Управление жизненным циклом изделий — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Управление жизненным циклом изделий

2021-04-19 48
Управление жизненным циклом изделий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время ОАО «Утес» выпускает новейшие авиационные приборы,  различные виды медицинской техники, широкий спектр потребительских товаров, комплектующие для отечественных автомобильных заводов. И даже в рамках одной категории у каждого наименования изделия свой жизненный цикл. Для ясности картины приведу динамику объемов производства, начиная с 1998 г. В диаграмме 2.

На диаграмме 2 хорошо видно, что в 1998 г. объемы производства были малы, это связано с наличием малого количества разработок по гражданской продукции. Мощности завода используются далеко не полностью.

С 1999 по 2001 гг. происходит значительный скачок роста объемов производства, эта связано с выпуском новой продукции, освоенной заводом.

Если детальнее рассматривать медицинскую технику, то здесь спрос определялся отсутствием указанных изделий в медицинских учреждениях России. Конструкторский отдел ОАО «Утес» изучал зарубежные аналоги изделий и на их базе разрабатывал собственные, соответствующие требованиям потребителей.

Проценты         

 

 

                                                                                                                                                                                          

 

 

  Года

 

 

Диаграмма 2 – Динамика объема производства, в процентах

Они были обречены на хорошую реализацию – продукция проходила короткий период выведения на рынок и быстро возрастали объемы реализации. Соперников практически не было, так как Западные образцы были намного дороже, поэтому не могли составить конкуренции. Таким образом, в нашей продукции достигалось оптимальное соотношение цены и качества.

 После 2001 г. Происходит небольшой рост объемов реализации, так как подобную продукцию начинают производить другие отечественные заводы – на рынке сбыта появились конкуренты, такие как: «ЭЛЕмАМ» - Новосибирск, НПО «Автоматика» Екатеринбург, НПФ «Авионика» Москва. Рынок постепенно насыщается.

В ОАО «Утес» в 2002 г. образуется отдел маркетинга, который вплотную начинает заниматься исследованием рынка, составлением прогнозов реализации и рекомендаций по продлению жизненных циклов изделий.

Предприятие участвует на международных выставках. Применяется почтовая связь – рассылаются рекламные буклеты по фирмам, занимающимся распространением медицинской техники. Применяются средства электросвязи и Интернет – которому сейчас отдается предпочтение.. Предприятие участвует в конференциях, симпозиумах, тендерах. Для реализации собственной продукции ОАО «Утес» использует:

- ежедневные газеты, журналы, экономические обзоры; - справочники, указатели, адресные службы; - поставщики, клиенты, заказчики, конкуренты; - прямая рекламная рассылка; - теле-, радиовещание, печать; - изучение рынка; - опросы экспертов и потребителей; - консультантов.

Интерес к концепции жизненного цикла продукта лежит в области замены товаров, находящихся на этапе спада на новые, причем с точки зрения временных параметров данных процессов, т.к. они отражают такие важные критерии как критические точки начала или прекращения производства, начала или окончания НИОКР и освоения (разработки нового продукта). Как правило, окончание разработки нового продукта является началом его производства.

Период освоения является одной из составляющих жизненного цикла, а его сокращение позволяет изделию раньше выйти на рынок тем самым продлить его жизненный цикл и получить за счет этого экономический эффект. Поэтому наибольшую важность имеет технология определения этого эффекта, получаемого не за счет снижения статей затрат себестоимости (при несомненной их значимости), а за счет сокращения сроков освоения. Это продуктивно применялось при выводе на рынок изделий медицинской техники.

На ОАО «Утес» существует такое соотношение объемов реализации выпескаемой медицинской техники, как показано на рисунке 2.

       «ОМ-1»    Вулкан 1-1 ДШВ-1   Вулкан 2    Весы            КС-01   Венец   

Диаграмма 3 - Доля каждого вида товара в процентах за 2004 г.

(в ценах на 01.01.2004 г.)

На протяжении всего времени использования изделие физически изнашивается и для восстановления его работоспособности требуются регулярные строго регламентные осмотры, обслуживание и ремонты. На предприятии осуществляется гарантийное и постгарантийное обслуживание выпускаемой продукции. Этим занимается специальное подразделение – отдел эксплуатации. Он производит ремонт дефектной продукции, анализ причин возникновения брака и принятие мер в производстве по недопущению этого брака впредь.

Для продления жизненного цикла этой группы изделий применяют дифференцированные скидки, в зависимости от количества, приобретаемой продукции:

- 3% - от двух штук;

- 6% - от 5 штук;

- 10% - при крупных закупках – в основном при помощи конкурсных торгов.

Другая отличительная особенность рассматриваемой продукции: в течение длительного жизненного цикла изделие морально стареет и для продления срока жизни его подвергают модернизации.

Приведем конкретные примеры модернизации изделий, производимых ОАО «Утес» и рассмотрим в деталях их жизненный цикл:

1) в процессе эксплуатации отсасывателя медицинского ОМ – 1 выявились некоторые недостатки в конструкции – трудная заменяемость стеклянных банок-сборников со шкалой, изготавляемых специально для данного изделия в г.Клин. Практикующие врачи высказывали пожелания по облегчению процесса замены 5-ти литровых фирменных банок сборников, которые иногда бьются, и сложности покупки подобных, на обычные, используемые в быту, 3-х литровые банки. На основании вышеописанного пожелания заводом были внесены конструктивные изменения в технологию производства отсасывателя, изменены герметично закрывающиеся крышки и подводы стерилизующихся трубок и заменены 5-ти литровые стеклянные банки-сборники на 3-х литровые. Это продлило срок использования конкретного изделия и соответственно повлияло на жизненный цикл этого вида продукции.

   На рисунке 3 отражен жизненный цикл отсасывателя медицинского. Анализируя этот график, мы наблюдаем резкий подъем реализации в 1993 г. – в самом начале жизненного цикла изделия. Это связано с тем, что в лечебных учреждениях страны не хватало приборов с такими функциями. Заводом были проведены маркетинговые исследования рынка медицинской техники и была выявлена эта необходимость. Прибор был относительно прост в разработке. Таким образом ОАО «Утес» приступил к выпуску «ОМ-1». Объемы реализации начали быстро возрастать, так как на здравоохранение Госбюджетом выделялось достаточное количество средств, а «ОМ-1», по сравнению с Западными аналогами был значительно дешевле. Таким образом он был обречен на хороший спрос. Затем, согласно графику в 1996-1998 годах мы наблюдаем спад объемов реализации, это характерно для всех видов продукции – это связано с резким спадом в экономике страны. Уменьшением финансирования здравоохранения. Хотя спрос оставался на высоком уровне, но возможности приобретения отсасывателей у медицинских учреждений не было. Затем, в 1999 году мы видим увеличение объемов производства. У завода по-прежнему не было Российских конкурентов. Далее – после 2001 года начинается медленный спад – это вызвано увеличением количества конкурентов, на данный момент в России около 15 предприятий выпускают аналогичную продукцию. Завод находится в условиях жесткой конкуренции. Участвует практически во всех конкурсных торгах по медицинской технике. ОАО «Утес» остается конкурентно-способным, благодаря хорошему соотношению цены и качества, изготавливаемой продукции.

Рисунок 8 – Кривая жизненного цикла «ОМ-1»

    Детали, используемые в «ОМ-1», применяются и в других изделиях. Это экономит затраты завода и загрузку линий, в частности, компрессор, применяемый для отсасывания создает разрежение и перекачивает жидкость из брюшной, суставной или другой полости в сосуд. В процессе применения врачами практиками отсасывателя появилась необходимость создавать избыточное давление для промывания полостей, эта функция изначально не планировалась производителем, но обнаружилась на практике – это является примером перепозиционирования;

2) ингалятор-ультразвуковой – разработан на основе зарубежных аналогов. В процессе эксплуатации потребовалось внедрение таймера, который бы показывал время проведения процедуры, в результате чего конструктора внедрили разработку ингалятора с таймером. Это дает возможность экономить расход лекарственных препаратов, точная подача лекарства пациенту, в соответствии с рекомендациями врача. В процессе эксплуатации вскрылись недостатки – часто трескались верхние сосуды, изготовленные из оргстекла. Были изменены конструкции верхних сосудов, применены другие материалы – пластмасса, изменена технология изготовления. Стала использоваться стабилизация – снимается внутреннее напряжение, возникающее в процессе создания этих сосудов

 

 

Рисунок 9 – Кривая жизненного цикла ингалятора-ультразвукового «Вулкан-1»

При производстве ингалятора с подогревом лекарственного вещества для медицинский учреждений «Вулкан-1», стоимостью 4 950 руб., возникла идея производить более дешевые ингаляторы без подогрева лекарств для домашнего пользования – «Вулкан-2», стоимостью 1 800 руб. – значительно дешевле – это пример увеличения ассортимента.

Анализируя кривую жизненного цикла ингалятора-ультразвукового «Вулкан-1», мы наблюдаем до 1999 году картину – схожую с кривой жизненного цикла «ОМ-1». В 2000 году наблюдается подъем объемов реализации, это связано с выходом на рынок Ближнего зарубежья – Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Украины. В 2002 году на Российском рынке появляется большое число конкурентов. ОАО «Утес» со своей продукцией остается в выигрыше во-первых по цене – она в 1,5 раза меньше цены ближайшего конкурента – «ОХ-10», производства Украины – г.Киев. Он прост и неприхотлив в использовании. В настоящее время ирнгалятор-ультразвуковой «Вулкан-1», выигрывает множество тендеров на поставку медицинской техники в лечебные учреждения страны;

2) дозатор «ДШВ-1» – для внутривенных инъекций. Находится в периоде спада реализации. Так как конструкция устаревает, электромеханический привод уже не актуален. В настоящее время пользуются спросом дозаторы с непрерывной подачей лекарственного средства, с клавишами сенсорного управления. У нашего прибора 35 скоростей, а у импортных аналогов неограниченное количество. Дозатор «ДШВ-1» изготавливался с аналога западно-германского шприцевого насоса «Линиамат» с электромеханическим приводом.

Рисунок 10 – Кривая жизненного цикла «ДШВ-1»

   В процессе эксплуатации вскрылись серьезные недостатки в механизме привода, в результате чего были произведены конструктивные доработки двигателя. Ранее на шприцевом насосе применялись стеклянные шприцы. Сейчас эпидемиологическая обстановка в мире потребовала перехода на одноразовые шприцы и системы. Для реализации этого изменения была пересмотрена конструкция крепежного и двигающего механизма.

   Анализируя график жизненного цикла «ДШВ-1», мы наблюдаем сходную картину, с другими медицинскими изделиями, производимыми ОАО «Утес». Увеличение объемов реализации в 2001 году связан с реализацией данного вида продукции на рынках Узбекистана, Казахстана, Белоруссии и Украины. В дальнейшем планируется еще больший спад объемов реализации «ДШВ-1», так как завод осознает, что конструкция устарела. И затраты на усовершенствование данного вида продукции себя не окупят;

4) весы электронные настольные медицинские – это разработки наших отечественных институтов – представляют из себя лоток и пульт управления. При изготовлении стоимость их получилась в 1,5 раза выше, чем цена у основных конкурентов – электрических весов «САША» производства г.Санкт-Петербург. Плюс у них был встроенный пульт управления. Это потребовало внесения значительных конструкторских переработок, применения более дешевых материалов и комплектующих, которые обеспечивали бы конкурентоспособное соотношение цены и качества. Конструктора ОАО «Утес» внесли необходимые коррективы, что не замедлило отразиться на объемах сбыта – жизненный цикл товара был продлен. Завод вышел с данной продукцией на рынки ближнего зарубежья – Украины, Казахстана, Узбекистана и Белоруссии.

Производство продукции автомобильного направления и авиационных приборов определяется стабильным спросом на них заводов страны. Что касается приборов для автомобилей их потребляют УАЗ, ВАЗ, ГАЗ. У продукции в среднем медленный, но стабильный спрос, однако часть изделий находятся на стадии спада – это электробензонасосы для инжекторных двигателей автомобилей. Это происходит по причине плохой конкурентоспособности товара – частые отказы при эксплуатации.

Из отечественных производителей конкурентом является Саратовский завод. На данный момент на рынке 70% нашей продукции и 30% их, но заказчики в автомобилестроительной промышленности все чаще отдают предпочтение более дорогим, но качественным и главное надежным насосам фирм BOSH и  ASAN.

Что касается этой группы продукции, на предприятии для продления его жизненного цикла применяются дифференцированные скидки и договорные цены с заводами-производителями автомобилей. По приборам, производимым для авиационной промышленности конкурентов у завода нет. Он работает под заказ заводов изготовителей, производящих военную, транспортную и гражданскую авиационную технику. Объем производимой продукции зависит от количества самолетов, запланированных к выпуску. Это накладывает свой отпечаток на качество приборов. Их структура не изменялась уже много лет. Необходимо иметь ввиду, что зарубежные производители авиационной техники внедряют производство приборов с выведением показателей на видео-мониторы. Конкуренция со стороны компаний «Боинг» и «Эйербас» являются важным стимулом повышения качества выпускаемой продукции. Объем закупок определяется средствами в бюджете Министерства обороны. В настоящее время авиационную отрасль России поддерживают поставки в Китай, Индию и Малайзию.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.