Отзыв лицензии, применяемый Центральным Банком при осуществлении банковского надзора — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Отзыв лицензии, применяемый Центральным Банком при осуществлении банковского надзора

2021-04-18 68
Отзыв лицензии, применяемый Центральным Банком при осуществлении банковского надзора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно ст. 23.1 <consultantplus://offline/ref=58C1850FEA4DE90A9895A041C58758945A6B4D1D7AE68E6FFFF132DA3CDB5AE54CB4DEE0731A45EC76F1F> ФЗ «О банках и банковской деятельности» для принудительной ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства требуется обязательный отзыв лицензии у этой кредитной организации Банком России.

Основания отзыва лицензии исчерпывающим образом перечислены в ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности») Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

) установления фактов существенной недостоверности <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=93195> отчетных данных;

) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=124098;dst=107148> (отчетной документации);

) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=120625;dst=100392> «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=121408;dst=100146> и <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=121408;dst=100180> (за исключением пункта 3 статьи 7 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=121408;dst=100186>) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

) наличия ходатайства <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123004;dst=100189> временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123004;dst=100128> «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123004;dst=100119>;

) неоднократного непредставления в установленный срок <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=75346;dst=100379> кредитной организацией в Банк России обновленных сведений <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=127906;dst=100201>, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;

) неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122366> «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=120625;dst=100392> «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов.

Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=39453>, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123004;dst=100075> «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=100874> в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=15189>, установленного федеральным законом;

) если банк не достиг на 1 января 2015 года минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью седьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=233> настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

) если банк в период после 1 января 2015 года в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью седьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=233>настоящего Федерального закона, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей или выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение трех месяцев подряд допускают снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного на соответствующую дату частями шестой <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=232> и седьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=233> настоящего Федерального закона, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подают в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года менее 180 миллионов рублей, не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=231> - седьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=233>настоящего Федерального закона, или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала), за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка, до значения, меньшего, чем большая из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, или размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=231> - седьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=233> настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном 180 миллионам рублей и выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, не выполнили требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=234>настоящего Федерального закона, и не подали в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, не выполнил требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;dst=234> настоящего Федерального закона, и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

Так же хотелось бы отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ, вступающего в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования, статьи 20 будет дополнена пунктом 11 следующего содержания:

) неоднократного нарушения в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным ФЗ.

Банк России принял решение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитной организации ОАО «Орловский социальный банк». Решение об отзыве лицензии принято в связи с неисполнением «Орелсоцбанком» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». «Орелсоцбанк» не исполнял в необходимом объеме основанные на законодательстве и нормативных актах требования предписаний Банка России о достоверной оценке своих активов и создании резервов на возможные потери, которые были предъявлены по результатам проведенной в банке инспекционной проверки. В соответствии с приказом Банка России в ОАО «Орелсоцбанк» назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка в соответствии с федеральными законами приостановлены).

В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;p=2> настоящего ФЗ, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России:

не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=117866> в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122979;p=2> настоящего ФЗ.

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

а) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

б) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;

в) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;

г) до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается:

совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящей статьей;

исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований;

д) прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:

а) обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения, а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

б) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

в) обязательства по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами.

Оплата расходов, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации, производится назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании сметы расходов, утверждаемой Банком России.

В период после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ее ликвидации кредитная организация имеет право:

а) взыскивать и получать задолженность, в том числе по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат авансовых платежей, ранее осуществленных кредитной организацией, получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности;

б) осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

в) получать доходы от ранее проведенных банковских операций и заключенных сделок, а также от операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;

г) осуществлять по согласованию с Банком России возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет или корреспондентский субсчет кредитной организации. Порядок <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=77660;dst=100011> согласования возврата ошибочно зачисленных денежных средств устанавливается нормативными актами Банка России;

д) осуществлять возврат клиентам кредитной организации ценных бумаг или иного имущества, которые приняты кредитной организацией на хранение и (или) учет по договорам доверительного управления или иным договорам, связанным с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, с отражением этого на соответствующих счетах или счетах депо;

е) осуществлять иные действия по выполнению функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, предусмотренные Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123004;dst=100114> «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Банк России вправе не только отзывать, но и приостанавливать действие лицензий кредитных организаций (ст. 59 <consultantplus://offline/ref=58C1850FEA4DE90A9895A041C5875894526F4E1375EFD365F7A83ED83BD405F24BFDD2E17319457EFFF> ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Подобное приостановление действия банковских лицензий происходит в тех случаях, когда Банк России реализует свои правомочия по введению запретов на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года (ст. 74 <consultantplus://offline/ref=58C1850FEA4DE90A9895A041C5875894526F4E1375EFD365F7A83ED83BD405F24BFDD2E1731E417EFFF> ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Применение этой меры не влечет последствий отзыва лицензии.

На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Именно так были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 года и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самое громкое разбирательство такого рода - история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 года.

В 2011 году было отозвано ЦБ РФ лицензий у 117, что ниже по сравнению с 2010 годом на 25,5%, это тогда, когда в 2010 году, наоборот темп роста показателя составил 101,3% по сравнению с 2009 годом).


Заключение

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Укрепление законности и правопорядка в банковском секторе экономики России приобретает в последнее время особое значение. Это связано, прежде всего, с активным развитием экономики государства, увеличением количества хозяйствующих субъектов, возрастающим объемом денежных потоков между ними и возрастающей в связи с этим ролью кредитных организаций как посредников на рынке финансовых услуг. В период реформ банковский сектор стал одним из сегментов экономики наиболее подверженных совершению правонарушений. Распространены случаи нарушения финансовой дисциплины, среди которых наиболее распространенными являются нарушения-при проведении кредитных операций, организации работы по ведению бухгалтерского учета, достоверности учета и отчетности.

В ходе проведенных в 2011 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов. Если сравнивать показатели 2011 и 2010 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

Финансово-правовой статус Банка России основан на его общеправовом статусе и имеет следующие особенности: является юридическим лицом, что не свойственно иным органам государственной власти; имеет органы управления, но не имеет учредителей, формирует уставный капитал; является субъектом налогового права с вытекающими отсюда правами и обязанностями налогоплательщика и налогового агента; имеет право осуществлять банковские операции; обязан ежегодно подвергаться аудиторской проверке. Одним из основных элементов финансово-правового статуса Банка России является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исходя из этого правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях, обусловленное статусом органа государственной власти, можно определить, как совокупность законодательно закрепленных финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Банковский надзор существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. Поэтому понятие банковского надзора включает государственно-правовой и экономический аспекты.

Мы предлагаем следующее определение банковского надзора: это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства.

Банковский надзор можно подразделись на два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансово-правовой). Надзор за деятельностью кредитных организаций может быть предварительным, текущим и последующим.

Финансово-правовой институт пруденциального надзора представляет собой правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов пруденциальных правонарушений, состоящих из трех стадий: получения Банком России необходимой информации, правовой квалификации и принятия решения о применении мер принуждения к подконтрольным субъектам. Осуществление процедуры пруденциального банковского надзора обеспечено процессуальными мерами принуждения.

Правовыми формами надзора Банка России выступают: предоставление отчетности и расчетов показателей деятельности; проверка предоставленной информации о показателях деятельности кредитной организации; проверка учета (бухгалтерского, оперативного, статистического); проверка исполнения вынесенных решений.

Финансово-правовой статус Банка России необходимо дополнить правом осуществлять надзор за деятельностью межгосударственных кредитных организаций. Обосновано предложение о необходимости внесения изменений в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и дополнения его правовым механизмом осуществления надзора за межгосударственными банками, действующими на территории Российской Федерации.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.