Декоративно-прикладное искусство как часть народного искусства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Декоративно-прикладное искусство как часть народного искусства

2021-04-19 82
Декоративно-прикладное искусство как часть народного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Домашней промышленностью, - писал В.И. Ленин, - мы называем переработку сырых материалов в том самом хозяйстве (крестьянской семье), которое их добывает». Таким образом, домашняя промышленность характерна для ранней стадии развития человеческого общества, когда в условиях натурального хозяйства люди были поставлены перед необходимостью изготовлять своими руками все необходимое для жизни и быта - одежду, обувь, жилище, транспортные средства, орудия земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства. Параллельно с навыками обработки различных природных материалов и преображения их в полезные бытовые предметы формировалось и их эстетическое осмысление, цветовое решение, орнамент.

Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Появляются отдельные мастера-специалисты или целые коллективы, цеха (цех оружейников, гончаров, ткачей), у которых можно приобрести или выменять на что-либо другое необходимые для жизни или трудовой деятельности изделия и предметы.

С развитием торгового, а затем и промышленного капитализма на основе домашней промышленности складываются промыслы. Народный промысел, в том числе и художественный,- это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу. Таков, например, ложкарный промысел в Нижегородской губернии, теперь Горьковской области, возникший в XVII в., или кружевной промысел в Вологодской губернии, теперь Вологодской области, возникший в XIX в., или ковровые промыслы Средней Азии и Закавказья. В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут народные художественные традиции.

Традициями называют преемственность или передачу от одного поколения другому основных устойчивых особенностей национального характера, проявляющихся в народных обычаях, верованиях, праздниках, обрядах, в формах и нормах общественного поведения. В области художественного творчества, искусства под традицией понимается преемственность определенных видов и форм проявления и бытования искусства, характера самих произведений, приемов мастерства. [12]

Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте - художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов.

Традиции - это не мертвая схема, не мертвые, раз навсегда установленные нормы и правила. Традиции меняются в соответствии с временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к. дальнейшему развитию. Этим объясняются отмирание, исчезновение из обихода многих предметов, даже целых областей художественного творчества, не находящих применения при изменившихся условиях жизни и быта, замена их новыми предметами, а вместе с тем и формирование новых областей мастерства. Например, прекратилось производство великолепно снаружи и изнутри отделанных и украшенных карет, экипажей, саней, в которые впрягали лошадей и в которых ездили − в XVII, XVIII и XIX вв.; в сельском быту вышли из обихода и перестали изготовляться резные и расписные прялки, без которых в старину не могли обойтись ни одна девушка, ни одна семейная женщина. С отделением церкви от государства, с развитием просвещения прекратилось изготовление икон, но на их месте развился замечательный советский народный промысел - миниатюрная живопись на папье-маше.

Претерпевает изменения и орнамент. Изменяются пропорции, цвет, расположение орнаментальных мотивов, меняются сами мотивы. Так, в советское время в традиционный национальный орнамент часто включаются эмблемы Советской власти - серп и молот, пятиконечная звезда - ордена, лавровые венки, хлебные колосья, коробочки хлопка и т.п.

Закономерно меняются характер и ассортимент художественных изделий, выпускаемых художественными промыслами. Ковры ручной выработки, тканые скатерти, салфетки и покрывала меняют свои размеры, пропорции и масштабы орнаментального оформления в соответствии с изменениями интерьера и мебели. Камнерезные промыслы, еще не так давно выпускавшие тяжеловесные многопредметные письменные приборы, все в большей степени переходят на выпуск мелкой настольной скульптуры, вазочек, лоточков, украшений из камня с металлом. На основе старинного мастерства плетения из бересты, лыка, луба и древесного корня создаются оригинальные женские летние сумки и головные уборы [34]. В изделиях народных художественных промыслов получают заметное отражение требования моды, общий стиль эпохи. И в то же время сохранение традиционной основы искусства и мастерства, традиционной национальной художественной образности придает изделиям художественных промыслов нашего времени черты непреходящей самобытности и высокой художественной ценности.

Народные художественные промыслы как важная область советской многонациональной художественной культуры с первых дней установления Советской власти были окружены заботой и вниманием Коммунистической партии и Советского правительства.

Уже в 1919 г. был издан подписанный В. И. Лениным декрет «О мерах содействия кустарной и мелкой промышленности» (так в те времена назывались народные промыслы, в том числе и художественные). В период восстановления народного хозяйства и борьбы с разрухой, причиненной первой мировой войной, иностранной военной интервенцией и гражданской войной, а также в период конструкции народного хозяйства, индустриализации и коллективизации усилия Коммунистической партии и Советского правительства были направлены на восстановление в первую очередь традиционных центров народного ремесла. В основу новой, советской организации художественных промыслов был положен ленинский кооперативный план. Отдельные промыслы и до революции предпочитали артельскую, коллективную форму ведения хозяйства. К ним относятся, например, Федоскинская артель миниатюрной живописи на папье-маше, артель «Богородский резчик» по изготовлению резной деревянной скульптуры-игрушки и некоторые другие. [7]

В 20-30-е годы повсеместно в тех областях и районах, где до революции существовали центры промыслового изготовления художественно оформленных бытовых изделий, возникают новые кооперативные промысловые артели. В их числе артели по изготовлению деревянных токарных предметов с хохломской росписью в Горьковской области, новые артели миниатюрной живописи на папье-маше, возникшие в местах прежнего иконописного промысла, в селах Палех и Холуй Ивановской области, Мстёра Владимирской области, артели по изготовлению изделий с национальной вышивкой, ручного кружевоплетения, ковроделия и др.

-40-е годы были временем большого подъема советских народных художественных промыслов. Изделия мастеров, членов художественных артелей шли на экспорт, демонстрировались на внутригосударственных и международных выставках и ярмарках.

Успешное развитие художественных промыслов было прервано нападением гитлеровской Германии на Советский Союз. Десятки крупнейших, знаменитых центров народного декоративного искусства оказались в районах, временно оккупированных врагом, производственные помещения были разрушены, многие мастера-художники погибли, сражаясь за Родину. Но уже в 1943 г., после перелома в ходе войны, наступившего в результате Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, началось возрождение художественных промыслов, восстановление их разрушенного хозяйства. Мастера-художники специальным распоряжением Советского правительства отзываются с фронтов, возвращаются к творческой работе.

Восстановление народных художественных промыслов в короткий срок оказалось возможным потому, что мастера сумели укрыть от врага, спрятать и сберечь оборудование, инструменты, ценные образцы художественных изделий.

Сороковые годы и первая половина 50-х годов проходят под знаком послевоенного возрождения предприятий народных художественных промыслов. В связи с общим восстановлением народного хозяйства перед промыслами в 50-х годах более широко, чем прежде, ставилась задача удовлетворения спроса населения на товары массового потребления. Одновременно велась большая работа по восстановлению заглохших и забытых промыслов, а также по выявлению мастеров, владеющих теми или иными видами художественного ремесла, но еще не вовлеченных в общественное производство; с этой целью организуются многочисленные научные экспедиции в • различные районы страны. [16]

Во второй половине 50-х годов и первой половине 60-х годов возобновляются поставки изделий на экспорт, расширяется их показ на отечественных и международных выставках.

Во второй половине 60-х годов выходят важные правительственные постановления, касающиеся художественных промыслов. Этими постановлениями, в частности, разрешалось предприятиям художественных промыслов привлекать к работе мастеров-ремесленников-надомников - пенсионеров, совместителей - без зачисления их в штат предприятия, на договорных началах; разрешалась даже организация так называемых надомных предприятий, где весь основной контингент исполнителей работает в домашних условиях в свободное время, выполняя задания по договорам. Такие предприятия вскоре были созданы. Это объединение надомников «Уку» в Эстонской ССР, объединение «Беломорские узоры» на севере европейской части РСФСР и др.

Со второй половины 60-х годов народные художественные промыслы начинают рассматриваться как важный резерв по поставке на внутренний и международный рынок национальных изделий - сувениров. Меры по дальнейшему развитию народных художественных промыслов направлены на расширение производства и продажи оригинальных художественных изделий сувенирно-подарочного назначения. В связи с этим предприятиям народных художественных промыслов предоставляется ряд льгот и преимуществ по сравнению с близкими по профилю продукции предприятиями легкой промышленности.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.