Антропология как наука: становление и основные этапы формирования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Антропология как наука: становление и основные этапы формирования

2021-04-18 140
Антропология как наука: становление и основные этапы формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как наука со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX – начале XX века. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым и этнокультурным различиям прослеживается с глубокой древности. Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, на фресках и других видах наскальной живописи. Французский археолог А. Лот, открывший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришедшие на смену рисункам животных, настолько четки, что позволяют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении массива Тассиль конца III – начала II тыс. до н. э. представителей трех рас – негрской, эфиопской, европеоидной.

В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов расообразования и даже есть указание о прародине человека.

Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и открытые местности по берегам рек. Совместный труд позволил им делать запасы пищи. Став людьми и живя на равнинах в лесах, они размножались так, что пищи здесь уже не хватало. Они расселились по разным сторонам света. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад – светлокожие народы (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих государств, потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источниками сведений из области анатомии.

Большую роль в развитии биологии, медицины и естествознания имели работы древнегреческих ученых, в которых зачатки эволюционных взглядов были систематизированы и углублены. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерности протекающих в ней явлений.

Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о "первовеществах", видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр утверждал, что первоначально человек произошёл от животных особого вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в начале мироздания.

В сочинениях Аристотеля "История животных", "О частях животных", "О душе" человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию животного мира, определив место человека в природе. Аристотель разделил известных ему животных на два класса: бескровных и "с кровью". Среди последних был выделен особый ряд "высших животных – живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих лёгкими", соответствующий по современной классификации млекопитающим. Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низкоорганизованных существ к более высокоорганизованным. Поставив в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчёркивал и различия между ними, наиболее важными из которых, по его мнению, являлась социальность человека.

Аристотеля по праву можно назвать основателем сравнительной анатомии. Он отметил аналогичные и гомологичные части тела (органы) у животных, стремился связать строение животных с их образом жизни, отправлениями и психическими особенностями. Ему принадлежит идея о "лестнице существ", т. е. ряде постепенного повышения их организации.

Из древнеримских мыслителей следует упомянуть М. Варрона, который в сочинении "О природе" высказал мысли о естественном происхождении человека.

Поэт-натурфилософ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобытной дикости до современной ему цивилизации.

Во II в. н. э. древнеримский врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатомических трактатах принципиально новые для своего времени мысли. В произведениях "Об анатомических отправлениях" и "О частях человеческого тела" он указал на взаимосвязь между строением органа и его функцией, биологическими особенностями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.

В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Библейская легенда о сотворении мира и человека прочно укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформировалась в концепцию креационизма (лат. creator – творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии.

Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель К. Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то что в созданной им научной классификации растительного и животного мира (Systema natura, 1735), которая используется в исследованиях и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.

Эпоха Возрождения богата крупными достижениями во всех науках. Значительный вклад в естествознание, в частности в медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриутробного развития.

А. Везалий вошёл в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по краниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Путешествия и географические открытия сыграли основную роль в развитии знаний о расах. М. Поло открыл для европейцев культуру азиатских стран, в том числе и Китая. Путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.

Французский путешественник Ф. Бернье в 1684 г. опубликовал первую классификацию человеческих рас. На основании визуальных характеристик людей, обитающих на разных территориях, он выделил четыре расы первого порядка: европеоидов, монголоидов, негроидов и лапоноидов. По мере накопления данных его сведения были уточнены, доказано, что лапоноиды представляют метисные европеоидно-монголоидные группы. В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге "Естественные варианты человеческого рода" попытался классифицировать расы человека на основании описательных характеристик.

Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Ж. Бюффон. В “Естественной истории” (т. 1–36, 1749–1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминированные, по его мнению, климатом и условиями быта. Складывалось материалистическое понимание биологического разнообразия, формировался эволюционный принцип в изучении животных и человека.

В середине ХVIII в. датский анатом П. Кампер разработал краниометрическую методику (cranium – череп), предложив при измерении черепа устанавливать его в плоскости, проходящей через середину слуховых отверстий и нижнего края грушевидного (носового) отверстия. Он ввёл понятие индексов, т. е. соотношения размеров. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического облика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано «Общество по наблюдению за человеком», которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с рекомендациями, на что обращать внимание при описании населения разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.

Ж. Ламарк в работе “Философия зоологии” (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии.

Уточнение методик и накопление фактических данных предопределило объединение антропологических сил в научных обществах и учреждениях. В 1822 г. при Британском обществе анатомов была организована секция антропологии. В 1839 г. в Парижское этнологическое общество объединились этнографы, археологи, лингвисты, антропологи.

В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на брахикефалов (греч. brachys – короткий, kephale – голова) и долихокефалов (греч. dolichos – длинный), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расовые различия можно выразить данными точных измерений.

В 1850 г. при Музее естественной истории в Париже образована кафедра антропологии, которую возглавил известный анатом Р. Топинар. Здесь же в 1859 г. по инициативе П. Брока было создано антропологическое общество (рис. 1).

В формирование эволюционных взглядов большой клад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов растений и животных свидетельствуют о постепенном приспособлении их строения к менявшейся окружающей среде или о вымирании.

Стройная эволюционная теория была впервые сформулирована Ч. Дарвином в книге "Происхождение видов путём естественного отбора" (1859). На большом фактическом материале он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор – выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.

Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге "О положении человека в природе" (1863) показал, что антропоморфные обезьяны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам.

В 1868 г. немецкий ученый Э. Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез) (рис. 2).

Из биогенетического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эмбриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (протозойская эра). В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.

От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.

У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу – первичный волосяной покров. К моменту рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода человека в известной степени повторяет расположение чешуй на кожном покрове древних рептилий – предков млекопитающих.

Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвердилась.

Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» – обезьяночеловек.

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриологии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек – существо, наделенное разумом и речью, – произошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.

Роль социального фактора как основного, определяющего появление человеческих качеств, впервые была раскрыта Ф. Энгельсом в произведении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876). Труд, по его мнению, есть "первое основное условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека".

Первоначальный толчок к появлению у высокоразвитых обезьян необходимости трудиться был дан изменившимися условиями среды. Исчезновение лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что высокоразвитые обезьяноподобные существа стали коллективно охотиться на крупных животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения сопровождалось функциональной и морфологической перестройкой определенных частей организма.

Сведения о физическом типе людей, заселявших просторы России, начали накапливаться со времен Геродота, описавшего их.

Накопление и систематизация знаний о строении человеческого тела началась в эпоху Петра I, когда была приобретена коллекция голландского анатома Рюйша и основана кунсткамера. В журнале "Академические известия", издававшемся с 1770 г. в Петербурге, публиковали свои работы анатомы А.П. Протасов, С.Г. Забелин, А.М. Шумлянский. Позже Н.И. Новиков в Москве основал "Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам". На страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, а также статьи по анатомии, физиологии, эмбриологии человека, о физических особенностях и быте разных народов Земли.

В 1737 г. В.Н. Татищев разработал, а позднее Г.Ф. Миллер уточнил анкету-инструкцию для сбора сведений по географии, истории, быту, физическому типу населения (всего 198 вопросов). Её использовали при работе Великой северной экспедиции (1733–1743) исследователь Камчатки С.П. Крашенинников, а также участники академических экспедиций под руководством П.П. Палласа. Полученные исследователями обширные этнографические, антропологические и другие данные, в том числе и по населению территорий, входящих в состав современной Беларуси, обобщены

в книге И. Георги "Описание всех обитающих в Российском государстве народов" (1799).

Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учёными К.М. Бэром, И.М. Сеченовым, К.М. Рулье, Н.А. Северцовым и др.

Деятельность К.М. Бэра (1792–1876) положила начало подлинной истории антропологии в России. Это был крупнейший натуралист XIX в., основоположник современной эмбриологии, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие антропологии, этнографии, археологии. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологи. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о зародышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.

Его лекции по антропологии, опубликованные в работе «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822–1824) популяризировали представления об антропологической науке.

К.М. Бэр был первым исследователем древнего населения в России. Он собрал, систематизировал и изучил краниологические коллекции (серии черепов) различных племён и народов России. При группировке краниологических серий он использовал расово-географический принцип. Географический фактор он считал определяющим в расообразовании (рис.).

Русские ученые и философы поддержали и развили эволюционное учение. Материалистические взгляды на природу и человека разделяли русские мыслители А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский. Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888).

Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью А.П. Богданова (1834–1896). По его инициативе был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации научных исследований в России. А.П. Богданов первым высказал мысль об антропологической разнородности любого этноса (рис.3).

С целью популяризации достижений новой науки в 1867 г. была открыта этнографическая выставка, где экспонировались и антропологические материалы. Благодаря инициативе А.П. Богданова в этот период начинает работу Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). Деятельность Общества способствовала развитию антропологических исследований в России и организации в 1879 году антропологической выставки. Экспонаты этнографической и антропологической выставок послужили в дальнейшем основой для создания этнографического и антропологического музеев. Усилия А.П. Богданова способствовали открытию в 1880 году на физико-математическом факультете Московского университета первой кафедры антропологии в России. Кафедра просуществовала до 1884 года. Возобновление ее работы связано с именем Д.Н. Анучина (1843–1923), деятельность которого определила новый активный период в развитии антропологии и других университетских наук. Д.Н. Анучин явился основоположником академических курсов географии, археологии, этнографии, антропологии. Благодаря его деятельности эти дисциплины заняли прочное место в университетском образовании, послужили основой для развития специальных исследований (рис.4). В 1919 году по инициативе Д.Н. Анучина и В.В. Бунака уже в советский период развития университетской науки произошла реорганизация: кафедра географии и этнографии была разделена на две кафедры – антропологии и географии (Алексеев, 1974; Чтецов, Балахонова, Негашева, 2005; Чтецов, Негашева, 2010).

В предвоенный период на кафедре антропологии МГУ осуществлялась подготовка специалистов – антропологов, проводилась исследовательская работа. В 1922 году был организован Институт антропологи МГУ под руководством В.В. Бунака. С 1930 года Музей антропологии МГУ получил самостоятельность как научно-вспомогательное и просветительное учреждение. В сороковые годы ХХ века несмотря на военные потери интерес к исследованию народов не ослабевает. В 1943 году в Москве был организован Институт этнографии АН СССР, в состав которого в качестве отделения вошел Ленинградский институт антропологии и этнографии АН СССР вместе с музеем. В отдел антропологии образовавшегося института были привлечены В.В. Бунак, Г.Ф. Дебец, М.Г. Левин, Т.А. Трофимова, Н.Н. Чебоксаров и другие (Алексеев, 1974). В этот период расширяется программа антропологических исследований за счет включения генетических и морфологических маркеров, таких как признаки зубной системы (одонтология), группы крови системы АВ0 и других, кожного рельефа ладоней и стоп (дерматоглифика). Антропология становится морфофизиологической наукой. В настоящее время Институт и кафедра антропологии МГУ, а также Отдел антропологии Института Этнологии РАН являются ведущими научными и образовательными центрами международного уровня. Сотрудниками этих центров проведены на современном уровне разносторонние антропологические исследования почти всех этносов бывшего Советского Союза. На основании исследований появились многие обобщающие работы, касающиеся теоретических вопросов расоведения, антропосоциогенеза, исторической антропологии и экологии человека (В.П. Алексеев, Т.И. Алексеева, А.А. Зубов, Г.Л. Хить и другие). Полученные антропометрические и другие данные использовались для решения эргономических проблем – разработки стандартов одежды, обуви, мебели.

Антропологическое изучение белорусов ведет свою историю с 90-х годов XIX века, когда усилился интерес к особенностям физического типа и истории культуры белорусов. Данные о длине тела призывников белорусских губерний были использованы в работе Д.Н. Анучина «О географическом распределении роста мужского населения России» (1888). На основании представительных данных, проанализировав характер распределения размеров головы у русских, белорусов и украинцев он нашел общие антропологические типы (длинноголовые, широкоголовые и промежуточные) среди трех народов.

В дореволюционные годы исследования белорусов в расовом плане проводили и другие авторы: Н.А. Янчук (1890), А.Н. Рождественский (1902), А.Л. Здроевский (1905), А.А. Пионтковский (1905), Е.Р. Эйхгольц (1896), П.А. Горский (1910). Исследования выполнялись по краткой программе (чаще всего определялась пигментация глаз и волос, размеры головы). Так как программы разных авторов, изучавших население небольших регионов, не совпадали по набору признаков, материалы трудно сопоставимы и сейчас представляют лишь историографический интерес.

Более высоким научным уровнем, разносторонностью подхода выделяются диссертации Н.Р. Эйхгольца и П.А. Горского. Первый провел антропологическое и этнографическое изучение белорусов Рославльского уезда Могилевской губернии, дал подробное описание быта, некоторых обычаев, санитарно-гигиенических условий и физического типа населения.

П.А. Горский изучал физическое развитие населения Бобруйского уезда Могилевской губернии. По спискам военного присутствия 1874–1899 годах были проанализированы данные о 45879 призывниках. Физическое развитие – длина тела и окружность груди – рассматривались в зависимости от социальных и природных факторов, учитывались место жительства (город или село), национальность, социальное положение, географические условия. Отметив, что в 1874 г. наблюдались самые низкие показатели физического развития призывников и малое их общее количество, он указал на причины этих явлений: рождение и первые годы их жизни совпали с периодом Крымской войны и эпидемией холеры (1853–1856).

Попытка обобщения антропологических данных о белорусах, собранных в дореволюционные годы, предпринята Е.М. Чепурковским, который выделил на территории Беларуси два антропологических типа – темнопигментированный, широкоголовый и низкорослый, распространенный на Полесье, и более светловолосый и светлоглазый тип могилевских белорусов.

В 1926 году был создан первый антропологический центр – в Институте белорусской культуры начала работу антропологическая комиссия, на базе которой открыли кафедру антропологи Белорусской Академии наук. Возглавил комиссию, а затем и кафедру ученик И.П. Павлова известный психиатр А.К. Ленц. Им была намечена и частично осуществлена программа комплексных антропологических исследований, по которой изучение физического развития населения шло параллельно с исследованием типов высшей нервной деятельности и физиологических показателей – групп крови, обмена веществ и других. Первые антропологические данные, полученные сотрудниками кафедры антропологии, касались физического развития призывников Минского района. В1927–1928 годах, проводилось так также изучение показателей физического развития детей и молодежи городов Минска, Гомеля и отдельных районов Минской, Могилевской и Гомельской областей. Архивы исследований утеряны во время войны. До нас дошли лишь публикации А.К. Ленца, в том числе и описание планируемых работ кафедры, некоторые результаты исследований проведенные А.К. Ленцем, Д.Л. Эйнгорном, А.А. Смирновым, Ю.М. Веремецкой в различных республиканских изданиях – «Запiсках Аддзела прыроды i гаспадаркi Беларускай Акадэмii навук», киевском ежегоднике «Антропологiя, рiчнык кабiнету» и в других изданиях, выходивших до 1933 года. В 1933 году кафедра антропологии Белорусской Академии наук была реорганизована в Научно-исследовательский институт психоневрологи и на длительное время антропологические исследования были прекращены. Обследования населения отдельных районов поводились в сравнительном плане сходства-различия с соседними народами. Отдельные западные районы Беларуси исследовали польские антропологи Я. Мыдлярский и Ю.Д. Талько-Гринцевич. В 1932 году известный московский антрополог Г.Ф. Дебец опубликовал палеоантропологические данные по средневековому населению Беларуси.

В послевоенные годы наиболее значительным антропологическим исследованием было охвачено население Полесья. В 1953 году экспедиция под руководством ведущего московского антрополога В.В. Бунака работала в 13 районах южной Беларуси. Обследование проводилось по общепринятой расовой программе, были описаны различия между населением южных и северных районов республики. В.В. Бунак отнес население южных районов к антропологическим типам карпатско-днестровской зоны, а население северных районов к балтийской зоне (Бунак, 1956).Одновременно с этой работой были опубликованы результаты исследований Прибалтийской комплексной экспедиции, которая охватила исследованиями также население западных и северо-западных районов Беларуси. Участник этой экспедиции М.В. Витов дополнительно собрал обширные антропологические данные по многим районам Беларуси. По расовой программе он обследовал мужчин, так как у мужчин расовые черты наиболее выражены. Всего было изучено 1500 мужчин в южных и северных районах республики. Данные, полученные М.В. Витовым из-за его болезни и преждевременной смерти, не были опубликованы в свое время. Архивные материалы экспедиции М.В. Витова были обобщены Л.И. Тегако под руководством В.П. Алексеева и увидели свет в 1994 году.

В пограничных с Украиной районах проводил исследования В.Д. Дяченко, сравнительные данные опубликованы в книге «Антропологiчный склад украiнського народу».

Начиная с 1965 года в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, при содействии отдела антропологии Института этнографии АН СССР и Института антропологии МГУ была начата подготовка антропологических кадров для республики. Исследованиями было охвачено современное и древнее население. Начиная с 1975 года в республике проводятся комплексные антропологические исследования, включающие антропометрические (расовые и соматические признаки), дерматоглифические, изосерологические, одонтологические и другие. Выявлена географическая направленность в вариациях морфофизиологических признаков и выделены комплексы их на территории Полесья и Поозерья. Результаты исследований интерпретированы с точки зрения исторических процессов и опубликованы в ряде монографий: «Очерки по антропологи Белоруссии» (1976), «Антропология Белорусского Полесья (демография, этническая история и генетика)» (1978), «Биологическое и социальное в формировании антропологических особенностей (по данным исследования населения Поозерья)», (1981), «Дерматоглифика населения Белоруссии» (1989).

В 1990 году в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора был создан отдел антропологии и экологи во главе с Л.И. Тегако. Чрезвычайная напряженность механизмов взаимодействия человека и среды обитания после аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году привела к изменению различных биологических показателей и генодемографческой структуры популяций. При этом усилились миграционные процессы, снизилась рождаемость, возросли заболеваемость и смертность. В связи с необходимостью изучения адаптационных возможностей организма человека и механизмов его устойчивости к длительному воздействию различных доз ионизирующих излучений в сочетании с другими неблагоприятными факторами среды. В отделе антропологии были разработаны экологические программы и начато изучение биокультурной адаптации человека. Эта тематика неоднократно получала поддержку Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, а результаты работы в 1998 г. были отмечены Государственной премией Республики Беларусь.

Проблема взаимодействия и взаимоотношения человека и окружающей среды была и остается наиболее актуальной для современных наук о человеке. В связи с этим, одной из фундаментальных задач антропологических исследований является изучение процессов роста и развития у детей и подростков в социальном, экологическом и временном аспектах.

Соматическое развитие и половое созревание, в силу своей экосенситивности, могут рассматриваться как основные показатели уровня здоровья населения, качества среды, а также чувствительный индикатор происходящих социально-экономических изменений. Изучение некоторых генетических характеристик популяций дает возможность объективно оценить потенциал адаптивности подрастающего поколения как закономерный результат воздействия условий окружающей среды.

Проведение подобных обследований представляется особенно актуальным на современном этапе взаимоотношений человека и среды, в условиях усиления воздействия на организм человека экологического стресса. Исследования, проводимые белорусскими антропологами, направлены на осуществление мониторинга за показателями роста и развития детей в регионах радиационного контроля и эндемичных районах Республики Беларусь, на выявление специфики ростовых процессов в зависимости от воздействия на них этнических, экологических, социальных и временных (диахронных) факторов.

Уникальность исследований состоит в том, что они направлены на изучение механизмов адаптации к меняющимся экологическим условиям, сложившимся в Республике Беларусь. Работа проводятся с учетом техногенной нагрузки – обследованы городские и сельские популяции. Программа исследования, проводимого сотрудниками отдела антропологии и экологии, позволяет проследить динамику особенностей процессов роста и полового созревания детей и подростков в условиях социокультурных изменений.

Мониторинг показателей роста и развития детей и подростков проводится во всех странах мира. В связи со специфическими факторами, влияющими на характер ростовых процессов, возникает необходимость постоянного обновления ауксологических данных и разработки локальных, приуроченных к конкретным группам населения стандартов физического развития. Одной из важнейших проблем в современной мировой антропологии по-прежнему остается проблема акселерации, или направления эпохальных изменений в характере роста и развития. Динамическое наблюдение за проживающими в районах радиационного контроля и эндемичных регионах Республики Беларусь биологическим статусом детей и подростков позволяет оценить уровень соматического развития на фоне соответствующих сравнительных данных, показать влияние средовых факторов на реализацию программы индивидуального развития, вывить специфику адаптивных процессов в популяциях. Результаты комплексных антропологических исследований, выполненных на территории Беларуси в постчернобыльский период, обобщены и опубликованы в монографиях: «Экологические изменения и биокультурная адаптация человека» (1996), Беларусы. Антрапалогія. Т. 9 (2006). На представленном материале проанализированы показатели физического развития и особенности процессов роста у детей и подростков в различных антропоэкологических зонах республики. С позиций конституциональной типологии осуществлена оценка психоэмоциональной адаптивности и уровня физического здоровья. Рассмотрена изменчивость дерматоглифических показателей с учетом функциональной асимметрии. Впервые в экологическом плане представлены некоторые структурные особенности скелета древнего населения.

Научная работа в отделе антропологии и экологии Государственного научного учреждения «Институт истории НАН Беларуси» в настоящее время проводится в соответствии с приоритетными направлениями отечественной и зарубежной науки, чему способствуют регулярные контакты с зарубежными коллегами, участие в совместных проектах, а также членство в Международном научном антропологическом сообществе – Европейской антропологической ассоциации (ЕАА). Наряду с научными исследованиями сотрудники отдела уделяют большое внимание разработке программ и курсов по интегративной антропологии, изданию учебников и учебных пособий.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.