Информация самосознание аудиовизуальный несовершеннолетний — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Информация самосознание аудиовизуальный несовершеннолетний

2021-04-19 73
Информация самосознание аудиовизуальный несовершеннолетний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информация самосознание аудиовизуальный несовершеннолетний


 

Введение

 

Идея защиты информационных прав ребенка является весьма важной и актуальной и достойна сегодня всяческой поддержки. Современная информационная революция, связанная с появлением значительных объемов информации, не поддающихся своевременному и адекватному критическому анализу, создает предпосылки для дезориентации человека в среде ценностных и мировоззренческих установок. Взрослый человек, в отличие от ребенка, обладает навыками для определения характера и содержательной направленности информации, а также необходимым инструментарием для защиты от нее.

Стоит отметить, что за последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: ребенок, не получивший жизненного опыта и достаточного уровня образования, оказывается перед опасностью воздействия на него факторов, способных деформировать его психику и препятствовать его нормальному психологическому, социальному и духовному развитию.

В силу указанных выше причин, как на государство, так и, в первую очередь, на общество должна быть возложена обязанность по выстраиванию четкой системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации. Такая задача стоит перед законодателями многих государств и всего международного сообщества в целом.

Актуальность темы усиливается и тем, что российское государство, по сравнению с развитыми странами, с опозданием взялось за эту проблему. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы установить необходимые правовые ограничения для защиты детей от вредной информации до недавнего времени не увенчивались успехом. Этому противостояло мощное лобби.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам негативного влияния средств массовой информации на неокрепшую психику детей обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Довольно широко представлена литература, в которой изучен большой круг проблем, связанных с защитой детей от вредной информации как относительно самостоятельным явлением с позиций социологии, психологии, педагогики. Но проблемы правового регулирования информации, наносящей вред здоровью и развитию детей не находят должного отражения в научной литературе. В особенности не получили достаточного освещения у исследователей проблемы регулирования вредной для детей аудиовизуальной информации в Российской Федерации. Впервые представление систематизированной информации по этой проблеме находит отражение в нашей исследовательской работе.

Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;

охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;

изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;

проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;

выявить основные положения закона РФ "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию".

В качестве нормативных источников нами использовались законодательство Российской Федерации и международно-правовые нормативные акты, тем или иным образом регулирующие распространение вредной информации для несовершеннолетних в условиях глобального информационного общества. К таковым относится:

Декларация ООН о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве, о трансграничном телевидении, о компьютерных преступлениях;

рекомендации Комитета министров Совета Европы "О принципах распространения видеопрограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию", "О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации";

законы Российской Федерации "О средствах массовой информации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", а также Приказ министерства культуры "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений";

американские классификационные системы показа телевизионных передач и фильмов, предназначенных для детей.

По вопросам влияния телевидения на детскую психику, автор опирался на научные труды российских и зарубежных исследователей таких, как Л.Л. Ефимова, Е.В. Ермизина, А.Г. Когатько, Е.Е. Копченова, И.А. Кумылганова, А.М. Прихожан, А.Г. Рихтер, К. Вигерлинг, Д. Лемиш, Л. Лессинг, Р. Пацлаф, Р. Харрис и др.

Кроме того, при написании выпускной квалификационной работы, изучались подходы различных научных направлений и точки зрения отдельных российских и зарубежных ученых, касающиеся способов защиты детей от воздействия вредной информации.

Научная новизна. Научную новизну автор видит в систематизации международных и национальных правовых актов в защите детской аудитории от информации, наносящей вред их психическому, умственному и физическому развитию.

Методологическая основа исследования. Методы исследования составляют, прежде всего, исторический и сравнительный подходы к изучаемому объекту. Вместе с тем, системный подход к изучению вопроса предполагает обращение к психологическому, социологическому и юридическому комплексу научных методов исследования, что позволяет многоаспектно рассмотреть исследуемую проблему и всесторонне изучить порядок мер, принимаемых для регулирования вредного аудиовизуального контента в целях защиты здоровья и развития несовершеннолетних.

Структура работы. Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили ее структуру. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена историческому, теоретическому и правовому аспектам противодействия вредной аудиовизуальной информации на детей. Здесь рассматривается становление этической и законодательной базы в защите несовершеннолетних от неблагожелательной информации. Во второй главе мы осветили проблемы и перспективы развития возрастных ограничительных рейтингов электронных СМИ в Соединенных штатах Америки. Третья глава отражает опыт Российской Федерации в отношении правового регулирования информации, предназначенной для детской аудитории.

 


 

Заключение

 

Изображение насилия, порнографии, жестокости средствами массовой информации наносит вред, здоровому развитию подрастающего поколения, оказывает негативное влияние на психику и нравственность детей и юношества, формирует в сознании несовершеннолетних неправильные стереотипы мышления, увеличивая риск антиобщественного поведения в будущем, иными словами, опасно как для личности, так и для всего государства в целом.

Анализ практики современных российских электронных СМИ свидетельствует о явной недостаточной защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия.

В соответствии с требованиями международного права в любом случае возникновения общественного конфликта, связанного с угрозой нарушения прав несовершеннолетних, следует исходить из принципа приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты.

Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ориентируют государства на поощрение средств массовой информации в сведении к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием, требуют избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме.

Практически во всех развитых странах действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях приняты различные классификации кино- и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки.

В Соединенных штатах Америки государственная классификация программ и фильмов запрещена. В этой связи производители и распространители аудиовизуальной продукции устанавливают рейтинги на добровольной основе.

На данный момент в США действует рейтинговая система телевидения США, которая регулирует содержание телевизионных передач. Кроме нее функционируют еще три классификации, регламентирующие содержание фильмов. Первая система классификации фильмов разработана Американской кинематографической ассоциацией, активно используется производителями и распространителями кинопродукции. Вторая конкурирующая классификация - маркировка Консультативного правления по фильмам - используется в основном дистрибьюторами коммерческого видео. А последняя система - это Христианский проект по защите детей, который видит свою цель в анализе содержания фильмов с точки зрения фундаментального христианства и определения их соответствия христианским нормам.

Все выше перечисленные классификации большое внимание обращают, в зависимости от возраста аудитории, на содержание в фильме или передаче тех или иных элементов насилия, агрессии, ненормативной лексики, непристойного поведения.

У нас в России после долгих споров о свободе слова и праве личности на информацию Закон о защите детей от негативной и вредной для них информации принят. Он направлен на защиту детей и подростков от травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Однако, несмотря на то, что данный правовой акт был подписан Президентом РФ в конце 2010 года, он вступит, в силу только 1 сентября 2012 года.

Внедрение практики маркировки (в терминологии Закона - возрастной классификации) информационной продукции, создание реестров информационной продукции, содержащих сведения о запрещенной к обороту информации, учет критерия доступности для ребенка тех или иных телевизионных программ при введении ограничений распространения информации через электронные СМИ, поддержка института добровольной экспертизы потенциально вредной информации. Все вышеуказанные методы в той или иной мере используются в государствах, которые создают специальные правовые механизмы защиты информационных прав несовершеннолетних и могут быть оценены как позитивные и соответствующие международно-правовым и конституционным стандартам защиты прав и свобод человека.

К сожалению, избрав верное направление развития законодательства, авторы данного закона не наполнили его соответствующим правовым содержанием. К очевидным недостаткам документа относится чрезмерная сложность и неравномерность предлагаемого правового регулирования, наличие норм, ущемляющих права на свободу мысли, слова и информации, недостаточный уровень общественного контроля.

На наш взгляд, для создания эффективной нормативной правовой системы, в полной мере соответствующей мировым стандартам прав и свобод человека необходимы следующие шаги: Во-первых, разработка и принятие целого ряда нормативных правовых актов, корректирующих компетенцию органов государственной власти, на которые возложены обязанности по исполнению закона, и устанавливающих ответственность за его нарушение. Во-вторых, создание независимого контролирующего органа, сочетающего элементы государственного и общественного участия, который будет координировать, и контролировать реализацию государственной политики в области защиты информационных прав детей. Еще одной мерой по повышению эффективности действия закона должно стать внесение поправки в Закон "О рекламе", а также принятие комплекса законодательных, социальных, финансово-экономических, организационно-методических, образовательно-воспитательных мер, направленных на защиту информационной безопасности несовершеннолетних.

Изучив опыт различных классификационных систем в США и России, автор считает необходимым обращать внимание на следующие аспекты:

.Всякое насилие, агрессия на экране приносит людям неодинаковый вред. При выборе политики - регуляции актами закона или основополагающих принципов кино- и телеиндустрии - нужно учитывать эти различия. В этом заключается проблема введения ограничителей распространения вредной информации для детей.

.Необходимо разработать эффективную модель государственной политики в области регулирования отношений детской аудитории с медиатекстами, усовершенствовать соответствующие законы и механизмы их исполнения/контроля.

.Широкое распространение должно получить медиаобразование.

. Родителям рекомендуется следовать ограничительным рейтингам, мнениям специалистов в области медиакультуры.

.Взрослые могут развить в ребенке критическое мышление, эстетическое восприятие и вкус в выборе аудиовизуальной информации.

.Средства массовой информации не должны скрывать результаты исследований, проводящихся по теме воздействия насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.

 


 

Список использованной литературы

 

.   Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" // Российская газета. - 1992. - 8 февраля. - С. 58-71.

.   Закон РФ от 9 октября 1992 года №3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" // Офиц. сайт Роскультуры. - URL: http:// pravo.roskultura.ru/ law/ zakrf/ 09/ 10/ 1992/ 1/ text/ 380.html.

.   Закон РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 20 июля 2000 года №103-ФЗ) // Информационно-правовой портал "Гарант". - URL: http://base.garant.ru/179146/.

.   Закон РФ от 8 августа 2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (ч. I). - Ст. 3430.

.   Закон Украины от 20 ноября 2003 года №1296-IV "О защите общественной морали" [Электронный ресурс] // Библиотека юриста. - URL: http://lib.cc.ua/zakoni/Urraina/gdhs_kdhrwe.htm.

.   Закон РФ от 29 декабря 2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // Российская газета. - 2010. - 31 декабря. - С. 74-106.

.   Приказ Роскультуры от 15 марта 2005 года №112 "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений" (ред. от 01 июля 2005 года) [Электронный ресурс] // Офиц. сайт компании "КонсультантПлюс". - URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=112131.

.   Международная Конвенция от 12 сентября 1923 года "О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими" [Электронный ресурс] // Сайт Законы России. - URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_517/doc517a997x906.htm.

.   Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

.   Протокол от 4 мая 1949 года "Об изменении Договора о борьбе с распространением порнографических изданий, подписанного в Париже 4 мая 1910 года" // Офиц. сайт компании "КонсультантПлюс". - URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=15239.

.   Европейская Конвенция от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" [Электронный ресурс] // Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика. - URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm.

.   Декларация прав ребенка ООН от 20 ноября 1959 года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. - URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ declarat/ childdec.htm.

.   Международный пакт от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах" [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

.   Международный пакт от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.

.   Декларация СЕ от 23 января 1970 года "О средствах массовой информации и правах человека" [Электронный ресурс] // Фонд Аметистова. База данных. - URL: http://www.terralegis.org/terra/act/e637.html.

.   Европейская конвенция от 5 мая 1989 года ETS №132 "О трансграничном телевидении" [Электронный ресурс] // Правотека. - URL: http://www.pravoteka.ru/pst/41/20010.html.

.   Европейская конвенция от 2 октября 1992 "О совместном кинопроизводстве" [Электронный ресурс] // Бюро договоров. - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/147.htm.

.   Конвенция СНГ от 11 августа 1998 года "О правах и основных свободах человека" [Электронный ресурс] // Фонд Аметистова. База данных. - URL: http://www.terralegis.org/terra/act/c26.html.

.   Конвенция от 23 ноября 2001 года ETS №185 "О преступности в сфере компьютерной информации" [Электронный ресурс] // Правотека. - URL: http://www.pravoteka.ru/pst/41/20010.html.

.   Соглашение от 4 мая 1910 года "Относительно пресечения обращения порнографических изданий" [Электронный ресурс] // Правотека. - URL: http://www.pravoteka.ru/pst/110/54729.html.

.   Директива Совета европейского сообщества от 27 сентября 1993 года №93/83/ЕЭС "О согласовании ряда правил, касающихся охраны авторского права и смежных прав в сфере спутникового вещания и кабельной ретрансляции [Электронный ресурс] // Московская Государственная Юридическая Академия. - URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/int_sobst/int2.htm.

.   Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам от 22 апреля 1989 года №R(89)7 "О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию" // Правотека. - URL: http://www.pravoteka.ru/pst/103/51275.html.

.   Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам от 30 октября 1997 года №R(97)19 "О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации" [Электронный ресурс] // Научная онлайн-библиотека Порталус. - URL: http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?start_from=10&archive=&subaction=&id=&category=11.

.   Хартия телевещателей от 8 июня 2005 года "Против насилия и жестокости" [Электронный ресурс] // Центр защиты прав СМИ. - URL: http://www.mmdc.ru/self-regulation/dir74/single/235 (дата обращения: 10.03.12).

.   Американские телевизоры оснастят автоцензором [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - URL: http://lenta.ru/news/2006/04/17/censored.

.   В США хотят законодательно разрешить блокировку нежелательных сайтов [Электронный ресурс] // Softsvet. - URL: http://www.softsvet.ru/2007/08/09/v_ssha_khotjat_zakonodatelno_razreshit_blokirovku_nezhelatelnykh_sajjtov.html.

.   Вигерлинг К. Этика СМИ. - М.: КноРус, 2003. - 260 с.

.   Ермизина Е.В. Социальная диагностика в регулировании социально ответственной деятельности телевидения: на примере исследования телепродукции для детской аудитории: диссертация...кандидата социологических наук. - М., 2010. - 144 с.

.   Ефимова Л.Л. Классификация аудиовизуального контента [Электронный ресурс] // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. - 2006. - №1. - URL: http://broadcasting.ru/articles2/Regandstan/classif_cont. Ефимова Л.Л. Зарубежный опыт классификации аудиовизуального контента в целях защиты детей от информации, наносящей вред их физическому и психическому здоровью и нормальному развитию // Рос. юстиция. - 2006. - № 5. - С. 70-73.

.   Ефимова Л.Л. Зарубежный опыт правовой защиты детей от вредного воздействия СМИ [Электронный ресурс] // Александр Николаевич Крутов - депутат Государственной Думы России. - URL: http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs7.shtml.

.   Исмаилов Б.И. Правовые аспекты правовой защиты несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды [Электронный ресурс] // Научная онлайн-библиотека Порталус. - URL: http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1166456925&archive=&start_from=&ucat=11&category=11.

.   Кобзева С.В. Сравнительно-правовой анализ регулирования оборота вредной информации в телерадиовещании и кинопрокате // Информ. право. - 2010. - № 2. - С. 8-13.

.   Когатько А.Г. Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования: диссертация... кандидата филологических наук. - М., 2007. - 246 с.

.   Копченова Е.Е. Телевидение и детская агрессия / Елена Копченова // Психология и школа. - 2002. - №2. - С. 20-25.

.   Критерии недопустимости [Электронный ресурс] // Коммерсантъ-Власть. - 2009. - № 8. - URL: http://www.kommersant.ru/Doc/1126085.

.   Кумылганова И.А. Проблемы классификационных систем теле- и киноиндустрии США в защите детей от нежелательной аудиовизуальной информации [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2009. - № 3. - URL: http://mediascope.ru/node/417.

.   Лемиш Д. Жертвы экрана: влияние телевидения на развитие детей. - М.: Поколение, 2007. - 303 с.

.   Лессиг Л. Свободная культура: как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество. - М.: Прагматика культуры, 2007. - 269 с.

.   Молодцова В. Спокойной ночи, малыши? // Учительская газета. - 2011. - 25 янв. - № 3-4. - С. 19.

.   Никонов А.П. Управление выбором. Искусство стрижки народных масс [Электронный ресурс]. - СПб.: Питер, 2011. - 301 с. - URL: http://www.kira-korov.ru/books/upravlenie-vyborom27.html.

.   Пацлаф Р. Застывший взгляд: Физиол. воздействие телевидения на развитие детей [Электронный ресурс]. - М.: Evedentis, 2003. - 220 с. - URL: http://www.samohin.ru/books/_health/paclaf_zast_vzglyad.html.

.   Подрез Т. К сентябрю Минкомсвязи придумает, как маркировать недетские газеты, журналы и сайты [Электронный ресурс] // Маркер. - 2011. - 12 января. - URL: http://www.marker.ru/news/3233.

.   Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2010. - №1. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n1-9/283-prikhozhan9.html.

.   Рейтинговая система MPAA [Электронный ресурс] / Кинопоиск.ru. - URL: http://www.kinopoisk.ru/level/38/.

.   Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. - 96 с. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text17/0001.htm#з_10.

.   Рихтер А.Г. Экстремизм на телеэкране: контент-анализ мультсериала "Южный парк" [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2009. - №2. - URL: http://mediascope.ru/node/328.

.   Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 46-48.

.   Саруханов В.А. Азбука телевидения, или Что, как и почему? - СПб.: Всемир. слово, 2005. - 446 с.

.   Сидор-Гибелинда О. Насилие в искусстве [Электронный ресурс] // Альтернативная культура (энциклопедия). - URL: http://altermond.ru/violence.html.

.   Система возрастной классификации кинопоказа в России [Электронный ресурс] // ГЕНОН - удобный поиск ответов на вопросы. - URL: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=457878b6-2b76-45be-b535-48a973b31026.

.   Степанов Г. "Сексуальные фильмы" теряют популярность в США // Известия. - 2004. - 19 апр. - № 70. - С. 31.

.   Тест Миллера (право) [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия "Википедия". - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тест_Миллера_(право)#.

.   Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. - М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2002. - 448 с. - URL: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm.

54. Bandura A., Ross D., Ross S. A. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963. - №66. - P. 31.

.   Court J. H. Sex and violence: A ripple effect // Pornography and sexual aggression. Orlando: Academic Press, 1984. - Р. 212.

.   Drabman R. S., Thomas M. H. Does watching violence on television cause apathy? // Pediatrics. - 1976. - №57. - Р. 396.

.   Eron L. D., Huesmann L. R. The control of aggressive behavior by changes in attitudes, values, and the conditions of learning // Advances in the study of aggression. Orlando: Academic Press, 1984. - Р. 284.

.   Grossman D. On killing: The psychological cost of learning to kill in war and society. New York: Little, Brown, 1996. - Р. 62.

.   Tamborini R., Stiff J., Heidel C. Reacting to graphic horror: A model of empathy and emotional behavior // Communication Research. - 1990. - №17. - Р. 820.

информация самосознание аудиовизуальный несовершеннолетний


 

Введение

 

Идея защиты информационных прав ребенка является весьма важной и актуальной и достойна сегодня всяческой поддержки. Современная информационная революция, связанная с появлением значительных объемов информации, не поддающихся своевременному и адекватному критическому анализу, создает предпосылки для дезориентации человека в среде ценностных и мировоззренческих установок. Взрослый человек, в отличие от ребенка, обладает навыками для определения характера и содержательной направленности информации, а также необходимым инструментарием для защиты от нее.

Стоит отметить, что за последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: ребенок, не получивший жизненного опыта и достаточного уровня образования, оказывается перед опасностью воздействия на него факторов, способных деформировать его психику и препятствовать его нормальному психологическому, социальному и духовному развитию.

В силу указанных выше причин, как на государство, так и, в первую очередь, на общество должна быть возложена обязанность по выстраиванию четкой системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации. Такая задача стоит перед законодателями многих государств и всего международного сообщества в целом.

Актуальность темы усиливается и тем, что российское государство, по сравнению с развитыми странами, с опозданием взялось за эту проблему. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы установить необходимые правовые ограничения для защиты детей от вредной информации до недавнего времени не увенчивались успехом. Этому противостояло мощное лобби.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам негативного влияния средств массовой информации на неокрепшую психику детей обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Довольно широко представлена литература, в которой изучен большой круг проблем, связанных с защитой детей от вредной информации как относительно самостоятельным явлением с позиций социологии, психологии, педагогики. Но проблемы правового регулирования информации, наносящей вред здоровью и развитию детей не находят должного отражения в научной литературе. В особенности не получили достаточного освещения у исследователей проблемы регулирования вредной для детей аудиовизуальной информации в Российской Федерации. Впервые представление систематизированной информации по этой проблеме находит отражение в нашей исследовательской работе.

Целью данной работы является изучение правового и этического регулирования аудиовизуального контента в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию на примере Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

рассмотреть становление теоретических и правовых аспектов противодействия вредной информационной среды на детей;

охарактеризовать регулирование американского кинематографа и телевидения посредством классификационных систем;

изучить актуальные проблемы систем возрастной классификации и фильтрации США;

проанализировать российское законодательство в части, регулирующей ограничение распространения вредной для детей информации;

выявить основные положения закона РФ "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию".

В качестве нормативных источников нами использовались законодательство Российской Федерации и международно-правовые нормативные акты, тем или иным образом регулирующие распространение вредной информации для несовершеннолетних в условиях глобального информационного общества. К таковым относится:

Декларация ООН о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве, о трансграничном телевидении, о компьютерных преступлениях;

рекомендации Комитета министров Совета Европы "О принципах распространения видеопрограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию", "О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации";

законы Российской Федерации "О средствах массовой информации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", а также Приказ министерства культуры "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений";

американские классификационные системы показа телевизионных передач и фильмов, предназначенных для детей.

По вопросам влияния телевидения на детскую психику, автор опирался на научные труды российских и зарубежных исследователей таких, как Л.Л. Ефимова, Е.В. Ермизина, А.Г. Когатько, Е.Е. Копченова, И.А. Кумылганова, А.М. Прихожан, А.Г. Рихтер, К. Вигерлинг, Д. Лемиш, Л. Лессинг, Р. Пацлаф, Р. Харрис и др.

Кроме того, при написании выпускной квалификационной работы, изучались подходы различных научных направлений и точки зрения отдельных российских и зарубежных ученых, касающиеся способов защиты детей от воздействия вредной информации.

Научная новизна. Научную новизну автор видит в систематизации международных и национальных правовых актов в защите детской аудитории от информации, наносящей вред их психическому, умственному и физическому развитию.

Методологическая основа исследования. Методы исследования составляют, прежде всего, исторический и сравнительный подходы к изучаемому объекту. Вместе с тем, системный подход к изучению вопроса предполагает обращение к психологическому, социологическому и юридическому комплексу научных методов исследования, что позволяет многоаспектно рассмотреть исследуемую проблему и всесторонне изучить порядок мер, принимаемых для регулирования вредного аудиовизуального контента в целях защиты здоровья и развития несовершеннолетних.

Структура работы. Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили ее структуру. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена историческому, теоретическому и правовому аспектам противодействия вредной аудиовизуальной информации на детей. Здесь рассматривается становление этической и законодательной базы в защите несовершеннолетних от неблагожелательной информации. Во второй главе мы осветили проблемы и перспективы развития возрастных ограничительных рейтингов электронных СМИ в Соединенных штатах Америки. Третья глава отражает опыт Российской Федерации в отношении правового регулирования информации, предназначенной для детской аудитории.

 


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.