Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

2021-01-31 66
Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Произошедшие в последние годы существенные изменения в содержании и структуре управленческих общественных отношений государственной службы и службы в органах местного самоуправления, поставленных под охрану уголовного закона, вызвали к жизни необходимость модернизации приемов уголовно-правовой охраны документооборота, более четкого определения предмета охранительной функции уголовного закона в данной области. Служебный подлог является деянием, сопутствующим различным криминальным проявлениям в сфере деятельности государственных структур и органов местного самоуправления и представляющим самостоятельную общественную опасность. Значительное распространение данное преступление получило в сфере приватизации государственной собственности, налогообложения, нормальной реализации имущественных отношений, отправления а правосудия.

Служебный подлог обладает весьма негативными криминологическими характеристиками. В среднем в России за год совершается от 4 до 5 тысяч служебных (должностных) подлогов.

Служебный подлог представляет собой достаточно опасное явление, поскольку является универсальным способом совершения различных преступлений. Это и хищение, и злоупотребление должностными полномочиями, уклонение от уплаты налогов, преступления против правосудия и др.

Служебный подлог можно отнести к преступлениям с высоким уровнем латентности. Сложность выявления фактов служебного подлога, обусловлена спецификой документооборота, отсутствием систематизированной нормативно-правовой базы, регламентирующей такой оборот. Данное явление представляется достаточно опасным еще и потому, что искажает объективное представление о степени криминальной пораженности государственных структур и органов местного самоуправления, о необходимости активизации мер уголовно-правового воздействия в данной области.

В связи с указанными обстоятельствами исследование юридических и собственно уголовно-правовых характеристик служебного подлога приобретает особую актуальность.

Объектом исследования курсовой работы явились общественные отношения, возникающие при совершении служебного подлога, а также при реализации уголовного закона в сфере борьбы с ним. Предметом исследования является норма уголовного закона, устанавливающая ответственность за служебный подлог, а также некоторые проблемы и эффективность ее применения.

Цель исследования заключается в комплексном юридическом анализе характеристик служебного подлога, проблем его квалификации и отграничении от смежных составов преступлений, уточнении признаков предмета преступления, разработке соответствующих рекомендаций для правоприменительной практики.

Достижение сформулированной цели предполагает:

проведение общей характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

изучение понятия подлога документов в уголовном праве;

юридический анализ объективных и субъективных признаков состава служебного подлога;

рассмотрение проблем квалификации служебного подлога и его отграничения от смежных составов преступлений.


Уголовно-правовая характеристика преступления, ответственность за которое предусмотрено статьей 292 УК РФ «Служебный подлог»

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать ряд существенных выводов.

. В качестве объекта служебного подлога следует рассматривать совокупность общественных отношений, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, поставленных под охрану уголовного закона, находящихся в иерархической соподчиненности, в сфере регулирования нормального функционирования управленческих государственных, муниципальных и иных специально уполномоченных структур в соответствии с их целями и задачами, информационного обеспечения принятия и реализации ими управленческих решений, а также обеспечения прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций.

. Официальным документом следует признавать влекущие значимые правовые последствия письменные и электронные носители публичной и частной информации, включенные в установленном законом порядке в публичную сферу регулирования правоотношений, одной из сторон которых выступает государство (его органы или специально уполномоченные структуры), обладающие установленными законом реквизитами, позволяющими идентифицировать их содержание и формальные признаки. К предмету служебного подлога следует также относить автоматизированные банки данных, созданные на основе информации, содержащейся в официальных документах.

. Служебный подлог совершается вопреки интересам государственной или муниципальной службы в целом, ее целям и задачам, а равно вопреки интересам информационного обеспечения принятия и реализации управленческих решений в конкретной области осуществления публичного и связанного с ним частного интереса.

. Служебный подлог не требует самостоятельной квалификации лишь в тех случаях, когда обозначен законодателем в качестве конструктивного признака состава иного преступления. Во всех остальных случаях служебный подлог, выступая способом совершения или сокрытия иного преступления, подлежит квалификации по правилам реальной совокупности.

. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности. Конкретные мотивы данного преступления аналогичны мотивам иных должностных преступлений. Деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом. При отсутствии у должностного лица умысла (например, подписание подложного документа либо внесение в официальный документ не соответствующих действительности сведений по небрежности) содеянное может быть квалифицировано, при наличии к тому оснований, как халатность.


Библиография

 

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями на 28 апреля 2009 г.). - М.: Норма., 2009.

. Борков В. Актуальные вопросы применения нормы о служебном подлоге // Уголовное право. 2008. №5. С. 8-14.

3. Волженкин Б.В. Служебные преступления - М.: Юрист, 2000.

4. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. М.: «Проспект», 2009.

.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010.

.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010.

.   Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева). - М.: «Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009.

.   Постников В.С. Уголовная ответственность за подделку. - М., 1999.

.   Стренин А.С. Соотношение злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога. Право. -2002. - №3. - С. 122 - 132.

.   Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М., Эксмо, 2005.

11. Уголовное право России. (под редакцией В.П. Ревина, д. ю. н., профессора,). - М.: 2009.

12. Феркалюк Ю.И. Разграничение служебного подлога и должностного хищения. М:.2009. №4. С. 35-36.

13. Феркалюк Ю.И. Государственный или муниципальный служащие, не являющиеся должностными лицами, как субъекты служебного подлога // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. №3. С. 27-29.

Введение

 

Произошедшие в последние годы существенные изменения в содержании и структуре управленческих общественных отношений государственной службы и службы в органах местного самоуправления, поставленных под охрану уголовного закона, вызвали к жизни необходимость модернизации приемов уголовно-правовой охраны документооборота, более четкого определения предмета охранительной функции уголовного закона в данной области. Служебный подлог является деянием, сопутствующим различным криминальным проявлениям в сфере деятельности государственных структур и органов местного самоуправления и представляющим самостоятельную общественную опасность. Значительное распространение данное преступление получило в сфере приватизации государственной собственности, налогообложения, нормальной реализации имущественных отношений, отправления а правосудия.

Служебный подлог обладает весьма негативными криминологическими характеристиками. В среднем в России за год совершается от 4 до 5 тысяч служебных (должностных) подлогов.

Служебный подлог представляет собой достаточно опасное явление, поскольку является универсальным способом совершения различных преступлений. Это и хищение, и злоупотребление должностными полномочиями, уклонение от уплаты налогов, преступления против правосудия и др.

Служебный подлог можно отнести к преступлениям с высоким уровнем латентности. Сложность выявления фактов служебного подлога, обусловлена спецификой документооборота, отсутствием систематизированной нормативно-правовой базы, регламентирующей такой оборот. Данное явление представляется достаточно опасным еще и потому, что искажает объективное представление о степени криминальной пораженности государственных структур и органов местного самоуправления, о необходимости активизации мер уголовно-правового воздействия в данной области.

В связи с указанными обстоятельствами исследование юридических и собственно уголовно-правовых характеристик служебного подлога приобретает особую актуальность.

Объектом исследования курсовой работы явились общественные отношения, возникающие при совершении служебного подлога, а также при реализации уголовного закона в сфере борьбы с ним. Предметом исследования является норма уголовного закона, устанавливающая ответственность за служебный подлог, а также некоторые проблемы и эффективность ее применения.

Цель исследования заключается в комплексном юридическом анализе характеристик служебного подлога, проблем его квалификации и отграничении от смежных составов преступлений, уточнении признаков предмета преступления, разработке соответствующих рекомендаций для правоприменительной практики.

Достижение сформулированной цели предполагает:

проведение общей характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

изучение понятия подлога документов в уголовном праве;

юридический анализ объективных и субъективных признаков состава служебного подлога;

рассмотрение проблем квалификации служебного подлога и его отграничения от смежных составов преступлений.


Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

преступление подлог государственный уголовный

Содержащиеся в гл. 30 УК статьи (кроме ст. 288 и 291) предусматривают ответственность за противоправные деяния, существенно отличающиеся от других, как своеобразием объекта преступного посягательства, так и спецификой его субъекта, каковым может быть только должностное лицо.

Объектом должностного преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а непосредственным объектом - права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Отличительная черта должностного преступления состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление имеет следствием не только умаление их авторитета в обществе (например, получение взятки депутатом, судьей, прокурором, сотрудником милиции либо иным должностным лицом неминуемо бросает тень на весь аппарат соответствующего органа или учреждения, представителем которого является виновный), оно подрывает у граждан уверенность в защищенности их прав и законных интересов.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как: совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован названный выше орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства); наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.

Совершение должностным лицом противоправных действий, не связанных с выполнением им своих служебных обязанностей, не образует состава должностного преступления и при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по другим статьям УК РФ.

Если ответственность за допущенное должностным лицом нарушение служебных полномочий предусмотрена специальной уголовно-правовой нормой, содеянное подлежит квалификации по этой норме, без совокупности со статьями, предусматривающими общие составы должностных преступлений (ч. 3 ст. 17 УК, п. 18 постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 №4).

Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными. Однако объединяет их то обстоятельство, что они, во всяком случае, находятся в противоречии с интересами службы.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 285-287, 289, 290, 292 и 293 УК, может быть только должностное лицо, которое в соответствии с п. 1 примеч. к ст. 285 УК постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно примеч. к ст. 318 УК представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Применительно к рассматриваемым статьям гл. 30 УК к представителям власти наряду с должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов относятся, в частности, депутаты, руководители и члены органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, судьи, т.е. лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения гражданами или предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (п. 2 постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 №4). Иными словами, представители власти - это лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.

Под организационно-распорядительными функциями понимается осуществление полномочий по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуправления, трудовыми коллективами государственных и муниципальных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий).

Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д. Этими полномочиями в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях наделены, в частности, начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке (например, присяжные заседатели).

В соответствии с законом субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, предоставленному им правомочным органом либо должностным лицом (например, члены добровольной народной дружины).

Федеральным законом от 25.12.2008 №280-ФЗ примеч. к ст. 285 дополнено п. 5, которым предусмотрено, что иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30, несут уголовную ответственность по статьям этой главы в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с участием в работе бюро медико-социальной экспертизы, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии).

Не являются субъектами преступлений, предусмотренных настоящей главой, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих предприятиях, ставящих основной целью своей деятельности извлечение прибыли (хозяйственное товарищество, акционерное общество, производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие и т.д.), а также в некоммерческих организациях, которые не являются органами государственной власти или местного самоуправления (потребительский кооператив, общественное объединение, религиозная организация и т.д.).

В соответствующих статьях гл. 30 УК РФ предусматривается ответственность за деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.