Особенности кредитования сельскохозяйственных предприятий и этапы его развития — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности кредитования сельскохозяйственных предприятий и этапы его развития

2021-04-18 117
Особенности кредитования сельскохозяйственных предприятий и этапы его развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В условиях рыночной экономики кредитование приобретает все большее значение. Это связано с необходимостью, во-первых, преодолеть противоречия между постоянным образованием денежных резервов, оседающих в процессе оборота у предприятий разных форм собственности, бюджета, населения, и полным использованием их для нужд воспроизводства, во-вторых, обеспечить непрерывный процесс оборота капитала в условиях функционирования многочисленных отраслей и предприятий с различной длительностью кругооборота средств, в-третьих, должным образом организовать функционирование средств обращения и платежей, основанных на кредитном характере эмитирования денежных знаков и безналичных средств, в-четвертых, добиться коммерческой организации управления предприятиями.

Кредитный механизм в отраслях АПК можно представить как организованное множество различных, связанных между собой элементов процесса кредитования, или определенную совокупность методов по рациональному использованию основного и оборотного капитала (основных и оборотных фондов) предприятий и ссудного капитала банков, условий использования и погашения заемных средств. Кредитный механизм АПК, несмотря на некоторые его характерные особенности, подчиняется общим, выработанным вековой практикой принципам кредитования, например, таким как экономичность, эффективность, его целенаправленность, срочность и материальная обеспеченность кредита, причем эти принципы кредитования становятся определяющими именно в рыночной экономике.

В то же время можно выделить общие черты организации кредитных отношений, присущие любой экономической системе. В частности, кредитование предприятий обслуживает прежде всего две сферы: кредитование запасов и затрат, относящихся к основной производственной деятельности, и кредитование капитальных затрат. Наличие этих сфер кредитования вызвано различием и спецификой кругооборота оборотного и основного капитала предприятий. Оборотный капитал обладает большей подвижностью и скоростью оборота, следовательно, обслуживающий его кредит отличается более короткими сроками кредитования и возврата. Движение основного капитала, напротив, более длительный по времени процесс, требующий значительных по продолжительности сроков кредитования и качественно иного механизма построения кредитных отношений. Например, в некоторых странах действуют специальные банки, обслуживающие кредитование главным образом капитальных затрат.

Общей проблемой остается также постоянно решаемая банками задача выбора объектов кредитования на основе анализа риска, то есть совокупных потребностей предприятий, носящих как временный, так и постоянный характер, а также учет кредитором фактического соотношения между собственными и заемными средствами предприятий. Кредит не может полностью замещать собственные источники формирования оборотного и основного капитала предприятий.

Кредит - это, прежде всего, движение ссудного капитала, отражающего многообразие форм собственности в обществе, и, следовательно, совокупность отношений участников воспроизводственного процесса (государства, населения, предприятий-производителей и покупателей, банков, кредиторов и заемщиков). Как экономическая категория кредит может принимать следующие формы: банковский, коммерческий государственный, потребительский, межхозяйственный (межбанковский), международный, кооперативный и Т.п. По мере развития кредитных отношений возникают и новые Формы кредита, например, залоговый и лизинговый кредит. В рамках этих форм кредитных отношений выделяются отдельные виды кредитов, в частности, банковские краткосрочные, среднесрочные (распространены в зарубежной практике) и долгосрочные кредиты.

Экономические условия рыночной экономики, адаптация к ним преобладающей массы частных товаропроизводителей и банковского капитала в отраслях АПК привели к существенным изменениям в их взаимоотношениях и используемом кредитном механизме. Эти особенности современной кредитной системы для отраслей АПК можно определить следующим образом:

1. В отличие от прошлой, широко распространенной отечественной практики кредитования предприятий по обороту(или авансирования затрат до момента появления денежных средств в рыночной экономике для сельскохозяйственных производителей и предприятий перерабатывающих отраслей АПК основной формой становится кредитование под залог(земли, другого имущества, готовой продукции и др.).

2. Единственно возможным, приобретающим всеобщий характер, в условиях рыночной экономики становится принцип материальной обеспеченности кредитования, что сопровождается разработкой и принятием соответствующих юридических обязательств, гарантирующих возврат кредитов (залоговые и другие специальные обязательства заемщика по отношению к кредитору).

3. В значительной степени видоизменяются и совершенствуются другие принципы кредитования, например, его целенаправленность, дифференцированность, а такой принцип как срочность кредита приобретает более гибкий характер, в частности, кроме долгосрочного и краткосрочного кредита появляется и занимает все большее место в аграрном секторе его промежуточный вид - среднесрочный кредит (США, страны ЕЭС).

4.Возрастание роли государственного регулирования, главным образом с помощью методов, адекватных условиям рыночной экономики (государственного предпринимательства на основе управления долей государственной собственности, формирования государственной системы закупок продукции, - активного вмешательства государства с помощью амортизационной политики в инвестиционной сфере) в развитии соответствующей кредитной базы в объемах, определяемых национальными или уполномоченными банками в конкретной стране.

5. Широкое применение в отраслях АПК специфических форм кредита, предоставляемого на конкурентной основе различными видами банков, в частности, лизингового кредита, коммерческого и кооперативного кредита.

Особенно велика роль кредита в организации оборотного капитала предприятий, имеющих сезонные условия снабжения производства или реализации. Кредит им требуется для формирования временных запасов. В условиях перехода на рыночные отношения формы и методы краткосрочного кредитования должны в максимальной мере учитывать следующие особенности кредитования сельского хозяйства:

- замедленную оборачиваемость на производственной стадии в связи с продолжительным технологическим процессом в земледелии и животноводстве;

- необходимость создания в крупных размерах производственных запасов (семян, кормов, удобрений, биопрепаратов, ядохимикатов и других), что влечет расход значительной суммы средств;

- постепенное и неравномерное нарастание затрат, которое в конце производственного цикла завершается возвратом средств в форме единовременной реализации полученной продукции, поэтому сезонные затраты сельским производителям выгоднее покрывать за счет кредита, чем собственными ресурсами, так как последние требуют значительных отвлечений накоплений, которые в решающей мере определяются закупочными ценами, и полученной прибылью;

- влияние неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий, приводящих к недобору сельскохозяйственной продукции и прямым убыткам, в результате чего необходимо создание страховых запасов;

- большой удельный вес внутреннего оборота - значительная часть средств воспроизводится в самом хозяйстве (корма, семена, молодняк животных), а стоимость их не проходит товарной и денежной стадии кругооборота (поэтому размер товарной продукции в сельском хозяйстве, как правило, меньше величины полученной валовой продукции).

Таким образом, необходимость кредитования вытекает из того, что рыночные условия хозяйствования требуют рациональной организации оборотных средств, участия их на каждой стадии кругооборота в минимальных размерах [55, c.238-239].

Состояние собственных средств, на данный момент, большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет вести не только расширенное, но и простое воспроизводство. В современных рыночных условиях предприятия не имеют денежных ресурсов даже для финансирования проведения жизненно важных для предприятия работ. В финансировании сельского хозяйства на сегодняшний день прослеживаются следующие тенденции:

- государство стремиться к сокращению безвозмездного финансирования товаропроизводителей;

- в ближайшем времени не следует ожидать инвестиций извне вследствие убыточности сельскохозяйственного производства;

- происходит сокращение собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Современная кредитная система России прошла длительный и сложный путь своего становления. Основные вехи его пути были определены условиями социально-экономического развития нашей страны. До революции 1917 года кредитная система России по структуре и функциям соответствовала требованиям капиталистического хозяйства и была близка к моделям трехъярусной кредитной системы наиболее развитых стран Западной Европы.

Первый ярус кредитной системы того времени был представлен Государственным банком страны. Второй ярус составляли в основном коммерческие и сберегательные банки. Третий ярус, представленный страховыми компаниями и кредитными товариществами, был развит сравнительно слабо и не имел кредитных институтов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами. Поэтому функции по аккумуляции и мобилизации денежных средств на рынке капиталов выполнялись главным образом коммерческими банками.

В результате национализации банков сразу после Октябрьской революции кредитная система страны была практически разрушена. Натурализация хозяйства и отсутствие товарно-денежных отношений лишили кредит и кредитные отношения какой-либо экономической значимости. На базе Госбанка России был создан Народный банк, слитый впоследствии с Наркомфином, что означало на практике окончательную ликвидацию кредитной системы страны.

Процесс натурализации хозяйственных отношений был остановлен только в начале 20-х гг., когда в результате новой экономической политики вновь появились коммерческие банки и был воссоздан Государственный банк страны.

Уже к 1925 г. была в целом сформирована кредитная система, выражавшая новые социально-экономические отношения. Главная ее особенность заключалась в том, что большая часть кредитных организаций являлась государственной собственностью и была представлена в основном специализированными банками. Кооперативные банки занимали небольшой удельный вес в структуре банковской системы, а капитализированная собственность была представлена главным образом обществами взаимного кредита.

В новой структуре кредитной системы практически полностью отсутствовали небанковские специализированные кредитные организации, особенно после создания Государственной страховой компании и выведения ее из состава кредитной системы. Таким образом, функции по аккумуляции и мобилизации денежных средств вновь были сосредоточены в банковском секторе кредитной системы в рамках государственной собственности.

В Ходе проведения кредитной реформы 30-х гг. кредитная система страны была превращена в одноярусную (т. е., по существу, вновь ликвидирована), что отражало социально-экономические потребности того времени, направленные на осуществление глобальных планов индустриализации и коллективизации. Все виды собственности, кроме государственной, были практически ликвидированы, а кредитная система в рамках командно-административного государственного строя была представлена всего лишь тремя банками, системой гострудсберкасс и двумя страховыми организациями.

Главенствующее положение в этой системе занимал Государственный банк, который, будучи эмиссионным и расчетно-кассовым центром страны, являлся в то же время единым центром краткосрочного кредитования промышленности, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, а также долгосрочного кредитования сельского хозяйства. Все это превратило Государственный банк в один из органов государственного управления и контроля.

Стройбанк нес на себе обязанности по долгосрочному кредитованию и финансированию капиталовложений всех отраслей народного хозяйства, кроме сельскохозяйственного производства.

Внешторгбанк осуществлял кредитование внешней торговли, об служивал международные расчеты, а также проводил операции с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система гострудсберкасс обслуживала самые широкие слои населения и занималась привлечением свободных денежных средств и сбережений. Через эту систему проходила оплата всех коммунальных и других платежей населения, а также реализация выигрышных государственных займов.

Госстрах монопольно осуществлял страхование юридических и физических лиц внутри страны.

Ингосстрах монополизировал операции по иностранному страхованию. В его обязанности входило страхование иностранцев, советского имущества за рубежом, транспортных средств, экспортно-импортных и других операций.

В условиях административно-командной системы управления экономикой кредит перестал играть роль активного инструмента экономической политики, а кредитные отношения носили чисто формальный характер. Большая часть кредитов не оплачивалась и не возвращалась, несмотря на чрезвычайно низкий уровень процента за кредит. Особенно этим отличались так называемые планово убыточные предприятия и предприятия сельскохозяйственных отраслей. Ссуды таким предприятиям обычно списывались или просто шел процесс их перекредитования что, конечно, никак не стимулировало к эффективной работе ни банки, ни предприятия.

Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались свободные денежные средства всех остальных учреждений кредитной системы, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда в виде кредитов различным отраслям народного хозяйства централизованно и в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, ЛИШЬ к распределению выделенных кредитов конкретным заемщикам в соответствии с кредитными планами и на цели, в них же определенные. Банки при этом несли ответственность за выполнение кредитных планов перед вышестоящими организациями, а не перед клиентами. Все это нарушало основные принципы кредитования - платность и возвратность и не соответствовало сути кредитных отношений. Поэтому осуществлявшаяся в середине 80-х гг. децентрализация управления экономикой объективно потребовала проведения банковской реформы и усиления роли банков и банковского кредитования. Реорганизация банковской системы началась в 1987 г. на первом этапе банковской реформы предусматривал ось изменение организационной структуры и создание двухъярусной банковской системы, состоящей из Центрального банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих предприятия. Предусматривалось совершенствование форм и методов кредитования, а также развитие кредитных отношений с предприятиями - клиентами банков. В рамках общей децентрализации управления предусматривался перевод низовых звеньев специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование.

Предлагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. При этом на Государственный банк возлагались функции по координации деятельности специализированных банков, а также проведение единой для всех банков денежно-кредитной политики, определяемой государством. На специализированные банки были возложены либо функции по обслуживанию отдельных народнохозяйственных комплексов (Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР), либо осуществление отдельных видов деятельности (Сбербанк СССР, ВнешЭкономбанк СССР).

В ходе проведения первого этапа банковской реформы отраслевым коммерческим банкам было предоставлено право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования предприятий производственной сферы. При этом Госбанк России передал отраслевым банкам значительные кредитные ресурсы, однако сохранил за собой право на кредитование предприятий непроизводственной сферы.

Одной из основных задач реорганизации банковской системы было повышение эффективности ее функционирования. Однако в силу того, что реорганизация была проведена «сверху» административными, методами, кредитная система так и не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в интересах экономики страны.

Не изменились принципиально и кредитные отношения, так как продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме и сохранялся принцип административного распределения кредитных ресурсов. Предприятия? как и прежде, были закреплены за определенным банком, а банки распределяли кредитные ресурсы по вертикали своим предприятиям, нисколько не заботясь о выгодности помещения средств.

Таким образом, банки по-прежнему осуществляли простое

субсидирование предприятий и их финансовое обслуживание. При этом кредит и кредитные отношения продолжали играть пассивную роль и не могли оказывать рационального воздействия на ход экономической реформы.

Одним из главных движущих мотивов преобразований являлось стремление приблизить банки к интересам народного хозяйства, и в этом направлении были сделаны определенные шаги. Реорганизация активизировала банковскую деятельность и позволила провести ряд позитивных мер, направленных на упорядочение безналичных расчетов в народном хозяйстве, прекращение кредитования убытков и сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.

Специализация банков в какой-то мере усилила их связь с хозяйством и улучшила структуру кредитных вложений. Однако эти положительные моменты были достигнуты во многом благодаря использованию старых административных методов управления, которые практически исчерпали себя. Реорганизация банковской системы «сверху» не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку практически не затрагивала экономические отношения. Государственные банки не смогли вписаться в нарастающие процессы становления рыночных отношений, так как сохраняли административно-командные методы работы с клиентурой. в то же время наиболее передовые банки стали внедрять принципиально новые договорные отношения с клиентами, а для улучшения партнерских отношений и повышения ответственности за эффективное использование кредитных ресурсов переводили низовые звенья на хозяйственный расчет. Права их по распоряжению кредитными ресурсами были существенно расширены. Однако для окончательного перевода банков на рельсы рыночной экономики объективно, был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию экономических отношений.

Второй этап банковской реформы был начат в 1988 г. и ознаменовался созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом рыночных преобразований в банковской сфере. Основной целью коммерческих банков является получение прибыли, что заставляет их проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении активных, пассивных и комиссионно-посреднических операций. В течение 1988-1989 гг. было создано более.150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. Инициатива «снизу» явил ась характерной чертой второго этапа банковской реформы.

В рамках государственной программы перехода к рыночным отношениям было определено, что основным направлением второго этапа банковской реформы является создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в сфере денежно-кредитных отношений. Была отмечена также необходимость завершения создания эффективной двухъярусной банковской системы.

В ходе второго этапа банковской реформы должны быть решены следующие задачи.

1. Создание кредитной системы современного типа, а также нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами устанавливать оптимальные макроэкономические пропорции общественного воспроизводства.

2. Создание в рамках кредитной системы необходимых условий для осуществления свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли экономики, где их инвестирование дает наибольший эффект.

Реализация указанных задач началась с реорганизации структуры банковской системы и создания механизма денежно-кредитного регулирования, адекватного складывающимся рыночным условиям. Был изменен статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Он был выведен из подчинения правительству и получил необходимую экономическую самостоятельность. В дальнейшем на базе Госбанка в соответствии с рыночной концепцией был создан Центральный банк России.    

Второй уровень банковской системы России представлен широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни страны, а также рядом специализированных банков. Так, в ходе банковской реформы появились и развиваются ипотечные банки, осуществляющие кредитование под залог недвижимости, а также земельные банки, кредитующие под залог земельных участков. Начался процесс формирования инвестиционных банков, специализирующихся на размещении корпоративных ценных бумаг и долгосрочном кредитовании, а также муниципальных банков, призванных обеспечивать использование местных бюджетов. Однако в силу несовершенства или полного отсутствия законодательной базы система специальных банков только начинает складываться, процесс ее формирования идет сложно и противоречиво.

Таким образом, в ходе второго этапа банковской реформы в России практически сформировал ась двухъярусная банковская система. Особое место в этой системе занимают:

1. Сберегательный банк России, обслуживающий широкие слои населения.

2. Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга России.

3. Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования целевых про грамм общегосударственного и регионального характера.

В институциональном плане в составе банковской системы России можно выделить также союзы, ассоциации и иные объединения банков, образованные ими для защиты своих интересов, координации деятельности и осуществления совместных программ и проектов.

С самого начала рыночных преобразований в России в рамках реорганизации кредитной системы шел бурный процесс образования специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, составляющих третий ярус кредитной системы. К таким институтам относятся: компании, инвестиционные фонды, кредитные союзы и кооперативы, пенсионные фонды, финансовые и трастовые компании, ссудо-сберегательные ассоциации, ломбарды и другие кредитные организации. Эти организации активно занимаются аккумуляцией средств населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают в роли финансовых посредников, выполняют трастовые и иные операции в рамках действующего законодательства кредитной системы страны.

Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности, необходимость активизации товарно-денежных отношений требуют выработки новых, адекватных подходов к кредитному обслуживанию аграрного сектора. Активное развитие получают все формы и функции кредита. Вместе с другими экономическими рычагами кредит и кредитная система призваны занять ключевое положение в повышении уровня доходности производства и укреплении взаимовыгодных договорных связей между всеми подразделениями агропромышленного комплекса.

К началу рыночных реформ сельское хозяйство страны неизбежно столкнулось с отсутствием адекватной кредитной системы и с абсолютной неготовностью участников кредитного процесса адаптироваться к коммерческим финансовым отношениям. В сложившейся ситуации обеспечение аграрного сектора заемными средствами стало проводиться при помощи субсидированного кредитования, что и определило направление развития системы сельскохозяйственного кредита в последующие годы [31, c.240].

В новых условиях хозяйствования обеспечение заемными средствами сельскохозяйственных товаропроизводителей прошло ряд этапов:

- кредитование на общих условиях;

- льготные кредиты;

- централизованные ссуды;

- авансирование закупок сельскохозяйственной продукции; - товарный кредит.

Изначально государство предоставляло аграриям так называемый льготный централизованный кредит. В 1992 г. еще функционировавшим в тот момент колхозам и совхозам выделялся кредит за счет федеральных источников под 28% годовых, фермерам - под 8%. Эта ставка включала разрешенную для коммерческих банков, проводивших эти кредиты на местах, маржу в размере 3%. В 1993 г. ссудный процент для всех товаропроизводителей был установлен на уровне 28%, но при этом нужно учитывать, что указанный кредит был льготным не только по процентам, но и по срокам погашения. Он выдавался почти на год, в то время как средние сроки краткосрочного займа по стране составляли величину, в 6 раз меньшую [55, c.246].

В 1997 году был образован Фонд льготного кредитования, для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25% учетной ставки ЦБ РФ. Согласно положения о порядке формирования и использования специального фонда источниками формирования фонда являются бюджетные ассигнования в объемах определяемых федеральным бюджетом на соответствующий год и поступления платы по процентам за кредиты, выданные из специального фонда, а также пени за просрочку уплаты процентов. Средства специального фонда предоставляются на срок не более 1 года с обязательным заключением договора между банком-агентом и ссудозаемщиком. Уполномоченным банком-агентом Правительства РФ по обслуживанию спецфонда является банк СБС-Агро и другие банки. Суммы, возвращаемые ссудозаемщиками в погашение полученных за счет средств фонда кредитов, и плата за пользование ими не подлежит изъятию, и используются на пополнение спецфонда. Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных банком-агентом и организаций АПК, связанную с осуществлением льготного кредитования

Постановлением Правительства РФ был создан специальный орган Межведомственный совет по вопросам формирования и использования средств спецфонда. Средства фонда предназначаются для краткосрочного кредитования затрат на посевную и уборочную компании. Кредитование из фонда имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, действующий порядок кредитования не предусматривает бесконтрольных вливаний государственных ресурсов в виде бессрочных и беспроцентных денежных ссуд или товарного кредита. Теперь бюджетные средства передаются в Фонд льготного кредитования, откуда аграрный комплекс может получить кредиты по низким ставкам, с последующим возвратом денег в фонд до конца финансового года. Все это, несомненно, является положительным моментом. Однако размеры фонда оказались явно недостаточными. Из бюджета в 1998 году было направлено на цели льготного кредитования вместо запланированного объема лишь около 15%, кредиты фонда получают лишь 13% сельскохозяйственных предприятий.

Еще раньше, в 1994 году после отмены централизованных кредитов, можно отметить завершение периода крупномасштабного банковского кредитования. Хотя объемы привлекаемых кредитных ресурсов в агропромышленный комплекс возросли в 2002 году, они не удовлетворяют потребности отрасли. Введение на федеральном уровне, а затем и на региональном товарного кредита лишило сельскохозяйственные предприятия стимула к погашению долгов банкам. Кроме того, следует отметить, что товарный кредит, выданный некоторым сельскохозяйственным предприятиям (несомненно, с благими намерениями) в виде ГСМ, удобрений и т.п., возвращался зерном или другой продукцией по диктуемым монополистами ценам, которые были ниже рыночных и сложившихся в хозяйстве (1:3, 1:4 и т.д.). Не всегда выгодные и целесообразные, но более доступные в сложившейся ситуации товарные поставки для многих хозяйств явились единственным источником сезонного кредитования. Все это в совокупности привело к разрушению годами складывающихся связей между хозяйствами и банками. Банк охотнее идет на кредитование фермерских хозяйств, расширяет операции по оказанию услуг физическим лицам и коммерческим организациям, а сельскохозяйственные предприятия, потеряв репутацию надежного клиента, обречены, ждать помощи государства. Удельный вес банковских кредитов в затратах основного производства в 2001 году составил всего 1,1% против 23,0% в 1994 году, то есть на сегодняшний момент можно констатировать, что банковский кредит не играет заметной роли в финансировании производства сельскохозяйственных предприятий [8, c.81-86].

Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности, необходимость активизации товарно-денежных отношений, демократизация банковского дела требуют выработки новых, адекватных рыночным условиям, подходов к кредитному обслуживанию аграрного сектора. Активное развитие получают все формы и функции кредита. Вместе с другими экономическими рычагами кредит и кредитная система призваны занять ключевое положение в стимулировании производства и укреплении экономики.

В настоящее время в результате аграрных преобразований радикально изменились кредитные отношения банков и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современная система кредитования уже не отличается той директивностью, которая была характерна для до перестроечного времени. Она более либеральна: клиент сам выбирает то кредитное учреждение, услугами которого он хотел бы пользоваться. Права и обязанности заемщика оговариваются в кредитном договоре по обоюдному соглашению. Сложившаяся система кредитования создает условия для межбанковской конкуренции.

Тем не менее исследования по обслуживанию аграрного сектора показали, что кредитные отношения в данной сфере не в полной мере соответствуют рыночной экономике:

- недостаточно отработан Финансово-кредитный механизм;

- отсутствует государственная поддержка сельского хозяйства, обеспечивающая эффективное функционирование аграрного производства;

- сельскохозяйственным товаропроизводителям недоступны кредитные ресурсы из-за высоких процентных ставок, и в связи с этим у них не хватает;

- заемных средств для ведения не только расширенного, 1:10 и простого воспроизводства;

- убыточная деятельность многих товаропроизводителей не позволяет обеспечивать возврат полученных кредитов.

Такое положение требует корректировки общего курса реформ, и в частности организации системы сельскохозяйственного кредитования. Необходим комплексный подход к проблемам формирования кредитных ресурсов и совершенствования кредитного процесса как совокупности норм и правил предоставления кредита.

Оздоровление кредитного процесса возможно при формировании реальных кредитных ресурсов на основе повышения финансовой устойчивости предприятий различных форм собственности и роста доходов населения. Эффективная депозитная политика (основа увеличения кредитных ресурсов) предполагает снижение инфляции и стабилизацию денежного обращения.

В настоящее время пассивы коммерческих банков формируются следующим образом: собственные средства - 16,8%, привлеченные - 75, межбанковский кредит

7,2%. В соответствии с размерами капитала нормируются и регламентируются активные операции банка.

Инструментами, оптимизирующими либо дестабилизирующими привлечение кредитных ресурсов через депозиты юридических и физических лиц, являются процентные ставки по депозитам и нормативы отчислений в резервный фонд.

Снижение норм отчислений в резервный фонд по депозитам с длительным сроком хранения и одновременное увеличение процентных выплат активизирует при влечение кредитных ресурсов. В настоящее время, независимо от срока хранения, норматив отчисления в резервный фонд по депозитам юридических лиц составляет 7% суммы депозита.

Помимо указанного, ресурсами кредитования для села могут выступать средства федерального и региональных бюджетов, предоставляемые на возвратной основе по льготной процентной ставке. Дифференциация процентных ставок позволит перейти к различным моделям кредитных отношений в зависимости от эффективности использования привлекаемого кредита и показателей платежеспособности хозяйства.

В целом система мер по повышению эффективности формирования и оптимизации кредитных ресурсов может включать:

- разработку дифференцированных ставок налогообложения депозитов с учетом отраслевой принадлежности предприятия;

- установление дифференцированных норм резервирования с учетом существенных льгот по депозитам, размещаемым на более длительные сроки хранения;

- увеличение доли бюджетных средств, выделяемых для АПК на возвратной основе.

Таким образом, система сельскохозяйственного кредита в России находится на начальном этапе своего становления. Ее перспективы зависят от ряда факторов, и в первую очередь от финансовой стабилизации экономики. Кроме того, на становление этой системы большое влияние оказывает государственная политика. Опыт показал, что стремление государства непосредственно участвовать в кредитовании аграрного сектора нередко приводит к отрицательным результатам. Более целесообразно использовать государственные средства не для прямого кредитования хозяйствующих субъектов, а для предоставления гарантий тем возникающим структурам, которые пытаются работать на рынке сельскохозяйственного кредита. Таким образом, государство может, с одной стороны, снять с себя груз бесконечного и неэффективного финансирования аграрной сферы, а с другой - поддержать инициативы институтов агробизнеса и частной банковской системы [5, c.247].



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.