Динамика численности населения: тенденции и составляющие — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Динамика численности населения: тенденции и составляющие

2021-04-18 110
Динамика численности населения: тенденции и составляющие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Успех в осуществлении экономических реформ, направленных на преодоление кризисного состояния в экономике и переход к рыночным отношениям в значительной степени зависит от формирования и реализации трудового потенциала экономически активного населения.

Наличие трудовых ресурсов с соответствующим уровнем образования и профессионально - квалификационной структурой является необходимым и неотъемлемым условием эффективного функционирования любого предприятия независимо от его формы собственности.

В современных условиях необходимости обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, как основы успешного функционирования рыночной экономики роль трудовых ресурсов существенно возрастает. На региональном уровне значимость данного фактора проявляется в том, что при прочих равных условиях, больше возможностей для успешного экономического развития имеет тот регион, который обладает трудовыми ресурсами необходимого количества и качества.

Вместе с тем, трудовые ресурсы динамичны, они находятся в процессе постоянной мобильности - как территориальной, так и внутрипроизводственной. Одним из видов территориальной мобильности трудовых ресурсов является трудовая миграция.

Различия в степени активности и направленности протекания трудовой миграции вызваны неодинаковыми воспроизводственными условиями в регионах, увеличением "разности их потенциалов" в ходе социально-экономических преобразований, усилением во многих из них социальной напряжённости, неодинаковыми темпами снижения уровня жизни, изменениями в содержании труда и в трудовой сфере в целом.

Массовая и неконтролируемая миграция трудовых ресурсов приводит к множеству социально-экономических проблем и последствий. Но в зависимости от направленности процесса трудовой миграции, её особенностей и масштабов, последствия эти чрезвычайно разнообразны. Так, если одни регионы сталкиваются с проблемой активного притока трудовых ресурсов, то другие их наоборот активно теряют. Общей и в том, и в другом случае является проблема эффективного использования трудовых ресурсов, но подходы к её решению будут различными.

Такое перераспределение трудовых ресурсов имеет не только текущие последствия, но и оказывает существенное влияние на возможности перспективного экономического роста территории. Страны и районы, из которых происходит отток трудовых ресурсов, неизбежно в будущем в условиях экономической стабилизации столкнутся с серьёзной проблемой отсутствия трудоспособного населения, имеющего необходимый профессионально - квалификационный уровень, который складывается не за один год и, следовательно, с проблемой своего дальнейшего экономического роста.

Управление восполнением трудовых ресурсов, как часть управления экономикой страны в целом или отдельного региона, направлено на удовлетворение потребностей всех субъектов управления в квалифицированных трудовых ресурсах. При этом данный процесс касается не только обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами в необходимом количестве, но и в качественном аспекте, т.е. с соответствующими знаниями, навыками и профессиональными способностями.

За последнее десятилетие трудовые ресурсы в РФ возросли с 83,9 до 88,4 млн. человек, что привело к экономическому росту за счет экстенсивной переменной. Однако трудовые ресурсы ограничены возрастными рамками и тесно связаны с изменением демографических показателей, в первую очередь, численности населения страны в целом. Демографический кризис, охвативший Россию с начала 90-х гг. XX века привел к стабильному снижению численности населения в большинстве регионов страны (за 2006 г. постоянное население РФ снизилось на 0,51%). В условиях уменьшения миграционного процесса, численные потери за счет естественной убыли были компенсированы лишь на 4,3%. Рост трудовых ресурсов до настоящего времени происходил за счет той части населения, которая родилась на демографическом пике 80-х гг. Однако уже к концу этого десятилетия трудовые ресурсы снизятся на 2-5%, а к 2025 г. - на 15-20%. Кроме того, старение нации приводит к возрастанию нагрузки на трудоспособное население (за последнее десятилетие доля населения в старшем возрасте увеличилась с 27,6 до 29,9 млн. человек).

Все вышесказанное породило проблему снижения численности трудоспособного населения, которое замедлит темпы экономического роста. Ситуация усугубляется лагом в 16-18 лет от момента роста рождаемости до вступления населения в трудоспособный возраст. И любая самая эффективная демографическая политика и ее внедрение приведут к росту трудовых ресурсов лишь к середине 20-х годов XXI века.

На восполнение трудовых ресурсов влияют и такие факторы, как социальное положение населения и проводимая в регионе социальная политика, экономическая ситуация, развитость инфраструктуры. Высокие значения факторов из этих групп определяют стабильность трудовых ресурсов в том или ином регионе, приток мигрантов, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Наоборот, регионы, которые находятся в кризисном или предкризисном состоянии, с низкими доходами населения сталкиваются с оттоком населения в трудоспособном возрасте.

За годы кризиса снижение государственных вложений в поддержание научного потенциала и систему образования в целом привело к закрытию части учебных заведений начального и среднего профессионального образования, сокращению численности наставников и преподавателей, что отразилось на качестве трудовых ресурсов. Из системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов исчезло целое звено профтехучилищ, которые создавались на базе предприятий. А именно эти учебные заведения готовили трудовые ресурсы применительно к потребностям экономики данного региона.

Существенные изменения произошли и в структуре валового внутреннего продукта (ВВП): существенно увеличилась доля услуг, сократились добавленные стоимости традиционных отраслей промышленности. Игнорирование этих изменений при подготовке специалистов соответствующими учебными заведениями приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, росту числа безработных среди молодежи и оттоку наиболее перспективной части трудоспособного населения в экономически стабильные регионы.

Выполнение среднесрочной программы экономического развития и удвоение ВВП невозможно без решения проблем восполнения трудовых ресурсов. В этой связи необходим комплексный подход к восполнению трудовых ресурсов, а именно, система управления восполнением трудовых ресурсов.

В экономической литературе, посвященной вопросам управления восполнением трудовых ресурсов, можно выделить несколько направлений исследования. Роль трудовых ресурсов как основного фактора экономики рассмотрена в работах А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других классиков экономической теории. Отдельным аспектам управления восполнением трудовых ресурсов посвящены исследования С. Струмилина, II. Витке, II. Керженцева, А. Гольцмана, В. Иноземцева, А. Лапина, В. Алиева, В. Куликова, В. Коровкина, Ю. Дмитриева, Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Д. Брайта, Ж. Фридмана, Т. Шульца, Г. Беккера, Д. Кейнса, Я. Пташека, М. Интрилигейтора.

В то же время проблеме формирования комплексной системы управления восполнением трудовых ресурсов не было уделено должное внимание.

В большинстве регионов России реализуемые целевые программы затрагивают лишь отдельные аспекты управления восполнением трудовых ресурсов и рассчитаны на краткосрочную перспективу - 3-5 лет. Это делает невозможным решение большинства проблем, требующих реализации долгосрочных мероприятий (например, активной демографической политики).

Объектом данного дипломного исследования является - Южный федеральный округ.

Предметом дипломного исследования является - изучение состояния использования трудовых ресурсов в регионе

Цель исследования - рассмотреть проблемы использования трудовых ресурсов на примере Южного федерального округа.

Исходя из цели задачами работы являются:

дать общую характеристику Южного федерального округа;

изучить динамику численности населения в Южном федеральном округе;

рассмотреть особенности занятости населения в народном хозяйстве Южного федерального округа;

изучить тенденции и перспективы социально-экономического развития Юга России;

рассмотреть современные подходы к регулированию демографических процессов в регионе;

дать рекомендации по совершенствованию демографической политики и развитии рынка труда в Южном федеральном округе.

Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.


1. Динамика численности населения в южном федеральном округе

 

1.1 Характеристика Южного федерального округа

 

Современная Россия поделена административно-территориально на семь федеральных округов, то есть на семь крупных макрорегионов. Все они по своим основным системным характеристикам разные и имеют как общие, так и специфические проблемы, потенциал и перспективы развития.

ЮФО - самый маленький среди федеральных округов по территории, с территорией - 589,2 тыс. км2, с населением - 21471 тыс. человек, с плотностью населения - 36,4 человека на 1 км2. Он больше по территории чем самая большая страна Европейского Союза - Франция, с территорией - 552 тыс. км2, с населением - 59000 тыс. человек, с плотностью населения - 107 человека на 1 км2. Южный Федеральный Округ сформирован в первую очередь по геополитическому принципу. На округ приходиться 1/7 часть населения страны[1].

Южный федеральный округ (ЮФО) включает в себя 13 субъектов Федерации. В состав Южного федерального округа входят: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

Центром Южного федерального округа является г. Ростов-на-Дону. Крупнейшими городами ЮФО являются Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Сочи, Махачкала, Владикавказ. Численность остальных городов не превышает 300 000 человек. Ростов-на-Дону является городом-миллионером. Всего на территории округа расположены 132 города.

 

Таблица 1.1

Некоторые показатели социально-экономического развития ЮФО в 2006 году

Показатель Уровень  (+) Рост/ (-) падение к уровню 2005 г.
Индекс промышленного производства 105,1% +1,9 п. п.
Произведено продукции (работ, услуг) 444 млрд. +20,1%
Доля ЮФО в производстве промышленной продукции РФ 6,3% -0,2 п. п.
Индекс цен производителей промышленной продукции 113,5% +1,4 п. п.
Доля ЮФО в общем объеме продукции сельского хозяйства 19,4% -0,7 п. п.
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли 470 млрд. руб. +18,6%
Оборот розничной торговли 469 млрд. руб. +8,1%
Индекс потребительских цен 110,8% -5,4 п. п.
Внешнеторговый оборот 5,9 млрд. долл. +31%
Доля внешнеторгового оборота ЮФО в общем внешнеторговом обороте РФ 4,7% +0,3 п. п.
Инвестиций в основной капитал в ЮФО 200 млрд. руб. -6,2%
Доля инвестиций в основной капитал в ЮФО в общем объеме по РФ 9,2% +0,0 п. п
Индекс цен производителей в строительстве 112,0% -4,4 п. п.
Произведено платных услуг населению 144 млрд. руб. +6,9%
Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа 666 млн. долл. +13,6%
Поступление налоговых платежей 172 млрд. руб. +20%

 

Геополитическое место Южного федерального округа в России уникально. Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией. Транспортно-дорожный комплекс Юга России представляет собой совокупность практически всех видов магистрального и промышленного транспорта, обеспечивающего важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. К числу ведущих портов и портовых комплексов относятся Новороссийский и Туапсинский, Махачкалинский, Таганрогский, Ейский, Кавказ и Темрюк.

ЮФО, занимающий второе место среди федеральных округов по плотности населения, после Центрального федерального округа, имеет по этому показателю почти в три раза меньшое значение по сравнению с Францией и это непременно отрицательно отражается в развитии внутреннего рынка ЮФО и его территорий.

Занимая третье место по численности населения (14,9% от населения РФ) среди федеральных округов, по объему промышленной продукции ЮФО занимает предпоследнее место среди федеральных округов (6,2% от объема промышленной продукции РФ). По отчислениям налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ ЮФО занимает предпоследнее место среди федеральных округов (6,7% от консолидированного бюджета РФ), а по показателю среднедушевых денежных доходов на человека занимает последнее место среди федеральных округов (1930 рублей в месяц). По экспорту и импорту ЮФО занимает соответственно последнее (4% от экспорта РФ) и предпоследнее (5% от импорта РФ) места среди федеральных округов[2].

Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстан, Азербайджан, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией.

Произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе и рейтинге Юга России. Будучи ранее внутренним регионом страны, Юг России теперь стал её приграничной территорией, приобретя стратегическую функцию представления и защиты геополитических интересов России на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах.

С точки зрения ресурсной составляющей Южный федеральный округ имеет серьёзные преимущества перед другими регионами России, которые много обсуждаются, но недостаточно используются. Это запасы нефти, газа и перспективные для разработки титановые, вольфрамовые, циркониевые, никель-молибден-кобальтовые, ртутные и другие месторождения.

Общее представление о характере социально-экономического развития Южного федерального округа и его территорий дает нижеприведенная таблица 1.1. Однако эта таблица охватывает далеко не все ключевые количественные и качественные индикаторы, характеризующие современный уровень развития ЮФО и его территорий, а также их потенциал для выбора оптимальной стратегии развития этого макрорегиона. Реальные проблемы и возможности на пути устойчивого развития ЮФО и его территорий гораздо шире, чем это показано в таблице. Поэтому при выборе оптимальной стратегии развития ЮФО и его территорий, в интересах существенного улучшения качества жизни, проживающих здесь людей, необходимо учесть более широкий круг проблем, ограничений и возможностей, существующих на Юге России. На сегодня это единственный региона, где наряду с застарелыми проблемами, связанными с межнациональными и межрелигиозными трениями в полиэтнических обществах сообществах Северо-Кавказских республик, существует тлеющий очаг терроризма и экстремизма в Чечне. Именно по этим причинам изучение демографической ситуации в ЮФО является непременной задачей не только Российского Правительства, но и многих азиатских и европейских государств.

В качестве основных показателей характеризующих изменения в демографической ситуации страны, региона, области принято считать: численность населения, соотношение мужчин и женщин, возрастной состав населения, коэффициент демографической нагрузки населения, коэффициенты миграционного прироста и т.д.


Миграция населения

 

Миграция населения - объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.

Последние десятилетия в России и её регионах характеризуются обострением демографической ситуации. На современном этапе демографического развития страны совершенно очевидно, что в ближайшие десятилетия лишь частично можно компенсировать сокращение численности населения в России за счёт повышения эффективности демографической политики. Наряду с ростом негативных тенденций в демографическом развитии в стране, устойчивой тенденцией миграционных процессов в России стало сокращение масштабов миграционного прироста и числа регионов, где сохраняется положительное сальдо миграции. Поэтому принятие и реализация эффективной политики, отвечающей потребностям современного и будущего развития страны, её регионов, является важной научной и практической задачей.

Южный федеральный округ играет видную роль в миграционном поле страны, являясь одновременно центром притяжения мигрантов из-за пределов страны и из других ее частей, и одним из основных регионов оттока мигрантов. Пожалуй, нет в России иного региона, где были бы так ярко выражены миграционные контрасты и существовали такие мощные встречные потоки переселенцев.

Особенностью демографических процессов на Юге России является, с одной стороны, более позднее проявление негативных демографических тенденций, в частности, естественной убыли населения, чем в стране и других регионах. С другой стороны, более высокие темпы развития негативных тенденций, чем в стране, которые нередко имеют об вальный характер. В частности, естественная убыль населения в городах и сельской местности России наступила с разницей в несколько лет, в регионах Юга России этот срок сократился до 13 лет. Важной особенностью демографического развития Юга России является наличие на его территории регионов в "лице" республик, где сохранился естественный прирост населения. Причём в его составе все российские территории с положительным естественным приростом. При этом важно отметить, что за последнее десятилетие доля населения, проживающего в этой части ЮФО, увеличивается[13].

Применительно к миграционной ситуации общероссийские тенденции в Южном федеральном округе проявляются в полном объёме, в частности, ареал с положительным миграционным приростом постоянно сокращается и в настоящее время отмечается только в четвёртой части субъектов (Краснодарский, Ставропольский край и Республика Ингушетия). В перспективе к 2015 году, даже если в этих субъектах ЮФО сохранится положительное сальдо миграции, то оно будет в 6 - 7 раз уступать естественной убыли населения, поэтому численность населения округа будет сокращаться, исключением будут Дагестан, Чеченская и Ингушская республики.

Анализ региональных особенностей демографических и миграционных процессов на Юге России позволяет выделить на его территории два ареала - полюса. Один миграционный "Краснодарско-Ставропольский" в сочетании с Ингушетией, характеризующийся положительным сальдо миграции. За последнее десятилетие миграционный ареал значительно сократился за счёт развития отрицательного сальдо миграции в большинстве регионов не только горной, но и равнинной части на Юге. Как и прежде, для этого ареала характерна резко выраженная концентрация миграционного прироста в основной зоне притяжения мигрантов - Краснодарском и частично Ставропольском крае. Причём показатель концентрации миграционного прироста в Краснодарском крае постоянно растёт и составляет в настоящее время почти 0%.

Второй ареал - полюс - демографический - "Чечено-Дагестанский" в сочетании с Ингушетией. Основная часть естественного прироста приходится на Чечню и Дагестан. Для Юга России очень важным являются этнические особенности демографических и миграционных процессов, т.к они существенно изменяют этнический состав населения района и географию расселения этносов. Результатами современных демографических и миграционных процессов (в равнинной части Се верного Кавказа) на Юге России является: во-первых, дерусификация этнической структуры населения и усиление этого процесса как за счёт демографических, так и миграционных процессов. Как показали результаты всероссийской переписи населения 2002 года, общероссийская тенденция снижения доли русского населения в составе населения страны в этом регионе выражена более рельефно, чем в стране. Причём в равнинной части Предкавказья, где сохранился положительный миграционный при рост и интенсивно нарастают масштабы естественной убыли населения, в настоящее время демографические процессы в большей степени, чем миграция, усиливают дерусификацию этнической структуры населения, так как соотношение миграционного прироста и естественной убыли составляет в последние годы, на пример на Ставрополье, 1 к 67[14].

В горной части (республиканской) Юга России, где численность русских за последний межпереписной период сократилась более чем на 360 тыс. чел., на протяжении длительного периода времени основную роль в сокращении абсолютных и относительных показателей русских выполняла миграция. Особенно это характерно для Чечни. Во-вторых, нарастание полиэтнической структуры населения в равнинной части Юга России за счёт активного расселения народов Кавказа, стран ЦентральноАзиатских государств и моноэтнизации в горной части района. В-третьих, происходит интенсивная смена этнической структуры населения. В отдельных районах Ставропольского края, в частности Курском, Левокумском, характер динамики этнической структуры населения близок к ситуации 1960-1970-х годов в Шелковском, Кизлярском районах.

Быстрая смена этнической структуры населения, этнокультурной среды становится конфликтогенным фактором. На протяжении последних десятилетий меняется характер и география миграционного прироста, расселения этносов. В частности, положительный миграционный прирост у русских на протяжении 90-х годов на большей части равнинного Юга России в последние годы отмечается всё в меньшем числе регионов (точнее только в Краснодарском и Ставропольском крае, Астраханской области). При этом на Ставрополье ярко выражена дерусификация миграционного прироста. В регионах равнинного Предкавказья доля русских в миграционном приросте за период с 2000 по 2004 годы сократилась, например, в Ставропольском крае с 76 до 33%. В Ростовской области сложи ось устойчивое отрицательное сальдо миграции.

По абсолютной величине суммарного - за счет внутренней и внешней миграции - миграционного прироста населения (за 1989-2005 годы - 1103 тыс. человек), Южный округ уступал только Центральному (2181 тыс.) и немного превосходил Приволжский (1091,1 тыс. человек). Учитывая, что население округа существенно уступает его соседям, по интенсивности миграционного прироста отставание от Центрального было не столь велико[15].

При этом в приросте населения округа гораздо большую роль играет внешняя миграция, чем миграция из других округов страны: по данным текущего учета, за указанный период времени международная миграция (положительная - со странами СНГ и Балтии, и отрицательная - с другими зарубежными странами) обеспечила 83% миграционного прироста населения, а с другими регионами страны - только 17%. Для сравнения, у Центрального округа доля международной миграции в миграционном приросте за это время составила 65,5%.

Южный округ внутренне крайне неоднороден: республики Северного Кавказа (не включая Адыгею) потеряли за это время суммарно около 349,4 тыс. человек, а другие регионы округа - приобрели 1452,5 тыс. человек. Основная часть выехавших из национальных республик осела в пределах округа. Например, в Ставропольском крае большая часть прироста по внутрироссийской миграции была обеспечена за счет республик, входящих в округ. В последние годы с окончанием выезда русских (русскоязычных) подавляющее большинство перемещенных лиц из Чеченской республики оседало в соседней Ингушетии[16].

С другой стороны, именно вследствие миграции из Чеченской республики и других регионов вооруженного противостояния Южный округ в 90-е годы терял население в обмене с Приволжским и более чем на 80% - с Центральным округом. В 90-е годы Южный округ отдавал население Центральному и Приволжскому округам, принимая население из всех других частей страны.

Как показывает анализ миграции в пределах округа в 90-е годы, в нем нет однозначного, бесспорного лидера. Наиболее миграционно привлекателен, по всей видимости, Краснодарский край, он принимал мигрантов из всех без исключения регионов округа. Но по абсолютным масштабам миграционного прироста лидировал Ставропольский край, который являлся "первой", "наиболее близкой" Россией для русскоязычных жителей Чечни; однако он отдавал население Краснодарскому краю. Также высокой миграционной привлекательностью выделяются Ростовская и Волгоградская области.

Среди республик выделяется Адыгея, которая имеет положительный миграционный баланс почти со всеми территориями округа, а по абсолютным объемам притока - Ингушетия (опять же за счет Чечни). Наиболее высокая убыль характерна для Чеченской республики, которая только в другие регионы округа отдала (без учета временной миграции - внутриперемещенных лиц, которые не учитывались статистикой, но закладывались Госкомстатом в расчет численности населения) около 200 тысяч человек. Во времена активных боевых действий за ее пределами находилось до 300 тысяч человек (в основном - чеченцев), расселенных в соседних Ингушетии и Дагестане.

Вообще на миграционную привлекательность Южного Федерального округа, как, наверное, нигде в России, оказывает влияние географическое положение. Именно то обстоятельство, что он является наиболее близкой Россией для жителей не только Закавказья, но и республик Северного Кавказа (которые, несомненно, являются Россией в геополитическом смысле, с геокультурной их принадлежностью дело обстоит гораздо сложнее). И, конечно же, большую роль играет наличие на его территории курортных зон - Черноморского побережья Кавказа и района Кавказских Минеральных Вод. Без этих двух факторов округ не отличался бы в миграционном отношении от других территорий России - Поволжья и Урала, Северо-Запада и Центра.

Еще одна важная особенность округа - это пестрота этнической структуры населяющих его жителей. Этим во многом объясняются встречные миграции, вызванные этническими конфликтами - например, в районе осетино-ингушского конфликта. Этническая "избирательность" миграции в регионе проявляется и в расселении внешних мигрантов.

В приросте населения округа наибольшую роль играет внешняя миграция, чем миграция из других округов страны: за 1990 - 2003 годы международная миграция (положительная - со странами СНГ и Балтии, и отрицательная - с другими зарубежными странами) обеспечила 83% миграционного прироста населения, а с другими регионами страны - только 17%. Для сравнения, у Центрального округа доля международной миграции в миграционном приросте за это время составила 65,5%.

Сегодня же ситуация изменилась. Уже в 2003 году можно наблюдать снижение миграции населения. Краснодарский край, имеющий в целом всегда положительный КМП, к 2003 году показывает отрицательную тенденцию: с КМП равного 133 в 1995 году до равного 27 в 2003. Тоже самое происходит и с Ростовской областью, Ставропольским краем и Волгоградской областью (см. табл.1.12) [17].

Наряду с этим миграция влияет и на смертность. В основном это относится к вынужденной миграции, когда факторы, выталкивающие население носят экстремальный характер. Именно в этом случае вместе с мигрантами в регион приходят различные инфекционные заболевания и др. А также неблагоприятные условия в зоне прибытия (лагеря беженцев и т.д.) способствуют появлению и развитию различных заболеваний.

Но главная функция миграции в ЮФО заключается в возмещении естественной убыли населения "русскоязычных" регионов полностью или частично.

Необходимо отметить, что миграционная активность населения как в России, так и в ЮФО заметно снизилась, включая достаточно привлекательные регионы (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), в которых миграционный прирост сократился в десятки раз.

 

Таблица 1.12

Географическая структура миграционного потока в ЮФО в 2005 году,%

 

 

Территория

Всего

Прибывшие

Выбывшие

Внутри региона Из других регионов России Из-за пределов России Внутри региона В другие регионы России За пределы России
Россия 100,0 52,6 41,4 6,0 53,7 41,8 4,5
Южный федеральный округ 100,0 55,5 38,7 5,8 55,6 40,6 3,8
Республика Адыгея 100,0 40,6 55,1 4,3 43,5 52,6 3,9
Республика Дагестан 100,0 78,6 19,4 2,0 68,2 30,9 0,9
Республика Ингушетия 100,0 49,8 48,7 1,5 68,9 29,2 1,9
Кабардино-Балкарская Республика 100,0 67,5 28,7 3,8 54,0 41,3 4,7
Республика Калмыкия 100,0 64,9 33,8 1,3 53,2 44,0 2,8
Карачаево-Черкесская Республика 100,0 63,0 33,5 3,5 49,9 48,8 1,3
Республика Северная Осетия-Алания 100,0 54,8 36,1 9,1 45,4 52,9 1,7
Чеченская Республика 100,0 - - - - - -
Краснодарский край 100,0 46,5 47,3 6,2 54,6 40,5 4,8
Ставропольский край 100,0 53,9 38,7 7,4 59,0 37,3 3,7
Астраханская область 100,0 54,5 37,5 8,0 52,8 42,2 5,0
Волгоградская область 100,0 54,6 39,2 6,2 48,9 44,8 6,3
Ростовская область 100,0 55,3 37,8 6,9 54,2 42,0 3,8

 

Территория округа по результативности миграционных процессов довольно неоднородна за счет различной привлекательности регионов. Так по характеру миграционных процессов здесь можно выделить несколько основных групп регионов[18].

Первая - территории миграционного притока населения - это преимущественно Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея и Ростовская область. Данные регионы являются традиционными реципиентами в ЮФО. Так за период с 1994 по 2003 годы миграционный прирост здесь составил более 660 тыс. человек. Причем более половины этого миграционного потока принял Краснодарский край, являющийся самым привлекательным регионом, несмотря на самые жесткие ограничения миграции в округе (табл.1.13).

 

Таблица 1.13

Миграционный прирост населения ЮФО, тыс. человек

Территория 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Россия 810,0 502,2 343,6 352,6 284,7 154,6 213,6 72,3 87,1 93,1
Южный федеральный округ 213,0 116,6 53,7 51,2 34,5 28,0 19,6 12,9 -1,0 2,9
Республика Адыгея 3,1 1,8 1,2 2,3 1,3 0,9 0,7 1,3 1,8 0,7
Республика Дагестан. 80,3 0,8 5,2 -4,6 0,5 0,3 -4,5 -4,0 -4,8 -5,0
Республика Ингушетия 67,7 14,3 4,9 0,5 0,5 -6,8 98,9 -0,7 0,5 1,6
Кабардино-Балкарская Республика 0,7 -2,6 -1,5 -0,6 -1,3 -1,7 -2,0 -2,0 -2,0 -2,2
Республика Калмыкия -2,4 -2,2 -1,6 -1,3 -1,6 -1,8 -0,3 -8,9 -6,6 -1,6
Карачаево-Черкесская Республика 0,4 -0,5 -0,6 -0,4 -0,6 -2,0 -0,3 -2,0 -2,1 -1,9
Республика Северная Осетия-Алания 7,4 4,1 3,0 -1,4 1,5 8,6 8,4 2,1 -1,0 -1,7
Чеченская Республика -180,1 -4j7,2 -67,7 -21,8 -21,0 -19,3 -123,4 8,8 -3,6 -4,5
Краснодарский край 91,6 66,2 53,2 33,1 21,7 28,3 24,1 18,1 11,8 13,7
Ставропольский край 41,4 24,3 16,0 17,8 15,6 12,0 6,9 1,1 3,8 6,9
Астраханская область 12,2 8,1 4,5 2,4 0,6 0,5 1,4 0,1 1,4 -0,1
Волгоградская область 35,9 24,3 15,6 13,6 9,5 3,7 1,0 -2,3 -2,4 -2,9
Ростовская область 54,8 25,6 21,5 11,6 7,8 5,3 8,5 1,3 2,6 0,1

 

Следует учитывать также, что эта группа является достаточно неоднородной. К примеру, в 2005 году показатель абсолютного миграционного прироста в Республике Адыгея почти в 10 раз превышал показатель Ростовской области, хотя в 1996 году ситуация была обратной, и в Республике Адыгея он был почти в 18 раз меньше, чем в Ростовской области. В свою очередь, миграционный прирост Ставропольского края в 2005 году был почти в 10 раз больше, чем в Республике Адыгея, и почти в 2 раза меньше чем в Краснодарском крае.

Такое значительное сокращение миграционного прироста в Ростовской области (по сравнению с 1996 годом - в 730 раз), приводит к необходимости выделения отдельной "субгруппы" - новые регионы миграционного оттока, в которую в будущем, скорее всего, войдет указанный регион. Сейчас к данной группе можно отнести Волгоградскую и Астраханскую области. Здесь на протяжении 1990-х годов наблюдалось положительное, но постепенно снижающееся сальдо миграции, ставшее отрицательным в 2003 году в Волгоградской области и в 2005 - в Астраханской. За исследуемый период миграционный прирост в этих регионах составил более 127 тыс. человек.

Третья группа - территории миграционного оттока населения, которую составляют Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика. В Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках с 1995 года вырисовалась тенденция миграционной убыли населения, которая проявлялась и в первой половине 1990-х годов. За период с 1996 по 2005 годы данные республики в сумме потеряли более 25 тыс. человек. В 2000-х годах показатель миграционной убыли в данных регионах находился на отметке около 2 тыс. человек.

Безусловно, в данной группе очагом миграционного оттока населения является Чеченская Республика, в которой на протяжении последних лет ведутся военные действия. Согласно данным Государственного комитета по статистике лишь в 2001 году впервые был зафиксирован положительный миграционный прирост, свидетельствующий о возвращении в республику вынужденных переселенцев. В условиях военных действий достаточно трудно говорить об адекватности демографической статистики, и по официальным данным миграционная убыль в Чеченской Республике за 1996-2005 годы составила почти 480 тыс. человек.

К четвертой группе - регионы с изменяющимися результатами миграции - можно отнести Республику Дагестан, Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия-Алания. Перем


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.