Регламентация развода в христианстве — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Регламентация развода в христианстве

2021-04-19 53
Регламентация развода в христианстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда мы говорим о нерасторжимости брака, то имеем в виду действительно объективно существующий брак христиан, завершенный как церковным таинством, так и начавшимся супружеским сожительством; брак нерасторжим, когда исполнены все, Церковью определенные, условия действительности таинства и когда, согласно выражению Священного Писания, супруги стали “единою плотью”. Но бывают случаи, когда или это последнее условие еще не осуществлено, или когда, несмотря на долголетнее сожительство и внешнее сходство с действительным браком, фактически перед Богом данные лица соединены только кажущимся браком. Например, мужчина и женщина могут быть соединены - будь притом грех или нет, по неведению - без способности на подлинный брачный союз, находясь, например, в очень близкой степени родства, делающей их брак несовместимым с естественным нравственным правом: они считают или считали себя супругами, на самом же деле они не супруги, супругами никогда не были и быть не могли; коль скоро они себе отдают отчет в своем заблуждении, их право, даже их обязанность, - расстаться или, в случае сомнения, обратиться к Церкви за разрешением их недоумения. Нечто подобное следует сказать о кажущемся браке в случае, когда одна из сторон в момент заключения этого “брака” лишь внешне дала свое согласие, из страха, например, перед родителями, но в душе вовсе не соглашалась на это сожительство, так что одно их главных условий подлинности брака, свободное согласие, не осуществлено. В таких случаях Церковь вовсе не “дает развод”, а только канонически устанавливает, что в данном случае действительного брака не было, а потому лица, которых он касается, должны или расстаться или, если это не противоречит Божиим законам и церковным правилам, и они запутанные; тогда Церковь канонически исследует все обстоятельства и решает, был ли первоначальный брак действительным или нет. Подобные случаи ничего общего с расторжением брачных уз не имеют; это материнская забота Церкви о том, чтобы нерушимость христианского брака соблюдалась во всем; это не попустительство желанию разводиться, а, наоборот, одна из мер, принимаемых Церковью в охрану нерасторжимости брака.

Идеал христианского брака - абсолютная моногамия. Все виды многобрачия, не только одновременного, но даже и последовательного, безусловно, осуждаются Церковью.

Православный подход к браку исходит из следующих предпосылок:

) брак есть таинство, получаемое брачующимися от церкви через благословение епископа или священника. Как всякое другое таинство, оно относится не только к земной жизни, но и к вечной жизни в Царстве Божием; поэтому благодать таинства не прекращается смертью;

) будучи таинством, брак не есть магический акт, но дар, обращенный к человеческой свободе: чтобы принести плод, благодать таинства должна пасть на добрую и готовую почву - быть воспринятой как священная заданность, требующая творческого человеческого усилия. Благодать таинства может быть человеческой свободой отвергнута: признание Церковью такого отвержения и есть развод, и в таких случаях, снисходя к человеческой слабости, Церковь допускает и новый брак.

Брачный союз, освященный Церковью, может быть расторгнут не иначе, как по решению церковного суда, вследствие ходатайства самих супругов, по определенным поводам, надлежаще доказанным, и при соблюдении условий указанных в следующих статьях. Поводами к расторжению могут быть:

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

. Заболевание проказой или сифилисом.

. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года - если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

. Вступление одного из супругов в новый брак.

. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Всегда определяя развод как грех, отцы Востока и Запада одинаково мирятся с гражданским законодательством о разводе, как и с другими “реальностями жизни”. Значит ли это, что Церковь изменила евангельскую норму о браке? Конечно, нет: в течение всего святоотеческого периода истории Церкви только первый и единственный брачный союз благословляется Церковью, и закреплялся евхаристическим причащением.

Брачующихся вторично каноны православной Церкви рассматривают как грешников. Они наказываются при вступлении во второй брак одногодичной или двухгодичной епитимией, а при вступлении в третий брак - трех,- или даже четырехгодичной епитимией.

Что касается венчания второбрачных, то Церковь долгое время запрещала не только венчание второбрачных, но и присутствии священника на брачном пире. Позднее, хотя Церковь и ввела чин освящения повторных браков, но он мало похож на торжественный чин венчания первобрачных.

Католической Церковью брак признается формально нерасторжимым, и поэтому для разведенного и разведенной нет возможности вступить в новый брак, пока другая сторона предыдущего брака находится в живых.

Католическое отношение к разводу покоится на следующих двух предпосылках:

) брак есть договор брачующихся сторон, в котором священник исполняет обязанность свидетеля; основное отличие церковного брачного договора от гражданского заключается в том, что церковный брак нерасторжим;

) как всякий другой договор, церковный брак теряет значимость в случае смерти одной из сторон.

В современной практике Католической Церкви уважительными причинами для развода признаются болезнь, делающая совместную жизнь супругов невыносимой; постоянные ссоры между супругами; долговременное отсутствие одного из супругов, брак с которым был заключен по доверенности и т.д. В Католической Церкви допускается развод, когда один из супругов, которые вступили в брак, будучи некрещеными, впоследствии принимает крещение, а другой отказывается продолжать совместную жизнь или не хочет мирно сожительствовать, не оскорбляя Творца. Право расторжения брака принадлежит Папе Римскому.

Если церковные власти не признали первый брак недействительным, католики, решившие вступать во второй брак, вынуждены пользоваться “услугами” светского законодательства о браке. Одновременно им хочется сохранить комфортное положение в Церкви и участвовать в таинствах наряду со всеми. С чистой, как им представляется, совестью. Они склонны скорее, обвинять официальную Церковь в лицемерии, чем себя - в прелюбодеянии.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.