Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции

2021-02-01 82
Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1429.

Донато Браманте (1444– 1514) – с восшествием на папский престол Юлия II стал главным папским архитектором. Спроектировал храм Темпьетто в Риме (т. е. «маленький храмик», часовню-ротонду), воздвигнутый на месте, где был распят на кресте апостол Петр. Также ему принадлежат проекты (и начало строительства) собора св. Петра 

и Ватиканского дворца (Ватикан). ярким примером этого может служить собор св. Петра в Ри­ме, спроектированный в виде центрально-купольного сооружения в форме греческого креста с закругленными ветвями, мощным сферическим куполом.Собор должен был представлять совершенно новый тип католическою храма, где пространство преобладает над массой, создавая необычный эффект «воздушности» и легкости постройки.

  Рафаэль Сантипроектировал палаццо в Риме и Флоренции. Продолжил строительство собора св. Петра и Ватиканского дворца после смерти Д. Браманте.

   В эпоху Возрождения искусство играло исключительную роль в культуре и определяло, в значительной мере, лицо эпохи. Представители богатых патрицианских родов как из личного честолюбия и политического расчета, так и из стремления к полноте наслаждения своими бо­гатствами воздвигали великолепные дворцы, украшали храмы и пло­щади прекрасными произведениями, строили дорогие об­щественные сооружения, устраивали для граждан пышные празд­ничные зрелища и шествия.

Живопись: возникает станковая живопись, появился портрет, получают развитие историческая и пейзажная живопись, гравюра, появляется масляная живопись; изображение обнаженного человеческого тела. Характерной чертой искусства эпохи Возрождения явился не­бывалый расцвет реалистической живописи. Живопись впервые раскрывает заложенные в ней возможности широкого охвата жиз­ни, изображения деятельности человека и окружающей его среды.

 Широкое развитие, особенно в Италии, в монументальной живописи полу­чила фреска (Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело). Техника темперы, особенно в искусстве раннего Возрождения, достигает своего наивысшего совершенства.

Великие художники: Джотто, Т. Мазаччо, А. Веррокьо, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

  Джотто ди Бондоне (1266 или 1267– 1337) – порвал с византийскими канонами, «устремился» к реализму. Произведения: «Поцелуй Иуды» (сюжет: Иуда предал Учителя за тридцать серебренников: целуя Христа, помог страже опознать его в ночной темноте и схватить, св. Петр в ярости бросается на пришедших и отсекает мечом ухо одному из них) ‒ поединок добра и зла, благородства и низости.

«Бегство в Египет» (сюжет: когда волхвы ушли из Вифлеема к себе на родину, ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми  Младенца и Матерь Его, беги в Египет и будь там, покуда не скажу тебе, потому что Ирод будет искать Младенца, чтобы погубить»).

  Томазо Мазаччо (1401– 1428) – исследуя в своих работах пространство и свет, он всего за двадцать шесть отпущенных ему судьбою лет успел сделать немало открытий. Наиболее известное произведение: «Изгнание Адама и Евы из рая» (фреска, Капелла Бранкаччи). Сюжет: Еве Бог сказал: «Много болезней перенесешь ты, рожая детей, и за то, что соблазнила своего мужа, он будет властвовать над тобой, а ты должна его слушать». Адаму же Бог сказал: «Так как ты не послушался Меня, то вот тебе наказание: ты будешь много трудиться, так что потечет с лица твоего пот, когда будешь обрабатывать землю, чтобы получить хлеб, который захочешь есть. Ты посеешь рожь или пшеницу, а вместо хлеба на твоем поле вырастет никуда не годная трава или колючее растение. Всю жизнь ты проведешь в тяжелых трудах, а потом умрешь, зароют тебя в могилу, в которой ты сделаешься землею, из которой взят». Адам и Ева раскаивались в своем грехе, но не смогли вернуться в рай: перед его входом поставлен был ангел, который держал в руке большой огненный меч и не пускал их) – ощущение беспредельного человеческого отчаяния.

    Сандро Боттичелли (1445–1510) – (настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано Филипепи) был одной из наиболее ярких фигур эпохи, связанной с именем Лоренцо Великолепного. С именем Лоренцо Великолепного (Лоренцо Медичи) связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции. Лоренцо проявил себя как щедрый меценат и превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи. Его покровительством пользовались люди искусства Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции Лоренцо постоянно пополнял библиотеку (позже названную его именем Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины. Сандро Боттичелли, как и большинство титанов эпохи Возрождения, был незнатного происхождения, своим творческим и карьерным успехам обязан собственной энергии, воле, уму и таланту, что позволило ему, сыну кожевника, войти в самый избранный круг утонченнейшей культурно творческой элиты Европы. Боттичелли занимает в искусстве Флоренции особое место.

Художник создал свой образ женщины – «боттичеллиевской»: фигуры удлиненные, почти не касаются земли, удлиненный овал лица, пухлые губы и кажущиеся заплаканными глаза. Боттичелли первым из художников 15 века открыл прелесть обнаженного женского тела. Но он нашел особую формулу красоты – утонченно-холодной, почти хрупкой, полной высочайшей духовности. Самое известное произведение: «Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли была написана, как полагает большинство историков, для Лоренцо Медичи — двоюродного брата герцога Флоренции. Так же, как и другое произведение Боттичелли, «Весна», картина хранилась на вилле Кастелло, которой владел Медичи в 1486 году. Полотно мало кто видел, оно висело в супружеской спальне. От публики эта работа была скрыта более пятидесяти лет. Моделью для центральной фигуры шедевра принято считать Симонетту Веспуччи — знатная флорентийская дама, жена Марко Веспуччи и возлюбленная Джулиано Медичи. «Рождение Венеры» — одна из целой серии картин, где Боттичелли изобразил девушку, в которую был влюблен долгие годы, — прекрасную Симонетту Веспуччи. Сама того не желая, красавица-флорентийка стала символом женственности для известного художника. Сандро был пьянен ее образом, восхищался ангельской внешностью и кротким нравом. Она вошла в историю как Несравненная и Прекрасная Симонетта. Ушла из жизни в возрасте двадцати трех лет. Даже после своей смерти продолжала оставаться на работах Боттичелли, живописец воспроизводил любимый образ по памяти. Описание картины: Образ богини, изображенный Боттичелли, попадает под принятые каноны красоты: у нее гладкая нежная кожа, небольшая грудь идеальной формы, потрясающие локоны, — кажется, что в них запутались солнечные лучи. Она поднимает ногу, чтобы сойти со своей позолоченной ракушки, и в это время ветер осыпает ее цветами. Античная богиня подплывает к острову в раковине, направление придает Зефир, символизирующий западный ветер. Замечено, что в Средиземном море ветра с запада дуют в основном весной. Поэтому можно утверждать, что рождение из пены произошло в это время года. Кроме главной героини мастер изобразил на холсте еще трех персонажей. Справа от Венеры стоит Ора Талло, одна из дочерей Зевса и Фемиды. Небесная привратница, охраняющая облачные ворота на Олимп. Она держит в руках плащ, в который предстоит завернуться обнаженной богине Любви. Слева видим семейную божественную пару — Зефира и его супругу Флору. В античные времена считалось, что это ветреное божество оплодотворяет всех, кого коснулся своим дыханием. Его объятия с нимфой трактуются как акт нежной привязанности. Прибрежная полоса усыпана цветущими фиалками, это растение считается символом скромности. Остров, на который выходит из моря Венера, — Кипр. Маргаритки — принт, которым усыпан плащ. Эти цветы — символ любви и плодородия.«Весну» можно рассматривать как своего рода продолжение сюжета «Рождения Венеры». В то время как одна изображает прибытие Венеры в мир в период цветения, вторая картина показывает, что «любовь побеждает жестокость».

В искусстве Высокого Возрождения центральное место безоговорочно занял человек. Если художники XV века подчас уделяли окружающей обстановке, природе не меньшее место, чем человеку, то в XVI столетии человек стал универсальным выразителем отношения к миру. Среди художников чинквиченто (высокое Возрождение) Средней и Северной Италии отчетливо возвышаются три вершины – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, которых современники называли божественными

Леонардо да Винчи (1452–1519) В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.

В полном смысле это был Homo universale (человек универсальный).

Трудно найти области знания и техники, в которых Леонардо не сделал бы крупные открытия, изобретения, не высказал смелые идеи. Он занимался  анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, географией, геологией, механикой, астрономией, математикой. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантом, создавал архитектурные  проекты, сочинял басни и сонеты, оставил огромное количество записей своих размышлений и представлений об искусстве. Новаторские позиции Леонардо в художественном творчестве четко обозначились уже в его ранних работах. Так, в «Мадонне с цветком» («Мадонна Бенуа») он уходит  от статичности, унылости. Мать и дитя показаны им в открытом проявлении чувств, в живом общении, игре.

Живопись, которую Леонардо называл царицей искусств, он считал не только «законной дочерью природы», но в первую очередь наукой, и свои произведения, полные трепетного очарования и глубоких эмоций, он строил с помощью математических расчетов.

Портрет Леонардо да Винчи

 

      

  Мадонна в гроте. 1483—94.

Дама с горностаем. 1485—90.

Чечилия Галлерани – любовница Лодовико Сфорца (правителя Милана): ей было 16, когда она родила ему сына. А портрет написан за год до этого: даме с горностаем всего 15 лет!

Самое знаменитое произведение Леонардо – портрет «Моны Лизы» («Джоконды»), супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. При внешней неподвижности Леонардо удалось передать в портрете молодой женщины жизнь души, само ее течение, неуловимо меняющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. Автор приглашал на сеансы музыкантов, чтобы не угасла на лице модели улыбка.

Мирской характер искусства с особенной силой проявился в изображениях Богоматери: многие художники писали ее со своих жен или любовниц, иногда в мадоннах узнавали городских куртизанок. Известна история с Филиппо Липпи, влюбленного в монахиню Лукрецию Бути, которая позировала ему для образа Мадонны. Липпи сбежал со своей возлюбленной из монастыря и благодаря покровительству семейства Медичи получил разрешение папы на брак с монахиней, которую он продолжал рисовать в образе Богородицы.

 Мона Лиза (Джоконда) Около 1503.
 

«Мадонна Бенуа» –   картина, на которой представлена Богоматерь с младенцем, отражает обыкновенные, земные чувства матери, играющей со своим ребенком. Вся сцена построена на контрасте: смеющаяся мать и ребенок, со всей серьезностью изучающий цветок. Мать и младенец находятся в своем собственном мире, оторванном от земной суеты. Полотно написано неяркими, спокойными красками, выдержанными в едином цветовом строе, и это придает картине мягкий характер и вызывает ощущение неземной, космической гармонии и спокойствия.

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Около 1478. Эрмитаж.

 

«Мадонна Лита» –  образ Мадонны и одухотворен. Взгляд, обращенный на младенца, необычайно нежен, он выражает грусть, умиротворение и внутреннее спокойствие. Мать и дитя здесь как бы образуют свой собственный, неповторимый мир, составляют единое гармоничное целое.

 Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1490—91.

«Благовещение» (сюжет: сообщение архангелом Гавриилом деве Марии благой вести о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа; по интерпретации богословов, в этот день было «положено начало таинственному общению Бога с человеком»);

                                              Благовещение. Около 1474

«Тайная вечеря» (изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». 

Св. Иаков Старший (пятый справа) удивленно разводит руками. Сидящий рядом с ним св. Филипп прижимает к груди кулаки, выражая свою любовь и невинность. Св. Петр (пятый слева) наклонился вперед, Иуда, сидящий перед ним, лицемерно отвернулся. Сидящие на правом краю стола

св. Матфей, св. Иуда (Фаддей) и св. Симон, полные недоумения, жестикулируют; изображен момент реакции всех двенадцати апостолов на слова Учителя. Роспись выполнена для трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие в Милане; еще при жизни мастера краски начали осыпаться (из-за проведенных автором опытов по смешению темперы и масла, экспериментов над красками и грунтом), в XVII в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, в XVIII в. помещение превратили в склад сена, большой вред фреске нанесли неумелые реставрации, во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба.

   Тайная вечеря. 1495—97.

                                                       

Рафаэль Сáнти (1483–1520) Вдохновенный и гармоничный художник, еще при жизни был прозван «божественным Санцио». С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Значение его творчества в том, что он был ярким представителем выражения классической линии в искусстве Высокого Возрождения. В творениях Рафаэля человек совершенен, а мир находится в равновесии и гармонии. Его называли мастером мадонн. Образ Мадонны был особенно близок ясному и безмятежному искусству Рафаэля. В нем он мог с наибольшей полнотой раскрыть свои представления о благородстве и совершенстве человека, о его гармонии внешней и внутренней красоты. Им написано много картин на эту, столь любимую художниками Возрождения тему: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна Альба», «Мадонна в кресле». По мере того как художник становится более зрелым, меняется характер его образов: трогательность, задушевность, нежность юных Мадонн его ранних произведений сменяются выражением большой душевной силы, глубокой материнской любовью.

Самое известное произведение: «Сикстинская мадонна» для церкви св. Сикста в Пьяченце. В «Сикстинской Мадонне» отразился Великий подвиг Марии. Высшее предназначение женщины – духовное материнство!

Есть в природе знак, святой и вещий –

Ясно обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин –


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.