Понятие, экономическая сущность, функции, источники происхождения прибыли в торговле — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие, экономическая сущность, функции, источники происхождения прибыли в торговле

2021-04-19 63
Понятие, экономическая сущность, функции, источники происхождения прибыли в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.

Прибыль является одной из наиболее сложных экономических категорий.

В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия (компании), понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло множество попыток отыскать однозначное определение прибыли. Все авторы сходятся в том, что прибыль - это разница, остаток, который содержится в выручке от продажи.

Английский экономист Дж.С. Милль определяет прибыль как остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также на выплату заработной платы персоналу [5]. А. Маршалл и Дж. Мак-Куллох уточняют данное определение прибыли, вычитая из доходов, кроме вышеуказанных затрат, также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов. Ф. Найт и Уэстон ввели в экономическую литературу понятие “чистой прибыли”, определяемой как “остаток из остатка”, из которого, помимо уже указанных элементов, отнимаются вознаграждение руководству компании и премия за риск [5].

Андре Бабо в труде “Прибыль” указывает, что прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, состоит из двух компонентов:

) доходы от обычной деятельности - представляют собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и иными затратами;

) доходы от обладания предприятием определенных активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), или активов, стоимость которых может изменяться в отчетном периоде (запасы, земельные участки, основные фонды и т.д.). [5].

Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. в работе “Экономикс”, рассматривая экономическую категорию “прибыль” выделяют два ее вида: экономическую и бухгалтерскую, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских издержек [7].

П. Хейне в своем труде “Экономический образ мышления” подчеркивает, что чаще всего прибыль определяется как полная выручка минус полные издержки. Вопрос заключается в том, что не включать в издержки П. Хейне определяет полные издержки как стоимость альтернативы, включающие в себя не только платежи за использованные товары и услуги, но и не явно выраженную ценность любых благ (труда, земли, капитала), которую поставляет фирма. Он подчеркивает, что прибыль возникает в результате неопределенности, так как в условиях отсутствия неопределенности любые расхождения между совокупной выручкой и совокупными издержками будут устранены в процессе конкуренции и прибыль станет равной нулю[13].

В общем виде прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления.

Прибыль следует рассматривать на двух уровнях и в двух аспектах(рис. 1.1).

 

Рис. 1.1 - Аспекты и уровни рассмотрения экономической категории “прибыль”[4]


Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции.

Стимулирующая - первая и основная функция прибыли. Суть ее состоит в стимулировании такого распределения ресурсов, которое в целом соответствует потребностям общества и вкусам потребителей. Ожидание прибыли стимулирует нововведения, они в свою очередь стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции, занятость населения и т.д.

Оценочная - другая важная функция, которая состоит в оценке эффективности деятельности предприятия. Размер прибыли предприятия в относительных и абсолютных показателях характеризует уровень эффективности его деятельности, возможности перспективного развития и показывает, насколько выгодны, необходимы инвестиции в это предприятие.

Воспроизводственная функция - прибыль, которую получает предприятие, является источником расширенного воспроизводства. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, осуществляется его производственное и социальное развитие.[4]

Источник доходов бюджетов различных уровней - четвертая функция прибыли, т.к. она выступает важнейшим источником формирования доходов государства и местных органов власти. Путем взимания установленных законодательством налогов с прибыли предприятий формируются доходные части местных бюджетов и государственного бюджета. Таким образом, прибыль служит важнейшим источником удовлетворения общегосударственных и региональных потребностей.

Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника [4].

Также выделяют следующие виды прибыли в зависимости от источников ее происхождения:

прибыль, заработанная благодаря инициативе;

прибыль, получаемая при благоприятных обстоятельствах;

«допускаемая» прибыль.

Рассмотрим более подробно каждый вид прибыли в зависимости от источников ее происхождения.

. Прибыль, заработанная благодаря инициативе. Источники ее получения следующие:

Внедрение инноваций т.е.:

а) внедрение на рынок «товара-новинки», который отличается от других подобных товаров, например, повышенным качеством, которое должно привести к увеличению прибыли за счет роста товарооборота и/или за счет увеличения нормы прибыли, если предприятие проводит на рынке стратегию «снятия сливок»;

б) освоение нового рынка сбыта, которое может осуществляться за счет расширения уже завоеванных рынков либо завоевания нового рынка. Например, если вы осуществляли свою деятельность только на городском рынке, то это может быть выход на краевой, российский, иностранные рынки. Все зависит от размеров и возможностей предприятия;

в) внедрение новых методов производства, торговли. Например, внедрение новых прогрессивных методов продажи, самообслуживание. При данном методе сокращается время на обслуживание одного покупателя, снижаются издержки обращения на оплату труда работников, а следовательно, растет и прибыль;

г) внедрение организационно-управленческих новшеств, когда рост прибыли может быть достигнут, например, за счет улучшения управления товарными запасами (для этого следует оснащать предприятие вычислительной техникой), за счет научной организации труда, расширения круга поставщиков и выбора наиболее оптимальных. [4].

Прибыль, как вознаграждение за риск, т.е. страховая премия компенсации риска за вложение капитала в данное дело (страхование рисков).

Разумное использование средств, экономия ресурсов. Например, оптимизация использования трудовых ресурсов за счет роста показателей фондооснащенности и фондовооруженности, оптимизация товарных запасов.

Дальновидная политика в отношении задолженности. Например, для торговых предприятий это может быть использование кредита не только денежного, но и товарного. Однако если в первом случае на решение об использовании кредита влияет в основном только процентная ставка за использование этого кредита, то во втором случае - цена за единицу товара, срок через который нужно оплачивать товар и т.д. В любом случае предприятие будет решать, что ему более выгодно: остаться без данного товара совсем, либо взять его в кредит. Конечно, при стабильной экономике товарное кредитование предприятий торговли дает им дополнительную возможность расширения ассортимента, но российская практика показала, что при тех нестабильных условиях, которые существуют у нас, это может быть достаточно опасным вплоть до банкротства, пример тому настоящий экономический кризис (особенно большие риски существуют при товарном кредитовании по валютным товарам) [4].

. Прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах («неожиданные прибыли»), включает:

прибыль, порожденную характером производственной деятельности. Например, для предприятий торговли это может быть динамика спроса, на которую влияют одновременно темп прироста населения, эластичность по ценам и доходам, характеризующая различные товары. Также это может быть повышение фондовооруженности по сравнению с конкурентами; [4]

прибыль, связанную с экономической конъюнктурой. Например, размер предприятия и занимаемая им доля рынка, увеличение покупательского спроса на продаваемый предприятием товар, более широкий ассортимент, чем у конкурентов; [4].

прибыль, возникающую из-за существующей структуры рынка. Например, увеличение доли занимаемого рынка вследствие благоприятных обстоятельств;

прибыли, возникающие благодаря воздействию инфляции. В результате инфляции происходит так называемое «разбухание» прибыли, это очень хорошо наблюдалось после кризиса 1998 года, в частности по товарам, закупленным за валюту. Положительным это явление назвать нельзя, т.к., во-первых, увеличивалась налогооблагаемая база и, во-вторых, резко снижалась покупательная способность рубля, что не позволяло восполнять товарные запасы в нужном количестве, несмотря на падение спроса. [4].

. «Допускаемая» прибыль, т.е. прибыль, зависящая от решения общественного института или договора между различными инстанциями (например, государством, профсоюзами, предприятиями) в большей степени, чем от экономических факторов. Например, навязывание цены производителем оптовому или розничному предприятию (если оно работает напрямую с производителем): в этом случае невозможна конкуренция цен, и норма прибыли у оптовых и розничных покупателей приобретает устойчивый характер. Однако чаще всего институализация связана с вмешательством государства. Это налоговое регулирование в виде предоставления на отдельные виды деятельности льгот и скидок, различные субсидии и дотации и т.д. [4].

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.