Учет реализации готовой продукции на ОАО «УАЗ» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Учет реализации готовой продукции на ОАО «УАЗ»

2021-04-19 157
Учет реализации готовой продукции на ОАО «УАЗ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Готовая продукция – конечный результат производственного цикла. Реализация готовой продукции завершает оборот хозяйственных средств и определяет эффективность производства:

«деньги - товар - деньги» (Д – Т - Д *)

Если Д *больше Д, возникает прибыль. Прибыль - главный источник развития предприятия, поэтому она подсчитывается на предприятии ежемесячно.

Продажа готовой продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи. Порядок синтетического учета продажи зависит от выбранного метода учета продаж готовой продукции. В настоящее время в России используют два основных способа реализации продукции:

по принципу предоплаты;

по принципу отгрузки продукции.

В бухгалтерском и налоговом учете эти принципы соответственно трансформируются в «кассовый метод» и «метод начисления», используемые для определения сроков и дат признания расходов.

Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, либо по моменту отгрузки продукции и предъявлении платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

В соответствии со ст. 167 Налогового кодекса РФ дата продажи готовой продукции в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения определяется:

 - для предприятий, выбравших метод продажи «по отгрузке»,- как наиболее ранняя из следующих дат;

- день отгрузки готовой продукции или передача права собственности на продукцию;

- день оплаты готовой продукции;

- для предприятий, выбравших метод продажи «по оплате», - по мере поступления денежных средств, как день оплаты готовой продукции.

При этом оплатой продукции признается прекращение встречного обязательства приобретения указанной готовой продукции перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этой продукции. В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

На ОАО «УАЗ» согласно учетной политики используется метод продажи «по отгрузке».

При этом методе продажи продукции для налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».

В соответствии ПБУ 9/99, согласно учетной политики завода, выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:

-организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора, или подтверждение иным соответствующим образом;

-сумма выручки может быть определена;

-имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

-право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от завода к покупателю;

-расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, не выполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете ОАО «УАЗ» признается кредиторская задолжность, а не выручка. Если сумма выручки от продажи готовой продукции не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции. С суммы выручки предприятие исчисляет налог на добавленную стоимость и акцизный налог (по определенным моделям автомобилей). Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».  Этой проводкой отражается задолженность завода перед бюджетом по НДС, которая позже погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 68, кредит счетов денежных средств).

Поступившие платежи за проданную продукцию отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После поступления платежей организации, применяющих метод продажи «по оплате», отражают задолженности по НДС перед бюджетом:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Погашение задолженности перед бюджетом по НДС оформляют следующей проводкой:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.

В настоящее время законодательство России требует ведения бухгалтерского учета только по принципу отгрузки (или методом начисления) продукции.

Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то для учета такой отгруженной продукции используется счет 45 «Товары отгруженные». При отгрузке указанной продукции она списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

После получения извещения о признании выручки от продажи продукции поставщик списывает ее с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи». Одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Исчисленная по реализуемой продукции сумма НДС отражается по дебету счета 90 «Продажи».

На счете 45 «Товары отгруженные» указывается также готовая продукция, переданная другим организациям для продажи на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске такой готовой продукции она списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

В последнее время на ОАО «УАЗ» применяется и предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.

Следует отметить, что метод продажи продукции «по отгрузке» повсеместно используется в международной практике.  

Реализация готовой  продукции производится  ОАО «УАЗ» по свободным (рыночным) ценам, увеличенным на сумму НДС. Целью отражения хозяйственных операций по продаже на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции. Расчет финансового результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции.

Согласно плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г №94н, для учета выручки от реализации продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов и выявления финансовых результатов по основной деятельности предприятия осуществляется на счете 90 «Продажи» [13, с.22].

Реализация продукции производится организациями по следующим ценам:

-    по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

-   по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического к услуги производственно-технического назначения);

-   по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказанию ему услуг) [20, с.296].

На счете 90 «Продажи» отражается выручка и себестоимость по:

-   готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

-   работам и услугам промышленного характера;

-   работам и услугам непромышленного характера;

-   покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

-   строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;

-   услугам по перевозке грузов и пассажиров;

-   транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

-   услугам связи;

-   предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

-   предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

-   участие в уставном капитале других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

По дебету счета 90 «Продажи» показывается фактическая себестоимость проданной продукции, а по кредиту – выручка от реализации или поступивший от покупателей платеж. Фактическая себестоимость продукции включает в себя производственную себестоимость и расходы по продаже. Фактическая производственная себестоимость продукции исчисляется по прямым затратам. По дебету счета 90 «Продажи» находят отражение начисляемые в бюджет налоги (акциз, НДС).

Выручка, поступивший от покупателя платеж отражается по кредиту счета 90 «Продажи» общей суммой, включающей стоимость продукции по продажным ценам и начисленные к получению с покупателей налоги (акциз, НДС).

К счету 90 «Продажи» на предприятии открыты следующие субсчета:

-   90-1 «Выручка»;

-   90-2 «Себестоимость продаж»;

-   90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

-   90-9 «Прибыль/ убыток от продаж».

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на счете 90-1 «Выручка» признана выручка. На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается не только себестоимость проданной продукции, но и на предприятии на данный субсчет списываются расходы на продажу.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи продукции отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданной продукции списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

Согласно п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров на территории Российской Федерации является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость [1, с.94].

В бухгалтерском учете суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя, учитываются на счете 90 субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость».

Организации, продукция которых облагается акцизами, открывают к счету 90 «Продажи» субсчет 90-4 «Акцизы». Под акцизами понимаются налоги, которыми облагаются легковые автомобили мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)  На  ОАО «УАЗ» некоторые модели автомобилей облагаются акцизом (это УАЗ 3160, 3162, 315148)  сумма акциза зависит от  мощности двигателя автомобиля.  

Субсчет 90-9 «Прибыль/ убыток от продажи» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от реализации за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость» производятся накопительно в течении отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет, но по каждому субсчету открытому к счету 90 «Продажи» сальдо учитывается накопительной суммой в течении отчетного года.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Структура счета сформировалась таким образом, чтобы легко можно было получить информацию для составления отчета о прибылях и убытках.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи продукции отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Одновременно себестоимость проданной продукции списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» - таблица 6 (приложение С).

Аналогично делаются проводки по каждой отгрузке на основании отгрузочных документов. В конце месяца определяют общий размер выручки от реализации продукции, сумму НДС, себестоимость продаж и финансовый результат от реализации.

Все счета по учету реализации продукции отражаются в регистрах синтетического учета по счету 90 «Продажи» (журнал ордер, ведомости). Данные в журнале ордере и ведомостях к счету 90 «Продажи» ведутся накопительной суммой в течении всего года, благодаря этому легко получить информацию для составления отчета о прибылях и убытках  и баланса.

В целях усиления контроля за правильностью исчисления и своевременностью перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость наряду с расчетными и первичными документами применяется счет-фактура. На основании счетов-фактур ведется книга продаж.

Продавцом ведется книга продаж, в которой регистрируются счета-фактуры с целью определения суммы налога на добавленную стоимость по проданной продукции. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации продукции.

По окончании налогового периода (месяца, квартала) в ней подсчитывается стоимость всех продаж (продукции) и сумма налога на добавленную стоимость, в том числе стоимость реализации, облагаемой налогом по соответствующим ставкам.

Реализация продукции на условиях предоплаты – достаточно распространенное явление на предприятии. Его суть в том, что покупатель сначала перечисляет деньги за товар, а сам товар получает после того, как деньги поступят на счет продавца. Иначе говоря, продавец получает от покупателя аванс и только после этого отгружает товар [30, с.34].

Получение денежных средств в виде аванса или предоплаты в счет предстоящих поставок продукции оформляется продавцом счет-фактурой, которая регистрируется в книге продаж. Покупатели продукции, перечислившие указанные суммы денежных средств, не выписывают счет-фактуры и, следовательно, не уменьшают платежи в бюджет по налогу на добавленную стоимость по перечислившим авансам.

При получении аванса делаются следующие записи в учете:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 62/5 «Авансы полученные» - получен аванс от покупателя продукции

Дебет 62/5 «Авансы полученные»

Кредит 68/1«Расчеты по НДС» - начислен НДС с предоплаты

При отгрузке продукции под полученный аванс (предоплату) в книге покупок производится корректировочная запись, уменьшающая ранее начисленную сумму налога в бюджет. Затем выписывается счет-фактура по фактической отгрузке продукции под ранее полученный аванс (предоплату) и регистрируется в книге продаж. В случае частичной оплаты при учетной политике для целей налогообложения по мере оплаты счет-фактура выписывается на всю отгруженную продукцию, а в книге продаж регистрация по нему производится на каждую поставленную сумму.

При отгрузке продукции под полученный аванс в учете делаются следующие записи:

Дебет 62/1 «Расчеты с покупателями»;

Кредит 90/1 «Выручка» - реализована продукция;

Дебет 90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

Кредит 68/1 «Расчеты по НДС» - начислен НДС;

Дебет 68/1 «Расчеты по НДС»;

Кредит 62/5 «Авансы полученные» - зачтена сумма НДС, уплаченная с аванса;

Дебет 62/5 «Авансы полученные»;

Кредит 62/1 «Расчеты с покупателями» - зачтен ранее полученный аванс.

Счета-фактуры после их регистрации в книге продаж подбираются в хронологическом порядке по возрастанию регистрационных номеров и комплектуются в виде журнала их учета. Журнал счетов-фактур формируется по каждому налоговому периоду (месяц или квартал) в отдельности. В журнале счета-фактуры должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Начисленная сумма налога на добавленную стоимость по проданной продукции уменьшается на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные за сырье, материалы, работы и услуги, приобретаемые для производства продукции или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков сырья, материалов, от подрядчиков на работы, услуги, при наличие документов, подтверждающих их фактическое поступление и уплату по ним налога на добавленную стоимость.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода (месяца, квартала) и предоставляет собой разность между начисленной суммой налога на проданную продукцию и налоговыми вычетами по полученным материалам, работам, услугам. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, рассчитывается на основе записей в бухгалтерском учете, данных книге продаж, книге покупок.

Порядок синтетического учета продажи продукции зависят от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. В соответствии со статьей 167 Налогового кодекса РФ дата продажи товаров в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения определяется [1, с.124]:

-   для организаций, выбравший метод продажи «по отгрузке» как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товара или передача права собственности на товар; день оплаты товаров;

-   для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», - по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров.

При этом оплатой товаров признается прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров. В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Именно по этому при обоих методах продажи продукции для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

 

Учет расходов на продажу

 

 

В процессе сбыта продукции, т.е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями. Состав расходов на продажу на ОАО «УАЗ» регламентируется отраслевыми нормативными документами в области учета, планирования производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Почти все они выделяют расходы на эксплуатацию машин и механизмов, непосредственно занятых на выполнении погрузочных работ, а также используемых при изготовлении рекламы и средств ее распространения рекламодателем; на тару и упаковку изделий на складе готовой продукции; доставку продукции на станцию отправления, погрузку вагоны; комиссионные сборы (отчисления), рекламные расходы; страхование; другие аналогичные по назначению расходы.

В себестоимость продукции включаются затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортное средство, оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных и других аналогичных операций, рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость товаров, переданных в соответствие с контрактами, соглашениями и иным документам непосредственно покупателями или посредниками организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.

Расходы на продажу не включаются в себестоимость продукции, использованную предприятием на собственные нужды (как производственные, так и не производственные).

Учет затрат на продажу ОАО «УАЗ» ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу»

Аналитический учет по счету 44 «расходы на продажу» ведется по каждой статье расходов. На счете 44 отражаются следующие расходы:

-   на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки);

-   расходы на транспортировку продукции (по доставке продукции на станцию отправителя, погрузке в вагоны, автомобили и другие транспортные средства);

-   комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

-   по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

-   на рекламу;

-   на представительские расходы;

-   прочие расходы по сбыту продукции.

На ОАО «УАЗ» ведётся 15 ведомость по б/сч. 44 «Расходы на продажу» (приложение Т )

Списание расходов по продаже отражается по кредиту счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с дебетом счета 90-2 «Себестоимость продаж».

В соответствии с п.9 ПБУ 10/99 расходы на продажу разрешено в полной сумме списывать на себестоимость отчетного года. Поскольку в п.9 ПБУ 10/99 указывается только на возможность такого списания и не установлено, что это обязательно, то в настоящее время в отношении таких расходов в соответствии с п.10 ПБУ 10/99 продолжают действовать правила, установленные Планом счетов бухгалтерского учета в отношении расходов на продажу, учитываемых на счете 44 и отраслевыми инструкциями по планированию и учету себестоимости продукции. Списание расходов на продажу оформляется следующей записью:

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 44 – списаны в конце месяца коммерческие расходы в размере производственных в течении месяца затрат, на проданную продукцию.

Для упрощения составления отчета формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» эффективнее было отражать расходы на продажу на отдельном субсчете счета 90 «Продажи», например на субсчете 90-5 «Расходы на продажу».

Расходы на продажу списываются на проданную продукцию прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально производственной себестоимости. Все операции по списанию расходов на продажу отражаются в регистрах синтетического учета по счету 44 «Расходы на продажу».

Расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, относятся на себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем (есть включаются в себестоимость соответствующей конкретной партии продукции). В себестоимость продукции включаются только те затраты, которые производятся организацией в соответствии с условиями заключенного договора, поскольку именно эти расходы учитываются при определении цены продукции. Если услуги по транспортировке оказываются покупателю сверх того, что было оговорено в договоре поставки, то в этом случае уже имеет место дополнительное оказание услуг, которое отражается отдельно от основного договора, и оплачиваются покупателем сверх договорной цены. Соответственно расходы на такие дополнительные услуги списываются на себестоимость именно этих услуг, а не на себестоимость продукции, реализуемой по основному договору.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.