Классический этап (1920-1939) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Классический этап (1920-1939)

2021-04-18 74
Классический этап (1920-1939) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

евразийство идеология национальный гумилев

Движение евразийства возникло в конце 20-х гг. двадцатого столетия в среде зарубежной русской интеллигенции. Оно было малочисленным, его создали и вдохновляли широко и глубоко образованные молодые люди девяностых годов рождения. Почти все были эмигрантами, как правило, не принимавшими участия в Белом движении, но стоящими на антибольшевистских позициях. Работы, формировавшие основы евразийского движения, были посвящены, в основном, исторической и культурологической оценке тысячелетнего пути русской культуры и государственности, оценке только что разразившейся и перерождавшейся русской революции. При оценке этих событий, судьбоносных для истории и дальнейшего развития России сложно было обойтись без эмоций, возможно, поэтому Н.А. Бердяев, говоря а раннем евразийстве, замечает, что «евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных религиозных инстинктов на происшедшую катастрофу». Прежде чем подробно останавливаться на взглядах евразийцев на данном этапе развития движения, необходимо упомянуть, что евразийское движение, хотя и существеннно отличается от славянофильства, является его наследником, так как евразийство обязано своим появлением именно идеям Данилевского и славянофильству, хотя многие евразийцы в последствии отзывались с критикой в отношении идей их предшественников. Так, например, Н.С. Трубецкой пишет о недостатках славянофилов «…замечалась всегда… тенденция построить русский национализм по образцу и подобию романо-германского. Благодаря всем этим свойствам старое славянофильство и должно было неизбежно выродиться, несмотря на то, что отправной точкой его было ощущение самобытности и начало национального самопознания». Евразийцам, вообще, не была присуща идея мессианства и превосходства какой-либо культуры или пути исторического развития над остальными. По этому поводу Н.А. Бердяев, который в середине 20-ых годов относился в целом положительно к евразийскому движению, пишет, что евразийцы «решительно провозглашают примат культуры над политикой», что они «понимают, что русский вопрос сейчас есть прежде всего вопрос духовно-культурный, а не политический вопрос», что «у евразийцев исчезаёт своеобразие и единственность русского духовного типа, русской вселенской христианской идеи». Тем не менее, славянофильство оказало существенное влияние на формирование воозрений евразийцев, например, один из ярчайших представителей классического периода развития евразийства П.Н. Савицкий утверждал «евразийство, конечно, лежит в общей со славянофилами сфере».

Начальный период формирования евразийского движения протекает в 1921-1925 года, в его рамках евразийство пока не получает политического оформления и представляет собой скорее религиозно - филосовское течение, что подвтерждается тем фактом, что к нему в то время примыкал Г.В. Фроловский, видный представитель русской православной церкви. В своём первом сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», подготовленный Трубецким, Савицким, а также в изданных чуть позже сборнике «На путях. Утверждения евразийцев» и «Евразийский временник», посредством которых к основоположникам евразийства примкнули историк Г.В. Вернадский, историк и философ Л.П. Карсавин, правовед Н.Н. Алексеев, литературовед Д.П. Святополк-Мирский, происходит оформление исходных основ евразийской идеологии: сторонников концепции евразийства объединяла в то время идея о Россси как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия.

В качестве следующей стадии в рамках «классического периода» развития евразийского движения можно выделить 1926-1929 гг., когда центр еразийского движения из Восточной Европы и Германии постепенно переместился в Париж, где роль лидера движения взял на себя религиозный философ и историк Лев Павлович Карсавин, присоединившийся к движению в 1926 году. Особенность взглядов Карсавина состояла в его просоветской ориентации, в линии на сотрудничество с советской властью, что не получило поддержки среди главных теоретиков течения. Карсавин впоследствии стал идеологом «левого евразийства» На этом этапе выходят многочисленные евразийские издания, создается единая евразийская организация, выходят три программных документа евразийства. Оно обращает на себя внимание как широких кругов эмиграции, так и ОГПУ. Некоторые исследователи даже считают, что в этот период в ряды движения были внедрены агенты ОГПУ. В то же время наметился кризис евразийского движения, ознаменнованный выходом из него Г.В. Фроловского в 1928 году, который заявил, что «…судьба евразийства - история духовной неудачи. Нельзя замалчивать евразийскую правду. Но нужно сразу и прямо сказать - это правда вопросов, не правда ответов, правда проблем, а не решений. Так случилось, что евразийцам первым удалось увидеть больше других, удалось не столько поставить, сколько расслышать живые и острые вопросы творимого дня. Справиться с ними, четко на них ответить они не сумели и не смогли. Ответили призрачным кружевом соблазнительных грез». В то же время в движении прекращает участие ещё один его видный представитель - историк и литературовед П.М. Бицилли. В 1928-1931 гг. происходит завершение идейной эволюции классического евразийства и одновременно происходит раскол движения на 2 противоположных направления: правое во главе с Н.Н. Алексеевым, П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким, К.А. Чхеидзе и левое крыло с П.П. Сувчинским, С. Эфроном, Л.П. Карсавиным, Д.П. Святополк-Мирским, А.С. Лурье, причем последнее идейно сближается с марксизмом.

Данное обстоятельство порождает массовый уход из евразийского движения его сторонников, идеи евразийства начинают терять популярность среди эимгрантов, приостанавливает своё участие в политическом движении евразийцев Н.Н. Алексеев и, возможно, ярчайший представитель движения Н.С. Трубецкой. Кризис выразился в появлении парижской газеты «Евразия», предлагавшей свой курс оценки и сближения с «советской действительностью», а также и в том, что расплывчатость границ между евразийцами, сочувствующими им и просто временно примыкавшими к движению евразийцев людьми возросли.

Таким образом, можно сказать, что к концу классического этапа евразийство заканчивает свое существование как общественно-политическое движение и находит своё продолжение в форме научного течения. Выпуск евразийских сборников простанавливается, с 1934 по 1938 гг. публикуется всего лишь несколько выпусков евразийских тетрадей. Что закономерно, в этот период не происходит значительного развития доктрины евразийства. В 1938 г. окончательно прекращается издание сборников и умирает лидер евразийства Н.С. Трубецкой, а уже в 1939 г. в связи с началом войны «классическое» евразийство окончательно прекращает свое существование.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.