Концепции управления предприятием: путь к ценностно-ориентированному управлению — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Концепции управления предприятием: путь к ценностно-ориентированному управлению

2021-04-19 137
Концепции управления предприятием: путь к ценностно-ориентированному управлению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники — отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.

С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

В последние десятилетия в России для повышения конкурентоспособности предприятий и продукции на предприятиях внедрялись системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под «системой качества» понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии. Широкое распространение при создании систем качества получают концепция TQM (total quality management) — всеобщего управления качеством и концепция CWQC (company wide quality control) — управления качеством в рамках компании. Из практики внедрения и сертификации систем управления качеством на российских предприятиях известно, что не менее трети сертифицированных предприятий относятся к внедренным системам качества формально, без понимания сути концепции TQM. Для таких предприятий, пытающихся выйти со своей продукцией на внешний рынок, система качества служит лишь средством на пути получения необходимого сертификата, требуемого внешними потребителями. Понятно, что формальное внедрение системы качества и получение сертификата на данную систему и производимую продукцию может служить лишь одним из необходимых, но отнюдь не достаточным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В конце ХХ в. многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт показали, что компании, сосредоточенные на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью. Для российских предприятий типовыми являются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязательства, и, наоборот, имея убытки, предприятие аккуратно рассчитывается с поставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами. Уже по этим примерам можно судить о том, что получение прибыли не может рассматриваться как стратегическая цель и критерий успешности функционирования предприятия. Но если не прибыль, то что же можно принять в качестве цели и критерия эффективности деятельности предприятия?

Мировая экономическая практика подсказывает ответ — рост благосостояния собственников[1] (акционеров, владельцев доли или пая) или, иначе, рост ценности бизнеса. В упрощенном случае этот рост может быть определен как разность между ценностью капитала, внесенного акционером (владельцем доли) при создании предприятия, и ценностью этой же доли при ее возможной продаже. Если капитал был преумножен, то менеджмент справился со своими задачами.

Отсюда следует, что менеджеры, работающие на преумножение благосостояния собственников (акционеров), должны анализировать свой каждый шаг с точки зрения его влияния на рост ценности предприятия.

Именно сейчас управление предприятием с позиций максимизации ценности бизнеса требует от менеджеров особого подхода, основанного на ценностном мышлении. Это также важно и потому, что не только абсолютный финансовый результат функционирования предприятия (чистая прибыль, в том числе и приходящаяся на одну акцию, но и относительные показатели (рентабельность активов, инвестиций, собственного капитала, показатели оборачиваемости и ликвидности, а также показатели динамики доли рынка) не коррелируют с рыночной ценностью достаточно устойчиво, так как не учитывают:

· размеры реальных и финансовых инвестиций;

· величину чистого оборотного капитала;

· потребность предприятия в дополнительном финансировании;

· операционный, финансовый и иные риски, характерные для предприятия;

· фактор временной дистанции между инвестициями и получением отдачи на вложенный капитал.

Исследования показывают, что рыночная ценность бизнеса в значительной степени связана с показателем денежного потока. Это означает, что ценностно-ориентированное предполагает концентрацию менеджмента предприятия не на текущих изменениях величины прибыли, а на долгосрочных денежных потоках. В этом случае предприятие, постоянно увеличивая ценность бизнеса, всегда сможет предотвратить утечку капитала в руки конкурентов.

Ценностно-ориентированное управление (value based management — VBM) реализуется посредством 3-х методов: метода добавленной ценности акционерного капитала, внедренного в научный оборот американским экономистом Альфредом Раппапортом (shareholder‘s value added — SVA), методики экономической добавленной ценности Стерна—Стюарта (economic value added — EVA), метода добавленной рыночной ценности (market value added — MVA).

Показатель рыночной ценности компании сам по себе является важной комплексной оценкой эффективности деятельности предприятия, адекватно отражающей качество управления им (качество менеджмента), его финансовое благополучие и будущие ожидания. Данный параметр реагирует на любое изменение ситуации: снижение рентабельности выпуска, ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска, потерю конкурентного преимущества — все это вызывает уменьшение рыночной ценности предприятия. Во многих зарубежных и в некоторых российских компаниях (крупные промышленные предприятия, естественные монополии и финансово-промышленные группы) рыночная ценность бизнеса стала важнейшим объектом управления. Практически все ключевые управленческие решения (от смены поставщика до полной реструктуризации производства и ликвидации целых подразделений) принимаются с целью увеличения рыночной ценности компании. На основании этого критерия меняются подходы к шкале оценок и рейтингу компаний. Показатели приращения ценности компании включаются в известные в мире рейтинговые системы.

Для более полного понимания ценностно-ориентированного управления и обеспечения конкурентоспособности можно провести сравнительный анализ (см. таблицу 1.1) предприятия, с внедренной на нем системой менеджмента качества (TQM) и предприятия, на котором внедрено управление его ценностью.

Таким образом, отсутствие системообразующего критерия эффективности в концепции управления качеством является существенным препятствием в применении методик данной теории для обеспечения конкурентоспособности предприятий: невозможно количественно оценить воздействие на конкурентоспособность предприятия внедренной на нем системы управления качеством. Концепция управления качеством в явном виде не учитывает цену привлекаемого капитала и связанные с ним риски, а значит, и интересы инвесторов и кредиторов.

Таблица 1.1[2]

Сравнительный анализ предприятия с внедренной системой управления качеством и предприятия, управление которым осуществляется на основе ценности

Критерий сравнения Предприятие с системой управления качеством Предприятие, управление которым осуществляется на основе его ценности
1 2 3
Основные цели функционирования системы  «удовлетворенность заказчика» непрерывное улучшение качества обеспечение инвестиционной привлекательности (рост ценности бизнеса);

Продолжение таблицы 1.1

1 2 3
    повышение конкурентоспособности предприятия
Направленность функционирования фокусирование на заказчике направленность на акционеров, собственников, инвесторов
Подход к принятию решений основан на фактах и результатах основан на выявлении возможностей и прогнозе
Мотивация персонала вовлечение работников (вовлечение дает возможность использовать их способности для максимальной пользы предприятия); поощряются результаты прошлой деятельности вовлечение работников (за счет мотивации, основанной на ценностных принципах); поощряются творчество и инициатива персонала, направленные на рост ценности предприятия в будущем
Отношения с контрагентами взаимовыгодные отношения с поставщиками взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными сторонами (потребители; работники; поставщики; инвесторы; правительство; акционеры)
Отношение к риску риск учитывается в малой степени; стремление к минимизации риска на основании использования прошлого опыта готовность идти на риск; учет рисков; созидательные функции риска (инновационная, аналитическая, защитная, регулятивная)
Учет цены капитала не учитывается учитывается
Информация информация о результатах деятельности; внешняя информация о старых возможностях внутренняя информация о возможностях или потенциале; внешняя информация о новых возможностях
Принципы построения, функционирования, управления системой процессный подход (ответственность руководства, управление ресурсами, производство продукции, измерение, анализ и улучшение); системный подход к менеджменту; непрерывное улучшение системы процессный подход к созданию ценности; системный подход к управлению ценностью бизнеса; постоянный мониторинг и управление ценностью
Критерий эффективности отсутствует фундаментальный критерий эффективности критерий эффективности — рост ценности бизнеса

 

Анализ приведенной выше таблицы показывает, что ценностно-ориентированное управление более разнопланово, учитывает большее количество факторов, воздействующих на ценность и конкурентоспособность компании, а следовательно, лучше учитывает возможности и воздействия внешней среды. Так, система управления качеством не учитывает цену капитала, при этой системе отсутствует критерий эффективности деятельности бизнеса, а также не учитывает риск. Так как в настоящее время все эти факторы имеют огромное значение для развития компании и ее конкурентоспособности, очевидно, что управление на основе управления качеством не обеспечивает необходимого развития компании.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.