Психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни

2021-04-19 88
Психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательных технологий является переход от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным программам обучения.

В связи с этим совершенствование системы образования требует осуществления в практике дошкольных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку комфортных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Педагогический процесс с учетом индивидуального развития ребенка основан на принципе природосообразности, согласно которому педагог руководствуется факторами естественного природного развития ребенка. Первые упоминания этой идеи встречаются в произведениях античных мыслителей (Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа), дальнейшее обоснование этот принцип получил в трудах А.В. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и других. Сторонниками вдумчивого изучения индивидуальности детей были П.Ф. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

Индивидуальные различия детей были предметом изучения ряда отечественных психологов и педагогов: В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Е.С. Рабу некого и других ученых. В настоящее время в условиях массового обучения и воспитания детей учет индивидуальных особенностей каждого ребенка затруднен. Поэтому ряд исследователей, А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, А.А. Кирсанов и др., под индивидуализацией обучения рассматривает деление учащихся на подгруппы по какому-либо комплексу качеств. Распределение детей в процессе обучения на подгруппы на основании их индивидуальных особенностей называется дифференциацией.

Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить особенности и эффективность индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни.

Объект работы - процесс обучения детей 7-го года жизни.

Предмет работы - индивидуальный подход в обучении детей 7-го года жизни.

В работе решались следующие задачи:

дать психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни;

выявить особенности индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста;

изучить методические аспекты индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни.

Методы исследования: анализ представленных в литературе психолого-педагогических данных о проблеме исследования; педагогический эксперимент; обработка данных, полученных в наблюдениях и экспериментах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни

 

Методические аспекты индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни

Заключение

 

В современной педагогической науке активно изучаются пути реализации личностно-ориентированного, индивидуального и индивидуального подходов к развитию и обучению ребенка. Проблема индивидуального подхода рассматривается в большом количестве научных исследований. Однако средства и способы реализации индивидуального подхода изучаются учеными в основном в обучении школьников и крайне редко - дошкольников.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения; между коллективной формой обучения и индивидуальными способами познания.

В современной науке индивидуальный подход рассматривается как научно-практическое направление, изучающее технологии, методы и приемы в целостном образовательном процессе, ориентированные на организацию условий развития ребенка как активного субъекта собственной жизни и деятельности с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей ребенка, уровня психического, интеллектуального развития, интересов, склонностей и так далее.

индивидуальный обучение рисование дошкольник

 


Список использованной литературы

 

1. Анисимова Т.В. Личностно-ориентированная модель воспитания и развития детей дошкольного возраста «Лесенка-чудесенка»: [метод. рекомендации] / Т.В. Анисимова, А.В. Свирская, А.М. Щетинина; Новгор. регион. центр развития образования. Каф. дошк. и нач. образования. - Новгород: Новгор. регион. центр развития образования, 1995. - 141 с.

2. Заводянская О.П. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 10. - С. 50-59.

.   Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания / В.И.Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2012. - 230 с.

.   Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 4. - С. 225-233.

.   Захарюта Н.В. Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп. - 2009. - №3. - С. 263-271.

.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2009.

.   Комлева В.В. Игра - основа моделирования образовательного пространства дошкольника // Педагогика искусства. - 2009. - № 2. - С. 138-147.

.   Комлева В.В. Приёмы и методы обучения дошкольников на основе видеоряда // Педагогика искусства. - 2009. - № 4. - С. 130-133.

.   Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. - М., 2011.

.   Листик Е.М. Психологическая готовность ребенка к школе // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - № 5. - С. 51-54.

.   Литвиненко С.В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 9. - С. 35- 49.

.   Магомедова К.А. Игра как условие обеспечения преемственности в обучении дошкольников и младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 2. - С. 73-79.

.   Мельникова Е.А. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 01. - С. 250-254.

.   Михалева О.И. Индивидуализация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях // Профильная шк. - 2009. - № 5. - С. 21-25.

.   Николаева Л.В. Использование индивидуального и дифференцированного подходов в учебно-воспитательном процессе УДО // Доп. образование и воспитание. - 2010. - № 9. - С. 14-17.

.   Ратушная С.В. Формирование ценностного отношения дошкольника к креативному продукту как путь к развитию творческой личности // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 153-155.

.   Сотникова И.Д. Обучение детей с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации // Нач. шк. плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 81-83

.   Токарев А.А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования [Текст] / А.А. Токарев // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 27-40.

.   Чернов Д.Н. Индивидуальные особенности обучаемости детей старшего дошкольного возраста в сфере речи // Психология обучения. - 2011. - № 1. - С. 38-52.

Введение

 

Актуальность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательных технологий является переход от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным программам обучения.

В связи с этим совершенствование системы образования требует осуществления в практике дошкольных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку комфортных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Педагогический процесс с учетом индивидуального развития ребенка основан на принципе природосообразности, согласно которому педагог руководствуется факторами естественного природного развития ребенка. Первые упоминания этой идеи встречаются в произведениях античных мыслителей (Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа), дальнейшее обоснование этот принцип получил в трудах А.В. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и других. Сторонниками вдумчивого изучения индивидуальности детей были П.Ф. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

Индивидуальные различия детей были предметом изучения ряда отечественных психологов и педагогов: В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Е.С. Рабу некого и других ученых. В настоящее время в условиях массового обучения и воспитания детей учет индивидуальных особенностей каждого ребенка затруднен. Поэтому ряд исследователей, А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, А.А. Кирсанов и др., под индивидуализацией обучения рассматривает деление учащихся на подгруппы по какому-либо комплексу качеств. Распределение детей в процессе обучения на подгруппы на основании их индивидуальных особенностей называется дифференциацией.

Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить особенности и эффективность индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни.

Объект работы - процесс обучения детей 7-го года жизни.

Предмет работы - индивидуальный подход в обучении детей 7-го года жизни.

В работе решались следующие задачи:

дать психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни;

выявить особенности индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста;

изучить методические аспекты индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни.

Методы исследования: анализ представленных в литературе психолого-педагогических данных о проблеме исследования; педагогический эксперимент; обработка данных, полученных в наблюдениях и экспериментах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни

 

Психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни

 

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием и изменением во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований [17, с.55]. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. [9, с.72]. Главное изменение, которое происходит в работе высшей нервной деятельности в данном возрасте - это способность к дифференцировке, т.е, к различию ребёнком воздействий, которые поступают из внешнего мира (сигналов, указании), так и ответных реакций на них [28, с.104].

М.М. Безруких считает, что самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 6-7 годам, является усложнение системы связей между нейронами различных областей коры [11, с. 81]. В силу лёгкости распространения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга у дошкольников отмечается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. У младших школьников изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, т.к. к 7 годам полностью дифференцируется нервный двигательный центр, что служит основой сдерживания, самоконтроля, становится более заметным.

По мнению Г.А. Урунтаевой [37, с. 49] в данном возрасте значительно возрастает концентрация, объём и устойчивость внимания. Внимание постепенно становится опосредованным. Однако склонность к возбуждению ещё очень велика, а торможение ещё неустойчиво, что свидетельствует о высокой истощаемости клеток коры головного мозга. Отсюда характерная непоседливость, частая отвлекаемость. Так же по данным В.П. Герасимова ребёнок в этом возрасте не способен распределять внимание между различными видами деятельности, например, между чтением и слушанием учителя.

В этом возрасте происходит развитие памяти. По мнению Герасимова [8, с. 55] в процессе обучения ребёнка память становится более управляемой и произвольной. Под влиянием обучения в семилетнем возрасте память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объём словесно- логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения.

Согласно Алфёрову А.Д. у детей 6-7 лет происходит скачок и в развитии мышления. В данном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление. В то же время по данным Е.А. Чижиковой, среди «домашних» детей, т. е. не посещавших дошкольные учреждения отмечается сравнительно низкий уровень развития пространственного мышления. Вероятнее всего пространственно-образное мышление формируется в результате направленного систематического обучения. При индивидуальной оценке пространственно-образного мышления было установлено, что девочки обладают более высоким типом оперирования, чем мальчики.

Основой формирования мышления ребёнка является речь. Герасимов указывает на то, что важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщённых слов и придаточных предложений, что свидетельствует о развитии отвлечённого мышления.

Одним из наиболее важных свойств для успешной учебной деятельности ребёнка является умственная работоспособность. Показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменениям в течение учебного года, недели и дня. По мнению Лапоновой Е. Д. подъём работоспособности отмечается с 8 до 11 часов и последующее его снижение в предобеденное и послеобеденное время. Антропова [2, с.88] же проанализировав изменение в течение учебного дня и недели пришла к выводу, что начало занятий в ранние часы не обеспечивает готовность ЦНС к восприятию информации. Показатели умственной работоспособности в этом случае улучшаются только к окончанию занятий, к концу же учебной недели нарастает недопустимая степень утомляемости организма. Кроме того, по мнению Козак Л.М. [12, с.28] на уровень умственной работоспособности оказывают влияние режимные моменты. В частности, длительное статическое напряжение и низкая двигательная активность в течение дня приводит к утомлению детского организма.

Ещё одним важным фактором, оказывающим влияние на умственную работоспособность детей 6-7 лет, по мнению многих авторов, являются методы и технологии обучения. Так, по мнению некоторых авторов у учащихся в новых типах учебных заведений (гимназия, лицей) по сравнению со школами умственная работоспособность резко снижается и развивается переутомление к концу рабочей недели.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 - 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 - 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 - 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 - 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 - 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении[15, c. 39].

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.

Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Так как связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов - способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных [19, c. 122].

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Любое направление в развитии ребенка подразумевает обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр. Представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы как сложного образования, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное существование в мире. В развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира. В отдельных познавательных содержаниях ребенок проявляет компетентность, т.е. демонстрирует наличие более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и пр.); желания расширять интересующую познавательную область.[23, c. 106]

Таким образом, к достижению старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.