Субъекты, способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Субъекты, способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

2021-02-01 56
Субъекты, способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. В последние десятилетия в России сформировалась система государственной поддержки предпринимательства, структура которой характерна также для всех стран с развитой рыночной экономикой. Основными элементами этой системы являются:

1. Государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие предпринимательства: законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения. Сюда также относятся правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.

Так, в настоящий момент правовую основу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) составляет Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Закон определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов МСП. Эта поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов и организаций предпринимательства. Кроме того, осуществляется поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также поддержка субъектов предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельности.

Финансовая поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Имущественная поддержка субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях всоответствии с федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП, муниципальными программами развития субъектов МСП.

Информационная поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов МСП.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, информацией:

1) о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП;

2) о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов МСП;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам МСП;

7) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.

2. Система государственных институтов, представляющая собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки. Государственным институциональным структурам поддержки предпринимательства, ответственных за осуществление государственной политики, принадлежит связующая, координирующая и регулирующая роль в осуществлении деятельности всей системы поддержки предпринимательства, включая как государственные, так и рыночные структуры и механизмы.

Основными государственными институтами регулирования и поддержки предпринимательства являются:

1. Правительство Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов МСП, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

3. При Министерстве экономического развития Российской Федерации функционирует Государственный совет РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. С января 2015 г. здесь разрабатывается пакет мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.

19 февраля 2015 г. Минэкономразвития утвердило «Стратегию развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г.». В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определяется как «система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов развития НГС определяют цели, способы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса.

Основным инструментом реализации государственной политики регулирования и поддержки МСП служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки МСП.

3. Инфраструктура поддержки предпринимательства, которая представляет собой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         (коммерческих и некоммерческих), которые обеспечивают реализацию федеральных программ развития субъектов предпринимательства, региональных программ развития субъектов предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, формирующих условия для создания субъектов предпринимательства, оказания им поддержки, и привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме перечисленных субъектов, инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации.

В инфраструктуру поддержки деятельности предпринимательства органично включены следующие организации:

· Фонды содействия развитию предпринимательства

· Бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.

· Государственные и частные информационные центры

· Фонды микрокредитования

· Сеть кредитных организаций

· Страховые компании

· Консалтинговые компании

· Юридические консультации

· Третейские суды.

· Кадровые агентства

· ВУЗы, СПУЗы и другие образовательные учреждения

· Торгово-промышленные палаты.

 

Лицензирование предпринимательской деятельности

Одним из распространенных способов государственного воздействия на регулирование экономических отношений, являющимся прямым ограничением конституционных прав и свобод в предпринимательской сфере, является лицензирование. По своей сути оно представляет собой разрешение государства (или уполномоченных им субъектов) осуществлять определенную деятельность (действия). В настоящее время лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с положениями ряда федеральных законов. Лицензирование 50 видов деятельности регулируется Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании). Кроме того, лицензирование в 11 сферах (более 90 видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах[18].

Проанализировав закрепленный в ст. 12 Закона о лицензировании перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, можно сделать вывод о том, что значительное число видов деятельности может создавать угрозу жизни, здоровью и правам людей (например: медицинская деятельность; деятельность по производству лекарственных средств; эксплуатация химически опасных производственных объектов; деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и прочее).

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в целях предотвращения ущерба обороне и безопасности государства исходит из положения ч. 3 ст. 4 Основного Закона, относящего к одной из основ конституционного строя обеспечение Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории.

Как таковые задачи лицензирования можно определить как вектор направления деятельности государства по достижению стоящих перед ним целей в сфере лицензирования. В первую очередь, ранее действующие законы о лицензировании задач не содержали. Чёткая регламентация задач лицензирования, собственно, как и целей, нашла свое отражение только в действующем Законе о лицензировании. К ним относится предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, установленных Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Наряду с этим законодатель устанавливает, что соответствие соискателя лицензии указанным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Они являются базой для лицензионных требований, определенных в п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании как совокупность требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.

Основными критериями, по которым отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, выступают возможность нанесения указанного выше ущерба, а также невозможность осуществления регулирования иными методами. Как видно, за основу берутся два критерия - возможность нанесения ущерба и несостоятельность иных методов. В юридической литературе, как правило, указаны эти же критерии лицензирования. Первый критерий направлен на предотвращение возможности нанесения ущерба деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и подразумевает, что к лицензируемым видам деятельности должна быть отнесена деятельность, осуществление которой потенциально может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также обороне и безопасности государства. Данный критерий является довольно абстрактным. Он не устанавливает четких границ по отнесению того или иного вида деятельности к числу подлежащих лицензированию, что дает возможность его широкого законодательного толкования.

Второй критерий предусматривает условие несостоятельности регулирования отдельных видов деятельности иными методами, кроме лицензирования. Не вызывает сомнения, что данный критерий является более определенным по сравнению с предыдущим. Тем не менее его применение в практической деятельности также вызывает множество вопросов. К примеру, в целях защиты потребителя от некачественного товара, работы или услуги применяется такой метод публично-правового регулирования, как сертификация. В отдельных случаях требования, предъявляемые органом по сертификации, схожи с лицензионными требованиями.

Весьма интересными представляются позиции отдельных авторов, выделяющих и другие критерии лицензирования, например, фактор повышенной доходности вида предпринимательской деятельности, приводящий к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного можно заключить, что в лицензионном законодательстве отражен крайне общий подход определения лицензируемых видов деятельности. Данное обстоятельство в практической деятельности порождает споры по поводу необходимости осуществления государственного регулирования тех или иных видов деятельности посредством лицензирования.

 

Порядок сертификации и стандартизации товаров и услуг

 

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,

- безопасности хозяйственных объектов,

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции,

- единства измерений,

- качества продукции, работ и услуг,

- обороноспособности страны.

Государственное управление по стандартизации в Российской Федерации, а также по международному сотрудничеству в области стандартизации в соответствии с указанным Законом осуществляет Государственный Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) посредством формирования государственной политики в этой области, разработки программ по стандартизации, рассмотрения и утверждения проектов стандартов и иных нормативных актов общегосударственного значения, а также путем контроля соблюдения требований стандартов и иных обязательных нормативных документов.

Основные работы по разработке отечественных и международных стандартов, ведению фондов нормативных документов и контролю исполнения обязательных требований стандартов общегосударственного и международного значения подлежат обязательному государственному финансированию.

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

Объектами сертификации может быть продукция, услуги и иные объекты, качество которых декларировано и нуждается в гарантированном обеспечении.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Обязательной сертификации, в частности, подлежат все работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, а также оборудование, используемое в этой работе, в том числе, все средства, применяемые для измерения факторов, угрожающих безопасности.

Обязательная сертификация выполняется, как правило, уполномоченными на то государственными органами или организациями любой формы собственности при условии их аккредитации государственным органом управления.

Добровольная сертификация осуществляется по отношению к деятельности и объектам, не подлежащим обязательной сертификации и выполняется по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольную сертификацию может осуществлять орган по обязательной сертификации, а также любое юридическое лицо, взявшее на себя такую функцию, установившее правила проведения соответствующих работ и зарегистрированное в Госстандарте РФ.

Деятельность по сертификации регламентирована Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 № 5151-1.

Государственное управление по сертификации продукции и услуг в Российской Федерации в соответствии с указанным Законом осуществляет Государственный Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) через органы сертификации, образованные в установленном Законом порядке.

В связи с основной целью сертификации все измерения параметров объектов сертификации, которые объявлены изготовителем (продукции) или исполнителем (услуги), должны удовлетворять требованиям системы обеспечения единства измерений, их результаты должны быть взаимно признаваемыми всеми заинтересованными сторонами и арбитражными органами, а потому должны быть метрологически обеспечены и подлежат государственному метрологическому надзору в полном объеме.

Деятельность по части метрологического обеспечения испытаний любого вида, в том числе, сертификационных, собственно процедура сертификации продукции, работ и услуг не может быть успешно реализована вне системы законодательных актов и подчиненных им частных нормативных документов, конкретизирующих общегосударственные акты применительно к отдельным многочисленным частным случаям (конкретным методикам измерений и испытаний, конкретным объектам сертификации). В качестве таких нормативных документов выступают государственные стандарты, методические указания, методики, типовые программы испытаний изделий, технические условия на изделия и т.п. Примером непосредственной связи и взаимозависимости между метрологией, сертификацией и стандартизацией может служить система сертификации средств измерений, предназначенных для измерений при сертификационных испытаниях некоторого изделия по стандартизованной методике, которая, в свою очередь, должна быть подвергнута метрологической экспертизе в соответствии с действующими стандартами.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.