Понятие налога, сбора, пошлины — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие налога, сбора, пошлины

2021-04-18 64
Понятие налога, сбора, пошлины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие налога, сбора, пошлины

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Гос. пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с зак. актами РФ, зак. актами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деят-ти государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков. 5) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деят-ти, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Сущность и функции налогов

Налоги – это обязательные фиксированные платежи, выполняющие целый ряд функций, в основном четыре: фискальную – собирают деньги в госбюджет; контрольную – отслеживают эффективность, (что затрудняется из-за теневой экономики); социальную – поддерживают социальное равновесие и сглаживают неравенство в уровне жизни населения; регулирующую – налоговыми льготами (регулирование осложняется тем, что льгот слишком много) Тем не менее, налоги позволяют регулировать: деловую активность (изменением ставок налогов); пропорциональность отраслевой и региональной структуры хозяйства (дифференциацией ставок); капиталовложения (нормами ускоренной амортизации); цены (регулированием акцизов); НИР – сокращаются налоги на нераспределенную прибыль; внешнеэкономические связи (таможенными пошлинами); охрану среды (налогом Пигу, продажей лицензий); развитие малого бизнеса (не облагается первые два года); уровень жизни (не облагаются: минимальная зарплата, средства на содержание детей).
Элементами налога являются: субъект налога – (плательщик), объект налога (то, что облагается налогом - доход, имущество, продажа), ставка налога (величина налога на единицу обложения: доход, земля, и т.д.), носитель налога (фактический плательщик, например, акциз, перекладывается на покупателя).
Налоги бывают: твердые, например, налог на транспортные средства, пропорциональные, прогрессивные (подоходный налог), регрессивные (для стимулирования производства – в США после реформы 1986 г.).
Основные принципы налогообложения: справедливость, определенность, удобность (по форме и времени), однократность полученных благ.
Проблемы перестройки налоговой системы заключаются в том, что нужно: сокращать ставки налогов, которые негативно влияют на предпринимательство, переходить с фискальной функции на стимулирующую; переносить центр тяжести с подоходного налога на имущественный; возможно, следует перейти на фискальный федерализм – налоги территорий; ввести налог на вывоз капитала за границу; увеличить налог за пользование землей и недрами.
Основные поступления в бюджет дают 4 налога: 44% - на прибыль, 33% - НДС, 10% - налог с физических лиц, 6% - акцизы.
Налоговая система совершенствуется, новый парламент вносит в нее свои коррективы.

Понятие налогового права

Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РА, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

Отношения, которые входят в предмет регулирования налогового права, могут быть разделены на несколько групп:

1) отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

2) отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

3) отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.;

4) отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;

5) отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

Участниками общественных отношений в сфере налогообложения, составляющими предмет правового регулирования налогового права, выступают физические и юридические лица, в том числе:

1) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;

2) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.

Предмет правового регулирования, его границы могут быть уточнены с помощью метода. Метод правового регулирования любой отрасли права обычно определяется как совокупность юридических средств, посредством которых обеспечивается регламентация общественных отношений. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и решаются задачи правовой регламентации.

В налоговом праве выделяют два метода:

1) публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;

2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.

Так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве чаще. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.

Сущность налогов

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

Функции налогов

1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная функция

С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4.Контрольная функция

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

6. место налогового права в системе права

Существуют основные подходы к отраслевой природе налогового права:

1) налоговое право – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

2) налоговое право – самостоятельная отрасль права с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированным законодательством и другими атрибутами отрасли;

3) налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Для обособления в отдельную отрасль необходимы следующие предпосылки: 1) однородная совокупность отношений, охватывающая сравнительно обособленную и значимую сферу жизнедеятельности социума; 2) специфический режим правового регулирования, включающий особым образом организованную систему средств, методов, приемов правового регулирования; 3) значительный нормативный массив, как правило, кодифицированный; 4) четко структурированная общая часть, включающая общеотраслевые принципы, основы правового статуса участников соответствующих отношений, специальную терминологию, систему источников и т. д.; 5) наличие процессуального блока, обеспечивающего реализацию материальных норм; 6) признание научным сообществом (т. е. правовой доктриной) нормативного комплекса в качестве самостоятельной отрасли права.

Все объективные условия для отраслевой самостоятельности налогового права в настоящее время сформировались: предмет, метод, правовые принципы, специальная терминология, кодификация, субъектный состав, процессуальные нормы и другие нормативно закреплены и прошли правоприменительную апробацию.

Трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права – процесс длительный и до настоящего момента не завершенный.

Конституционное право отличается универсальностью и всеобщностью правового регулирования, охватывающего все сферы правоотношений. Конституционно-правовые принципы находят свое развитие в отраслевом законодательстве. Налоговое право применительно к своему предмету конкретизирует и развивает общие принципы конституционного права.

Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. В ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-право-вым нормам, так как налогообложение является частью системы государственного управления. Некоторые институты административного права в более конкретизированном виде регулируются налогово-правовыми нормами. Например, есть соответствие между следующими административно-правовыми и налогово-правовыми институтами: контроль и надзор – налоговый контроль; административный процесс – налоговый процесс.

Налоговое и гражданское право регулируют имущественные отношения, связанные с институтом собственности. Их объединяет объект правового регулирования – отношения собственности.

Они различны по методу правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения между частными лицами. Налоговое – между частными лицами и государством, его органами, наделенными властными полномочиями и реализующими публичные функции. Гражданское относится к частноправовым отраслям, налоговое – к публично-правовой отрасли.

Система и источники

Источники налогового права - это результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники - это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву К источникам налогового права можно отнести: 1) международные источники: а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения; б) международные налоговые соглашения в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; 2) Конституция, принятая 26 ноября 1994 г. 3) специальное налоговое законодательство: -З. Об основах налоговой системы РА -З. О гос пошлине -З. НДС -З. О гос. налоговой службе -З. О налоге на прибыль организаций -З. Об акцизах -З. О налоге на имущество организаций -З. О подоходном налога с физ.л и индивид прд -З. О плате за землю. 4) общее налоговое законодательство содержащие нормы о налогах - Уголовный кодекс -Таможенный кодекс 5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении: а) Указы Президента, постановления Правительства, Кабмин; министерства и ведомств.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Налоговая система РА

Налоговую систему Республики Абхазия образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, является Министерство по налогам и сборам.

Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Объектами налогообложения являются прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, автомобильными дорогами, добавленная стоимость продукций, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами Республики Абхазия.

Ставки налоговых платежей устанавливаются Парламентом Республики Абхазия.

В Республике Абхазия взимаются:

республиканские налоги;

местные налоги.

К республиканским относятся следующие налоги:

налог на прибыль (доход) предприятий;

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные группы и виды товаров;

налог на операции с ценными бумагами;

таможенная пошлина;

государственная пошлина;

транзитный налог;

налог на имущество предприятий;

платежи за пользование природными ресурсами;

налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

налог с владельцев транспортных средств;

лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.

К местным относятся следующие налоги:

подоходный налог с физических лиц;

налог на имущество с физических лиц;

земельный налог;

регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица);

сбор за право торговли;

сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

сбор за выдачу ордера на квартиру;

сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны»;

курортный сбор;

лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.

11. налоговые правоотношения и их особенности

НПО – охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами НП.

НПОвластные отношения по установлению, введению и взиманию нал. и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления нал. контроля, обжалования актов нал. органов, действий (бездействия) их должн. лиц и привлечения к ответ-ти за совершение нал. правонарушения (ст.2 НК РФ).

Для НПО характерны все признаки финансовых ПО:

складываются в процессе фин. деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств (носят распределительный характер);

их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связано с НПА; носят денежный; властный характер;

властно-публичный характер – государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает их обязательной стороной.

Специфические особенности НПО:

общественное отношение, урегулированное нормами НП, возникающее и развивающееся исключительно в сфере налогообложения;

форма реализации публичных интересов (оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение);

являются сложносоставными – совокупность трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационно-имущественных);

юридическое неравенство сторон;

особый состав участников;

одна из сторон всегда – публично-правовой участник;

могут возникать по инициативе любой из сторон (наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, или возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения НПО);

могут существовать только в правовой форме (при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения).

Классификация НПО:

1) В зависимости от функций норм права:

материальные (отношения по поводу исчисления, уплаты налога и сбора, выполнения иных налоговых обязанностей);

процессуальные (отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностями привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов).

2) По субъектному составу:

отношения, возникающие между РФ и ее субъектами; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов);

отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений (по поводу взимания налогов и сборов, налогового контроля, привлечения к ответственности, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц).

3) По характеру межсубъектных связей:

абсолютные (точно определена только одна сторона НПО – отношения по установлению и введению налогов и сборов (уполномоченный орган принимает НПА, носящий обязательный характер для неопредел. числа субъектов));

относительные (конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами);

4) По содержанию– складывающиеся в процессе:

установления и введения налогов и сборов;

взимания налогов и сборов;

проведения налогового контроля;

привлечения к ответ-ти за налоговые правонарушения;

обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

5) По цели:

основные (отношения по взиманию, уплате налога или сбора);

обеспечительные (отношения по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок).

Субъекты налоговых правоотношений:

основные субъекты налоговых правоотношений (указаны в ст.9 НК РФ);

иные субъекты налоговых правоотношений.

Основные участники налоговых правоотношений (9 НК РФ):

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов);

ФНС и ее территор. подразделения (налоговые органы);

Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

Гос. органы исполнительной власти и исполнительные органы МСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и тамож. органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

органы государственных внебюджетных фондов.

Иные субъекты налоговых правоотношений:

лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния (регистраторы));

органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

лица, обязанные содействовать налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые);

кредитные организации (банки).

Представительство в НПО – налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя:

1) законные представители налогоплательщика-организации – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;

2) уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Банки – одновременно и налогоплательщики, и налоговые агенты, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера:

соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

обязанность исполнять решение налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

обязанность по представлению налоговым органам сведений о фин-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

 

Субъекты налогового права

Субъект налогового права – это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях1.

Основными субъектами налоговых правоотношения являются2 налогоплательщики – физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, и публично – территориальные образования – РА, и муниципальные образования в лице уполномоченных органов. Рассмотрим их подробнее.

Термин «физическое лицо» охватывает всех индивидуальных субъектов, пребывающих на территории государства: граждан РА, иностранцев и лиц без гражданства. Понятие «гражданин» представляет собой специфически социально-правовой аспект характеристики индивида. В нем выражается устойчивая юридическая связь лица с государством, определяющая правовое положение этого лица в обществе и государстве.

Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо» составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица также признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.

Любая отраслевая правосубъектность включает в себя два основных структурных элемента: способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность) и способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Налоговая правоспособность возникает у физического лица с момента рождения.

Можно выделить две основные функции налоговой дееспособности: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что налоговая дееспособность3 физического лица является средством реализации его налоговой правоспособности. Социальная функция налоговой дееспособности проявляется в обеспечении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенного возраста.

До достижения четырнадцатилетнего возраста (возраста ограниченной гражданской и трудовой дееспособности), лицо нередко фактически не сталкивается с необходимостью реализовать свои налоговые обязанности и права. Его налоговая дееспособность (даже если бы таковая существовала) в любом случае оставалась бы невостребованной.

налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако известно ЧТО физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица.

в качестве участников налоговых отношений организации, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и (или) плательщиками сборов, или налоговыми агентами. определяет, что под организациями в налоговом законодательстве понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

устанавливает, что в порядке, предусмотренном, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Категория «юридическое лицо»4 не в состоянии охватить всех коллективных субъектов налогового права.

Плательщиками налогов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Республики Абхази


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.