Финское правительство 9 июня 1941 г. информируют о первых мерах предосторожности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Финское правительство 9 июня 1941 г. информируют о первых мерах предосторожности

2021-01-31 164
Финское правительство 9 июня 1941 г. информируют о первых мерах предосторожности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Реальное решение финского правительства приходится, таким образом, самое позднее на июнь месяц, хотя следует признать, что политическое решение имело под собой в тот момент крайне узкую базу военного кабинета. Поэтому президент Рюти 9 июня.1941 г. на заседании государственного совета сделал обширный обзор международного положения, в котором он сначала сообщил о расширении немецкого транзита в Лапландию. Лишь на этом заседании все правительство Финляндии узнало о военном сотрудничестве с Германией, которое было предпринято президентом и военным кабинетом правительства.

По оценке Рюти, Германия отправила к своей восточной границе 200 дивизий, много танков и самолетов. «Говорят о том, что переговоры продолжаются. Они теперь носят не экономический, а военно-политический характер. Требования, видимо, идут достаточно далеко, чужие права и чужие выгоды, очевидно, сейчас являются предметом торга. Требования Германии таковы, что великая держава вряд ли может с ними согласиться. Сталин, по-видимому, попытается сохранить мир и пойти на далеко идущие уступки, но и у него есть свои генералы и свои националисты. Тот механизм, который запущен каждой из сторон, настолько велик, что его крайне трудно остановить. Румыния и Венгрия также стоят под ружьем. Конфликт может достичь своего апогея, пожалуй, до Иванова дня. Нам следует предпринять меры предосторожности, военное руководство призвало на чрезвычайные сборы некоторые части и планирует их увеличение. Война вспыхнет, видимо, — если вообще вспыхнет — на территории между Балтийским и Черным морями и распространится на север лишь позднее».

Признав, таким образом, начало первого, скромного, этапа мобилизации, Рюти пространно говорил об антифинляндских акциях Советского Союза после Московского мира. Свое заключение он облачил в следующую форму:

 

«Если между Германией и Россией сейчас вспыхнет война, это пойдет на пользу всему человечеству. Германия ныне является единственной страной, способной разгромить или, по крайней мере, существенно ослабить Россию… Максимально возможное ослабление России — условие нашего спасения. Если Россия выиграет войну, наше положение станет сложным, даже безнадежным. Россия сейчас невероятно сильна. Если ей удастся — при продолжающейся борьбе великих держав — обеспечить для себя еще год мирного развития, ни Германия, никакая другая держава уже не сумеют ее сокрушить. Таким образом, как бы это ужасно ни звучало, мы должны желать возникновения войны между Германией и Россией, рассчитывая при этом на то, что сами сможем остаться за ее пределами».

 

На основе этого известного фрагмента из выступления Рюти эстонский исследователь Херберт Вайну выстраивает свою теорию о конечных целях «большой стратегии» высшего финляндского руководства в начале 1941 г. Согласно ей, Финляндия намеревалась при поддержке Германии овладеть лесными богатствами Восточной Карелии и в то же время сохранить по отношению к Западу максимально возможный нейтралитет, который бы не привел к разрыву или, по крайней мере, к существенному ухудшению дипломатических отношений. В случае неблагоприятного для Германии исхода войны, Финляндия смогла бы таким образом с помощью западных стран сохранить за собой завоеванные территории. Имеющиеся источники не дают нам возможности делать столь далеко идущие выводы. Без сомнения, Рюти испытывал страх перед Советским Союзом и не был чужд проанглийских симпатий. Но, принимая во внимание тогдашнюю обстановку, я видел бы основную причину — в его стремлении добиться согласия с левыми членами кабинета, которые в противном случае могли бы выступить и против расширяющегося транзита, и против начинающейся мобилизации, поскольку и то, и другое было для них полной неожиданностью.

И тем не менее левые министры оказали сопротивление. Пеккала выступил против всяческой мобилизации: «Народ не желает войны, когда нет даже хлеба». Его поддержал Фагерхольм. Наиболее зажигательные речи в поддержку предложенных президентом акций произнес аграрий Кукконен. Правительство после дискуссии поддержало президента в вопросе о частичной мобилизации, а левые министры, несмотря на свою оппозицию, не поставили вопроса о доверии. Надо все же заметить, что о деталях военных переговоров и их результатах правительство осталось все-таки в неведении.

Приказы о частичной мобилизации, о которой Маннергейм и Хейнрикс докладывали Рюти еще 6 июня, были разосланы уже в тот же день, 9 июня 1941 г. Таким образом, мобилизация началась в оговоренные с немцами сроки — 10 июня, не встретив при этом никакого политического противодействия.

Конфиденциальная информация о начале сотрудничества с немцами, о частичной мобилизации и о позиции президента по вопросу о войне на востоке распространилась в политических кругах страны уже 9 июня. Парламент еще не был распущен на летние каникулы.

Рюти лично следил за распространением этой информации. Он сообщил ее посетившей его 10 июня 1941 г. делегации Аграрного союза, в которую входили Пилппула, Ниукканен и Вестеринен; при этом присутствовал и премьер-министр Рангель. На следующий день, 11 июня, Рангель, разъясняя суть дела, предпринял серию информационных встреч с представителями некоторых парламентских фракций: с Салмила и Каресом (ИКЛ), с Паананеном и Линкомиес (коалиционная партия), с Хейниё и Никула (прогрессивная партия). Еще через день, 12 июня, премьер-министр выступил перед социал-демократической фракцией парламента и перед главными редакторами ведущих финляндских газет. В результате, политические лидеры страны 11 июня уже были хорошо проинформированы о сложившейся ситуации и получили перед важным заседанием парламентской комиссии по иностранным делам два дня на размышление. Ответственность за политический курс была, таким образом, поэтапно перенесена с узкого состава военного кабинета на все правительство.

В этой ситуации оппозиция должна была перейти к радикальным действиям, направленным на отставку правительства, если она действительно этого хотела и верила в свою способность до последнего противиться прогерманской линии кабинета. Однако, за исключением эмоциональных всплесков и сетований, ничего подобного ни в документах, ни в дневниковых записях не просматривается.

Поскольку по прошествии четырех дней с момента обнародования первой информации не последовало каких-либо резких протестов, следует предположить, что к очередному ходу правительства в стенах парламентской комиссии по иностранным делам большинство политиков различных партий в принципе уже одобряли действия кабинета.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.