История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-04-19 | 310 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема пространственного мышления в психолого-педагогической литературе
1.1 Сущность понятия пространственного мышления
1.2 Структура пространственного мышления
Глава II. Особенности развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
2.1 Уровни развития пространственного мышления у младших школьников
2.2 Роль геометрического материала в формировании и пространственного мышления младших школьников
2.3 Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного мышления у учащихся во втором классе на уроках математики
3.1 Исследование исходного уровня сформированности пространственного мышления у учащихся 2 А класса
3.2 Развитие пространственного мышления у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Введение
Проблема развития мышления у младших школьников - одна из фундаментальных проблем детской психологии. Она находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Методологическую основу данной работы составляют психологические исследования по проблеме развития мышления младшего школьника психологов П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.П. Блонского; методические работы, посвященные проблеме формирования пространственных представлений у младших школьников, обучения элементам геометрии А.М. Пышкало, В.А. Гусева, С.Л. Альперович, М.В. Богданович, Е.В. Знаменского, Н.Д. Мацько, Т.Я. Нестеренко, М.В. Пидручный, П.М. Эрдниева, Б.П. Эрдниева и др.
|
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Формирование и развитие в учебной деятельности младших школьников мышления является основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Интерес к теме "Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики" вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Её актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка и период младшего школьного возраста является сенситивным доля развития пространственного мышления. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития пространственного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструктирования. Обеспечению эффективных условий формирования пространственного мышления младших школьников на основе конструирования и посвящена моя работа.
|
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: конструирование как средство развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
Цель данного исследования: обосновать и разработать систему формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений на основе конструирования.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование пространственного мышления младших школьников будет наиболее эффективным, если:
на уроках математики в процессе формирования геометрических понятий и представлений использовать конструирование и игры прикладного характера;
учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся в пространственной ориентировке.
Исходя из целей исследования и гипотезы, в работе я поставила следующие задачи исследования:
изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности развития пространственного мышления младших школьников;
проанализировать содержание геометрического материала в программах математики для начальной школы;
экспериментально обосновать эффективность использования геометрического материала при формировании пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент.
|
пространственное мышление математика школьник
Контрольный эксперимент
После уроков по математике и конструированию я провела контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте применялся тот же комплекс методик, что и в констатирующем.
Учащиеся 2 "А" класса показали следующие результаты:
Методика "Пройди через лабиринт". ( А.Л. Венгера)
Цель: Выявить пространственную ориентировку, уровень развития пространственного мышления, методика направлена на развитие тонкой моторики руки, координации зрения и движений руки.
Полученные результаты, и их анализ:
После проведения данной методики были получены следующие результаты:
учеников (40%) - высокий уровень
учеников (45%) - средний уровень
ученика (15%) - низкий уровень
Результаты можно представить в виде диаграммы:
Методика Д.Б. Эльконина "Графический диктант".
Цель: методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С её помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Полученные результаты, и их анализ:
После проведения методики "Графический диктант" были получены следующие результаты:
Фамилия и имя | 1 | 2 | 3 | Кол-во баллов |
Атнажева Юлия | 3 | 2 | 2 | 7 б |
Грачева Елизавета | 4 | 2 | 2 | 8 б |
Деянкова Дарья | 4 | 3 | 2 | 9 б |
Ефимова София | 4 | 3 | 3 | 10 б |
Линкова Полина | 3 | 3 | 1 | 7 б |
Лукичева Елизавета | 3 | 3 | 2 | 8 б |
Макаров Иван | 4 | 4 | 3 | 11 б |
Мокеев Александр | 4 | 2 | 3 | 9 б |
Назаров Никита | 2 | 2 | 1 | 5 б |
Новожилова Светлана | 3 | 3 | 1 | 7 б |
Охлопков Дмитрий | 4 | 3 | 2 | 9 б |
Панкратова Елизавета | 4 | 4 | 4 | 12 б |
Парфенова Алина | 3 | 2 | 1 | 6 б |
Савин Даниил | 4 | 4 | 2 | 10 б |
Севастьянова Валентина | 3 | 1 | 2 | 6 б |
Сухоров Илья | 4 | 3 | 1 | 8 б |
Тринеев Даниил | 2 | 1 | 1 | 4 б |
Туркова Дарья | 4 | 4 | 3 | 11 б |
Тюкаева Екатерина | 4 | 4 | 4 | 12 б |
Тюрина Виктория | 4 | 2 | 2 | 8 б |
Анализ: из таблицы видно, что:
учеников (30%) - высокий уровень
учеников (60%) - средний уровень
|
ученика (10%) - низкий уровень
Результаты можно представить в виде диаграммы:
Методика "Домик". (Н.И. Гуткиной)
Цель: выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия и пространственного мышления, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка, умение ребят воспроизводить образец; выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием:
. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо:
А) различить стороны листа;
Б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
В) обвести контур рисунка;
Г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
Полученные результаты, и их анализ:
При выполнении заданий Методики "Домик" обследуемыми были допущены следующие ошибки:
А) некоторые детали рисунка отсутствовали;
Б) в некоторых рисунках не была соблюдена пропорциональность: увеличение отдельных деталей рисунка при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;
В) неправильное изображение элементов рисунка; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
Г) отклонение линий от заданного направления;
Д) разрывы между линиями в местах соединения;
Е) залезание линий одна на другую;
Результаты проведения данной методики представлены в таблице:
Фамилия и имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Кол-во баллов |
Атнажева Юлия | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 б |
Грачева Елизавета | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 б |
Деянкова Дарья | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Ефимова София | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Линкова Полина | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 б |
Лукичева Елизавета | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Макаров Иван | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Мокеев Александр | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 б |
Назаров Никита | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 б |
Новожилова Светлана | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Охлопков Дмитрий | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 б |
Панкратова Елизавета | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 б |
Парфенова Алина | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 б |
Савин Даниил | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 5 б |
Севастьянова Валя Валентина | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Сухоров Илья | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Тринеев Даниил | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 б |
Туркова Дарья | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Тюкаева Екатерина | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 б |
Тюрина Виктория | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 б |
Анализ: из таблицы видно, что:
учеников (45%) - высокий уровень
учеников (45%) - средний уровень
ученика (10%) - низкий уровень
Результаты можно представить в виде диаграммы:
Таким образом, при проведении предварительного эксперимента учащиеся 2 "А" класса показали следующие результаты:
|
% - высокий уровень сформированности пространственного мышления,
% - детей имеют средний уровень сформированности пространственного мышления,
% - низкий уровень сформированности пространственного мышления.
Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:
Таким образом, после проведенных уроков по математике и конструированию уровень развития пространственного мышления значительно повысился. Это говорит о том, что проведенные нами уроки во 2 классе значительно улучшили процесс развития этого вида мышления второклассников, что явилось основанием доказательства правильной выдвинутой нами гипотезы.
Заключение
Среди многочисленных проблем в психологии проблема развития мышления младших школьников, несомненно, является одной из интенсивно исследуемых. Интерес к ней отнюдь не случаен. Проблема развития мышления находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Существует несколько точек зрения на определение понятия пространственного мышления. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы установили базовое определение для исследования. Это определение И.С. Якиманской.
По своей структуре пространственное мышление является многоуровневых образованием, куда входят элементы разного содержания и уровня развития. За основу в данной работе взята структура Т.В. Андрюшиной, опираясь на которую был подобран комплекс методик для исследования пространственного мышления у младших школьников.
В настоящее время в качестве одного из главных критериев математического развития личности многие психологи и педагоги рассматривают уровень развития пространственного мышления, который характеризуется умением оперировать пространственными образами. В последнее время отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственного мышления. И так как образные компоненты мышления интенсивнее развиваются в младшем школьном возрасте, то и пространственное мышление, целесообразно развивать у учащихся начальных классов.
Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условие успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучении, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.
Для улучшения геометрических знаний и развития пространственного мышления у учащихся 2 класса мною были проведены интегрированные уроки по курсу С.И. Волковой и О.Л. Пчёлкиной "Математика и конструирование", на которых детям понадобилось не только математические знания, но и конструкторские умения и навыки. Развитие пространственного мышления при проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как показало исследование, является очень важной и актуальной проблемой. Исследуя эту проблему, мы провели и апробировали комплекс упражнений и игр, направленных на развитие данного вида мышления, подобрали методы диагностики пространственного мышления применительно к младшему школьному возрасту.
В практической части работы мною было проведено изучение уровня развития пространственного мышления у учащихся 2 А класса. Результаты первичного исследования показали, что уровень развития этого вида мышления у учащихся носит слабый характер.
Проведенный формирующий эксперимент, как показали результаты контрольного эксперимента, существенно повысил уровень развития пространственного мышления младших школьников. В классе процесс развития пространственного мышления у учащихся вышел на более высокий уровень. Это говорит о том, что проведенные нами интегрированные уроки по математике и трудовому обучению способствуют развитию пространственного мышления второклассников, что явилось основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.
В результате всей проведенной этой работы мы можем сделать вывод о том, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, накопили более широкий запас пространственных представлений, расширили запас словесных знаний и терминологии, приобрели умение устанавливать взаимосвязи между объектами, словом, образом и предметом реальной действительности; стали мысленно оперировать представлениями, используя их как опору при усвоении знаний.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система уроков может способствовать повышению уровня развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений. Данные методики могут быть рекомендованы учителям на уроках математики. Эта работа может быть продолжена в 3 и 4 классах.
Таким образом, развитию пространственного мышления необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается в учебниках начальной школы. Необходимо разрабатывать методики формирования пространственного мышления у младших школьников, которые будут включить упражнения, представленные в определенной системе, а также на основе того материала, который имеется в учебнике, необходимо организовывать работу в детьми так, чтобы она способствовала развитию пространственного мышления.
Литература
1. Ананьев Б.Г., Рыбало Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964, 346 с.
. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: - Самара: корпорация "Фёдоров", Элиста: Издательский дом "Фёдоров", 2000, 184с.; илл.
. Беломестная А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе "Математика и коснтруирование" /А.В. Беломестная, Н.В. Кабанова // - Начальная школа 1990 №9
. Боднар М.Г. О структуре пространственных представлений младших школьников. - Новые исследования в психологии, 1974, №3, 170 с.
. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - № 11
. Брушлинская А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Просвещение, 1970, 230с.
. Вайткунене Л.В. Развитие пространственного мышления у школьников: Автореф. канд. дис. Вильнюс, 1964
. П.У. Байрамукова. Схематический рисунок при решении задач // Начальная школа - 1988 №11, 12
. Волкова С.И. Математика и конструирование /C.М. Волкова // Начальная школа - 1993 - № 7, с 49-53
. Волкова С.И., "Математика и конструирование". Тематическое планирование /С.И. Волкова // Начальная школа - 1991. - № 8, с. 25-34
. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Альбом по математике и конструированию: 2 класс /С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Посвещение, 1995, 64 с, илл.
. Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике "Математика" /С.И. Волкова // Начальная школа - 1997 - № 9
. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., 1961, №1, 97 с.
. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - М. "Антал" 1995, 136 с.
. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе // Диагностическая коррекционная работа школьного психолога. / Н.И. Гуткина - М.: 1987. - с. 19-38
. Жикалкина Т.К. Занимательны и игровые задания по математике для 2 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя - М.: "Просвещение" 1987, 64 с.
. Житомирский В.Г. Шевврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. /В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин - М.: Педагогика - Пресс, 1994, 106 с.
. Е.В. Заика, Н.П. Назарова, и.А. Маренич. / "Вопросы психологии", № 1, 1995
. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления. /А.З. Зак - // Начальная школа. - 1985. - № 5
. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996, 80 с.
. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969, 120 с.
. Истомина Н.Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина - М. Просвещение, 1985, 95 с.
. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы - М.: Новая школа, 1998. - 176 с.
. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина - // М.: Академия, 2001 г.
. Истомина Н.Б. Нефедова И.Б. "Первые шаги в формировании умения решать задачи. Новые подходы в обучении. // Начальная школа - 1998 № 11, 12
. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения. /Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова. // Начальная школа, - 2000 - № 4
. Кожевников В.А. Психология математических способностей школьников. /В.А. Кожевников - М.: Просвещение, 2003, 170 с.
. Кудрякова Л.А. Изучаем геометрию. /Л.А. Кудрякова. - 2001, 124 с.
. Линькова Н.П. К вопросу о пространственном мышлении. - В. сб.: Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964, 167 с.
. Люблянская А.А. Очерки психологического развития ребенка. /А.А. Люблянская - М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 549 с.
. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Т.Д. Марцинковская - М.: Линка-пресс, 1998, 174 с.
. Матвеева Н.А. Использование схемы при обучении учащихся решению задач // Начальная школа. - 1996. - № 2
. Менченская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. /Н.А. Менчинская - М.: Просвещение, 1985, 206 с.
. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика 2 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.
. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. /В.С. Мухина - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 456 с.
. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. /Л.Ф. Обухова - // М.: Тривола, 1996 - 360 с.
. Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе. /Ж.И. Пазушко. - 2005, - 167 с.
. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс М.: Баласс: С. - Инфо, 2000. - 64 с.: ил.
. Подходова Н.С. "Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Начальная школа - 1997 - № 10
. Пономарёв Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.М., 1967, 200с.
. Программы общеобразовательных учебных заведений начальных классах (1-4) /сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина - М.: Просвещение, 2001, 320 с.
. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики. /А.С. Пчелко - М.: Просвещение, 1965, 198 с.
. Рахвитие высших психических функций. Л.С. Выготский / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. Изд. Академии пед. наук. - М.: 1960 - 498 с.
. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. /А.П. Савин - М., "Педагогика" 1985 г, 450 с.
. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Метод. Пособие. /Р.В. Савинова, А.А. Белолюбская - Я., Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. - 38 с.
. Смирнова С.И. Использование чертежа при решении простых задач // Начальная школа. - 1998. - № 5
. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики. /Л.П. Стойлова - М., "Просвещение" 1998, 134 с.
. Стойлова Л.П. Математика. Учебное пособие. /Л.П. Стойлова - М.: Академия, 1998, 217 с.
. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. /Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина - Ярославль: академия развития, 1997
. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. /Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: академия развития, 2000. - 144 с.
. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологи. /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина - М.: Просвещение, "Владос", 1995. - 249 с.
. Федосеева З.В. Изучение предмета "Математика и конструирование" в 1-2 классах начальной школы - Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель", 1998, 48 с.
. Царева С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. С.Е. Царева Новосибирск, 1991, 173 с.
. Чимова А.И. Поиск и творчество. /А. Чимова. // Начальная школа 1988 № 5 с. 42
. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /О.А. Шаграева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
. Шардаков В.С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963, 356 с.
. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1988, 340 с.
. Якиманская И.С. Индивидуально-психологические различия в пространственной ориентации школьников. - Вопросы психологии, 1976, № 3, 120 с.
. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. / И.С. Якиманская - М. 1980, 324 с.
. Якиманская И.С. развитие пространственных представлений и их роль в усвоении начальных геометрических знаний. - В сб.: Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ под редакцией Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской. М., 1962, 246 с.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема пространственного мышления в психолого-педагогической литературе
1.1 Сущность понятия пространственного мышления
1.2 Структура пространственного мышления
Глава II. Особенности развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
2.1 Уровни развития пространственного мышления у младших школьников
2.2 Роль геометрического материала в формировании и пространственного мышления младших школьников
2.3 Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного мышления у учащихся во втором классе на уроках математики
3.1 Исследование исходного уровня сформированности пространственного мышления у учащихся 2 А класса
3.2 Развитие пространственного мышления у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Введение
Проблема развития мышления у младших школьников - одна из фундаментальных проблем детской психологии. Она находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Методологическую основу данной работы составляют психологические исследования по проблеме развития мышления младшего школьника психологов П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.П. Блонского; методические работы, посвященные проблеме формирования пространственных представлений у младших школьников, обучения элементам геометрии А.М. Пышкало, В.А. Гусева, С.Л. Альперович, М.В. Богданович, Е.В. Знаменского, Н.Д. Мацько, Т.Я. Нестеренко, М.В. Пидручный, П.М. Эрдниева, Б.П. Эрдниева и др.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Формирование и развитие в учебной деятельности младших школьников мышления является основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Интерес к теме "Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики" вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Её актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка и период младшего школьного возраста является сенситивным доля развития пространственного мышления. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития пространственного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструктирования. Обеспечению эффективных условий формирования пространственного мышления младших школьников на основе конструирования и посвящена моя работа.
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: конструирование как средство развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
Цель данного исследования: обосновать и разработать систему формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений на основе конструирования.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование пространственного мышления младших школьников будет наиболее эффективным, если:
на уроках математики в процессе формирования геометрических понятий и представлений использовать конструирование и игры прикладного характера;
учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся в пространственной ориентировке.
Исходя из целей исследования и гипотезы, в работе я поставила следующие задачи исследования:
изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности развития пространственного мышления младших школьников;
проанализировать содержание геометрического материала в программах математики для начальной школы;
экспериментально обосновать эффективность использования геометрического материала при формировании пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент.
пространственное мышление математика школьник
Глава 1. Проблема пространственного мышления в психолого-педагогической литературе
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!