Глава 11. Язык тела и личное влияние — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 11. Язык тела и личное влияние

2021-01-31 82
Глава 11. Язык тела и личное влияние 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как добиться своего

 

Запасы всего, в чем мы нуждаемся на нашей Земле, кроме, пожалуй, воздуха для дыхания, не безграничны. Чтобы получать из этих ограниченных ресурсов то, в чем нуждаемся, и, если повезет, то, чего хотим, мы можем использовать личное влияние. Достижимая степень удовлетворения наших физических, эмоциональных и социальных потребностей в большой мере зависит от нашего умения влиять на людей, как родных, так и совершенно незнакомых, и убеждать их.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Влияние

Способность убеждать других добровольно принимать вашу точку зрения, выполнять ваши просьбы и т. п. исключительно с помощью аргументов, без применения какого‑либо явного или скрытого давления.

 

Влиять на человека или группу – это значит пытаться сознательно изменить или сформировать взгляды и мнения других людей [1]. Задача эта не проста. Мнения и взгляды многих людей подобны бетону: все перемешано и застыло.

 

«Есть люди, которых невозможно заставить изменить свои мнения».

Йоги Берра (Yogi Berra), бейсболист

 

Нужно помнить также, что люди очень держатся за свои мнения. Если мнение человека ставить под сомнение, одной логикой здесь не обойтись. Так как мнение человека отражает его внутреннее «Я», то напрямую оспаривать его – значит ставить под сомнение его личность.

Переубеждение человека обычно идет медленно: сначала он говорит «нет», потом «возможно» и только потом «да».

Здесь применимо все, что говорилось раньше о создании благоприятного первого впечатления и о силе личности, но нужно добавить еще несколько пунктов, в частности, в отношении обращения к группе людей. Это особенно важно, если вы знаете, что группа, к которой вы намерены обратиться, заранее настроена несколько враждебно к вам.

Исследованиям факторов, облегчающих влияние на людей и склонение их на свою сторону, было посвящено множество работ. Не удивительно, что одним из самых мощных факторов является ваш серьезный опыт [2] – чем больше люди считают вас компетентным, тем легче они поддаются на ваши аргументы.

Язык тела продемонстрировал значительную роль в 1960 году в США. Тогда предстояли выборы президента, и кандидатами были Ричард Никсон и Джон Кеннеди, которые вели дебаты и на радио, и на телевидении. И оказалось, что люди, которые слушали дебаты по радио, отдавали предпочтение Никсону, а те, кто смотрел по телевизору, – Кеннеди.

Потеющий Никсон в тускло‑сером костюме и с его знаменитой сегодня щетиной на лице выглядел гораздо менее подходящим на такой пост, чем Кеннеди, который сидел, скрестив ноги и свободно положив руки, тогда как тело Никсона выражало явные признаки напряженности. Их еще усиливали вид его рук, вцепляющихся в подлокотники кресла, и очень частое моргание. В общем, Никсон выглядел не слишком уверенным.

 

«Я думаю, что в этой кампании я слишком много времени уделял существу дела и слишком мало – внешности».

Никсон после проигрыша на выборах

 

Эти дебаты убедили всех профессиональных ораторов, политиков, адвокатов, лоббистов, агитаторов и даже некоторых университетских профессоров (а возможно, и некоторых служителей церкви), что важны не только слова, которые вы произносите, но и поддержка их конгруэнтным языком тела. Слова – это алмазы, которые требуют огранки соответствующим языком тела, чтобы проявить свой истинный блеск.

Когда люди готовятся к выступлению или презентации, большинство из них основное время уделяют проверке фактов, то есть сосредоточиваются на существе дела, на том, что они хотят сказать, надеясь, что сила выдвигаемых идей и изящность доводов принесут им победу.

Мы знаем, что стиль выступлений Никсона был неубедителен, так как он не учел, что для влияния на людей нужны не только результаты познавательной работы мозга, логика и рациональность, но и эмоциональное воздействие улыбок и уверенных движений тела и рук, то есть соответствующий язык тела. Для эффективного убеждения и влияния совершенно необходимо, чтобы речь и тело поддерживали друг друга [3]. Представьте их себе как азот и глицерин: по отдельности они вполне безопасны, но их соединение – нитроглицерин – очень сильное взрывчатое вещество. Как стало известно из работы Меграбяна (см. главу 1), невербальной коммуникации (НВК) мы склонны доверять больше, чем тому, что выражается словами, но для достижения «эффекта нитроглицерина», если мы хотим изменить чье‑то мнение, слова и НВК должны действовать совместно.

Утешает то, что в отличие от личностных черт, которые обычно формируются уже годам к четырем и изменению не поддаются, управлять невербальной коммуникацией и тем усиливать свои возможности влиять и убеждать можно научиться.

Рассмотрим теперь некоторые приемы влияния.

 

Одежда

Мы доверяем людям, похожим на нас. Важным средством демонстрации такой похожести является стиль одежды.

 

ПРИМЕР

В нашей консалтинговой компании есть блестящая женщина‑стажер, но привлекать ее для консультации высших руководителей мы не можем, хотя она очень компетентна, по двум важным причинам: она гораздо моложе этих руководителей и, что, может быть, еще важнее, она исключительно творчески подходит к своей одежде (мы в своей компании не настаиваем на дресс‑коде для работников бэк‑офиса). Из‑за этого солидный руководитель отворачивается от нее раньше, чем она раскроет свой юный рот (о роли первого впечатления см. главу 4). Та же проблема была бы с молодым стажером‑мужчиной, аспирантом‑психологом.

 

Зрительный контакт

Зрительный контакт способствует уверенности, серьезности и важности того, что вы хотите сказать. Язык тела слушающих вас поможет вам увидеть, понимают ли они вас, интересует ли их то, что вы говорите, и насколько они готовы согласиться с вами.

Если вы хотите убедить человека, смотрите ему в глаза. Не важно, хотите ли вы убедить суд в своей невиновности, просите ли подвезти вас, собираете ли благотворительные пожертвования на улице или убеждаете своего партнера, что его живот (или зад) плохо смотрится в его прошлогодних брюках, вы должны смотреть человеку в глаза.

Исследования подтверждают, что свидетелям меньше верят, если они отводят глаза, когда адвокат задает им вопросы [4].

Вот несколько рекомендаций, добавление которых к вашему инструментарию влияния может помочь вам казаться авторитетнее.

 

Завладевайте вниманием

Повлиять на человека, который не обращает на вас внимания, невозможно.

Обращаясь к группе людей, встаньте, выпрямившись, лицом к ним, успокойтесь, взгляните на каждого и стойте неподвижно, пока не будете готовы заговорить. Если вы ждете опаздывающих, сидите, пока не соберутся все, тогда встаньте, пройдите на середину комнаты и дальше действуйте, как описано выше.

 

ПРИМЕР

Жил когда‑то знаменитый объездчик лошадей, славившийся добрым отношением к ним при первоначальной объездке и тренировках. Из‑за этой его славы некий владелец очень дорогой лошади привел ее именно к нему.

В манеже владелец пришел в ужас, увидев, что знаменитый объездчик сильно ударил лошадь по крупу. «Я думал, вы обращаетесь с лошадьми деликатно!» – сказал он в ошеломлении. «Верно, – ответил объездчик. – Зато я приковал к себе все ее внимание!».

 

Да, повлиять на человека, который не замечает вас, невозможно, но я не рекомендую ни подход этого объездчика, ни подход священника, который начал свою проповедь с порицаний паствы. Хотя с его проповеди никто не ушел, эта проповедь сделалась темой пересудов в селении.

 

СОВЕТ

Когда вы хотите начать выступление, встаньте, подойдите к месту, где будете выступать, посмотрите на присутствующих и стойте молча. Постепенно в помещении установится тишина. Большинству присутствующих тишина покажется тягостной, но зато этим вы привлечете к себе внимание. И вот теперь можно начинать. Ваше присутствие, тишина и ваш вид будут играть роль дирижерской палочки, привлекающей внимание оркестра.

 

Займите высокую позицию

Как уже говорилось, превосходство по высоте дает ряд выгод. Находясь выше человека, на которого хотели бы повлиять, вы имеете явное преимущество. Выступая перед группой даже всего из четырех человек, полезно стоять. Высокая позиция дает вам два преимущества: ваши слова звучат убедительнее и вы производите впечатление человека, обладающего большей властью. И, хотите верьте, хотите нет, но 66 % людей [5] склонны к податливости, если убеждающий их человек представляется им имеющим больше власти [6].

 

Говорите свободно

Люди говорят свободно, когда хорошо знают то, о чем говорят. Поэтому, хотя вы можете немного варьировать тон, чтобы избежать угнетающей монотонности (но слишком высокий тон может быть сочтен знаком нервозности), ведите речь свободно.

 

Говорите неспешно

Хотя быстрая речь может создавать впечатление страстности, важно помнить, что, если вы хотите повлиять на кого‑то, исключительно важно, чтобы эти люди успевали осмыслить ваши слова и рассмотреть позицию, в которой вы хотите их убедить. Хотя мозг всегда работает быстрее любой речи, вам важно, чтобы мозг слушателей не отвлекся на обдумывание одного пункта вашего предложения и пропустил три следующих.

Чтобы ваше послание имело успех, вы должны быть увлеченным, но не фанатичным. Вы не сможете никого убедить, если сами не убеждены, но не спешите, говорите лишь чуть быстрее обычного. Многие из блестящих кандидатов на какой‑либо пост так и не были избраны из‑за того, что не предоставили интервьюерам достаточного времени, чтобы обдумать суть сказанного им и мысленно сопоставить это с требованиями к посту, на который претендовал кандидат.

Кроме того, слишком быстрая речь заставит вас дышать быстро и неглубоко. Ваше тело может принять это за знак тревоги, а это вызовет дальнейшее ускорение речи и так далее по замкнутому кругу. И если этот процесс не контролировать, он может привести к перенасыщению легких кислородом и в итоге к реальному приступу тревоги.

Люди, обладающие властью, говорят медленно, ибо привыкли, что их слушают и им повинуются. Ожидая сговорчивости и рассчитывая на нее, они ее получают.

Мы уже говорили о том, как податливо большинство из нас, и это было с шокирующей силой подтверждено в 1974 году знаменитыми экспериментами Милгрэма[9] в Йельском университете. В 2010 году, когда эта схема эксперимента была повторена в реалити‑шоу Le jeu de la mort («Смертельная игра»), показанном по государственному телеканалу France 2, ведущий сказал: «Мы были поражены, что 81 % участников игры подчинялись садистским приказам ведущего, которые отдавались в медленной и размеренной манере».

Возможно, в этих экспериментах были какие‑то уязвимые места, но итог не вызывает сомнений: когда мы хотим оказать влияние, убедить или добиться уступчивости, говорить нужно медленно и со всей доступной вам властностью.

 

Владейте голосом

Голос – уникальное средство влияния на людей. Расширяя свой голосовой диапазон, вы выражаете свои мысли и эмоции более уверенно и страстно. Говорить громко – не значит повышать голос или срываться на крик. Сильный голос отражает вашу жизненную силу, а значит – властность, и, как это ни удивительно, эмоциональную устойчивость [7].

Помогает и глубина голоса – вслушайтесь только в эти голоса с экрана, убеждающие нас пойти и посмотреть такой‑то фильм. Вы никогда не видите говорящего, но вам кажется, что он должен быть похож на лягушку‑быка (самцы этой огромной лягушки для привлечения самок издают очень громкие, глубокие позывные звуки). И это очень редко бывает женский голос.

 

Делайте паузы

Высказав важную мысль, сделайте паузу и обведите взглядом слушателей. Это дает несколько преимуществ: подчеркивает важность высказанного; предоставляет возможность проверить, следят ли слушатели за вашей речью и проявляют ли интерес; побуждает задавать вопросы и дает время сформулировать, что говорить дальше.

 

Контролируйте «э‑э‑…» и «м‑м‑…»

Задумываясь о том, что и как сказать дальше, большинство людей заполняют секунды размышления звуками вроде «э‑э‑…» или «м‑м‑…», которые указывают на множество недостатков, в том числе неумение говорить свободно, неуверенность, нервозность и, возможно, низкую культуру[10].

 

СОВЕТ

Чтобы выглядеть уверенным, в паузах для обдумывания следующих слов лучше молчать, чем заполнять их эканьем или меканьем. Подробнее о полезных «э‑э‑…» и «м‑м‑…» мы еще поговорим.

 

На заседаниях

На заседаниях, как вы, возможно, уже заметили, люди, занимающие высокое положение на служебной лестнице, квалифицированные и опытные специалисты и т. п. чувствуют себя весьма свободно. А те, чье служебное положение ниже, часто чувствуют себя стесненно [8]. Иногда они даже сидят, будто с привязанной к спине палкой, что можно воспринять, как раздражение или как неуверенность в своей безопасности [9], тогда как «лучшие» сидят вольготно.

Здесь можно посоветовать одно: расслабиться, но без небрежности, и быть наготове, но без напряжения.

 

СОВЕТ

Не всегда важно, чтó вы говорите, важно, как вы это говорите!

 

 

ПРИМЕР

Во время, отведенное для вопросов в палате общин, министры, особенно премьер‑министры, как‑то умудряются облокотиться на кафедру и выглядеть уверенными, тогда как обычные депутаты, особенно новички, задавая свой вопрос, часто держатся неестественно прямо. Кто из них выглядит более нервным, а кто более уверенным?

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.