети в детском саду, как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
· на занятиях все легко и быстро схватывают;
· знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
· быстро запоминают услышанное или прочитанное;
· решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
· задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
· оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
· очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей.
Одаренные дети — особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми — это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.
Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Поэтому, рассуждая о системе работы с физически одаренными детьми в ДОУ, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и способностей. Таким образом, наш детский сад имеет план работы под названием «Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями», основной целью которого является развитие спортивных способностей одаренного ребенка.
|
2.6. Инклюзивное образование одаренных детей
Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди «дважды особенных детей» это:
· дети — аутисты;
· дети с симптомом Аспергера;
· дети с признаками гипрелексии;
· дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении;
· дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
· дети неспособные к чтению;
· дети с синдромом диспраксии.
Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении — низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой — отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а педагог считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера — неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).
Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить педагогам раскрыть одаренность ребенка. Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С.Виллард-Холд:
· развитие у них компенсаторных навыков;
· творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач;
· впечатляющий багаж знаний;
|
· расширенные академические знания и навыки;
· отличная память;
· исключительные навыки в решении проблем;
· быстрое понимание идеи;
· стремление к долгосрочным целям;
· большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников;
· хорошее чувство юмора;
· упорство, терпение;
· мотивация в достижении цели;
· любопытство, погруженность в себя;
· самокритика и перфекционизм;
· когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте;
· возможные трудности с абстрактным мышлением;
· возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.
Дети – аутисты
Дети имеющие некоторые формы болезни аутизмом – нервным расстройством, приводящим к нарушению у ребенка в возрасте трех лет функций языка, коммуникации, социальных навыков, характеризуют как детей — аутистов:
· ребенок может повторят одно и тоже движение снова и снова;
· не смотрит на объект, на который ему указывают;
· избегает контакта с глазами другого человека;
· хочет быть один;
· не любит, когда до него дотрагиваются или обнимают; может обниматься, когда ему этого самому захочется;
· кажется, что ребенок не слушает, что ему говорят, но при этом он реагирует на другие звуки.
Дети с симптомами Аспергера
Дети с симптомами Аспергера, расстройством аутического спектра, часто обладают высоким интеллектом и достигают больших успехов в том, что им интересно, но имеют слаборазвитыми социальными способностями. Хотя эта форма аутизма была признана лишь несколько лет назад и не имеет длительных исследований, американский педагог С.Виннебренер, так описывает одаренных детей с симптомом Аспергера:
· интенсивно сосредоточены на одном предмете;
· имеют необычный взгляд, не любят «контакта глаз»;
· могут иметь феноменальную память;
· не способны к сопереживанию;
· у них отсутствует воображение;
· имеют проблемы со сверстниками в связи с отсутствием желания или способности с ними взаимодействовать.
Дети, обладающие признаками гиперлексии
Дети, обладающие признаками гиперлексии, выделяются преждевременным навыком чтения. Так в возрасте трех лет они умеют читать на уровне шестого класса. Исследователи подразделяют их на три группы:
|
1. дети, обладающие данным признаком, но не имеющие проблем в поведении;
2. дети рано начинающие читать, но имеющие некоторые симптомы аутизма;
3. дети, обладающие прекрасной способностью к чтению, но не имеющие трудности в понимании разговорной речи; имеющие проблемы с абстрактным мышлением.
Дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении
Среди талантливых и одаренных детей часто встречаются дети с проблемами в поведении. Часто это действия детей, не соответствующие их возрасту, нарушающие ожидания семьи и общественные нормы. Причины такого поведения у детей широко варьируются – от простого неповиновения до драк. Большинство таких детей к двум годам начинают проявлять агрессию, не слушаются старших, лгут, портят вещи. Зачастую дети с проблемами в поведении растут в неблагополучных семьях. Проблемы в поведении чаще встречаются у мальчиков — дошкольников, чем у девочек. Лонгитюдные исследования показали, что агрессивное поведение у детей так же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Хотя антисоциальное поведение у большинства детей с возрастом идет на убыль, часто агрессивные дети остаются такими же на протяжении длительного времени. Долгосрочные исследования показали, что агрессивное поведение у детей столь же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Вот характеристика детей с проблемами в поведении:
· ребенок часто выходит из себя;
· постоянно ссорится с взрослыми;
· отказывается уступать просьбам или правилам взрослых;
· обвиняет других в своих ошибках или неправильном поведении;
· становится раздражительным;
· часто злится и негодует;
· бывает злобным или мстительным.
Часто такие дети бывают агрессивными к людям и животным:
· совершают хулиганские поступки, угрожает другим или устрашает их;
· являются инициатором драк;
· используют орудие, которое может причинить серьезный физический вред другим (например: кирпич, камень);
· проявляют физическую жестокость к людям;
· проявляет физическую жестокость к животным;
· могут совершить кражу;
· может убежать из дома.
Следствием проблем в поведении и их жестокого обращения с окружающими часто становится обстановка в семье: антисоциальные семейные ценности, нехватка средств, жестокое обращение с ребенком, ошибки в семейной воспитательной практике, слишком суровое воспитание, отсутствие должного присмотра за ребенком, разногласия между родителями по вопросам воспитания, отсутствие эмоциональной поддержки ребенка в семье.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
|
Термин дефицит внимания (AD/HD) описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Невнимательность ребенка имеет следующие характерные признаки:
· не может сосредоточиться на деталях или совершает ошибки по невнимательности;
· не может быть внимательным во время работы или в игре;
· не слушает то, что ему говорят;
· не следует данным ему инструкциям или не может закончить задание;
· не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности;
· избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий;
· часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты);
· часто отвлекается на внешние раздражители;
· забывчив в повседневной жизни.
Гиперактивность ребенка, в том числе и одаренного, проявляется в следующем:
· часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит;
· часто встает с места в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение;
· часто бежит куда-то или залезает куда-нибудь;
· не может играть с другими детьми или проводить в одиночестве;
· совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»;
· слишком много говорит.
Импульсивность ребенка может иметь следующие проявления:
· ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса;
· не может дождаться очереди;
· часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры).
Многие гиперактивные дети имеют речевые расстройства: они говорливы, громко говорят, не умеют слушать, путано излагают свои мысли, перескакивают с одной мысли на другую, поэтому их трудно понять.
Дети неспособные к чтению
В принято считать, что дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения) подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме (дисграфия — нарушения процесса письма). Дислексия и дисграфия не являются психическими заболеваниями, это нейробиологическая особенность ребенка: неспособность быстро и правильно распознавать слова и осваивать навыки правописания. Дислексией страдал Ганс Христиан Анднрсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и другие исторические личности.
Дети с синдромом диспраксии
Причиной возникновения у ребенка данного синдрома является минимальная мозговая дисфункция мозга вследствие тяжелого течения беременности и родов. Дети с таким синдромом имеют проблемы с координацией движения. Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Дж.Витмор и С.Маркер указывают следующие особенности одаренных детей с нарушениями зрения:
· мотивация в достижении цели;
· большая настойчивость в достижении цели;
· способность к концентрации;
· быстрый темп обучения;
· хорошая память;
· общительность и большой словарный запас;
· навыки в решении проблем;
· творчество или мысли в некоторых академических областях у них могут прогрессировать медленнее, чем зрячих детей;
· легкость в изучении Брайля;
· иногда более медленное когнитивное развитие, чем у зрячих детей.
Одаренные дети, имеющие нарушения слуха
Исследователи С. Клин и Д. Швордц предлагают следующую характеристику одаренных детей с нарушениями слуха:
· развитие речи, навыков чтения без инструкции со стороны взрослых;
· способность чтения в раннем возрасте;
· отличная память;
· возможность работать в обычном школьном коллективе;
· быстрое понимание идеи;
· способность к рассуждениям;
· превосходная успеваемость в школе;
· широкий круг интересов;
· нетрадиционные способы получения информации;
· использование навыков решения проблем в повседневной жизни;
· самостоятельность;
· хорошее чувство юмора;
· интуиция;
· изобретательность в решении проблем;
· символические языковые способности (различные системы символов).
Инклюзивный подход
· предполагает принятие всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей: детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств, одаренных детей с ограниченными возможностями — предполагает при планировании своих образовательных программ ДОУ учитывать индивидуальные потребности ребенка его способностей.
· подразумевает, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых. Принцип инклюзивного обучения, частично основан на теории Л.С.Выгодского о
«зоне ближайшего развития», когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами образовательного процесса в ДОУ.
ГЛАВА 3. Виды одаренности
Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Таблица 1
Виды одаренности | Уровни психической организации | Виды деятельности |
Академическая одаренность | Мотивационно- личностные характеристики Способности к обучению | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов |
Творческая одаренность | Художественная одаренность Вокальная одаренность Литературная одаренность Артистическая одаренность Конструкторская одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность Хореографическая одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность Лидерская одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для педагога — это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!