Организация наличного денежного обращения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация наличного денежного обращения

2021-04-19 72
Организация наличного денежного обращения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Налично-денежный оборот включает платежи, осуществляемые наличными деньгами, и в основном связан с доходами и расходами населения.

Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, между отдельными группами населения и в ограниченных размерах между предприятиями. Несмотря на то, что по объему оборот наличных денег значительно меньше безналичного оборота, значение его в организации нормальных экономических отношений в хозяйстве велико. Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Поэтому от состояния налично-денежного оборота во многом зависит нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательской способности.

Наличные деньги, обращающиеся на территории России, являются кредитными деньгами. Выпуск денег в обращение должен осуществляться в порядке кредитования хозяйства.

Исключительное право выпуска и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Центральному Банку Российской Федерации (ЦБ РФ). Центральный банк РФ определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок определения, замены поврежденных банкнот и монет и порядок их уничтожения [16,с.42].

На Центральный банк возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы. До недавнего времени в нашей стране в условиях административно-командной системы управления хозяйством действовала определенная система планирования и регулирования денежного обращения.

Руководство денежной, кредитной системой и кассово-эмиссионное регулирование являлись исключительным правом правительства. Оно единолично определяло размеры эмиссии или изъятия денег из обращения. Вся организационно-техническая работа по кредитно-расчетному и кассово-эмиссионному обслуживанию народного хозяйства была возложена на Госбанк, который нес ответственность за выполнение указанных правительственных директив.

Система планирования и регулирования денежного обращения сводилась к следующему. Госбанк, как кредитный, расчетный и кассово-эмиссионный центр страны обеспечивал жесткое разграничение безналичного и налично-денежного оборота.

Движение наличных денег планировалось и регулировалось путем составления и исполнения баланса денежных доходов и расходов населения, кассового и кредитного планов Госбанка. В процессе планирования и регулирования денежного обращения на каждый из этих документов возлагалась своя конкретная задача, но на основании результатов этих балансов Правительство решало вопросы об эмиссии или изъятия денег из обращения.

Задание же по изъятию или эмиссии денег в обращение было обязательным для всех банков, осуществляющих кассовое обслуживание предприятий, организаций и учреждений.

В условиях перехода к рыночной экономике естественным явился отход от жесткого кредитного и кассового планирования денежного обращения и переход к новой, более рыночной системе регулирования величины денежной массы в обращении. Определены инструменты и методы денежно- кредитной политики Банка России:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы.

Однако использование того или иного метода регулирования предполагает решение вопроса об объекте регулирования и способах его измерения.

Регулируя объем денежной массы, Центральный банк действует доступными ему методами через банки [22, c.43]

При осуществлении кассового обслуживания банки строят свои отношения с клиентами на договорной основе. В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов банки руководствуются инструктивным материалом и прочими регулирующими материалами ЦБ РФ в пределах Закона “О банках и банковской деятельности” от 03 февраля 1996г. В то же время предприятия и организации обязаны осуществлять свои операции с наличными деньгами в рамках утвержденного 16.03.95г. порядка ведения кассовых операций. Так, организации, предприятия и учреждения независимо от организационно- правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Прием наличных денег при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком, по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим их банком [13, с.65].

Для установления лимитов остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки в банк предприятия в начале первого квартала представляют в банк специальный расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление размещения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу. В этой заявке предприятия показывают трехмесячный объем денежных поступлений, предполагаемый расход из выручки наличными деньгами, сумму среднедневной выручки, порядок и сроки сдачи выручки в банк, лимит остатка кассы.

Лимит остатка наличных денег в кассах предприятий устанавливается исходя из особенностей деятельности предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для нормальной работы с утра следующего дня.

Для предприятий, сдающих выручку на следующий день, размер лимита должен быть не более среднедневной выручки. Для предприятий, не имеющих постоянной денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода на неотложные нужды. Все деньги сверх лимита предприятия обязаны сдавать в банк для зачисления на счета в установленном порядке ив определенные сроки.

Своевременность и полнота сдачи наличных денег в банк контролируются экономистами банка. Текущий контроль ведется по контрольным ведомостям экономистами по кассовому плану, а последующий - в ходе проверок банками соблюдения предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день.

Выдача наличных денег предприятиям и организациям происходит из оборотной кассы. При этом каждый банк должен организовать рациональный денежный оборот, т. е. стремиться удовлетворить потребности по выдаче денег клиентам за счет собственных поступлений, не обращаясь в ЦБ РФ за подкреплением [20, с.55].

Выполнение этой задачи осуществляется в ходе составления и исполнения банками квартального оперативного кассового прогноза. Все предприятия, организации и учреждения представляют в банк кассовые заявки. Кассовые заявки предприятий, организаций и учреждений имеют четыре раздела.

В первом разделе отражаются все суммы поступлений наличных денег в кассы предприятий и организаций по отдельным статьям кассового плана.

Во втором разделе показываются: расходы из выручки, сдача денег в предприятия Госкомсвязи России, сдача денег в кассы учреждений банка.

В третьем разделе показываются расходы наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии, расходы на выплату пенсий и пособий соцстраха и выдачи на другие цели.

Показатели этих разделов приводятся в сопоставлении с фактическим исполнением за соответствующий квартал прошлого года. На основании полученных от предприятий сведений и кассовых заявок банк составляет расчет кассового прогноза, в ходе исполнения которого и осуществляется кассовое обслуживание предприятий банками [17, c.95]

Формы денежных расчетов

 

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения.

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организованы по системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. Существуют следующие формы безналичных расчетов:

- платежным поручением (приложение А);

- платежным требованием (приложение Б);

- инкассовым поручениям (приложение В);

- аккредитивом (приложение Г). 

Существовавшая с 30-х годов до 1993 года в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали:

- место платежа - банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

- время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг;

- согласие плательщика (акцепт)- как основание платежа;

- источник платежа - собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;

- форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте [6,с.78].

Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

 Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип расчетов состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

Первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение, как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

В связи с введением в действие Гражданского кодекса РФ Банком России был установлен порядок проведения операций по банковским счетам клиентов. Списание денежных средств со счета осуществляется на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом [7, с.94].

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;

- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ;

- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в который не предусмотрены в третьей очереди;

- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в шестую очередь производится списание по платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (или наступления сроков платежа).

При представлении в кредитную организацию платежных документов по перечислению средств (получению платежа) в правой стороне в специально отведенных графах клиента проставляется очередность платежей, в соответствии с очередностью, установленной ГК РФ.

В формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование в данном случае - это осуществление последними платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Баку отводится роль посредника в платежах [34,c.88].

В Положении о безналичных расчетах, видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.

Существует еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату заработной платы или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и так далее. Экономический смысл этого принципа в том, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

На практике могут встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж- это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, то есть продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателями денежных средств. В зависимости от характера средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера), а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства.

Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы.

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других [15,c.102].

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных счетах, открываемых банками своим клиентам после предоставления последними соответствующих документов.

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке основной счет - расчетный. Для открытия расчетного счета необходимо представить в банк: заявление, учредительные документы, заверенные нотариально, свидетельства о постановке на налоговый учет, о присвоении ИНН, о внесении в государственный реестр, карточку с образцами подписей и оттиском печати (приложение Д) и другие документы.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающие на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица и заключается договор (приложение Ж). Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками.

Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживается разными банками, а также при перемещении наличных денег. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе банка.

Межбанковские расчеты носят характер корреспондентских отношений, суть которых заключается в том, что платежи банков ограничены имеющимися у них денежными средствами [5,с.114].

Проведение расчетов между банками осуществляют расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ открываются корреспондентские счета банков. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своих клиентов. Для банка корреспондентский счет - это своего рода "расчетный" счет, на нем хранятся все средства банка.

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам банка- это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах.

Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики банков, рациональное размещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого банка за бесперебойность расчетов с другими банками- корреспондентами.

Корреспондентские счета открываются в РКЦ по месту нахождения банков на основании заявлений этих банков, образцов подписей и печати. Корреспондентские отношения между банками и РКЦ оформляются договорами [23,c.66].

В выборе клиентом обслуживающего банка, а банком - партнеров по корреспондентским отношениям не последнюю роль играет возможность оперативно осуществлять расчеты со своими контрагентами. Одним из эффективных механизмов расчетов является их проведение в форме клиринга.

Клиринг - это способ регулярных безналичных расчетов, основанный на определении и зачете взаимных денежных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказанные услуги с последующим переводом сальдо. Для банков клиринг важен, прежде всего, как способ уменьшения потребности в средствах платежа и упрощения обмена встречными платежами. Когда два банка имеют большие объемы общих платежей, клиринг и урегулирование межбанковских расчетов осуществляются на основе двустороннего соглашения: банки договариваются о взаиморасчете платежных поручений и об осуществлении расчетов по чистому остатку платежей. Этот процесс носит название двустороннего взаимозачета [14, c.187].

Банки строят свои отношения с клиентами на договорной основе, в том числе и при осуществлении их кассового обслуживания.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов банки руководствуются законом "О банках и банковской деятельности" от 03.02.1996г. В то же время предприятия и организации обязаны осуществлять свои операции с наличными деньгами в рамках порядка ведения кассовых операций. Так, организации, предприятия и учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в банке на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Прием наличных денег при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с банком.

При установлении лимитов остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки в банк предприятия в начале первого квартала представляют в банк расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление размещения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу. В этой заявке предприятия показывают трехмесячный объем денежных поступлений, предполагаемый расход из выручки наличными деньгами, сумму ежедневной выручки, порядок и сроки сдачи выручки в банк, лимит остатка кассы. Лимит остатка наличных денег в кассах предприятий устанавливается исходя из особенностей деятельности предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для нормальной работы с утра следующего дня. Для предприятий, сдающих выручку на следующий день, размер лимита должен быть не более среднедневной выручки.

Для предприятий, не имеющих постоянной денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода на неотложные нужды. Все деньги сверх лимита предприятия обязаны сдавать в банк для зачисления на счета в установленном порядке и в определенные сроки.

В соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ банки осуществляют кассовое обслуживание предприятий, организаций и населения. Кассовая работа в банке организуется таким образом, чтобы обеспечить своевременность обслуживания банковской клиентуры, сохранность денежных средств, а также соблюдение эмиссионно-кассовой дисциплины [8,с.129].

Для проведения кассовых операций в банке создается кассовый аппарат, который осуществляет прием и выдачу наличных денег, а также весь круг сопутствующих операций: пересчет инкассированной выручки, размер денежных купюр и обмен их на монету.

В состав кассового аппарата входят заведующий кассой и кассиры операционных касс.

Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называется операционной кассой банка. Операционная касса может включать в себя следующие виды касс:

- приходная касса;

- расходная касса;

- приходно-расходная касса;

- касса размена денег;

- касса пересчета денежной выручки.

Работа кассового отдела организуется в специально оборудованных, изолированных помещениях - кабинах операционной кассы. Кабины касс оснащаются столами с запирающимися ящиками, сейфами и металлическими шкафами для хранения ценностей в течении рабочего дня, счетно-денежными и счетно-суммирующими машинами, детекторами денежных знаков и прессами для вязки денег. Для опечатывания пачек с денежными билетами и мешков с монетой кассиры снабжаются металлическими печатями с оттиском наименования банка, его номера по Межфилиальным оборотам (МФО) и порядкового номера пломбира и именными штампами.

Двери в кассу запираются с внутренней стороны в течении всего рабочего дня. Вход в кассу, кроме кассовых работников, разрешается руководителю банка и его заместителю, главному бухгалтеру и его заместителю. Допуск в кассу других лиц осуществляется по разовым пропускам, выдаваемым руководителем банка или его заместителем. Для хранения наличных денег оборотной кассы, иностранной валюты и других ценностей, принадлежащих банку, оборудуется денежное хранилище.

Материально-ответственными лицами за сохранность денег и ценностей являются руководитель банка, главный бухгалтер, заведующий кассой.

При приеме денег и ценностей в денежном хранилище должностные лица, ответственные за их сохранность, лично каждый проверяют:

- денежные билеты-полные, неполные пачки и сборные пачки по числу корешков и надписям на накладках, а монету - по надписям на ярлыках, прикрепленным к мешкам;

- иностранную валюту и валютные денежные документы, сформированные по видам, достоинствам и упакованные в установленном порядке, в полные, неполные и сборные пачки - по числу корешков и надписям на накладках, а монету в опломбированных мешках - по обозначениям на прикрепленных к ним ярлыках;

- денежные билеты и монету, не упакованную в установленном порядке - путем сплошного пересчета;

- остальные ценности - поштучно или полистно.

Денежное хранилище, в котором хранятся денежная наличность операционной кассы и другие ценности, открывается и закрывается на два ключа и опечатывается подписями трех должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. Ключи от денежного хранилища должны находиться: первый ключ - у заведующего кассой, второй ключ - у руководителя, третий ключ - у главного бухгалтера. 

Вход в денежное хранилище разрешается только должностным лицам, ответственным за сохранность ценностей, которые имеют ключи и печати от хранилища: руководителю банка, главному бухгалтеру и заведующему кассой. Другие работники банка имеют право входить в денежное хранилище только в присутствии должностных лиц. По окончании рабочего дня денежное хранилище опечатывается в присутствии представителя охраны [17,c.45].


Глава 2 Порядок учета кассовых операций в кредитных организациях на примере ЗАО Банк «Поволжский»

2.1 Организация и документальное оформление кассовых операций на примере ЗАО Банк «Поволжский»

 

Кассовые операции совершаются с соблюдением требований Банка России. Учет денежных средств осуществляется в кассе. Касса организации предназначена для хранения и выдачи наличных денег [9,с.78].

 Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются контролером, рабочее место которого размещается по возможности в непосредственной близости от кассы. Этот контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:

- оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;

- поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих бухгалтерских работников и контролера банка;

- внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

Прием и выдача наличных денег производится на основании соответствующих распоряжений. Каждое распоряжение сопровождается приходными (приложение К) и расходными ордерами (приложение Л). Все операции по приему наличных денег в приходную кассу осуществляет только кассир по распоряжению учетно-операционного работника банка (контролера).

Распоряжение учетно-операционного работника- это оформленные соответствующим образом приходные кассовые документы. Прием денег производится по следующим документам:

- от предприятий, объединений, организаций и населения - по объявлениям на взнос наличными с выдачей квитанции. При взносе гражданами денег во вклады производится также запись во вкладной книжке;

- в уплату налогов и других платежей для зачисления в доход государственного бюджета РФ, платежей в начисление ссуд от индивидуальных заемщиков - по квитанции ПД-4;

- все другие поступления денег - по приходным кассовым ордерам ф. 0482005 с выдачей квитанции ф. 0482004.

Кассовые документы на взнос денег наличными заполняются клиентом самостоятельно. Исключение составляют документы на погашение ссуд индивидуальных заемщиков, где уведомление, ордер и квитанцию к нему заполняет операционный работник.

Документооборот, при использовании объявления на взнос наличными, в приходной кассе выглядит следующим образом. Клиент оформляет объявление на взнос наличными, которое состоит из трех частей: объявления, ордера, и квитанции.

Ответственный исполнитель принимает документы, проверяет законность операции, правильность заполнения комплекта документов, подписывает их, отражает операцию в кассовом журнале и передает документы кассиру.

Кассир, получив приходные документы, проверяет наличие и тождественность подписей операционных работников по имеющимся у него образцам: сличает соответствие указанных в них сумм цифрами и прописью и принимает у него деньги счетом [8,с.113].

Если вноситель сдает деньги в кассу банка по нескольким приходным документам для зачисления на разные счета, кассир принимает деньги по каждому документу отдельно. На столе кассира не должно быть никаких других денег, кроме принимаемых от лица, вносящего деньги.

После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном документе с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер к нему, ставит на квитанции печать и выдает ее лицу, внесшему деньги.

Ордер к объявлению кассир отправляет операционному работнику, а объявление оставляет у себя. Аналогичную работу кассир производит при поступлении к нему любого другого из комплектов приходных документов.

Если обнаруживаются расхождения объявленной суммы с фактически внесенной, то кассовый документ перечеркивается, оборотная сторона подписывается кассиром, который вновь возвращает документ операционному работнику.

При приеме денежных билетов и монеты кассиры должны следить за их подлинностью и платежеспособностью, руководствуясь Признаками и порядком определения платежности билетов ЦБ РФ.

В ЗАО Банк «Поволжский» все принятые и сданные суммы кассир регистрирует в книге ф. 0482155. В конце операционного дня на основании принятых документов кассир составляет справку ф. 0482109 и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых денег. Справка подписывается кассиром и кассовые обороты, указанные в ней, сверяются с записями в кассовом журнале операционного работника. Сверка данных оформляется подписями кассира в кассовом журнале и операционного работника в справке кассира.

Принятые в течение операционного дня деньги кассир формирует в установленном порядке и вместе с приходными документами и справкой сдает заведующему кладовой под расписку в книге ф.0482155.

Заведующий кладовой сверяет сумму принятых денег со справкой кассира, подписывает ее и передает главному бухгалтеру или его заместителю. После проверки справка подписывается главным бухгалтером (его заместителем) и направляется в документы дня.

Поступившие до окончания операционного дня наличные деньги приходуются в операционную кассу и зачисляются на соответствующие счета их вносителей по балансу банка в тот же рабочий день.

 

На условиях, определенных договором, в течение операционного дня банк осуществляет прием от организаций денежной выручки в опломбированных инкассаторских сумках. Организация, выручка которой принимается в опломбированных сумках, регистрируется в списке организаций, сдающих выручку в опломбированных инкассаторских сумках, который должен содержать следующие графы:

- наименование организации;

- расчетный счет;

- регистрационный номер договора;

- время сдачи сумки в кассу банка;

- номера инкассаторских сумок, закрепленных за клиентом.

Указанный список ведется заведующим кладовой. Организация, сдающая сумки в банк, представляет образец пломбы с четким оттиском пломбира, на котором обозначаются номер и сокращенное наименование организации,

Заведующий кладовой проверяет указанные образцы пломб и заверяет их путем наложения пломбы с оттиском своего пломбира на шпагате ниже образца пломбы организации. Заверенный образец пломбы передается кассовому работнику, который принимает сумки с денежной наличностью от организации.

Представитель организации выписывает на каждую сумку под копирку в трех экземплярах препроводительную ведомость к сумке с денежной наличностью ф. 0402006, Первый экземпляр препроводительной ведомости представитель организации вкладывает в специальный карман сумки, второй и третий экземпляры предъявляются операционно<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.