Апокалиптические мотивы в прозе Солженицына — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Апокалиптические мотивы в прозе Солженицына

2021-04-19 151
Апокалиптические мотивы в прозе Солженицына 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Апокалиптические мотивы в прозе Солженицына

 

Студентка 0933 группы

Хасаншина Исламия Мансуровна

Научный руководитель: старший преподаватель

Сонькин Валерий Александрович

 

Набережные Челны 2013


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Апокалипсис и его отражение в эсхатологии и литературе: теоретический аспект

Апокалиптические мотивы и символика: эсхатологический аспект

Отражение апокалиптических сюжетов в русской литературе 19-20 веков

Глава 2. Апокалиптические мотивы в прозе А. Солженицына

Рассказ Солженицына "Захар Калита" как символ "забытости русской истории"

Православное восприятие жизни в условиях тоталитарного режима

Рассказ Солженицына "Правая кисть". Роль мотива возмездия

Продолжение традиций Л. Толстого и его притчи "Чем люди живы?" в повести Солженицына "Раковый корпус"

Апокалиптическое жизневосприятие в рассказе А. Солженицына "Эго"

Роль апокалиптических мотивов памяти в прозе А. Солженицына

Заключение

Библиография


Введение

 

Много ли в русской литературе найдется писателей, которые бы сфокусировали в своей судьбе и творчестве не только нравственные и исторические коллизии времени, но и оказали бы своим писательским ремеслом и жизнью во многом решающее воздействие на ход истории и революционные изменения в умах современников? Сразу всплывает в памяти Лев Толстой. И рядом с ним невозбранно встает имя Александра Солженицына, чей жизненный и творческий путь (при всей несхожести и даже противоположности его с толстовским) длиной в почти девять десятилетий нам предстоит еще осмыслить и понять. Очень верно подметил суть самого явления Солженицына Дмитрий Галковский, писатель и публицист: " Главное, что среди всеобщего оскотинения и подлости он на самом деле показал, что можно жить иначе. Я уже задумывался, а зачем все это? Ничего нет: нет любви, нет совести, нет нравственного долга. А Солженицын мне, совсем молодому и неопытному человеку, дал урок: "Неправда, все это есть". В известном смысле я считаю его своим духовным отцом". Но, конечно, к этому трудному счастью примешивались и горечь, и страдание (как определил сам Солженицын - я " один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России "). [Савельев А. 2008: С.31, 33.]

Актуальность работы. Л.Н. Толстой в "Николае Палкине" написал: " Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло? Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только оттого, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит и не пройдет никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать ее. А этого-то мы и не делаем ". Мы не случайно начали с цитаты этого великого человека. Солженицын является продолжателем непреходящих традиций русской литературы. Это человек одаренный нравственным ясновидением. Как и классики русской литературы, А. Солженицын во всех своих произведениях стремится к художественному воплощению подлинной жизненной реальности со всей мерой нравственной ответственности автора за это воплощение. Наше обращение к творчеству Александра Исаевича

Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода. Вот как цитирует самого Солженицына исследователь Спиваковский: "А истина, правда, во всем мировом течении одна, Божья". По всей видимости, именно на таком понимании истины как божественного Промысла, на бесконечном доверии к жизни как к сфере, в которой неявно для нас присутствует замысел Божий, и создавался художественный мир А.И. Солженицына.

Человеку ХХ века век ХIХ представляется золотым. Но Пушкин называл свой век " жестоким ", Баратынский - "железным ". На всем протяжении ХIХ столетия в России и в Европе раздавались голоса, предупреждавшие о шаткости такого мирового порядка, который обещает бесконечный путь развития. И в начале ХХ века, вместо торжества Прогресса, разразилась мировая катастрофа. Очевидно, мы должны были вследствие духовных потерь ХVIII и XIX века, пройти через ад ХХ века. Смысл русского ХХ века Солженицын формулирует как расплату, которая была предъявлена историей зареволюционные увлечения и либеральные заблуждения. " Я многие годы страдал: ну за что такая несчастная судьба у России! И я понял: значит, вот это и есть узкие, страшно тяжкие ворота, через которые мир должен пройти. Просто Россия прошла первая. Мы все должны протиснуться через этот ужас ". Солженицын говорит о перерождении гуманизма в ХХ веке, того рационалистического гуманизма, которому раньше удавалось смягчить зло и жестокость, однако в ХХ веке дважды взорвались " котлы запредельных жестокостей ". По Солженицыну на ХХ веке лежит неизмеримо большая вина за катастрофу истории. Солженицын-историк пишет о народе, который не оправдал звание богоносца и добровольно сочетался с коммунизмом. " Приходится признать, - пишет Солженицын, - что весь ХХ век жестоко проигран нашей страной; достижения, о которых трубили, все - мнимые. Мы сидим на разорище". И в другом месте: " Не уклонимся осознать и страшней: русский народ в целом потерпел в долготе ХХ века - историческое поражение, и духовное, и материальное ". Образы русской смуты - и Первой (в исторических образах), и Второй, в 1917-1918 годах, и Третьей, времен "России в обвале" ("лихие девяностые"), наполняют художественную прозу и актуальную публицистику писателя. Обсуждение сочинений А.И. Солженицына и его судьбы, как показывает опыт общения с читателями, затрагивает самую сердцевину мировосприятия людей, самый чувствительный нерв их сознания. Солженицын остается сегодня "болевой точкой" России и русского читателя. [Круглый стол "Солженицын и ХХ век" 2008: С. 16-17]

Академик Раен Валентин Никитин верно подметил: " Мир действительно вступил в апокалипсическую эпоху, вот отчего нам кажется, что "протонные струи" в опытах современных физиков-ядерщиков могут взорваться в "черную дыру", вызвать планетарную катастрофу и породить гекатомбу жертв… Стремление заглянуть за роковую завесу, предощущение того, что близко, что при дверях есть, присуще не только религиозному сознанию, но и сознанию каждого мыслящего человека".

Объект исследования. Проза Александра Исаевича Солженицына ("Захар Калита", "Матренин двор", "Правая кисть", "Раковый корпус", "Эго").

Предмет исследования. Формы и способы применения апокалипсических мотивов в произведениях Солженицына как метод художественно-дидактического осмысления окружающей действительности.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является раскрытие основных апокалиптических мотивов в прозе Солженицына.

Данная цель достигается решением следующих задач:

Определить общую характеристику Апокалипсиса.

Выявить актуальность и значимость данной тематики в современной русской литературе.

Обозначить на примерах отдельных произведений Солженицына апокалипсические мотивы и их значимость в контексте данных текстов.

Доказать необходимость и уместность этого явления в контексте творчества данного писателя в целом.


Заключение

 

Великие книги каждой национальной литературы вбирают в себя всю неповторимость, всю своеобычность эпохи, то главное, чем народ некогда жил, - и становятся собирательными образами его прошлого. Даже спустя десятилетия невозможно подчас выразить мысль лучше, чем через эти образы: "судьба его - Ивана Денисовича", "русская послевоенная деревня - Матренин двор"… Конечно, ни одно литературное произведение не может целиком вобрать все пласты народной жизни; и вообще - любая эпоха намного сложнее, чем способен ее понять и охватить даже самый одаренный ум. Но память об эпохе сохраняет лишь то поколение, которое ее видело, жило в ней, а те, кто родился позже, - они усваивают и хранят уже не память об эпохе, а ее собирательный образ; и чаще всего этот образ создается великой литературой, великими писателями. Поэтому на писателя возложена гораздо большая ответственность за историческую правду, чем на историка.

Путь "писателя, озабоченного правдой", который избрал Александр Исаевич Солженицын, требовал не только бесстрашия - в одиночку выстаивать против всей махины диктаторского режима: это был и самый трудный творческий путь. Потому что страшная правда - материал очень неблагодарный и неподатливый, хотя, казалось бы, должно быть наоборот: страшная правда должна потрясать читателя уже сама по себе, и от литературных достоинств произведения зависит немного. Но, пожалуй, еще удивительней умение Солженицына писать для всех. Сам Солженицын не раз говорил, что он пишет " за Россию безъязыкую", но исконную, нутряную, за Ивана Денисовича - и для него, а " образованная Россия напишет за себя сама". Но вышло иначе. Его книги оказались на поверку - для всех.

Достоевский при нравственной оценке своих героев главное внимание сосредотачивал на способности человека сердцем отличить добро от зла. Толстого больше интересовало как, каким образом может человек развить в себе доброе начало и преодолеть греховное. Солженицын тоже много размышляет об этом на страницах своих книг - писатель попросту не состоятелен, если не касается этих "вечных тем". Но основное внимание у Солженицына обращено, пожалуй, на способность человека выстоять, отстоять свой нравственный выбор жизни - в лагерном ли аду или в серой будничной повседневности. Ведь человек может отстоять свой выбор бесстрашно, с гордо поднятой головой, а может - трясясь от страха, сомневаясь, "выдавливая из себя раба по капле", но все-таки не сломаться, выстоять. Солженицын исследует все этапы, все промежуточные ступени на этом пути - вставания с колен, распрямления и восхождения наверх. Или - падения обратно. Под свои концепции Солженицын почти никогда не подводит общефилософской теоретической базы. Солженицын в своих убеждениях опирается на доскональное знание жизни. Знании, благодаря уникальной биографии, во весь охват: от кремлевских вождей и западных президентов до Матрены и Ивана Денисовича, от фронта и сталинского концлагеря - до Нобелевской трибуны.

Произведения Солженицына теперь вернулись в Россию и опубликованы все, но их духовное и философское осмысление еще только предстоит нашему народу, оно только начинается. И никогда не завершится. Бессмертные произведения потому и бессмертны, что в каждую новую эпоху они наполняются новым содержанием, каждое новое поколение по-новому их понимает и находит в них то, о чем современники писателя не могли даже и догадываться. [Рак И. 1998: С.87-88, 90-91, 94-95.]

Говоря о апокалипсичности произведений Солженицына нельзя не упомянуть и того, что именно Солженицын публично указал на пороки нового российского общества. Он никогда не боялся прикасаться к проблемам, к которым из-за какой-то пошлой стыдливости не принято обращаться. Он говорил о том, что народ, заплативший за свою победу много более высокую плату, чем побежденные, вряд ли может считаться победителем. Он говорил о сложности отношений русских и евреев. Он говорил о необходимости покаяния за все, что произошло с нами, именно с нами в ХХ веке. Вопросы о том, как нам обустроить Россию, должны, по Солженицыну, решаться на протяжении жизни поколений. Но начинать движение и, главное, выбирать направление движения нужно сегодня. Нам необходимы все внешние приметы увековечения памяти этого великого человека. Но истинное увековечение в том, чтобы мы в конце концов поняли Солженицына, поняли, прислушались к его советам, стали "жить не по лжи", повседневно учились обустраивать себя, обустраивать свою душу, "обустраивать Россию", чтобы мы читали мудрые книги и брали из них все то, до чего сегодня доросли. [Страницы главного редактора: на пути к Солженицыну 2008: С.4, 6.]


Библиография

1. Солженицын А.И. Рассказы и Крохотки / А.И. Солженицын. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 704с.

. Солженицын А.И. Матренин двор / А.И. Солженицын. - М.: Детская литература, 2011. - 220с. - (Школьная библиотека)

. Солженицын А.И. Раковый корпус / А.И. Солженицын. - М.: Азбука классика, 2009.- 480с.

. Архангельский А.Н. У парадного подъезда: литературные и культурные ассоциации периода гласности (1987-1990). - М.: Советский писатель, 1991. - 336с.

. Голубков М. На изломах: русский национальный характер в творчестве А.И. Солженицына / М. Голубков // История России ХIХ-ХХ веков: новые источники понимания / Под ред. С.С. Секиринского. М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 180-189.

. Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: учеб. пособие для абитуриентов вузов / М.М. Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 288с.

. Довнор А.И. Современная русская литература: анализ произведений школьной программы: справ. Пособие / Сост. Д.И. Довнор, А.И. Запольский. - Минск.: Книжный дом, 2003. - 448с.

. Колядич Т.М. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.М. Колядич. - М.: Академия, 2005. - 424с.

. Круглый стол "Солженицын и ХХ век" // Литература (Первое сентября). -2008. - №22. - 16-17.

. Левицкий С. Этика Солженицына / С. Левицкий // Юность. - 2011. - №1. - С.102-107.

. Лейдерман Н.Л. Русская литература ХХ века (1950-1990 годы): учеб. пособие для высш. учеб. заведений: в 2т. Т. 1. 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 5-е изд. - М.: Академия, 2010. - 416с.

. Лёвушкина О.Н. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" / О.Н. Лёвушкина // Литература в школе. - 2010. - №8. - С.13-17.

. Медведкова О. Миражи и явь Куликова поля / О. Медведкова // Литература (Первое сентября). - 2010. - №2. - С.32-33.

. Никитин В. Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века / В. Никитин // Живой журнал. - http://rutabo.livejournal.com/212326.html.

. Пономарева И. "Живое" и "мертвое" в рассказе А.И. Солженицына "Правая кисть" / И. Пономарева // Литература (Первое сентября). - 2010. - №2. - С. 34-37.

. Рак И. Озабоченный правдой / И. Рак // Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - С.87-95.

. Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (русская классика): учебное пособие / Г.И. Романова; под ред. Проф. Л.В. Чернец. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 256с.

. Савельев А. Книга о свидетеле и страдателе / А. Савельев // Литература (Первое сентября). - 2008. - №22. - С.31-34.

. Сараскина Л.И. Александр Солженицын / Л.И. Сараскина. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 935с. - (ЖЗЛ: Биография продолжается: сер. биогр.; вып. 12.)

. Страницы главного редактора: на пути к Солженицыну // Русская словесность. - 2008. - №5. - С.3-6.

. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: учебное пособие / А.В. Урманов. -2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 384с.

. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество: кн. для учащихся / В.А. Чалмаев. - М.: Просвещение, 1994. - 287с.

Курсовая работа

Апокалиптические мотивы в прозе Солженицына

 

Студентка 0933 группы

Хасаншина Исламия Мансуровна

Научный руководитель: старший преподаватель

Сонькин Валерий Александрович

 

Набережные Челны 2013


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Апокалипсис и его отражение в эсхатологии и литературе: теоретический аспект

Апокалиптические мотивы и символика: эсхатологический аспект

Отражение апокалиптических сюжетов в русской литературе 19-20 веков

Глава 2. Апокалиптические мотивы в прозе А. Солженицына

Рассказ Солженицына "Захар Калита" как символ "забытости русской истории"

Православное восприятие жизни в условиях тоталитарного режима

Рассказ Солженицына "Правая кисть". Роль мотива возмездия

Продолжение традиций Л. Толстого и его притчи "Чем люди живы?" в повести Солженицына "Раковый корпус"

Апокалиптическое жизневосприятие в рассказе А. Солженицына "Эго"

Роль апокалиптических мотивов памяти в прозе А. Солженицына

Заключение

Библиография


Введение

 

Много ли в русской литературе найдется писателей, которые бы сфокусировали в своей судьбе и творчестве не только нравственные и исторические коллизии времени, но и оказали бы своим писательским ремеслом и жизнью во многом решающее воздействие на ход истории и революционные изменения в умах современников? Сразу всплывает в памяти Лев Толстой. И рядом с ним невозбранно встает имя Александра Солженицына, чей жизненный и творческий путь (при всей несхожести и даже противоположности его с толстовским) длиной в почти девять десятилетий нам предстоит еще осмыслить и понять. Очень верно подметил суть самого явления Солженицына Дмитрий Галковский, писатель и публицист: " Главное, что среди всеобщего оскотинения и подлости он на самом деле показал, что можно жить иначе. Я уже задумывался, а зачем все это? Ничего нет: нет любви, нет совести, нет нравственного долга. А Солженицын мне, совсем молодому и неопытному человеку, дал урок: "Неправда, все это есть". В известном смысле я считаю его своим духовным отцом". Но, конечно, к этому трудному счастью примешивались и горечь, и страдание (как определил сам Солженицын - я " один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России "). [Савельев А. 2008: С.31, 33.]

Актуальность работы. Л.Н. Толстой в "Николае Палкине" написал: " Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло? Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только оттого, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит и не пройдет никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать ее. А этого-то мы и не делаем ". Мы не случайно начали с цитаты этого великого человека. Солженицын является продолжателем непреходящих традиций русской литературы. Это человек одаренный нравственным ясновидением. Как и классики русской литературы, А. Солженицын во всех своих произведениях стремится к художественному воплощению подлинной жизненной реальности со всей мерой нравственной ответственности автора за это воплощение. Наше обращение к творчеству Александра Исаевича

Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода. Вот как цитирует самого Солженицына исследователь Спиваковский: "А истина, правда, во всем мировом течении одна, Божья". По всей видимости, именно на таком понимании истины как божественного Промысла, на бесконечном доверии к жизни как к сфере, в которой неявно для нас присутствует замысел Божий, и создавался художественный мир А.И. Солженицына.

Человеку ХХ века век ХIХ представляется золотым. Но Пушкин называл свой век " жестоким ", Баратынский - "железным ". На всем протяжении ХIХ столетия в России и в Европе раздавались голоса, предупреждавшие о шаткости такого мирового порядка, который обещает бесконечный путь развития. И в начале ХХ века, вместо торжества Прогресса, разразилась мировая катастрофа. Очевидно, мы должны были вследствие духовных потерь ХVIII и XIX века, пройти через ад ХХ века. Смысл русского ХХ века Солженицын формулирует как расплату, которая была предъявлена историей зареволюционные увлечения и либеральные заблуждения. " Я многие годы страдал: ну за что такая несчастная судьба у России! И я понял: значит, вот это и есть узкие, страшно тяжкие ворота, через которые мир должен пройти. Просто Россия прошла первая. Мы все должны протиснуться через этот ужас ". Солженицын говорит о перерождении гуманизма в ХХ веке, того рационалистического гуманизма, которому раньше удавалось смягчить зло и жестокость, однако в ХХ веке дважды взорвались " котлы запредельных жестокостей ". По Солженицыну на ХХ веке лежит неизмеримо большая вина за катастрофу истории. Солженицын-историк пишет о народе, который не оправдал звание богоносца и добровольно сочетался с коммунизмом. " Приходится признать, - пишет Солженицын, - что весь ХХ век жестоко проигран нашей страной; достижения, о которых трубили, все - мнимые. Мы сидим на разорище". И в другом месте: " Не уклонимся осознать и страшней: русский народ в целом потерпел в долготе ХХ века - историческое поражение, и духовное, и материальное ". Образы русской смуты - и Первой (в исторических образах), и Второй, в 1917-1918 годах, и Третьей, времен "России в обвале" ("лихие девяностые"), наполняют художественную прозу и актуальную публицистику писателя. Обсуждение сочинений А.И. Солженицына и его судьбы, как показывает опыт общения с читателями, затрагивает самую сердцевину мировосприятия людей, самый чувствительный нерв их сознания. Солженицын остается сегодня "болевой точкой" России и русского читателя. [Круглый стол "Солженицын и ХХ век" 2008: С. 16-17]

Академик Раен Валентин Никитин верно подметил: " Мир действительно вступил в апокалипсическую эпоху, вот отчего нам кажется, что "протонные струи" в опытах современных физиков-ядерщиков могут взорваться в "черную дыру", вызвать планетарную катастрофу и породить гекатомбу жертв… Стремление заглянуть за роковую завесу, предощущение того, что близко, что при дверях есть, присуще не только религиозному сознанию, но и сознанию каждого мыслящего человека".

Объект исследования. Проза Александра Исаевича Солженицына ("Захар Калита", "Матренин двор", "Правая кисть", "Раковый корпус", "Эго").

Предмет исследования. Формы и способы применения апокалипсических мотивов в произведениях Солженицына как метод художественно-дидактического осмысления окружающей действительности.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является раскрытие основных апокалиптических мотивов в прозе Солженицына.

Данная цель достигается решением следующих задач:

Определить общую характеристику Апокалипсиса.

Выявить актуальность и значимость данной тематики в современной русской литературе.

Обозначить на примерах отдельных произведений Солженицына апокалипсические мотивы и их значимость в контексте данных текстов.

Доказать необходимость и уместность этого явления в контексте творчества данного писателя в целом.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.