Темы для рефератов и сообщений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Темы для рефератов и сообщений

2021-04-18 104
Темы для рефератов и сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Экспериментальные исследования темперамента.

2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Темперамент и способности.

4. Темперамент и успешность обучения.

 

Задачи

1. Определите тип темперамента школьника по психолого–педагогической характеристике:

Вася Ф., ученик четвёртого класса. Весёлый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на классном собрании Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После собрания они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего пожелал, а ты драться». До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Поручения Вася часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику ему нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через два дня у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

Что можно посоветовать родителям и учителям в воспитании этого школьника?

2. Определите тип темперамента учительницы. В чём своеобразие её индивидуального стиля деятельности? Какие особенности темперамента повлияли на формирование данного стиля?

Учительница Ф.Ю. на внешние впечатление реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица практически одинаковое, независимо от того. даёт ли она задание или делает замечание, слушает ли весёлую историю или серьёзный вопрос. Смеётся редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; её спрашивают – она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные, типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, что скука на уроках русского языка в 6-7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, например, что для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при весёлой активности учеников. Все оживлены, кроме учительницы, которая сама создала это оживление. [4]

Приведите подобные примеры влияния темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной деятельности.

Упражнения

1. Найдите описания людей с ярко выраженными свойствами и типами темперамента в художественной литературе, кино и т.п.

2. Попробуйте нарисовать шаржи, карикатуры, схематические изображения обладателей различных типов темперамента, которые будут отражать их достоинства и недостатки.

 

Практикум

1. Понаблюдайте за поведением 2-3 студентов на лекциях, семинарах и внеучебное время с целью определения свойственного им темперамента. Обратите внимание на следующие показатели: 1) продолжительность работы без перерывов и отвлечений; 2) влияние помех (каких) на концентрацию внимания при выполнении задания; 3) способы преодоление утомления; 4) проявление эмоций и чувств (особенно реакция на успех и неудачу); 5) реакция на трудности; 6) отношение к репликам и замечаниям преподавателя и других студентов; 7) скорость включения в деятельность; 8) особенности переключения с одной деятельности на другую; 9) быстрота смены эмоций. [1]

Проведите наблюдения в течении 2-3 недель. Зафиксируйте наиболее типичные реакции по каждому показателю в учебной и не учебной деятельности. Сделайте вывод о доминирующем темпераменте каждого студента и его индивидуальном стиле деятельности.

2. Для исследования некоторых свойств нервной системы используйте теппинг–тест Е.П. Ильина. Вам понадобится помощь товарища, который будет либо экспериментатором либо испытуемым.

Стандартный лист белой бумаги разделите на 6 равных прямоугольников (по 3 в ряд). Пронумеруйте прямоугольники по часовой стрелке.

Инструкция испытуемому: «По команде экспериментатора начинайте проставлять точки (с максимальной скоростью) в первом квадрате. По команде экспериментатора «Переход», не прерывая работу, перейдите во второй квадрат и продолжайте ставить точки как можно быстрее (по следующим командам переходите в 3, 4, 5, 6 квадраты по часовой стрелке). Всё время работайте в максимальном для себя темпе. Перед началом работы возьмите карандаш и поставьте его перед первым квадратом. Приготовьтесь. Начали».

Экспериментатор подаёт команду «Начали», а затем по истечении 5 секунд даёт команду: «Переход». По истечении 5 секунд с начала работы в шестом квадрате (через 30 секунд после начала опыта) он даёт команду: «Стоп».

По завершении опыта подсчитайте количество точек в каждом квадрате. Постройте график работоспособности: на оси абсцисс (X) отложить номер квадрата, а на оси ординат (Y) – количество точек в каждом квадрате. (Интерпретация графика будет дана на практическом занятии).

Литература

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М., 1992.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М., 1990.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В.Равич–Щербо. – М., 1988.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., 1979.

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. – М., 1992.

Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1982

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

ТЕМА 7. ХАРАКТЕР

 

Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера. Характер и образ жизни человека: проблема национального, социального, профессионального характера. Характер и направленность личности. Структура характера и симптомокомплексы свойств. Типологии характера. Проблема нормы и патологии характера. Акцентуации характера. Особенности формирования, воспитания и самовоспитания характера.

Вопросы для обсуждения

1. Темперамент, характер, личность.

2. Характер и способности.

3. Типологии акцентуаций характера.

4. Формирование характера в педагогическом процессе.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Типология характера по К.Г. Юнгу.

2. Социальный характер по Э. Фромму.

3. Проблема методов диагностики и исследования характера.

4. Акцентуации характера и психопатии.

 

Задачи

1. Определите, какие из перечисленных ниже особенностей относятся к темпераменту, а какие – к характеру человека.. Обоснуйте ответ:  а) характеризует человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний;

б) практически не поддаётся изменению под действием воспитания; в) закрепляется в привычных способах поведения; г) определяет стиль и темп деятельности; д) формируется под воздействием социального, культурного, национального окружения человека; е) выражает отношение человека к окружающему миру, другим, себе; ж) в большей степени зависит от биологических, наследственных факторов. [7]

2.Студентка-практикантка, составляя психологическую характеристику ученика, написала о нём: «Юра – черноглазый, небольшого роста мальчик. Ему 12 лет. Учится с интересом, особенно на предметах математического цикла. На всех уроках ведёт себя тихо, организованно. Всегда одевает один и тот же костюмчик…Товарищи о нём отзываются хорошо…» [4]

Проанализируйте этот отрывок и укажите какие черты характера ученика назвала студентка. А какие особенности ученика, названные студенткой, нельзя отнести к чертам характера и почему?

Упражнения

1. Попробуйте нарисовать или схематически изобразить людей с различными акцентуациями или ярко выраженными чертами характера (можно подобрать изображения из газет и журналов)

2. Опишите несколько конкретных примеров влияния определённых черт характера учащегося на эффективность (неэффективность) его учебной деятельности.

 

Практикум

Оцените самих себя (или предложите сделать это испытуемому) по специально отобранным чертам характера и особенностям личности. На каждой из приводимых ниже 21 шкале отметьте одно значение, которое наиболее отвечает вашему мнению о себе. «3» - максимальная выраженность качества, «1» – минимальная, «0» – промежуточное положение между полюсами шкалы (эту оценку используйте в крайнем случае, не более 1-2 раз).

1. Обаятельный        3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный

2. Слабый                 3 2 1 0 1 2 3 Сильный

3. Разговорчивый     3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый

4. Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный

5. Упрямый               3 2 1 0 1 2 3 Уступчивый

6. Замкнутый            3 2 1 0 1 2 3 Открытый

7. Добрый                 3 2 1 0 1 2 3 Эгоистичный

8. Зависимый            3 2 1 0 1 2 3 Независимый

9. Деятельный          3 2 1 0 1 2 3 Пассивный

10. Чёрствый              3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый

11. Решительный        3 2 1 0 1 2 3 Нерешительный

12. Вялый                   3 2 1 0 1 2 3 Энергичный

13. Справедливый                  3 2 1 0 1 2 3 Несправедливый

14. Расслабленный     3 2 1 0 1 2 3 Напряжённый

15. Суетливый            3 2 1 0 1 2 3 Спокойный

16. Враждебный         3 2 1 0 1 2 3 Дружелюбный

17. Уверенный            3 2 1 0 1 2 3 Неуверенный

18. Нелюдимый          3 2 1 0 1 2 3 Общительный

19. Честный                3 2 1 0 1 2 3 Неискренний

20. Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 Самостоятельный

21. Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 Невозмутимый

 

Подсчёт и интерпретация результатов будет проведена на практическом занятии.

 

Литература

Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: В 2 тт. – М., 1980. – Т. 2. – С.52-103.

Бороздина Л.В. Психология характера. – М., 1997.

Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и гигиене общения. – М., 1987.

Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1998.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов–на–Дону, 1997.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,1983.

Психология и психоанализ характера./ Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998.

Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, А.А. Пузырея. – М., 1982

Рейнвальд Н.И. Личность и характер. – М., 1992.

Юнг К. Психологические типы. – М., 1995.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.