V. Приоритетные направления воспитательной работы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

V. Приоритетные направления воспитательной работы

2021-04-19 92
V. Приоритетные направления воспитательной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные направления воспитательной работы в университете:

1. Организационно-методическая работа.

2. Профессионально-трудовое и научно-образовательное.

3. Работа по кураторству обучающихся младших курсов.

4. Работа пресс-службы и по информированию.

5. Организационная работа в общежитиях.

6. Работа по волонтерской деятельности, экологическое просвещение.

7. Социальная работа с обучающимися.

8. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

9. Гражданско-правовая работа и патриотическое воспитание.

10. Работа по культурно-эстетическому воспитанию.

11. Работа по формированию культуры межнациональных отношений.

12. Работа по профилактике экстремизма и терроризма.

13. Работа по профилактике коррупционного поведения.

Учебный процесс, вся университетская атмосфера являются важнейшими факторами воспитания, оказывающими на студенческую молодежь наиболее значимое влияние, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.

 

VI. Методы и формы воспитательной работы со студентами

 

Методы воспитания – это совокупность средств и приемов, с помощью которых воспитатель воздействует на психику воспитанника в соответствии с конкретной целью воспитания.

Средства воспитания это устное слово и пример, эмоциональная реакция и физическое воздействие, художественная литература и музыка, учебники и телевидение, беседы и кружки по интересам, Интернет и спортивные игры.

Приемы воспитания это частные способы использования различных средств воспитания. Так, слово воспитателя может быть добрым или злым, требовательным или ласковым; примерможет быть позитивным (образцом для подражания) или негативным (отталкивающим приемом).

К основным методам воспитания студентаотносятся:

1. Метод примера;

2. Метод упражнения;

3. Метод приучения;

4. Метод беседы;

5. Метод убеждения;

6. Метод внушения;

7. Метод соревнования,

8. Метод игры,

9. Метод поощрения,

10. Метод принуждения.

Метод примера включает различные средства и приемы, учитывающие естественную склонность студента к подражанию, копированию идеалов, мыслей, умений, манеры поведения.

Пример авторитетного преподавателя - лучший воспитатель, он легко запоминается, обладает большой наглядностью и эмоциональной заразительностью. Педагог воспитывает и словом, и мимикой, и действием, и взглядом. Поэтому личный пример авторитетного педагога нельзя заменить ни учебником, ни многочасовыми лекциями о нравственности и культуре поведения.

Склонность юноши и девушки к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек, нецензурных выражений, агрессивного поведения, пьянства и наркомании.

Метод положительного примера должен вызывать у студента глубокий интерес и желание быть лучше, умнее, сильнее, культурнее.

Метод упражнения представляет собой систему многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков в целях формирования индивидуально-психологических качеств и привычек правильного поведения. Весьма важно студенту осознать полезность интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых, социальных и других упражнений.

Успех в формировании тех или иных качеств зависит от ряда условий, особенно от систематичности упражнений и постепенного наращивания трудностей.

Метод приучения – это система планомерного и регулярного выполнения студентом определенных действий с целью превращения их в привычные формы социального поведения. Для эффективного воспитания личности необходима система целесообразных действий, направленных на создание проблемных ситуаций, которые имеют конкретный жизненный смысл. Например, чтобы сформировать у человека честность или ответственность, нужно организовать для этого систему нравственных приемов, направленных на преодоление желания говорить неправду или устранения привычки не отвечать за свои поступки.

Метод беседы диалогическое взаимодействие воспитателя с воспитанниками, имеющее целью передать и получить информацию, вызвать определенные мысли и чувства и тем самым повлиять на их поведение.

Беседа как воспитательный метод осуществляется в форме индивидуальной или групповой.

Индивидуальная беседа чаще всего проводится в экстремальных ситуациях: при нарушении дисциплины, вначале конфликта или в других случаях. Важно, чтобы студент осознал свой проступок и почувствовал, что воспитатель готов ему помочь и будет действовать в его интересах. Нельзя начинать беседу с оскорбительных или критических замечаний, иронии или сарказма. Особое значение имеет сдержанность и тактичность воспитателя, его умение формулировать вопросы и давать конкретные рекомендации.

Результативность, групповой беседы зависит от правильно поставленной цели, продуманности и последовательности вопросов к группе. Главное – стимулировать студентов к объективной оценке дисциплины и порядка в группе, отдельных поступков и высказываний. Нужно помнить, что группа критичнее обсуждает чужие ошибки, нежели свои. Использование во время беседы аналогий и сопоставлений позитивно влияет на группу, которая всегда хочет быть лучшей и поэтому оказывает моральное давление на отдельного нарушителя дисциплины.

Метод убеждения – система приемов воздействия на сознание студента с помощью логических доказательств, фактов и аргументов, которые формируют у него систему знаний, общечеловеческих ценностей, идеалов и взглядов. Важным результатом этого метода является убежденность личности, которая реализуется в разумной деятельности и высоконравственных поступках.

Воспитателю, чтобы эффективно убеждать, нужно самому быть хорошо информированным и убежденным человеком. Большое значение имеет активное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Метод убеждения реализуется в процессе беседы, лекции, диспута, дискуссии.

Воспитатель обязан учитывать как истинные, так и ложные ценности студента, видеть в нем не только плохие привычки, но и хорошие. Если метод убеждения направлен не на одного человека, а на группу, то более приемлема комбинация из логических и эмоциональных приемов. Убеждать студентов можно и словом, и делом. Разрыв, противоречие между словом и. делом наносит ущерб воспитанию.

Метод внушения комплекс способов информацион­ного воздействия на психику студента, связанного со сниже­нием логичности и критичности его мышления, легкого вос­приятия требований и установок воспитателя.

Внушение достигается вербальными и эмоциональными средствами с участием специальным жестов, мимики и дей­ствий воспитателя. Особенно велика сила внушающего сло­ва. Внушающее наставление часто используется воспитателя-
ми для формирования у студентов психологической готов­ности к предстоящей деятельности или отказа от готовящего­ся проступка. С помощью мотивированного внушения снимается утомление, снижается тревога, переключается внимание, совершенствуется память, повышается работоспо­собность.

Метод соревнования представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых воспитатель развивает у студентов дух здоровой конкуренции, потребность быть всегда лучшим и везде впереди.

Правильно организованное соревнование активизирует учебную деятельность, развивает силу воли и волевые качества (целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, смелость и др.).

Соревнование - это групповая деятельность, в процессе которой студенту предоставляется возможность доказать свое превосходство, лучшие качества и способности. Воспитание проходит успешнее там, где воспитатель активно, с выдумкой создает разнообразные ситуации соревнования. Соревнуясь, студенты избавляются от вредных привычек, манер и жаргонных словечек, приобретают положительные качества.

Метод воспитательных игр – совокупность приемов и правил, с помощью которых воссоздаются ситуации и определяются роли, играя которые студенты приобретают новые качества и строят новые отношения. Игры организуются воспитателем для конкретной категории студентов с целью решения конкретных воспитательных задач.

Существуют различные методики организации и проведения воспитательных игр, но основные элементы у них общие - разработка сценария, распределение ролей, определение воспитательных целей, проведение игры и оценка результатов. Для сохранения устойчивого интереса студентов к игре целесообразно использовать условную
игровую терминологию, разновидности влияния в игровой форме (требования, поощрение, условное наказание и др.).

Метод поощрения комплекс средств и приемов морального и материального стимулирования лучших результатов деятельности и поведения студентов. Поощрение закрепляет достижения, мобилизует силы и способствует инициативе в самовоспитании. Смысл поощрения заключается в том что студент смущает принятые переживания и чувства, связанные со справедливой оценкой его достоинств. Это создает установку, благодаря которой он невольно для себя принимает решение поступать впредь таким образом, чтобы снова и снова получить дозу положительных эмоций.

Метод принуждения системаприемов и способов, с помощью которых воспитатель принуждает студента отказаться от вредных привычек и плохих манер поведения.

Цель принуждения - помочь студенту осознать свою вину, исправить ошибки и не допускать их в будущем.

В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков студента, которые противоречат правовым и моральным нормам, а также требованиям воспитателя.

Принуждение имеет различную психологическую окраску: от деликатного упрека до сурового наказания.

Приемами принуждения являются: упрек, предупреждение, запрещение, возмущение, критика недостатков, выговор, неудовлетворительная оценка, административное и дисциплинарное наказание.

Наказание допускается в исключительных случаях, когда другие приемы и способы не срабатывают. Нельзя злоупотреблять жесткими мерами воздействия на психику студента. Нужно помнить, что дисциплина и мораль, основанные на насилии и дисциплинарном терроре, держатся недолго и затрудняют воспитание высоконравственной и свободной личности.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, в котором реализуется взаимодействие воспитателя и студентов в различных педагогических и бытовых ситуациях.

Формы воспитания в зависимости от количества студентов бывают: массовыми, групповыми, индивидуальными.

К массовым формам воспитания относятся: собрания, митинги, спортивные представления, культурно-массовые мероприятия, праздничные представления и шествия.

Групповые формы воспитания ориентированы на небольшое количество студентов, которые нуждаются в определенной информации, эстетической разрядке, моральном или правовом воздействии. К групповым формам воспитания относятся: групповые собрания, командные игры, лекции, конференции, коллективные походы и др.

Индивидуальные формы воспитания создают наиболее благоприятные условия для понимания индивидуальных особенностей студента, его поведения и деятельности, а также для целенаправленного воздействия на его психику с целью всестороннего развития его личности

К основным формам индивидуального воспитания относятся: индивидуальная беседа, индивидуальная помощь, индивидуальное задание (поручение), индивидуаль­ный контроль, индивидуальная психокоррекция.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.