Анализ организационного механизма по управлению качеством — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Анализ организационного механизма по управлению качеством

2021-04-19 86
Анализ организационного механизма по управлению качеством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особой заботой на предприятии ОАО «Омскполимер» всегда было повышение качества продукции. Поэтому предметом особой гордости стал международный сертификат TUV CERT, подтверждающий, что система управления качеством на предприятии соответствует международному стандарту качества ИСО 9001. Разумеется, это потребовало перестройки многих служб, подготовки специалистов. Это потребовало получения дополнительного образования и от высших менеджеров предприятия. Пройти международную сертификацию - дело и непростое, и недешевое, но таковы требования внешнего рынка, на который выходят шинники. Таковы сейчас требования и российских автозаводов, в первую очередь, главного партнера - АвтоВАЗа. Поэтому после трудной совместной работы, проделанной руководством, техническими службами, службами снабжения, маркетинга, в сентябре 2000 года разработка и внедрение системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001 была завершена. В конце декабря 2000 года аудиторами немецкой фирмы TUV CERT был проведен сертификационный аудит. Они отметили блестящую подготовку подразделений, неформальный подход к системе качества, знание и грамотное применение персоналом документов системы качества. Результаты проверки были направлены в Германию для оформления, и в феврале 2001 года Омскполимер одним из первых предприятий республики получила сертификат TUV CERT. Разумеется, работа на этом не остановилась - в апреле 2003 года успешно был пройден аудит на соответствие стандартам ИСО 9001 в новой версии 2000 года.

Не каждое шинное предприятие может похвастаться лабораторией испытания шин (ЛИШ), но даже среди тех, кто имеет подобную, многие могут только мечтать о таком оснащении, а между тем именно ЛИШ можно назвать одним из главных элементов системы управления качеством. Именно и только ЛИШ может встать на пути возможного брака, который не виден невооруженным глазом.

За эффективное функционирование системы качества несет ответственность заместитель генерального директора по качеству - начальник Управления качества. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества, организации разработки и выполнения мероприятий по качеству специалистами и подразделениями предприятия, контроля деятельности подразделений предприятия в области качества.

В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за разработку документов и методик по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и эффективности.

В рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб контроля качества продукции предприятий в обеспечении профилактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.

Необходимость первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля предприятий определяется их особым местом в производственном процессе. Так, непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее благоприятные условия для следующего:

разработки оптимальных планов контроля, основанных на результатах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности оборудования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей;

предупреждения брака и обеспечения активного профилактического воздействия контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов, технических условий, параметров действующих технологических процессов и др.;

своевременного проведения в необходимом объеме всех предусмотренных контрольных операций;

целенаправленного оперативного изменения условий функционирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества.

Организационная структура управления качеством продукции на предприятии представлена на рисунке 2.2.1.

 

Рис. 2.2.1 Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ОАО «Омскполимер»

 

При возникновении брака начальник БТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции.

Главным направлением в повышении качества выпускаемой продукции является снижение количества претензий и повышение удовлетворенности потребителей. С этой целью ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий по повышению технического уровня, надежности, конкурентоспособности и качества продукции. Проводится анализ всех несоответствий выявленных в эксплуатации, намечаются конкретные меры по устранению несоответствий.

Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль - организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях на предприятии ОАО «Омскполимер» специально разрабатывают блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают единичные показатели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции. К числу показателей качества продукции цеха можно отнести: сертифицированную продукцию, экспортируемую, забракованную, количество рекламаций. Ниже в таблице 2.2.1. приведены показатели качества продукции Омского шинного завода в динамике за три года.

 

Таблица 2.2.1

Динамика показателей качества продукции предприятия ОАО «Омскполимер» за 2007-2009 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп прироста 07/08, % Темп прироста 08/09, %
Объем производства продукции, млн. руб. 6905,2 7 330,7 6752,4 +6,16 -7,89
Из объема продукции, сертифицированная продукция:          
сумма, млн. руб. 11,2 17,6 26,8 +57,14 +52,27
удельный вес, % 0,16 0,24 0,40 +50 +66,67
Из объема продукции, экспортируемая продукция:          
сумма, млн. руб. 520,5 853,6 1212,8 +63,99 +42,08
удельный вес, % 7,54 11,64 17,96 +54,38 +54,30
Из объема продукции, забракованная продукция:          
сумма, млн. руб. 46,2 17,9 16,2 -61,25 -9,50
удельный вес, % 0,67 0,24 0,23 -64,18 -4,17
Количество принятых рекламаций, шт. 12 4 11 -66,67 -75

 

Данные таблицы 2.2.1. показывают, что в 2008 году качество продукции по сравнению с 2007 годом значительно улучшилось. Увеличился объем выпуска сертифицированной продукции на 57,14%, возрос объем экспортируемой продукции на 63,99%, снизился объем забракованной продукции на 61,25%. Положительным моментом являлось снижение количества принятых рекламаций на 66,67%.

В 2009 году по сравнения с 2008 годом также наблюдается динамика роста выпуска сертифицированной продукции на 52,27%, экспортируемой продукции на 42,08%. Наблюдалось снижение забракованной продукции на 9,50%. Отрицательным моментом, повлиявшим на снижение качества продукции предприятия ОАО «Омскполимер», являлось увеличение количества принятых рекламаций на 75% по сравнению с 2008 годом.

Более наглядно динамика обобщающих показателей качества продукции предприятия ОАО «Омскполимер» за анализируемый период, представлена на рисунке 2.2.1.

 

Рис. 2.2.1 Динамика показателей качества продукции предприятия ОАО «Омскполимер» за 2007-2009 гг.

Далее проведем анализ отступлений от норм по качеству изготовления продукции (бракованная продукция, зарекламированная продукция и др.) на предприятии ОАО «Омскполимер».

В настоящее время на заводе изготавливается более 120 типоразмеров и моделей шин. За 2009 год было 74 случая возврата продукции, из них признано окончательным браком и списано на конкретных виновников 846 шт.

В 2009 году предприятию ОАО «Омскполимер» предъявлено 11 рекламаций, из них 8 рекламаций без учета в оценке деятельности.

Сведения о браке выпускаемых шин за 2007-2009 гг. предприятием ОАО «Омскполимер» представлены в таблице 2.2.2.

Из приведенных данных видно, что в 2008 году наблюдается снижение количества актов возврата продукции на 34 и снижение количества выставленных претензий на 196, по сравнению с 2007 годом. Уровень дефектности также снизился на 0,042. В 2009 году количество актов возврата продукции увеличилось по сравнению с 2008 годом на 15, количество выставленных претензий сократилось на 33, уровень дефектности стал на 0,028 раз больше, чем в 2008 году.

 

Таблица 2.2.2

Динамика показателей дефектности и динамика возврата продукции, производимой ОАО «Омскполимер» за 2007-2008 гг.

Показатели

Годы

Отклонение

  2007 2008 2009 2007 г. и 2008 г. 2008г. и 2009 г.
1. Количество актов возврата продукции 93 59 74 -34 15
2. Количество выставленных претензий, всего 1876 1680 1647 -196 -33
в том числе:          
служащим цеха 979 920 883 -59 -37
рабочим 885 749 762 -136 13
контролерам 12 11 2 -1 -9
3. Уровень дефектности, % 0,08 0,038 0,066 -0,042 0,028
4. Количество выявленного брака, всего 164 158 57 -6 -101
в том числе:          
количество выявленного брака шин, эксплуатирующихся в РТ 69 94 32 25 -62
количество выявленного брака шин, вывезенных на экспорт 95 64 25 -31 -39

 

Динамика выявленного брака свидетельствует об улучшении данного показателя как по Республике Башкортостан, так и по странам экспорта за период 2007-2009 гг.

В Приложение 3 представлена динамика потерь от брака на предприятии ОАО «Омскполимер» за анализируемый период.

Как видно из Приложения 3 происходил рост затрат цеха на брак в 2008 году на 8,795 млн. руб. или 9,33% по сравнению с 2007 годом, и в свою очередь на 22,786 млн. руб. или 22,10% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Сумма потерь от брака принятая от других цехов в 2009 году составила 3,928 млн. руб., т.е. увеличилась на 1,803 млн. руб. или 84,85% по сравнению с 2008 годом, и уменьшилась на 0,372 млн. руб. или 14,9% в 2008 г. по сравнению с 2007 годом.

Сумма возмещенных потерь от брака снизилась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 4,952 млн. руб. или 21,21%, и увеличилась на 15,174 млн. руб. или 82,45% в 2009 г. по сравнению с 2008 годом.

В свою очередь потери от брака переданные другим цехам за 2009 г. составили 80,021 млн. руб., т.е. увеличились на 11,1 млн. руб. или 16,10% по сравнению с 2008 годом, и на 14,134 млн. руб. или 25,79% в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Из общей суммы потерь от брака на долю внешних потерь за 2007 г. приходилось 2,069 млн. руб., что составляло 0,022% от общей суммы затрат на производство продукции. К 2008 г. потери от внешнего брака уменьшились на 0,164 млн. руб. и составили 1,905 млн. руб., а их удельный вес в общих расходах на производство продукции составил 0,019%. Затем они вновь возросли к 2009 г. на 0,348 млн. руб. и составили 2,253 млн. руб., а их удельный вес в общих расходах на производство продукции составил 0,018%.

В целом по цеху потери от брака снизились с 18,647 млн. руб. в 2007 г. до 16, 204 млн. руб. в 2009 г., т.е. уменьшились на 0,758 млн. руб. или 4,06% в 2008 г. по сравнению с 2007 г., и на 1,685 млн. руб. или 9,42% в 2009 г. по сравнению с 2008 годом.

Таким образом, из приведенных расчетов видно, что объем производства бракованной продукции на предприятии ОАО «Омскполимер» из года в год имеет тенденцию к снижению, что, несомненно, является положительным моментом в деятельности предприятия.

Более наглядно динамика состава потерь от брака по предприятию ОАО «Омскполимер» представлена на рисунке 2.2.2.


 

Рис. 2.2.2 Динамика потерь от брака по предприятию ОАО «Омскполимер» за 2007-2009 гг.

Анализ действующей системы качества на предприятии ОАО «Омскполимер» позволяет выделить следующие положительные моменты:

) подтверждается наличие на предприятии разработанной документированной и внедренной системы качества;

) система качества поддерживается в рабочем состоянии;

) ведется обучение высшего звена управления, руководителей, специалистов и менеджеров менеджменту качества.

Отрицательные моменты:

) выполнение требований действующих стандартов и инструкций СМК во многих подразделениях иногда носит формальный характер;

) планирование и проведение корректирующих действий зачастую происходит без решения существа проблемы;

) не определены критерии и методы для обеспечения эффективности процессов СМК;

) постоянное увеличение штатных работников Управления качеством продукции не является залогом эффективного функционирования СМК и выпуска высококачественной продукции;

) построение системы менеджмента качества не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия.

Поддержание системы качества в рабочем состоянии и постоянного улучшения процедур системы качества требует от персонала предприятия, и в первую очередь от руководящего состава, неформального подхода к выполнению документированных процедур и решению существующих проблем, постоянного внимания и проведения корректирующих действий по устранению выявляемых несоответствий, применения правила: «Делаем то, что говорим» и, конечно, высокой исполнительской дисциплины.

В состав процедур управления качеством на предприятии ОАО «Омскполимер» входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством на данном предприятии - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях [50].

Многолетний опыт функционирования систем управления качеством на предприятии ОАО «Омскполимер» показывает, что эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управления качеством, определение уровня подготовки кадров и их квалификации.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.