Проблема формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проблема формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре

2021-04-19 134
Проблема формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

дошкольный дружеский ролевой игра

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве:

¾ устойчивого чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А. Аржанова и др.);

¾ содержательных взаимосвязей между детьми (С.А. Козлова);

¾ избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон).

Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду.

Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия «дружба».

Очевидно, все составляющие «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий.

Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности: с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без сочувствия отношение к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится или замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение.

Таким образом, в целом понятие «дружба» - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

Недостаточная методическая разработанность проблемы «Формирования дружеских взаимоотношений дошкольников в игре».

Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: каким образом организовать игровую деятельность с целью решения проблемы развития дружеских взаимоотношений? Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявить и научно обосновать значимость игры в формировании дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Объектом изучения стали взаимоотношения дошкольников со сверстниками.

Предмет исследования - игра как средство формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что игровая деятельность станет эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, если последовательно включать дошкольников в участие в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть общетеоретические основы исследования проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

. Дать характеристику игры и определить её влияние на формирование дружеских взаимоотношений дошкольников.

. Разработать систему сюжетно-ролевых игр и проверить её эффективность на практике для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

Методы исследования:

теоретические: теоретический анализ, обобщение, анализ литературы;

эмпирические: диагностика (наблюдение, беседа, социометрия), педагогический эксперимент.


Список детей

1. Ветрова Оля                       7. Новиков Роман

. Дробов Сережа                     8. Рославцев Данил

. Ильина Настя                        9. Трошина Юля

. Казанцева Лена                     10. Хализов Миша

. Крючкова Полина                11. Шебаева Ксения

. Карпов Женя                        12. Шкадова Наташа

В группе царит теплая, дружеская атмосфера. Дети связаны между собой совместным участием в играх, занятиях, самостоятельной деятельности, взаимными симпатиями и антипатиями.

Опытно-экспериментальная работа проходила с 9 марта 2014 года по 20 мая 2014 года.

Она проводилась в три этапа:

этап - констатирующий.

этап - формирующий

этап - контрольный

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП.

Цель: изучить состояние работы по развитию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Игра - упражнение.

Задачи:

1) формировать навыки взаимопомощи;

2) воспитывать сочувствие, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: «Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). «Что же мне делать? Как мне быть?» - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

Продолжи рассказ

Задачи:

1) воспитывать чувство сострадания, сопереживания к другим людям;

2) предложить ребенку дать свой вариант ответа в данной ситуации;

)   учить оказывать помощь другим людям в трудной ситуации.

Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: «Что случилось?». Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: «Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!» Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением «героев», оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.

Чтение рассказов

Задачи:

1) на примере героев данных рассказов показать детям, какая сложная и порой опасная профессия врача;

) воспитывать у детей чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

«Навестила» В. Осеева, «Человек заболел» И. Туригин, «Обвал» Б. Житков.

Затем провести беседу о профессии врача, о том, как важно, чтобы у врача было доброе сердце.

Игра - упражнение

Задачи:

1) воспитывать отзывчивое отношение, переживание, сочувствие;

2) формировать у детей способы поведения, адекватные ситуации;

)   активизировать собственный опыт переживаний детей.

воспитатель разыгрывает с помощью игрушек сценку, при этом объясняет: «На борту корабля чрезвычайное происшествие, паника. Человек за бортом! Что же делать, как быть?».

Воспитатель предлагает детям разные роли (врача, матроса, капитана…). Внимательно выслушивает предложения детей, обращает внимание на то, как они относятся к «потерпевшему», поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.

Продолжи рассказ.

Задачи:

1) воспитывать доброжелательные отношения;

2) формировать умение сдержаться от упреков, нареканий, быть более снисходительными.

Дети строят из крупного конструктора «Лего» пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки.

Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.

Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал «нечаянно», он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.

Заключение

 

Дружеские отношения - взаимодействие людей, основанное на общности интересов и взаимной привязанности. Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы.
 Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф. Островской, В.М. Ивановой и др).

Приведенные данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и дружеских чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 10 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов отношений; появляется дифференцировка в основных видах отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. У детей стали преобладать такие взаимоотношения как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание. Повысился уровень сформированности отношений (отсутствуют дети с третьим уровнем). Появилась дифференциация отношений, дети стали подробнее и более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия и утешения к пострадавшему.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что игровая деятельность станет эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, если последовательно включать дошкольников в участие в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

 


Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987

2. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, №6.

.   Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.

.   Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.

.   Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.

.   Воспитание дружеских чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.

.   Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.

.   Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.

.   Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.

.   Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. - М.: Просвещение, 1972.

.   Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1990, №7.

.   Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

.   Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 1995, №12.

.   Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990, №11.

.   Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1990.

.   Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 1998.

.   Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, №7

.   Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.

.   Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Проспект, 1960.

.   Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.: Просвещение, 1957.

.   Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой. - М.: Педагогика, 1987.

.   Поздняк Л., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1995, №12

.   Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.

.   Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.

.   Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.

.   Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975.

.   Репина Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978.

.   Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: «Советская энциклопедия», 1987.

.   Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

.   Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: «Радяньска школа», 1985.

.   Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.

.   Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх. // Дошкольное воспитание. - 1964, №5

.   Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.

.   Шевченко Ю. Зарождение взаимоотношений дошкольников в игре. // Дошкольное воспитание. - 1989, №7

Введение

дошкольный дружеский ролевой игра

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве:

¾ устойчивого чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А. Аржанова и др.);

¾ содержательных взаимосвязей между детьми (С.А. Козлова);

¾ избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон).

Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду.

Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия «дружба».

Очевидно, все составляющие «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий.

Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности: с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без сочувствия отношение к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится или замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение.

Таким образом, в целом понятие «дружба» - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

Недостаточная методическая разработанность проблемы «Формирования дружеских взаимоотношений дошкольников в игре».

Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: каким образом организовать игровую деятельность с целью решения проблемы развития дружеских взаимоотношений? Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявить и научно обосновать значимость игры в формировании дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Объектом изучения стали взаимоотношения дошкольников со сверстниками.

Предмет исследования - игра как средство формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что игровая деятельность станет эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, если последовательно включать дошкольников в участие в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть общетеоретические основы исследования проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

. Дать характеристику игры и определить её влияние на формирование дружеских взаимоотношений дошкольников.

. Разработать систему сюжетно-ролевых игр и проверить её эффективность на практике для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

Методы исследования:

теоретические: теоретический анализ, обобщение, анализ литературы;

эмпирические: диагностика (наблюдение, беседа, социометрия), педагогический эксперимент.


Проблема формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.