Факторы и пути повышения производительности труда — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Факторы и пути повышения производительности труда

2021-04-19 65
Факторы и пути повышения производительности труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторы и пути повышения производительности труда

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр

 

 Введение.....................................................   4

1. Теоретические основы планирования производительности труда

и выявление путей ее повышения

 

1.1. Экономическая сущность и значение производительности труда...  6

1.2. Показатели и методы измерения производительности труда....... 14 

1.3. Методика планирования роста производительности труда с учетом

влияния отдельных факторов.................................... 21

 

2. Технико-экономическая характеристика деятельности и анализ 

производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах 

ОАО «Ульяновский речной порт»

 

2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности

     ОАО «Ульяновский речной порт»............................. 37

2.2. Анализ производительности труда на погрузочно-разгрузочных

     работах ОАО «Ульяновский речной порт»...................... 51

 

3. Пути повышения производительности труда

 

3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных

     работах ОАО «Ульяновский речной порт»...................... 56

 

3.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности

труда..................................................... 60

Заключение................................................... 63

Список использованной литературы............................... 64

 

Введение

 

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли, пароходства (как производственного объединения) и каждого предприятия. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.

Рост производительности труда означает: экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.

Под факторами роста производительности труда понимаются условия или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень.

 При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и ис­пользование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительноститруда - это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не исполь­зованы.

Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов – это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии

Цель данной работы – рассчитать, проанализировать производительность труда ОАО «Ульяновский речной порт» и выявить мероприятия, за счет выполнения которых предприятие могло бы повысить уровень производительность труда.

В первой главе дипломной работы показана экономическая сущность и значение производительности труда, представлены показатели и методы измерения производительности труда, а также приведена методика планирования роста производительности труда с учетов влияния отдельных факторов.

Во второй главе дается технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «Ульяновский речной порт», проводится анализ производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах, и выявляются резервы роста производительности труда.

В третьей главе приводится конкретное мероприятие по повышению производительности труда на ОАО «Ульяновский речной порт».

При написании дипломной работы были использованы экономическая и учебная литература, экономические газеты и журналы, учебники по аудиту и анализу хозяйственной деятельности, а также нормативные документы.

 

 

1. Теоретически основы планирования

Производительности труда

 

Классификация показателей трудоемкости

МЕТОДИКА РАСЧЕТА РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Таблица 2.3.

 

Анализ производительности труда одного работающего в порту на погрузочно-разгрузочных работах в отчетном по сравнению с прошлым годом

 

Показатель

Фактически

Отклонение,  (+,–) Темп роста, %   1999г. 2000г.     А 1 2 3 4   1. Объем переработки, тыс. тонн   1245,9   1978,3   +732,4   158,80   2. Среднесписочная численность работающих на ПРР, чел.   106   111   +5   104,72   3. Среднесписочная численность рабочих на ПРР, чел.     81     87     +6     107,41   4. Удельный вес (коэффициент) рабочих в общем контингенте     0,7642     0,7838     +0,0196     102,57   5. Средняя выработка  одного работающего, тыс. тонн     11,7545     17,8229     +6,0684     151,63   6. Средняя выработка  одного рабочего, тыс. тонн     15,3815     22,7391     +7,3576     147,85

Исчислим влияние на производительность труда одного работающего на переработке грузов за счет изменения структуры численности работающих и среднегодовой выработки одного портового рабочего, используя расчетную формулу (2.1.) и прием цепных подстановок.

Номер

Частные показатели

Обобщающий Расчет влияния
  расчета   подстановки Уд. вес портового рабочего Wпортового рабочего,  тыс. тонн/чел W работающих    на переработке, тыс. тонн/чел изменения  частного на  обобщающий
1 0,7642 15,3815 11,7545
2 1 0,7838 15,3815 12,0560 W1 = 0,3015
3 2 0,7838 22,7391 17,8229 W 2 = 5,7669

 

Баланс отклонений:  Wработающего= W1 + W2

17,8229 – 11,7545 = 0,3015 + 5,7669

+6,0684 = +6,0684

В 2000 году по сравнению с 1999 годом производительность труда по переработке грузов возросла на 6,0684 тыс. тон. Это произошло главным образом за счет увеличения средней выработки одного портового рабочего (рост производительности труда за счет этого фактора составил 5,7669 тыс. тон. или 95%) и в меньшей степени за счет увеличения структуры численности работающего, что составило 0,3015 тыс. тон. или 5%.

Используя данные таблицы 2.3. и расчетную формулу (2.2.):

Qперевозок = ССЧработающ. х Wработающ.,                  (2.2.)

а также с помощью интегрального приема исчислим влияние на объем переработки груза, за счет изменения численности занятых на погрузочно-разгрузочных работах:

ссчработQ = ССЧработ х (W0 + W1)

ссчработQ = 0,5 х 5 х (11,7545 + 17,8229) = 73,9435 (тыс. тон.)

Исчислим влияние на объем переработки груза, за счет изменения средней выработки одного работающего:

wработQ = Wработ х (CCЧ0 + ССЧ1)

wработQ = 0,5 х 6,0684 х (106 + 111) = 658,4214 (тыс. тон.)

Баланс отклонений:  Qперевозок = ссчработQ + wработQ

1978,30 – 1245,90 = 73,9435 + 658,4214

732,4 = 732,4

Объем погрузочно-разгрузочных работ по порту в 2000 году по сравнению с базисным увеличился на 732,4 тыс. тон. Это произошло в значительной степени за счет увеличения средней выработки одного работающего, что составило 658,4214 тыс.тон.(или 89,9%) от общего прироста переработки грузов. А увеличение средней списочной численности работающих на погрузочно-разгрузочных работах привело к росту объема переработки грузов на 73,9435 тыс. тон. (или 10,1%).

Рассчитаем влияние изменения объема погрузо-разгрузочных работ на величину производительности труда.

При увеличении объема переработки грузов на 58,80% численность рабочих 1999 года – 81 человек должна была бы возрасти до 129 чел. (81 х 1,59).

Фактическая численность портовых рабочих 2000 года составила – 87 чел. Высвобожденный контингент (129 – 87) = 42 чел. При расчетной численности в 129 чел. общая численность работников, относимая на погрузочно-разгрузочные работы, составила бы 153 чел. (129 + 24), а производительность труда (1978,30: 153) – 12,9301 тыс. тон./чел. Фактически она 17,8229 тыс. тон./чел. или на 4,8928 тыс. тон./чел. больше, что по отношению к производительности 1999 года (11,7545 т/чел.) составляет 41,6%. В связи с тем, что численность работающих не значительно увеличилась (7,4%), в то время как объем переработки грузов увеличился на 58,8% это явление в свою очередь обеспечило рост производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах на 41,6%.

Пофакторный анализ позволяет выявить резервы роста производительности труда. На основе анализа разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению эффективности переработки грузов. Каждое из намеченных мероприятий оценивается либо в показателях снижения трудоемкости, либо в относительной экономии рабочей силы от внедрения данного мероприятия.

Анализируя производительность труда желательно определить степень выполнения плана и динамику роста этого показателя за ряд лет, рассчитать, какие факторы и в какой степени обусловили положительное (или отрицательное) воздействие на изменение производительности труда и т.д.

Основой для разработки системы плановых показателей по труду являются: плановое задание, нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.

Разработке системы плановых показателей по труду предшествует тщательная подготовка, в ходе которой намечаются мероприятия по экономии живого труда, лучшему использованию рабочей силы на основе совмещения профессий, а также внедрению научно обоснованных норм и нормативов по труду и сокращению потерь рабочего времени.

Основными исходными данными для составления текущих планов по погрузочно-разгрузочным работам являются заявки клиентуры на год (с распределением по кварталам). Предприятия-заказчики представляют эти заявки до начала навигации. В них указываются отправители и получатели грузов, род груза, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта на другой, количество груза подлежащего переработки.

Планы по объему переработки грузов разрабатываются и утверждаются самостоятельно портом с учетом заключенных договоров на переработку грузов (см. Приложение 4). Договоры заключаются сроком на один год. С постоянной клиентурой допускается заключение договоров сроком до 5 лет с ежегодным уточнением объемов переработки. Годовые объемы переработки в договорах распределяются по кварталам. Задачи планирования объемов по переработке заключаются в том, чтобы обеспечить выполнение намеченного объема с наименьшими затратами.

План по численности на погрузочно-разгрузочные работы составляется с учетом числа механизмов вводимых в эксплуатацию навигационного периода и количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным данным.

При планировании объема переработки, контингента, занятого на погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы порта.

Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).

В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.

 

количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным данным.

При планировании объема переработки, контингента, занятого на погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы порта.

Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).

В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.

Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570 км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском районе Ульяновской области.

Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь груза с водой).

При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.) производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм загружаемого судна.

Рис.3.1. Технологическая схема з емляного снаряда «Портовый - 26»

Гидромеханизированную выгрузку песка из судов бункерного типа на берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки, размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную площадку (карту намыва).

Рис. 3.2. Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18:

Всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 – напорный трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 – корпус гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок размывателя.

В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью.

С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка. Этот объем был распределен следующим образом: на строительство моста через реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.

Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».

Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном «Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).

Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч., ПК «Ганц-2» – 913,7ч.

Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК «Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» – 262,2ч.

В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени

  Плавмеханизация   Объем переработки, тыс. тонн

Время работы, час

Отклонение, (+,–) Объем переработки расчет., тыс. тонн Прирост переработки, тыс. тонн
    факт. расчет.      
ПЗС - 26» 724,8 984,0 906,0 -78,0 787,2 62,4
ГП -18 607,2 796,5 759,0 -37,5 637,2 30
ПК «Ганц-2» 117,6 913,7 651,5 -262,6 165,0 47,4
Итого 1449,6 2694,5 2316,5 -378 1589,4 139,8

 

Факторы и пути повышения производительности труда

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр

 

 Введение.....................................................   4

1. Теоретические основы планирования производительности труда

и выявление путей ее повышения

 

1.1. Экономическая сущность и значение производительности труда...  6

1.2. Показатели и методы измерения производительности труда....... 14 

1.3. Методика планирования роста производительности труда с учетом

влияния отдельных факторов.................................... 21

 

2. Технико-экономическая характеристика деятельности и анализ 

производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах 

ОАО «Ульяновский речной порт»

 

2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности

     ОАО «Ульяновский речной порт»............................. 37

2.2. Анализ производительности труда на погрузочно-разгрузочных

     работах ОАО «Ульяновский речной порт»...................... 51

 

3. Пути повышения производительности труда

 

3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных

     работах ОАО «Ульяновский речной порт»...................... 56

 

3.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности

труда..................................................... 60

Заключение................................................... 63

Список использованной литературы............................... 64

 

Введение

 

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли, пароходства (как производственного объединения) и каждого предприятия. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.

Рост производительности труда означает: экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.

Под факторами роста производительности труда понимаются условия или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень.

 При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и ис­пользование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительноститруда - это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не исполь­зованы.

Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов – это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии

Цель данной работы – рассчитать, проанализировать производительность труда ОАО «Ульяновский речной порт» и выявить мероприятия, за счет выполнения которых предприятие могло бы повысить уровень производительность труда.

В первой главе дипломной работы показана экономическая сущность и значение производительности труда, представлены показатели и методы измерения производительности труда, а также приведена методика планирования роста производительности труда с учетов влияния отдельных факторов.

Во второй главе дается технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «Ульяновский речной порт», проводится анализ производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах, и выявляются резервы роста производительности труда.

В третьей главе приводится конкретное мероприятие по повышению производительности труда на ОАО «Ульяновский речной порт».

При написании дипломной работы были использованы экономическая и учебная литература, экономические газеты и журналы, учебники по аудиту и анализу хозяйственной деятельности, а также нормативные документы.

 

 

1. Теоретически основы планирования

Производительности труда

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.